Научно- исследовательская работа Краеведение в экологическом воспитании школьников.
творческая работа учащихся (литература, 10 класс) на тему

Абакаева Лайсан Камиловна

 

История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько прекрасна наша родная земля, которая окружает нас ежедневно. Не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад по её сохранению и улучшению. Это является основой моей исследовательской работы. 

Современная общеобразовательная школа ведет интенсивную работу по совершенствованию экологического образования, формированию экологического мышления, выработке у школьника активной жизненной позиции. Одним из путей повышения эффективности экологического образования является включение в содержание  урока краеведческих материалов. Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей. Это очень важно, так как учащиеся учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx137.31 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 1

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку!»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  «ЗАКРЫТИЯ»

Автор: Афанасьева    Оксана

ученица  6   класса

МОУ   СОШ   № 1

Руководитель: Брылёва К.А.,

учитель географии

МОУ  СОШ   № 1

2012  г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………стр. 3

Основная часть ……………………………………………………….стр.4

    Географические «закрытия».

    У берегов Антарктиды.

    Как влияет человек.

    Топ-лист.

Заключение…………………………………………………………..стр.7

Список литературы………………………………………………..стр. 8

                    Введение.

    C   шестого   класса мы начали изучать  новый предмет – географию. На  уроках мы много говорили об «географических открытиях».

   Постепенно на карте появлялись всё новые и новые географические объекты, по мере того, как они открывались путешественниками.

   Учитель нам говорил, что сегодня больше нет «белых пятен» на карте мира.

   А мне интересно, если есть «географические открытия», есть ли тогда географические «закрытия».

 

Цель: выяснить, существуют ли географические «закрытия».

 

Гипотеза:  «Если что-то когда-то в мире было открыто (найдено), то закрыть это нельзя».

 

 Задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по данному вопросу.
  2. Найти нужную информацию в сети Интернет.
  3. Сделать вывод.

       Основная часть.

Географические «закрытия».

   Мы как-то привыкли к словосочетанию «географические открытия»: Колумб открыл Америку , русские мореплаватели Лазарев и Беллингаузен – Антарктиду, совсем недавно наши учёные открыли подводные хребты на дне Северного Ледовитого океана, которым дали имена великих русских путешественников. Открытий на Земле сделано было много. Но бывают, оказывается , и географические «закрытия».

      Напрасно на новой географической карте вы будете искать озеро Зайсан , которое когда-то числилось среди крупных озёр нашей страны. Озеро это находилось в Казахстане, в понижении среди отрогов хребтов Южного Алтая и Тарбагатая на высоте почти 400 метров над уровнем океана. Около 100 километров в длину и 30 в ширину – таковы были размеры его поверхности.

-Где же теперь это озеро?

    А оно… утонуло и сейчас находится на дне огромного искусственного водохранилища , которое образовалось на Иртыше , после того как строители возвели на этой реке плотину Бухтарминской гидроэлектростанции.

 

     У берегов   Антарктиды.

  Да, у берегов Антарктиды географические «закрытия» особенно часты. Ледяные берега этого континента смещаются к северу со скоростью от 50 до 500 , а отдельные участки даже до 1000 метров в год . Это непрерывное движение заканчивается обломом части берега и рождением одного или нескольких айсбергов.  Пришлось с карты Антарктиды удалить два острова (Мейсис - Айленд и Суэйнс - Айленд),хотя нанесены на карту впервые они были более 100 лет назад.

    Летая между станциями «Молодежная и «Мирный» , советские лётчики заметили , что большой шельфовый ледник Эймери у Земли Мак – Робертсона сократились в размерах. Съёмка подтвердила , что обломилась часть ледника площадью 11 тысяч квадратных километров . Эта ледяная глыба содержала около 1800 кубических километров воды. С этим обломком уплыл в океан и мыс Эймери ! Данного географического объекта больше нет – он «закрылся».

  Подобные географические «закрытия» произошли с рядом островов в Северном Ледовитом океане. Так, с карты исчезли острова Джиллиса, Земля Андреева , Земля Санникова и некоторые другие. Об этих островах , в частности о Земле Санникова , долгие годы между учёными шли споры . Одни утверждали , что такая земля существует , другие говорили обратное.

   

      Вулканические острова.

     Острова возникают и исчезают не только в Северном Ледовитом океане. На земном шаре известно много загадочных , таинственных островов . Например , около острова Эпи ( Новые Гебриды ) есть остров-призрак. Он регулярно выплывает из воды и затем… исчезает .Площадь этого острова около 1 квадратного километра. Остров не имеет названия, вернее , их у него было много -  при каждом появлении очередной владелец давал ему своё название . Но… остров неизменно скрывался под  водой , чтобы через некоторое время возникнуть снова.

    Подобное происходит и в Средиземном море : в начале XVIII века в результате извержения вулкана возник вулканический остров. Итальянцы  называли его Юлия , англичане – Грекхэм , а испанцы – Фернандес . Пока между этими государствами шёл спор о его принадлежности , остров скрылся в морской пучине . В 1950  году он снова появился , но через некоторое время опять исчез .

  В 1952 году во время извержения подводного вулкана в Тихом океане недалеко от Японских островов появился остров , поверхность которого стала возвышаться над водой на 200 метров. Просуществовав немногим больше года , остров скрылся под водой. И таких примеров можно привести много .

   В 1952 году в Тихом океане недалеко от Японии появился остров, поверхность которого поднялась на 200 метров над морем? Но его даже назвать не успели. Через год он внезапно «утонул».

  Возникновение и исчезновение вулканических островов происходит под действием внутренних сил , скрытых в недрах нашей планеты.

 

    Как влияет человек.

   Но бывают острова, которые могут начать исчезать с лица Земли в результате деятельности человека. Для примера назовём остров Науру .    

   Этот небольшой остров целиком сложен ценным минеральным удобрением – фосфатами. Десятки лет фосфаты добывали на этом острове и он уменьшался в размерах . С 1900 года , когда начали добывать фосфориты, Науру «стал легче» почти на 50 млн. т. Островитяне забеспокоились : если так будет продолжаться и дальше , то остров вообще исчезнет. Те , кто был заинтересован в добыче фосфатов , предлагали наурийцам переехать на один из островов ,  принадлежащих Австралии , но наурийцы отказались. Промышленники вынуждены были уступить решимости маленького народа.  

   Кстати, Кубань испокон веку текла в Черное море. В Азовское, куда она впадает теперь, ее направили в 30-е годы XIX столетия.

   Вопиющий случай произошел с притоком Тигра, рекой Диала. Она исчезла по воле царя Кира, обидевшегося на реку за то, что в ней утонул его любимый конь. Кир приказал прорыть каналы, которые и осушили реку. Только по прошествии 1000 лет, после того, как прорытые каналы занесло песком, река появилась снова.

   

  Топ-лист.

  10 место: Острова появляются и исчезают в результате вулканической активности Земли. Скажем, возникший в результате извержения, которое произошло в XVIII веке, остров итальянцы назвали Юлия. Англичане нарекли его – Грэхэм, а испанцы – Фернандес. Пока государства спорили, кому принадлежит новая суша, остров скрылся в море. В 1950 году он снова появился, а спустя некоторое время исчез.

  9 место: В 1952 году в Тихом океане недалеко от Японии появился остров, поверхность которого поднялась на 200 метров над морем. Его даже назвать не успели. Через год он внезапно "утонул".

  8 место: В 1908 году исследователь Арктики Фредерик Кук увидел неизвестную землю, которую он назвал Земля Брэдли – в честь богатого спортсмена-любителя, который, желая поохотиться в Северных широтах спонсировал экспедицию. Решив исследовать землю на обратном пути, Кук нанес координаты на карту, но на отмеченном им месте больше земли никто не обнаружил.

  7 место: Последнее подобное открытие относится к 1934 году, когда экипаж судна "Крестьянка" увидел к северо-востоку от острова Генриетты землю. Земля Крестьянки бесследно исчезла.

  6 место: Кроме внезапно пропавших, есть острова, которые исчезали постепенно. Например, остров Семеновский в Море Лаптевых достигал в длину 15 км. К 1912 году он был уже 5 км в длину, а через 12 лет вообще исчез.

  5 место: Экспедиция Беринга обозначила на карте неизвестную ранее Землю Андреева. Приблизившись к земле, экспедиция обнаружила следы оленьих нарт, решив не вступать в отношения с местными жителями, исследование земли отложили. Впоследствии обнаружить землю Андреева никому не удалось.

  4 место: В 1810-1811 годах промышленник Яков Санников неоднократно видел к северу от острова Новая Сибирь таинственные берега. Впоследствии эти берега пытались найти в течение 100 лет, но тщетно. Ни с моря, ни с воздуха их так и не нашли. Зато их нашли в книге Владимира Обручева. Многие тогда поверили, что земля Санникова существует.

  3 место: Исчезают объекты и в результате хозяйственной деятельности человека. Особенно разбушевался советский человек. Арал вот-вот пропадет не только с карт, но и с лица Земли.

  2 место: Кстати, Кубань испокон веку текла в Черное море. В Азовское, куда она впадает теперь, ее направили в 30-е годы XIX столетия.

1 место: Вопиющий случай произошел с притоком Тигра, рекой Диала. Она исчезла по воле царя Кира, обидевшегося на реку за то, что в ней утонул его любимый конь. Кир приказал прорыть каналы, которые и осушили реку. Только по прошествии 1000 лет, после того, как прорытые каналы занесло песком, река появилась снова.

   Заключение.

   Моя работа подошла к концу. Проанализировав всё вышесказанное, можно сделать вывод: географические «закрытия» существуют. А следовательно, моя гипотеза не подтвердилась. Мир изменчив. И кто знает, как будет выглядеть наша планета тысяч через сто.

   Данная работа может быть интересна на уроках географии и окружающего мира в начальной школе.

Литература.

1.

2. http://smoking-room.ru/data/hot_ten/2081.html

3. http://www.geofun.ru/geograficheskie-zakritiya.html

4. http://otvetin.ru/tripotdyh/14308-chto-takoe-geograficheskie-zakrytiya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников через внеклассную работу с применением исследовательской деятельности

В настоящее время с изменением экологической ситуации на Земле и утратой ценностей у подрастающего поколения, я считаю, стоит остро вопрос экологического и патриотического воспитания учащихся в школах...

научно-исследовательская работа «Экологическая проблема моего села»

Меня заинтересовал вопрос: « Как обстоит дело с экологией  там, где я родился и живу, в селе Куриловка». Потому я стал работать над проектом «Экологическая проблема моего села» и узнать, как могу...

Исследовательская и проектная деятельность учащихся, как один из фрагментов экологического воспитания школьников.

Изучение экологии сегодня включает не только экологическое образование, но и экологичесчкое воспитание. Нет придела человеческому любопытству, а следовательно можно разработать для учащихся огромное к...

"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"

На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....

Проектно - исследовательская работа – как способ экологического воспитания школьников

В статье автор делится своим опытом ведения проектно – исследовательской работы со школьниками, методах привлечения внимания людей к охране ландшафтов родного края....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...