Конспект урока по окружающему миру "Свойства воды"
план-конспект урока по природоведению по теме

Иксанова Гульгена Амирзяновна

Данный конспект предназначен для 3 -го класса. Учитель использует ТСО, групповую, парную работу, что актуально в современном мире.  Дети самостоятельно формулируют учебную задачу, соотрудничают, делятся опытом,защищаютсвою работу, доказывают свое мнение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

УМК «Планета Знаний»

Халиловой Гульгены Амирзяновны,

учителя начальных классов МБОУ СОШ № 78

Тема урока. Свойства воды в жидком состоянии.

Цели урока:

Обучающие: 

  • Сформировать представления о свойствах воды в жидком состоянии.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать устную речь учащихся, совершенствовать культуру речи детей;
  • формировать умение принимать ответственное решение в самостоятельной работе и при совместной деятельности в группах.

Воспитательные:  

  • воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;
  • формировать исследовательские умения в практической деятельности;
  • развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать умение принимать ответственное решение в самостоятельной работе и при совместной деятельности в группах.

   Результаты:
Предметные:

  • умение выделять свойства воды;

Метапредметные:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • использовать установленные правила для регуляции своего действия;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • предлагать помощь и сотрудничество.

Личностные:

  •  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру;
  • мотивация учебной деятельности
  • уважительное отношение к иному мнению;

Оборудование:

  • презентация «Свойства воды»;
  •  ватман,  маркеры, карточки с выводами;
  • карточки  исследований;
  • бланки отчётов;
  • на каждой парте стакан с чистой питьевой водой, стакан с молоком, сахар, речной песок, подсолнечное масло, краски акварельные,  пустой стакан, бусинки, выписка  из толкового словаря.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель
– Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут  Гульгена  Амирзяновна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Предлагаю вам небольшое исследование. Что будет предметом исследования? Решите сами, просмотрев фрагмент из        фильма.         (Видеофильм)
Учитель
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Что станет объектом нашего исследования?

Дети
- Речь на уроке пойдет о воде. (Слайд 1)

Учитель
- Постарайтесь определить учебную цель нашего урока.

Дети
- Путем исследования получить новые знания о воде.

Учитель

-Правильно, ребята. Мне вспомнились слова автора произведения « Маленький принц» Антуана де Сент – Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь…»

-Согласны ли вы со словами автора? (Ответы детей)

II. Актуализация знаний

Учитель
- Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе.
- Что происходит с растениями, если их не поливать? (
Слайд 2)

Дети
- Растения увядают, погибают.

Учитель
- Что происходит с человеком, животными без воды?

Дети
- Они умирают.

Учитель
– Какое значение имеет вода для живых организмов?  

Дети

-  Вода необходима для жизни всех живых организмов.

Учитель 
– Зачем  же нужна вода? Посмотрите на экран и  сделайте вывод. (
 Слайд 3)

Дети
Вода необходима для жизни всех живых организмов.
Вода входит в состав живого организма.
Вода – среда обитания.

Вода  - краса природы.

Учитель

- Правильно, ребята.  С приходом воды появляется жизнь.

Пропала вода – и жизнь становится невозможной. Потому что вода эликсир жизни. (Слайд 4)

III. Постановка проблемы

Послушайте стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. (Слайд 5)

Учитель
- Ребята, перечислите, где же автор стихотворения видит воду?

Дети

В луже, в море, в океане, в кране.

А где еще мы встречаем воду на Земле?

Дети
- Вода в океане, озере, реке, пруде, роднике.

Учитель
Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без         неё         нет        жизни.
- Как вы думаете, что определяет важность, необычность этого вещества? (
Дети затрудняются         ответить)


IV. Выдвижение гипотез

Учитель

– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите на выписку из  Толкового словаря, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь).
- На слайде написаны различные свойства. Давайте из этих свойств попробуем выбрать те, которые будут относиться к воде. (
Слайд 6) (дети определяют какие свойства можно отнести к воде)

Учитель

Мы с вами предположили, что вода обладает…свойствами, мы выдвинули… гипотезу. Как же нам проверить нашу гипотезу? Нам необходимо провести ….(исследование) 

V. Физминутка

Очень всем нужна вода

Делай -  раз, делай – два.

Звери у ручья напились

Вправо влево наклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши.

До чего же день хороший!

Дождик вдруг полил с утра.

За работу нам пора!

VI. Ознакомление с планом исследования,

Учитель

Итак, начинаем наше исследование.  В группе есть руководитель (заполняет бланки отчетов), который распределяет должности: старший научный сотрудник (оформляет отчет), ученый исследователь (проводит опыты), ассистент (помогает).  

– Посмотрите на план вашего исследования. (План написан на доске)

1. Проведение         опыта.
2. Формулирование         вывода.
3. Отчёт о результатах исследования.

VII. Проведение исследования

Учитель

Каждая группа будет проводить опыт.  У вас на столах конверты. В них   инструкция, бланк результатов опыта,  бланк отчета. Если у вас возникают какие то вопросы, обращаетесь ко мне. Итак, проводите опыт, фиксируете результат в бланке, делаете отчет. Потом руководитель из каждой группы будет выступать с отчетом.

VIII Отчёт о результатах исследования

Учитель
-Итак, теперь предоставляется слово руководителям каждой группы.

Молодцы, спасибо.

Учитель
- А сейчас я покажу вам ещё один  опыт. Нальём в пробирку воды и начнем нагревать её пламенем спиртовки. (Пробирка наклонена, нагревается её верхняя часть) Посмотрите, где закипела вода? (Вода закипает на месте нагревания.) Как вы думаете на донышке вода горячая или холодная?

( Приглашаю одного ребенка убедиться  в догадках).

- Как вы думаете, почему верхняя часть пробирки нагрелась, а нижняя всё ещё холодная?

Вывод: Вода плохо проводит тепло.

Учитель 

Итак  наши эксперименты доказали следующие гипотезы:

Вода-…

Вода-…

Вода-…

Вода-…( Слайд 7)

IX  Оформление и презентация плакатов «Вода – это жизнь»

Учитель

- Мы привыкли, что вода наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

 Смею я вам доложить: без воды нам не прожить!

-Значимость воды в жизни человека отразите на плакате « Вода – это жизнь». Ребята, пред вами листы ватмана и цветные картинки. Найдите картинки, которые и подтверждают, что вода это жизнь. Этот плакат поможет нам при изучении следующей темы.        

X Диагностика усвоения новых знаний

- Уважаемые исследователи! Мы проделали огромную работу – ставили опыты, наблюдали, совещались, и как результат – открытые нами свойства воды. ( в конверте лежат карточки и с заданиями и ключ с ответами)

Тестовые задания на проверку усвоения темы.

  1.  Вода растворяет …
  •  все вещества
  • некоторые вещества
  • вообще не растворяет вещества
  1. Вода …
  • текуча, не имеет форму
  • текуча, имеет форму
  1. Какое свойство воды помогает рассмотреть камни на дне реки?
  • текучесть
  • прозрачность
  • сохранять свой объём
  • упругость
  1. Найдите верное свойство воды:
  • вода - прозрачная бесцветная жидкость
  • вода - прозрачная голубая жидкость
  • вода - бесцветная мутная жидкость

(самопроверка)

Если у вас 4 правильных ответа – умнички, 3 – хорошо, 2 – быть более внимательными, повторить материал урока.

XI         Подведение         итогов.

Учитель 

– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Получить новые знания  о воде и её свойствах).  

- Вспомним, какой вопрос вызвал у вас затруднение при ответе? (Что определяет важность,         необычность         воды?) (написано на доске)

- Что         помогло        нам  ответить на этот вопрос? ( наши исследования, опыты).
XII. Рефлексия

Учитель 

-Вспомните, какую гипотезу мы выдвинули? Мы провели исследование. Давайте посмотрим, правильно ли мы определили свойства воды? Не добавили ли мы лишнее? Или мы может какое - то оставили? ( опираясь на показанный учителем опыт, дети добавляют свойство) « Вода плохо проводит тепло» ( Слайд 8)

- Продолжите несколько фраз на выбор ( начало фраз записаны на обороте доски):

  • Я открыл для себя…
  • Было непросто…
  • Я добился…
  • У меня получилось...
  • Хотелось бы…
  • Мне запомнилось…
  • Я попробую…

XШ. Домашнее задание

Учитель

– Посмотрите на слайд, догадайтесь, какая пословица записана «Вода камень точит» (Слайд 9) (часть пословицы закрыта)  Как вы думаете, почему так говорят?

-Дети

-Вода нужна всем живым существам на Земле.

Учитель

-Да ребята, правильно, роль воды очень высока. И период 2005 -2015 г объявлен Международным десятилетием действий « Вода для жизни». Это должно напомнить всем жителям Земли об огромной важности воды для поддержания жизни на нашей планете. «Вода- источник жизни», «Символ жизни на Земле – ВОДА».

-Для работы дома предлагаю следующее задание: нужно вспомнить или найти в «Словаре русских пословиц, поговорок и крылатых выражений» 3 пословицы о воде и объяснить их значение.

Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, что знания, полученные на уроке,  пригодятся вам в жизни

Бланк результатов опыта №1

Вещество

Свойства

Есть

 (да)  

Нет

   

Вода

цвет

Молоко

прозрачность

текучесть

имеет ли форму

является ли растворителем

Бланк результатов опыта № 2

Вещество

Свойства

Есть

 (да)  

Нет

   

Вода

цвет

прозрачность

текучесть

имеет ли форму

является ли растворителем

Бланк результатов опыта №3

Вещество

Свойства

Есть

 (да)  

Нет

   

Растительное масло

является ли растворителем

Речной песок

Сахарный песок

Акварельные краски

Тестовые задания на проверку усвоения темы.

1. Вода растворяет …

  •  все вещества
  • некоторые вещества
  • вообще не растворяет вещества

2. Вода …

  • текуча, не имеет форму
  • текуча, имеет форму

     3.Какое свойство воды помогает рассмотреть камни на дне реки?

  • текучесть
  • прозрачность
  • сохранять свой объём
  • упругость
  1. Найдите верное свойство воды:
  • вода - прозрачная бесцветная жидкость
  • вода - прозрачная голубая жидкость
  • вода - бесцветная мутная жидкость

Бланк отчета № 1

Вода __________________.  Вода  ____  ______________  цвета.

Где человек использует это свойство?

Бланк отчета № 2

Вода __________________. Вода _____ _______________ формы.

Где человек использует это свойство?

Бланк отчета № 3

В воде одни вещества __________________, а другие _____________. Вода __________________    _____________________  веществ.

Где человек использует это свойство?

План инструкции

           Опыт №1. 
Перед вами 2 стаканчика. В них бусинки  красного,  синего, зеленого цвета. В один стакан налейте  воду, в другой  - молоко. В каком из стаканчиков бусинки  видны, а в каком нет? Почему? Результаты опыта занесите в бланк.

План инструкции

Опыт  №2.  
У вас на столах разные сосуды наполненные водой.

  • Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло.
  • Что наблюдаете сделайте вывод.
  • Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд.
  • Что происходит с формой воды?
  • Сделайте вывод.
  • Результаты опыта занесите в бланк.

         

План инструкции

          Опыт         №3. 
Перед вами четыре стакана. В первом - речной песок, во втором - сахарный песок, в третьем - акварельная краска, в четвертом - растительное масло. Добавьте в каждый стакан воду. Какие изменения произошли? Результаты опыта занесите в бланк.

Тестовые задания на проверку усвоения темы.

1. Вода растворяет …

  •  все вещества
  • некоторые вещества
  • вообще не растворяет вещества

2. Вода …

  • текуча, не имеет форму
  • текуча, имеет форму

3.Какое свойство воды помогает рассмотреть камни на дне реки?

  • текучесть
  • прозрачность
  • сохранять свой объём
  • упругость

4.Найдите верное свойство воды:

  • вода - прозрачная бесцветная жидкость
  • вода - прозрачная голубая жидкость
  • вода - бесцветная мутная жидкость

Тестовые задания на проверку усвоения темы.

1. Вода растворяет …

  •  все вещества
  • некоторые вещества
  • вообще не растворяет вещества

2. Вода …

  • текуча, не имеет форму
  • текуча, имеет форму

     3.Какое свойство воды помогает рассмотреть камни на дне реки?

  • текучесть
  • прозрачность
  • сохранять свой объём
  • упругость

4.Найдите верное свойство воды:

  • вода - прозрачная бесцветная жидкость
  • вода - прозрачная голубая жидкость
  • вода - бесцветная мутная жидкость

Тестовые задания на проверку усвоения темы.

1. Вода растворяет …

  •  все вещества
  • некоторые вещества
  • вообще не растворяет вещества

2. Вода …

  • текуча, не имеет форму
  • текуча, имеет форму

3.Какое свойство воды помогает рассмотреть камни на дне реки?

  • текучесть
  • прозрачность
  • сохранять свой объём
  • упругость

4.Найдите верное свойство воды:

  • вода - прозрачная бесцветная жидкость
  • вода - прозрачная голубая жидкость
  • вода - бесцветная мутная жидкость

        

СВОЕОБРАЗНЫЙ  1.  Отличный от других, не похожий

на  обычное, оригинальный.  С. человек. Своеобразная  красота.  Своеобразная

мысль.  2. В чем-то сходный  с кем-чем-нибудь  по  своим  качествам,

особенностям,  нечто  вроде,  своего  рода.  Этот  человек  стал  среди  нас

своеобразным учителем  и  даже судьей.  

         

        СВОЙСТВО   Качество,  признак,  составляющий   отличительную особенность  чего-нибудь.  

             СВЫШЕ  По предписанию  с. 2. нареч. По религиозным представлениям: с небес,

от Бога.  3.  чего, предлог с род. п. Больше, сверх какой-н. меры. Приехало

с. ста человек. С. сил (сверх чьих-н. возможностей).

             СВЯЗАННЫЙ  1. Затрудненный,  не свободный.  Связанные

движения. Связанная речь. 2.  поля. ф. Такой, проявление к-рого  обусловлено

чем-н.

        СВЯТЕЙШИЙ  Составная часть титула некоторых патриархов, а также Папы Римского. * Святейший Синод - то же, что Синод.

СВОЕОБРАЗНЫЙ  1.  Отличный от других, не похожий

на  обычное, оригинальный.  С. человек. Своеобразная  красота.  Своеобразная

мысль.  2. В чем-то сходный  с кем-чем-нибудь  по  своим  качествам,

особенностям,  нечто  вроде,  своего  рода.  Этот  человек  стал  среди  нас

своеобразным учителем  и  даже судьей.  

        СВОЗ, СВОЗИТЬ 1 см. свезти.

         

        СВОЙСТВО   Качество,  признак,  составляющий   отличительную особенность  чего-нибудь.  

             СВЫШЕ  По предписанию  с. 2. нареч. По религиозным представлениям: с небес,

от Бога.  3.  чего, предлог с род. п. Больше, сверх какой-н. меры. Приехало

с. ста человек. С. сил (сверх чьих-н. возможностей).

             СВЯЗАННЫЙ  1. Затрудненный,  не свободный.  Связанные

движения. Связанная речь. 2.  поля. ф. Такой, проявление к-рого  обусловлено чего либо.

        СВЯТЕЙШИЙ  Составная часть титула некоторых патриархов, а также Папы Римского. * Святейший Синод - то же, что Синод.

Руководитель

заполняет бланки результатов

Старший научный сотрудник 

оформляет отчет

Ученый исследователь

проводит опыты

Ассистенты

помогают

Руководитель

заполняет бланки результатов

Старший научный сотрудник 

оформляет отчет

Ученый исследователь

проводит опыты

Ассистенты

помогают

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Охрана окружающей среды".

План – конспект урока английского языка на тему: «Мы в ответе за нашу планету»...

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Замечательное вещество - вода"

Учащиеся познакомятся на уроке со свойствами воды, проведут исследование некоторых физических свойств воды. К уроку разработана интересная презентация, лабораторный журнал, который учащиеся заполняют ...

Конспект урока по окружающему миру :Вода.Свойства воды"

Данная тема может быть использована на уроках окружающего мира в начальных классах. 1.Вода-основное богатство на свете. 2.Три состояния воды. 3.Основные свойства воды. Учебный предмет :окружаю...

Конспект урока по окружающему миру. Охрана окружающей среды

Конспект урока по окружающиму миру в 5 классе. Охрана окружающей среды....