Экологическое воспитание школьников
материал по биологии по теме

Паскарь Елена Вячеславовна

 

     Сегодня экологическое образование и  воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром. 

     Реферат  по данной теме освещает:

- экологические проблемы современности;

-основы формирования экологической культуры учащихся и программу экологического воспитания, его разнообразие;

- работу Михневской средней школы по экологическому воспитанию школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitenie_shkolnikov.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ «Михневская средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ

ШКОЛЬНИКОВ

                                                                               

                                                                                Учитель экологии и биологии

                                                                         Паскарь Елена Вячеславовна

п. Михнево

2010 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..............3

Глава I. Экологическая проблема  как одна из глобальных

               проблем   современности…………………………………………………5

Глава II.Сущность экологического воспитания………………………….………..8

              2.1.Основы формирования экологической культуры

                    учащихся………………………………………………………………..8
            2.2. Программа экологического воспитания……………………………12
            2.3.Многообразие экологического воспитания ……..…13
Глава III. Работа школы по экологическому воспитанию школьников………21
Заключение…………………………………………………………………….........28 Литература

Введение.

                                                            «О, Светло светлая  и красно украшенная

                                                                                                           земля Русская!

                                                                           Многими красотами дивишь ты:

                                                                                 озерами многими дивишь ты,

                                                              реками и  источниками месточтимыми

                                                                 городами великими, селами дивными…

                                                                     всего ты исполнена, земля Русская!»

/ « Слово о погибели Русской земли»/

     История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает в себя:

- загрязнение биосферы;

-изменение физических, химических, биологических качеств нашей планеты;

- изменение экосистем и ухудшение здоровья человека.

     Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло  необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности.

     Долгое время глобальные экологические проблемы просто замалчивались. Знали о низ только специалисты, и то не все. А сегодня мы отмечаем, что экологическая обстановка в стране, в том числе и в нашей Московской области, является кризисной. В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения. Поскольку действенность любых мер по защите природы определяется человеком, то их осуществление невозможно чисто экономическим и техническим путем - требуется изменение нравственного и этического отношения к природе.

     Выбранную мною тему реферата «Экологическое воспитание школьников» считаю актуальной в современных условиях развития общества, потому что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в стране и  находится в прямой зависимости от экологического воспитания человека.

     Сегодня экологическое образование и  воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром.  

     Реферат написан на 28 страницах и  по данной теме освещает:

- экологические проблемы современности (глава I);

-основы формирования экологической культуры учащихся и программу экологического воспитания, его разнообразие (глава II);

- работу Михневской средней школы по экологическому воспитанию школьников ( главаIII).

     С 2000года в  школьных программах элементы экологического

образования введены практически во все учебные предметы. А  отдельные предметы учебного плана - окружающий мир (в начальной школе), экология- в среднем звене, элективные курсы по экологии в старшей школе позволяют формировать экологическое сознание и культуру учащихся.

     Я уверена, что выпускники школ, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что будущем  может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

     

Глава I. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем   современности.

     С начала 70-х годов  прошлого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стали оформляться новая наука – экология и  экологическая культура. В  нашей стране в периодической печати, журналах стали появляться научные статьи, посвященные глобальным экологическим проблемам, которые имели вес и широко обсуждались в обществе. Сегодня интерес  к данным проблемам как к чему-то совершенно новому, необычному, таящему серьезную угрозу всему живому на Земле, постепенно утратил первоначальную остроту.

Во-первых, на это повлияла информация о надвигающихся опасностях, которая неизменно повторялась на протяжении многих десятилетий, и, в конце концов, люди устали ее воспринимать.

 Во-вторых, ряд прогнозов, предрекающих скорое наступление кризисов и катаклизмов, не оправдался.

В-третьих, основные формы и методы исследований  экологических проблем были разработаны к середине 70-х годов. Они совершенствовались, обеспечивали получение новых результатов, но эти результаты были лишены сенсационности.

В-четвертых, для того, чтобы эффективно решать глобальные проблемы потребовалось разделение знаний, специализация и проведение исследований в рамках отдельных наук, что усложнило взаимодействие, как самих наук, так и специалистов, их представляющих.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что первостепенность значения глобальных проблем  сегодня все больше вызывает сомнения у людей с обыденным сознанием.

    А между тем, во всем мире отмечено истощение подземных вод, осушение верховых болот, гибель многих рек из-за уничтожения лесных массивов, возникла серьезная проблема загрязнения поверхностных и подземных вод. В нашей стране районах Сибири реки загрязняются из-за нефтепроводов. Ухудшилось качество воды в Волге, Днепре, Доне. Ухудшается состояние вод из-за стоков близлежащих предприятий  в закрытых водоемах (постепенно гибнет жемчужина наших озер - озеро Байкал).

      Загрязняются моря. В Каспии загрязнение превышает норму в 10

раз, в Балтийском  - в 5 раз, в Черном - в 25 раз.

    Промышленность выбрасывает в атмосферу миллионы тонн двуокиси серы и окислов азота. В результате при соприкосновении с парами воды образуются кислотные дожди и кислотные туманы, последние более опасны. Они уничтожают все живое в водоемах, оказывают вредное влияние на людей, животных, растительность, приводят к усыханию лесов. Ежегодно в стране усыхает более 600 тысяч га леса. Наш лес значительно пострадал и от планов по лесозаготовкам. В центральной России уничтожены хвойные леса, в западных регионах исчерпан резерв промышленных лесов. Это вызывает кардинальные изменения климата, воздушного и водного режима, состояния почв. Исчезают наиболее уязвимые виды животных и растений, те которые не могут приспособиться к изменяющимся условиям биосферы.

    Состояние почвенного покрова Земли также вызывает серьезную тревогу. Если политика обработки почв не изменится, то  мы безвозвратно потеряем 1/3 имеющихся сегодня земель. В нашей стране 22% всех почв подвержены эрозии.

Быстрый рост населения Земного шара, урбанизация, увеличивающаяся миграция  происходит в условиях все большего загрязнения биосферы. В результате возникает сложная проблема сохранения здоровья населения. Среда обитания людей сильно изменилась в худшую сторону. Значительная доля химикатов попадает в организм человека.

Возможности приспособляемости организма к окружающей среде не беспредельны. Ученые считают, что они уже исчерпаны. В мире появляются новые болезни, известные болезни приобретают новый, необычный характер. Возрастает количество хронических болезней, что служит накоплению нарушений в генофонде человечества. На сегодня снижение смертности и рост продолжительности жизни достигнуты не путем увеличения жизнестойкости организма, а широким использованием средств внешней защиты. Растет зависимость человека от медицинской помощи.

В чем же причина создавшейся бедственной экологической ситуации?

Первопричина заключается в том, что общество исчерпало резервы, на которых оно строилось. Но все же оно продолжает давить на природные системы. И это приводит к необратимым последствиям, ставит перед лицом гибели цивилизации. Отношение современного человека к природе недостаточно включается в сферу деятельности морального сознания. Долг не осознается как нравственный долг. Нанесение повсеместного ущерба природе не вызывает чувство вины.

     А между тем, чтобы сохранить человечество, растительный и животный мир, окружающую среду для потомков, обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. Этого можно достичь  только воспитанием, формируя личность на базе нового мышления.

 Глава II. Сущность экологического воспитания.

2.1. Основы формирования экологической культуры  учащихся.

                                                               Экология- наука будущего, и, возможно,

                                                                           само существование человека на

                                                             планете будет зависеть от ее прогресса.

                                                                                                                           Ф.Дре

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Экология как наука давно переросла рамки сугубо естественной науки, дочери биологии. Сейчас экология динамично развивается: оказывает влияние на многие науки, проникает в сферу искусства, меняет мировоззрение людей…

И конечно, она немыслима без  экологического воспитания. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно — это составная часть нравственного воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода —морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и, наконец, голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

     В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда,  его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.

     Несомненно, экологическое воспитание очень тесно связано с социальным воспитанием, а оно, в свою очередь с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на маленького человечка в процессе формирования личности влияют:

- природа и родной язык;

- общение в семье, в школе,окружающая среда;

- его деятельность;

- средства массовой информации, искусство и литература;

- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

    Психологами и педагогами разработаны основные принципы социального воспитания:

1.Принцип природосообразности – изучение задатков,способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности предлагают учет национальной культуры, традиций и родного языка.

2.Принцип гуманности - основан на признании индивидуальности каждого подростка.

3. Принцип социальной ответственности общества за реализацию личности в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.

     В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.

     Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. 

     Итак, экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности.  Можно сказать, что «экологическая культура» - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.  Основными компонентами экологической культуры личности являются:

   - знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;

 - интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;

- чувства нравственные  и эстетические;

- позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;

 - мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.)

     Экологически культурная личность должна иметь знания по основным разделам экологии и краеведению:

  1. правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные  ресурсы и т.д.;
  2. о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии таких как: Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
  3. организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и др;
  4. знать природу своего родного края:

- местные природные условия и особенности;

- реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животных, климат и т.д.;

- охраняемые природные объекты;

- животных, птиц местной фауны;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

     Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать последствия человеческой деятельности.

     Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др.,  должно быть оправданным и целесообразным,  включать:

  1. соблюдение параметров более высокого порядка – эмоциональность, рациональность в отношении к природе;
  2. обобщение или избирательность;
  3. сознательное или несознательное отношение к явлениям в природе.

     Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования является то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации».

     Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования,  пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных  богатств.

      Я считаю, чтобы эти аспекты превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.            

     Отношение ребенка к окружающей  среде определяют три фактора:

1. непосредственное познание природы;

2. школьное экологическое воспитание;

3. средства массовой информации.

     Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний, где важное место имеет начальная школа, являющаяся  начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.

2.2. Программа экологического воспитания

     На такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Экологическая ответственность за окружающий нас мир напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с гуманным отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

      «В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ была утверждена национальная программа экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики, выработанные
ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ.
 Под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Главная цель экологического воспитания школьников – формирование экологической культуры, мировоззрения и сознания на основе принципов:

1.гуманизации - развитие у детей оправданных нравственно - экологических норм поведения, воспитания доброты, сочувствия, справедливости, отзывчивости, сострадания, гражданской ответственности через активные природоохранные действия, самостоятельную исследовательскую работу;

2. заинтересованности детей - предполагает разработку содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, стимулирующего возникновение мотивации к познанию и самооценке в процессе деятельности;

3. комплексности - предполагает использование всего арсенала педагогических методов и приемов, позволяющих полностью раскрыть содержание предмета;

4. непрерывности и преемственности исходят из необходимости постепенного наращивания экологических знаний и передачи информации от старших к младшим;

5. наглядности - наиболее ярко реализуется на экологической тропе, так как природные объекты и комплексы дают возможность познакомить детей с важнейшими природными  процессами, экологическими связями, взаимодействием человека и природы.

6.  региональности - исходит из целесообразности экологического воспитания и образования на примере места проживания учащихся. Способствует изучению истории и культуры родного края, в наибольшей степени  воздействует на эмоциональное восприятие материала, способствует развитию внутреннего чувства ответственности за состояние окружающей среды.  

 2.3. Многообразие экологического воспитания

     В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы.

     Определяя   сущность   экологического   воспитания,   необходимо выделить особенности этого процесса,  таких как:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование     убеждений     в     необходимости     экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

     Немалую роль в этом играет этнопедагогика, т.е. народная педагогика,  которая способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного подрастающему поколению.

Этнопедагогику можно  в целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания.

     В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

     Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов– профессионалов.

    Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих  способностей.

 Так, она оказывается:

- объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее;

-объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома;

-реальным пространством, где протекает деятельность;

-окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях;

-объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее в  образе в самодеятельном искусстве.

     Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности,   школа организует трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы.  Работая с детьми, я каждый раз убеждаюсь, что на формирование сознания  учащихся в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего - это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение, целенаправленные действия педагога.

     Как можно показать красоту и величие того края, где мы живем, тех земель, которые обрабатываем, те места, которые любим?... Конечно, на собственном примере и примере своих предков.

Н. Рерих писал:

... « Россия не только государство…. Она сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не легла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия- это бесконечные снега, под которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин; снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.

Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в ее глухих недрах.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой угасшей наследницы Рима- Византии, второго Рима».

      Не думаю, что после такой красоты, переданной нам потомками, подростку  захочется уничтожить дерево, бросить бутылку в родник.

          Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать:

  • свойства и явления естественной среды;
  • отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно – эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться об ее сбережении;
  • отношения школьников к природе – это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно-ценными отношениями и действиями. Формирование у детей положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом.

     От учителя во многом зависит планирование и организация общественно –полезных действий учеников, которые помогают овладеть коллективными формами деятельности в  природе, выработать продуманные позиции в отношениях со средой, претворить заботу о ней в конкретные дела. Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы во время сельскохозяйственных опытов, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда – это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений. Как известно,  любая деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов, которые имеют определенную структуру, обусловленную внешними (природными объектами), а так же личными интересами школьников, обучением в сочетании с воспитанием.

      Здесь уместно вспомнить сельскохозяйственные работы по уходу за культурными растениями учащимися 5-7 классов на пришкольных участках. где они впервые получают понятие «агробиоценоза - это культурное растительное сообщество: поле с полевыми культурами, огород с овощными, сад с плодовыми деревьями и кустарниками. В нашей школе есть учебно-опытный участок. Работая на нем,  ребята убеждаются в том, что культурные растения, овощные или злаковые нуждаются в защите от сорняков, болезней, вредителей, в постоянной подкормке и окультуривании. На занятиях по обработке почвы,  я показываю, что она не только обладает плодородием, но имея различный состав, структуру, плотность, различную степень увлажнения создает разные экологические условия для произрастания определенной группы растений, приспособленных к жизни в данных условиях.

      Современное сельское хозяйство немыслимо без достаточного обеспечения растений удобрениями. И на уроках экологии есть отведенные часы на получение знаний учащимися о том, когда удобрения приносят пользу выращиваемым растениям, улучшают плодородие почвы, а когда бывают вредными и отрицательно влияют на окружающую среду. Даже так необходимые в жизни растений азотные удобрения могут быть вредными, если их вносить в почву бесконтрольно, избытки этих удобрений, разлагаясь в почве, образуют ядовитые окислы и отравляют окружающую среду, а проникая в грунтовые воды и открытые водоемы, делают их непригодными для питья.

          Огромную роль в экологическом воспитании учащихся играет природоохранительная деятельность, которая определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В нашей школе очень серьезно ведется  краеведческая  работа.  Здесь ребята приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств. В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов ( школьным лесничеством ежегодно высаживается до 40 тыс. елочек в  наделах Ступинского лесхоза), забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Думаю, здесь уместно привести пример охраны детьми двух родников, находящихся на территории поселка Михнево. Один –

«Ключики»,  расположен близ деревни Разиньково,  другой -  на окраине улицы Библиотечной. В обоих родниках была взята проба воды, определен ее химический состав, за родниками осуществляется постоянный уход.            

     Убеждена, что нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды и  связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять природу, готовность к соответствующим практическим действиям.      

       Работая летом на пришкольном участке, наблюдая за насекомыми, опыляющими растения, я задала ребятам вопросы: « Какую пользу  приносят пчелы людям и окружающей среде?», « Что такое прополис?». Затруднение вызвал именно второй вопрос. Тогда мне пришлось рассказать, что прополис- это пчелиный клей, которым пчелы замазывают щели в улье. До сих пор толком неизвестно, откуда берут его пчелы, какие таинственные процессы предшествуют его образованию. Два главных сырьевых источника для приготовления прополиса называют разные исследователи: пыльцу растений и смолистые вещества с коры и почек деревьев: ивы, тополя, сосны, ели, пихты, березы.

     Пчел, собирающих камедь - клейкие выделения растений, наблюдали не раз. Ухватив челюстями кусочек мелкой массы, пчела вытягивает его в нить. Чтобы оторвать ее, взлетает в воздух, через несколько секунд опять садится на прежнее место и коготками снимает нить с челюстей, складывает ее в пыльцевую корзиночку. Так продолжается до тех пор, пока обе корзиночки не будут наполнены липкой массой.

     В улье она сама не вынимает камедь из корзиночки. Это делают ульевые пчелы, вытягивая нить за нитью всю смолу из корзиночек прилетевшей с ней пчелы. Иногда они так сильно тянут клейкие нити, что пчела- сборщица не может на месте удержаться.

     В ранние часы утра пчелы не собирают «сырье для прополиса». В полдень в самую жару, наибольшее их число летает за камедью. Бывает, вечером у вернувшихся с такой ношей пчел, камедь так застывает, что ульевым пчелам не хватает силы вытащить ее из корзиночек. Сборщицам приходится ночевать обремененными грузом. Утром они греются в лучах солнца на прилетной доске. Только в полдень освобождают их пчелы- приемщицы от размякшего в жару клея. ( И.И. Акимушкин). После такого сообщения, несмотря на то, что пчелы больно жалят, у детей возникает чувство бережного отношения к таким насекомым.

    Наблюдая за ребятами  в различных природных условиях, я заметила, что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности учащихся, место жительства, профессия и образование родителей.  Девочки эмоциональней воспринимают ландшафт, мальчики  выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом. В семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у ребят более богатых духовных связей с природой.

     Есть различия в отношении к природе у сельских и городских школьников. Не все в равной мере осознают, каково влияние окружающей среды на их чувства, мысли, отношения к людям.      

     Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание, другого – форма, третьего – орудия труда.  Выводя детей на экскурсии, я обратила внимание, что часть детей охотно интересуется жизнью леса, другая - возможностью побыть в лесу с товарищами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы ребят, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих действий.

Я считаю, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может  тот учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, если он испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму  развития окружающего мира. Развивая средствами природы духовный мир школьников, учитель  закаляет детей физически, формирует их волю и характер, воспитывает коллективизм и патриотизм будущих  хозяев родной земли. Чем бережнее относится к природе сам педагог, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники.

     В структуре деятельности отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые  и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех и других поддается педагогическому контролю и регулированию. В равной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях школьников с природой дел разных видов, разной качественной определенности.

     Огромную роль в формировании экологического сознания играет эстетическое воспитание. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учитель должен вовлекать детей в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Задача учителя - нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. На первый план  следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним. Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического воздействия на восприятия, чувства и суждения учащихся через те виды деятельности, которые связаны более всего с познанием, выявлением потребительских  свойств среды, сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и т.д. Чтобы выявить эстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделать составной частью каждого отдельного дела ознакомление с ними.

      Уходя на экскурсию к роднику  в район деревни Разиньково, ребята получили задание: обследовать пробные площадки, подверженной разной степени вытаптывания на произрастание подорожника, а именно:

1.обочину дороги с захватом участка самой дороги;

2. поляну вблизи дороги;

3. поляну в лесу.

Зная, что в Московской области встречаются три вида подорожника: подорожник большой, подорожник средний и подорожник ланцетолистный, пользуясь описанием морфологических особенностей, ребята установили, что самым распространенным растением на обочине  дороги оказался подорожник большой, так как у него точка роста находится ниже уровня почвы, проводящий пучок листа защищен механическими тканями. На поляне вблизи дороги уютно чувствует себя подорожник средний, так как   его точка роста находится на уровне почвы, проводящий пучок тоже защищен механическими тканями, но эти ткани залегают не сплошным кольцом, а с разрывами. И на поляне в лесу обосновался подорожник ланцетовидный, у которого точка роста находится выше уровня почвы, а проводящий пучок не защищен механическими тканями. Естественно, был сделан вывод, что каждое растение, чтобы выжить находит свою экологическую нишу и, живя в гармонии с окружающей его средой.

 А вот мнение ученика 7 класса после изучения экологии дорог и развития дорожной сети (район трассы Москва- Дон):

« Дороги оказывают большое влияние на окружающую среду. Почвы, отведенные под дороги, изымаются из биологического круговорота. Автомобили, которые ездят по дорогам, выделяют свинец и сернистый газ. Сернистый газ, попадая в почву окисляет ее, снижает плодородие этой почвы, вызывает поражение растений. Свинец, накапливаясь в растениях, является отравляющим веществом для человека и самих растений (свинец обнаруживается в ста метрах от дороги). У дорог состав растений очень беден, в основном это одуванчики и подорожники. Чем дальше от дороги, тем разнообразнее становится растительность, тем эстетичнее смотрится ландшафт».

     Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед учителем встает двуединая задача:

  1. с одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую школьникам красоту природы;
  2. с другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру.

     Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должны участвовать все школьники каждого класса, всех возрастных групп.

          В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.

     В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как, посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристских походах. Престижны освоения местного рельефа, изучение животных, растений, ловля рыбы. Менее ценятся участие в охране природы, уход за деревьями, уборка территорий, зарисовки явлений природы, сбор лекарственных растений.

     В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия выступают любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде, отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов, пение); сбор грибов и ягод, уход за животными. Во многом такая градация связаны с особенностями психофизического развития подростков и юношества.  Здесь педагог призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем они занимаются более, а чем менее охотно.

    Понятно, что результаты эстетического воспитания тогда  успешнее, когда они  тесно связаны не только с общественно важной, но и с предпочитаемой учениками деятельностью, с их избирательными, сознательными, индивидуальными связями с природой.

     На действия, формирующие положительное отношение в воспитании, влияют содержание и форма, задания учителей, возможность его творческого выполнения, принцип коллективизма.
    Часть учащихся наименее восприимчивых к красоте, не редко проявляют при этом интерес к случайным явлениям, некоторые уделяют внимание лишь тому, что само бросается в глаза, и мало всматриваются в детали,  признаки и свойства явлений. Подобные приемы не достаточно ориентируют на выделение главных, существенных признаков, позволяющих оценить явление как красивое или безобразное. Важна стимулирующая роль соревновательного поиска для познания красоты природы. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений, превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. При этом активизируются коллективные стремления к постижению новизны явлений,  красоты, усиливается обмен знаниями, умениями, переживаниями.

     Итак,  эстетическое восприятие природы,  природоохранительные  стремления и действия  не возникают автоматически.  Их формирование требует специальной педагогической работы, комплексного подхода в воспитании: от эстетического познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию. Такая возможность есть в каждой школе. Учителя литературы, музыки и изобразительного искусства быстрее и легче сформируют ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут сочинения о литературном пейзаже, о произведениях живописи и музыки, отражающих природу, совершают экскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры. Частым гостем в школе бывает местная поэтесса Елена Дунаева, чьи стихи - как ключики к душам детей:

                                             « И осенью бывает Новый год…

                                             Игрушки только не из магазина.

                                             В лесу на елях заблестит налет

                                             Из тоненькой прозрачной паутины». (1977г.)

« На прогретой солнышком полянке

Появились желтые цветы.

О, душа, проснись от зимней спячки!..

 Встрепенись от этой красоты!»

     Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей средой.

Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе, могут стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий:

  1. объединение познания, труда и охраны среды в систему, взаимное дополнение эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе;
  2. дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с каждым учебным предметом и возрастной группой школьников;
  3. усиление внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой.

Пример педагога активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к другу.

 Немаловажным в экологическом воспитании учащихся считается индивидуальное консультирование педагогов по вопросам окружающей среды:

 - домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами);

-организации  выставок находок и поделок из природных материалов;-

 -режима игр и отдыха среди природы;

- ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности;

- ухода за природой;

законодательство.

   На  индивидуальные беседы можно приглашать художников, поэтов, писателей, рыболовов охотников, лесничих, юристов и т.д.

Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает процесс преобразования предметных и взаимных связей  в воспитательные отношения и  создает наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.

 Глава III. Работа школы по экологическому воспитанию школьников.

      В соответствии с Программами экологического воспитания, принятых   на федеральном, региональном, муниципальных уровнях в школе с 2000 года ведется активная работа по формированию экологической культуры учащихся как в урочной, так и внеклассной работе при взаимодействии Михневского Детско - юношеского Центра. Разработан и максимально отвечает принципам экологического воспитания и образования проект «Социально- значимый природный объект», куда входят учащиеся  6 - 7классов средней школы. Таким объектом на территории п. Михнево выбран Михневский парк, который расположен в центре поселка и долгое время служил местом отдыха для жителей. Кроме того, на территории парка находится братская могила воинов, погибших в Великую отечественную войну. В настоящее время парк находится не в лучшем состоянии: погибли и вырублены многие деревья, появились заболоченные участки, свалки бытового мусора и валежника. В начале учебного года были проведены исследования территории парка по плану:

1.размер и местонахождение;

2.видовой состав деревьев, кустарников, травянистых растений;

3. выявление затопленных участков, ям, канав, мест свалок  бытового мусора и валежника;

4. составление плана парка;

5. социологический опрос о состоянии парка в 90-е годы прошлого столетия.

Вся  исследовательская работа отслеживается на уроках экологии в 6-7 классах, которая тесно взаимосвязана с прохождением программного материала по методическим разработкам и учебнику А.И.Никишова, В.Н.Кузнецова, Д.Л.Теплова «Экология». Данный предмет рассматривает:

-первоначальные понятия о биосфере;

-среды жизни и приспособления к ним живых организмов;

-взаимоотношения живых организмов;

-естественные и искусственные сообщества живых организмов;

- человек как часть природы.

Школа третий год принимает участие в работе московской областной общественной организации  «Экологический Союз Подмосковья», организовывая  при содействии Михневского ДЮЦ на своей территории областные экологические акции, участвуя в межрегиональных экологических конференциях школьников и учащейся молодежи. Формируется банк данных о состоянии окружающей природы в поселке, природоохранных и природопользовательных учреждениях. Работает при содействии Ступинского лесхоза (директор Харитонов М.Н.) школьное лесничество, школьный кружок « Цветоводство» (рук. Паскарь Е.В.). Традиционными стали конкурсы  по проекту кормушек, «Наши певчие друзья», «О любимом домашнем животном», «Край мой, родной!», « Вторичное использование бытовых отходов», «Голубая планета просит помощи!», «Чистая Земля», «Народный календарь», «Говорят почва – «кожа Земли»», экологическая предметная неделя,  изучается экологическое состояние школьной территории.

Заключение

     Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

   Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.

Литература

1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. –

Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.

4. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.

5. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан –

Удэ, 1990. – 29с.

6. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / -Н.

И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение,

1983. – 303с

7. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М., 1998г.- Концепция и стратегия развития системы экологического образования школьников.

8. Рюкбейль Д.А. Экология и мировоззрение/ программа по экологическому воспитанию и образованию/ - М.: ИСАР, 199

9. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение 1984г.

  10. Вопросы экологического образования и воспитания в учебно-ввоспитательных учреждениях Московской области / сборник документов с кконференции/- 2005г.

111. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. учебное пособие по экологии.-22000г.

112. Экология и развитие личности/ Сборник документов  с конференции/. -1Ступино 2003г.

113. Алексеев В.А., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум

   школьника -  издательство «Учебная литература», 2005г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»

Материал из опыта работы  по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....

Экологическое воспитание школьников на уроках технологии

Экологически чистые продукты играют важную роль в  рационе питания человека, особенно школьника. Рациональное питание - основа здорового растущего организма ребёнка. На уроках технологии, при изу...

Экологическое воспитание школьников

В этой статье рассказывается как можно ввести экологическое воспитание на уроках математики. Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. Заниматьс...

Экологическое воспитание школьников

Представлена программа экологического воспитания школьников...

Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.

История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько п...

"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"

На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....