Главные вкладки

    Урок по биологии в 6 классе. Тема "Семейство Розоцветные"
    методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

    Великая Людмила Николаевна

    Разработка содержит конспект урока и презентацию. Знакомство с представителями семейства Розоцветные.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_semestvo_rozocvetnye.rar2.28 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по биологии в 6 классе

    Тема урока: Класс Двудольные.

    Семейство Розоцветные

    Задачи урока:

    1. познакомить с отличительными признаками и типичными представителями семейства Розоцветные;
    2. показать их биологические особенности;
    3. познакомить с культурными и лекарственными растениями данного семейства;
    4. продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения.

    Оборудование: мультимедиа, презентация, таблицы, модели цветов капусты и яблони, муляжи плодов растений семейства розоцветных, гербарии.

    Ход урока

    I. Организационный момент урока

    II. Актуализация и обобщение имеющихся знаний.

    1. Исправь ошибки (слайд №1)
    2. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных (слайд №2)
    3. Выпишите номера растений, относящихся к семейству крестоцветных (слайд №3)
    4. Проверка домашнего задания (загадки)

    III. Объяснение нового материала

    1. Получение новой информации, формулирование темы урока.

           А сейчас мы продолжим наше путешествие по царству растений. Название следующему семейству дало растение… Родовое название образовано от греческого слова rhodon – красный – из-за окраски плодов и цветков этого растения. Оно воспето поэтами всех времен и народов. У древних римлян царила настоящая «мания» этого растения: гостей украшали этими цветами, из них делали гирлянды. Это был цветок радости и любви. Художники также не остались равнодушными к этому цветку. На картине итальянского художника (слайд №4) Сандро Боттичелли (15 век) Весна изображена в виде юной девушки, разбрасывающей цветы. Остров, имя которому дало это растение, имеет на своих монетах изображение этого цветка (остров Родос)

    О каком растении идет речь? Это - … А семейство называется …

    Правильно, наше следующее семейство называется  розоцветные.

    Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать? С чем познакомиться?

    Слайд 1. Давайте запишем тему нашего урока (презентация)

    Формулировка задач.

    1. Общая характеристика растений семейства Розоцветные (по плану).

    Слайд 2. Семейство объединяет примерно 3 000 видов растений. Несмотря на такое многообразие, у всех растений этого семейства общий план строения цветка. Типы плодов: ягоды, костянки, орешки, многоорешки.

    Слайд 3. Строение цветка, диаграмма цветка (на примере шиповника).

         Типичный представитель семейства – шиповник (дикая роза). Изучено 120 видов шиповника, а у нас встречается около 60 видов. Шиповник называют «копилкой витаминов». Его плоды содержат витамины: C, K, PP, A. Шиповник издавна используется в фармакологии, в цветоводстве (он является лучшим подвоем для роз).

    Слайд 4. Самое распространенное среди плодово-ягодных растений семейства. Яблоневые сады занимают 80% площади всех плодовых насаждений. Яблоня – зимостойкая культура. Она выдерживает морозы до 30 C.

    Слайды 5,6. Вишня – одно из самых красивых деревьев, зацветающих у нас весной. Около десяти дней можно наслаждаться радующим глаз зрелищем цветущих вишен. Её выращивали ещё в VI веке до н. э. Вишня – вторая по распространенности садовая культура после яблони.

    Слайд 7. Известнейший представитель этого семейства – земляника. Это распространенное культурное растение. За чудесный аромат земляника получила название «фрагария», что значит «благоухающая». В Европе землянику начали культивировать ещё в XV веке. В Россию её завезли при царе Алексее Михайловиче и выращивали в знаменитом Измайловском саду под Москвой. Земляника содержит 6-9,5 % глюкозы и фруктозы. Кислинку ей придают органические кислоты: лимонная, яблочная. В землянике много витаминов: C, B, PP, каротин, фолиевая кислота.

    Слайд 8. Жизненные формы.

    Семейству Розоцветных присуще большое разнообразие жизненных форм: это деревья, кустарники, травы. Практически все плодовые деревья относятся к сем. Розоцветные: яблоня, вишня, слива, черешня, персик, абрикос, черемуха, груша, рябина. Кустарники: шиповник, роза, малина, ежевика, боярышник. Травы: земляника, лапчатка, манжетка. Их листья, стебли, соцветия, плоды имеют самую разнообразную форму.

    Слайд 9. Практическое использование человеком.

    Слайд 10. Эх, яблочко, да на тарелочке…(4 рецепта приготовления блюд).

    1. яблочный салат с грибами:
    2. яблоки, запеченные в тесте, с миндалем;
    3. яблоки, фаршированные мороженым;
    4. яблочный пирог

    IV. Рефлексия.

     Обобщение полученной информации.

     А) Работа по вариантам. Используя рисунки учебника 170, 171, 172, таблицу на доске, модель строения цветка яблони, напишите формулу цветка и тип плода:

    1 вариант – яблони;

    2 вариант – шиповника;

    3 вариант – малины.

            Б) Выпишите номера растений, относящихся к семейству  

            Розоцветные.

            1. Ромашка аптечная 2. Малина обыкновенная. 3. Редька дикая. 4. Капус-

            та белокочанная. 5. Горох посевной. 6. Яблоня дикая. 7. Слива домашняя

            8. Пастушья сумка. 9. Груша обыкновенная. 10. Земляника лесная.

             (Слайд №5)

            Б) Загадки (Слайд №6)

            Царицей цветов я зовусь,               Долгоножка хвалится:

            На вид я прекрасна, нежна,            Я ли не красавица?

            Но тронешь меня невзначай,         А всего то - косточка

            Почувствуешь, как я сильна.         Да красненькая кофточка.

                                                (роза)                                       (вишня)

            Хоть жжет его солнце                     На сучке висят шары

            Одет он в суконце.                           Покраснели от жары.

            А сукно золотистое                                                  (сливы)

            Тонкое и чистое.                               Не жил в ягоде  жучок,                  

                             (персик)                             И не кушал червячок,

            У мамы дочки –                                 А сорвал её с куста -

             На шнурочке.                                    Глядь – середка вся пуста.

              (усы земляники)                                                         (плод малины)

    V. Итоги урока

       Домашнее задание: параграф 48, вопросы 1-4, стр.217


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

    В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

    Презентация к уроку по биологии 8 класс по теме "Глаз как орган зрения и оптическая система" Урок по биологии в 8 классе "Глаз как орган зрения и оптическая система"

    Аннотация к уроку биологии в 8 классе по теме «Глаз как орган зрения и оптическая система»учителя биологии  МБ ОУ Арзинской СОШБурденкова Александра Михайловича.Данный урок являетс...

    Презентация по биологии 6 класса "Семейство розоцветные"

    Представители семейства,формула цветка.сорта яблок...

    Конспект урока по биологии на тему: «Семейство Розоцветных»

    Конспект разработан для 7 класса коррекционной школы...

    Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

    Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...