Рабочая программа по биологии для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Рабочая программа по биологии 6 класс по УМК Сонина (1 час)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_biologiya.docx80.11 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Виды контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 часов)

 

 

 

 

 

ТЕМА 1.1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (1 час)

 

 

 

 

 

1.

Основные свойства живых организмов.

1

Вводный урок.

Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление.

Называть признаки живых организмов, их значение.

Вопросы со свободным ответом.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

 стр. 4-6 учебника, «Подумайте» на стр. 8, «Какие утверждения верны» на стр. 8.

3.09

 

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.

ТЕМА 1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (1 час)

 

 

 

 

 

2.

Химический состав клетки.

1

Комбинированный урок.

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки.

Различать неорганические и органические вещества клетки.

Вопросы со свободным ответом.

Лабораторная работа «Определение состава семян пшеницы».

стр. 10-11 учебника, «Подумайте» на стр. 15, «Какие утверждения верны» на стр. 14.

10.09

 

Называть: •неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; •органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки.

TEМA 1.3. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК (2 часа)

 

 

 

 

 

3.

Клетка - элементарная частица живого.

1

Комбинированный урок.

Клетка - элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра.

Называть признак живых организмов - клеточное строение.

Вопросы со свободным ответом.

Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы, одинарный и двойной набор хромосом. Деление клетки -основа роста и размножения организмов. Митоз, мейоз - сущность и биологическое значение.

стр. 16,18-19 учебника.

17.09

 

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки

 

 

Выделять особенности строения ядра.

 

 

*Доказывать, что клетка -элементарная частица живого.

4.

Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток.

1

Комбинированный урок.

Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть канальцев, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы в биологической лаборатории.

Называть признак живых организмов - клеточное строение.

Выполнение лабораторной работы №1 «Строение клеток» живых организмов» и выводы к ней.

Методы изучения клетки. Различия в строении растительной и животной клеток. Вирусы - неклеточная форма жизни.

стр.18-19 учебника, «Подумайте» на стр. 22, «Какие утверждения верны» на стр. 22.

24.09

 

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.

Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения

.

ТЕМА 1.4. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 часа)

 

 

 

 

 

5.

Ткани растений.

1

Комбинированный урок.

Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения.

Давать определение понятию ткань.

Выполнение лабораторной работы №2 «Ткани растений» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом.

Взаимосвязь между строением и функциями тканей растений. Особенности тканей растений разных природных зон.

стр. 30, 31 учебника.

1.10

 

Называть: •типы тканей растений; •функции тканей растений.

Различать типы тканей растений.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

 

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

6.

Ткани животных.

1

Комбинированный урок.

Строение организма животного: ткани. Типы тканей животных (эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная), их строение и функции.

Называть: •типы тканей животных; •функции тканей животных.

Выполнение лабораторной работы №2 «Ткани животных» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом.

Взаимосвязь между строением и функциями тканей животных.

стр. 32,33 учебника, «Подумайте» на стр. 36, «Какие утверждения верны» на стр. 36.

8.10

 

Различать типы тканей животных.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов.

Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

ТЕМА 1.5. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ (4 часа)

 

 

 

 

 

7.

Строение корня.

1

Комбинированный урок.

Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы.

Давать определение понятиям ткань, орган.

Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом.

Микроскопическое строение корня. Видоизменения корней. Взаимосвязь между строением и функциями органов растений.

стр. 38 учебника.

15.10

 

Называть: •органы цветкового растения, их роль в жизни растения; •типы корневых систем.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - корень и корневые системы.

Изучать биологические объекты - органы цветковых растений.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений.

8.

Строение и значение побега.

1

Комбинированный урок.

Строение растительного организма: органы. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.

Давать определение понятиям побег, вегетативные органы.

Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом.

Строение листовой почки. Клеточное строение стебля. Отличие стебля двудольных и однодольных растений. Клеточное строение листа. Взаимосвязь между строением и функциями органов растений.

стр. 38-40 учебника.

22.10

 

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части.

 

Изучать биологические объекты - органы цветковых растений.

 

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений.

9.

Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.

1

Комбинированный урок.

Строение растительного организма: органы. Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения.

Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.

Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом.

Взаимосвязь между строением и функциями органов растений.

 стр. 40, 41 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 44.

29.10

 

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.

Описывать многообразие соцветий.

Приводить примеры многообразия плодов.

 

Характеризовать строение цветка как органа размножения.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения.

Изучать биологические объекты - органы цветковых растений.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений.

10.

Системы органов животного.

1

Комбинированный урок.

Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции.

Давать определение понятиям ткань, орган, система органов.

Выполнение лабораторной работы №4 «Распознавание органов и систем органов у животных» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом.

Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов животных.

стр. 46- 49 учебника, «Подумайте» на стр. 51, «Какие утверждения верны» на стр. 50.

5.11

 

Называть: •органы и системы органов животных; •функции органов и систем органов животных.

Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.

Изучать биологические объекты - органы и системы органов животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных.

ТЕМА 1.6. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (1 час)

 

 

 

 

 

11.

Организм как единое целое.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Растение, животное - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда.

Давать определение понятиям ткань, орган, система органов.

Вопросы со свободным ответом.

Саморегуляция, открытая система.

стр. 52-55 учебника.

 

Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.

Характеризовать причины нарушения целостности организма.

Доказывать что организм -единое целое.

РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (22 часа)

 

 

 

 

 

ТЕМА 2.1. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (4 часа)

 

 

 

 

 

12

Особенности питания растительного организма

1

Комбинированный урок

Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное- фотосинтез, минеральное- почвенное).

Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез.

Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.

Минеральные удобрения

стр. 58 учебника.

 

Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания.

Объяснять значение почвенного питания в жизни растения

Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах

Характеризовать роль корня в почвенном питании растения

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений.

 

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

13

Фотосинтез и енго значение в жизни растений

1

комбинированный урок

 

Давать определение понятию фотосинтез.

Выполнение лабораторной работы №5 "Выявление роли света и воды в жизни растений" и выводы к ней. Сообщения учащихся. Вопросы со свободным ответом.

 

стр. 58 учебника.

 

Описывать сущность биологических процессов: воздушное питание растений- фотосинтез.

Объяснять:  значение воздушного питания в жизни растения; значение фотосинтеза для жизни на Земле.

Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах.

Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о воздушном питании растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

14.

Особенности питания животных.

1

Комбинированный урок.

Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Давать определение понятию питание.

Вопросы со свободным ответом.

Отличие питания животных от питания растений.

стр. 60-62 учебника, «Подумайте» на стр. 67.

 

Описывать сущность биологических процессов: питания животных.

Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах.

Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов.

Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов симбионты, паразиты.

15.

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

1

Комбинированный урок.

Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Давать определение понятиям питание, пищеварение.

Вопросы со свободным ответом.

Лабораторная работа «Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал». Условия работы ферментов.

 стр. 63 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 66.

 

Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение.

Называть особенности строения пищеварительных систем животных.

*Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.

ТЕМА 2.2. ДЫХАНИЕ (2часа)

 

 

 

 

 

16.

Дыхание у растений.

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.

Давать определение понятию дыхание.

Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.

Типы дыхания.

стр. 68 учебника, «Подумайте» на стр. 73.

 

Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

Характеризовать: «особенности дыхания растений; •роль органов растений в процессе дыхания.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

17.

Дыхание у животных.

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания.

Давать определение понятию дыхание.

Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.

Усложнение дыхательной системы животных в ходе эволюции.

стр. 68-69 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 72.

 

Описывать сущность биологических процессов: дыхания.

Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах.

Характеризовать: •особенности дыхания животных; •роль дыхания в жизни животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

ТЕМА 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 часа)

 

 

 

 

 

18.

Передвижение веществ в растении.

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.

Вопросы со свободным ответом.

Движение цитоплазмы, сосудисто-волокнистый пучок, корневое давление.

 стр. 74,75 учебника «Подумайте» на стр. 78.

 

Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

19.

Передвижение веществ в животном организме.

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части.

Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение.

Вопросы со свободным ответом.

 

 стр. 76,77 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 78.

 

Называть: •органы кровеносной системы

и узнавать их на рисунках, таблицах; •функции органов кровеносной системы; •состав крови, ее функции; •типы кровеносных систем.

Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем.

Характеризовать особенности транспорта веществ у животных.

ТЕМА 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа)

 

 

 

 

 

20.

Выделение у растений, грибов и животных.

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных.

Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение.

Вопросы со свободным ответом.

Взаимодействие выделительной системы с другими системами организма.

стр. 80-83 учебника «Подумайте» на стр. 84, «Какие утверждения верны» на стр. 84.

 

Называть: •органы выделения растений; •органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках, таблицах.

Характеризовать: •особенности процесса выделения у растений; •особенности процесса выделения у животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных.

21.

Обмен веществ у растений и животных.

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии.Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных.

Давать определение понятию обмен веществ.

Вопросы со свободным ответом.

 

 стр. 86-89 учебника, «Подумайте» на стр. 91, «Какие утверждения верны» на стр. 90.

 

Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение.

Называть: •органы, участвующие в обмене веществ у растений; •органы, участвующие в обмене веществ у животных.

Характеризовать: •особенности обмена веществ у растений; •особенности обмена веществ у разных животных.

Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения.

ТЕМА 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (1 часа)

 

 

 

 

 

22.

Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма.

1

Комбинированный урок.

Строение растительного организма растения и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах.

Выполнение лабораторной работы № 6 «Изучение внутреннего строения млекопитающего».Вопросы со свободным ответом.

Особенности наружных скелетов моллюсков и членистоногих, связанные с условиями обитания. Преимущества внутреннего скелета.

стр. 92-95 учебника «Подумайте» на стр. 96, «Какие утверждения верны» на стр. 96.

 

Называть: •значение опорных систем в жизни растений и животных; •типы скелетов у животных.

Приводить примеры животных с разными типами скелетов.

Распознавать и описывать на таблицах (рисунках) части внутреннего скелета.

Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.

ТЕМА 2.6. ДВИЖЕНИЕ (1час)

 

 

 

 

 

23.

Движение.

1

Комбинированный урок.

Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение животных. Двигательные реакции растений.

Называть: •роль движения в жизни растений и животных; •способы передвижения животных.

Выполнение лабораторной работы № 7 «Наблюдение за поведением животных - за движением инфузории-туфельки и дождевого червя» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом.

Приспособления к передвижению животных в различных условиях.

стр. 98-107 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 108.

 

Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных.

Приводить примеры животных с разными способами передвижения.

Наблюдать за поведением животных.

Сравнивать движение растений и передвижения животных и делать вывод на основе сравнения.

ТЕМА 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Зчаса)

 

 

 

 

 

24.

Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость.

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения.

Давать определение понятиям раздражимость, рефлекс.

Вопросы со свободным ответом.

Безусловные и условные рефлексы. Инстинкт.

стр. 110-115 учебника, «Подумайте» на стр. 120. Понаблюдать за поведением домашних животных, объяснить его, используя знания, полученные на уроке.

 

Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы.

 

Называть: •системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •значение нервной системы; •принцип работы нервной системы; •типы нервных систем у животных.

Приводить примеры животных с разными типами нервной системы.

Находить информацию в различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности.

25.

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.

Называть: •органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных.

Сообщения учащихся о своих наблюдениях.

Гормоны.

стр. 116 учебника.

 

Наблюдать за поведением животных.

26.

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

 

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений.

Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений.

Вопросы со свободным ответом.

Прищипка, пикировка. Сходство и различие регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных.

стр. 116, 117 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 120.

 

Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений.

Наблюдать за ростом и развитием растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

ТЕМА 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (Зчаса)

 

 

 

 

 

27.

Размножение, его виды. Бёсполое размножение.

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Споры.

Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы.

Вопросы со свободным ответом. Выполнение практической работы № 8 «Вегетативное размножение комнатных растений: черенкование комнатных растений».

 

стр. 122 учебника, «Подумайте» на стр. 126, «Какие утверждения верны» на стр. 126.

 

Называть: •значение размножения; •виды размножения; •формы бесполого размножения у растений и животных; •органы вегетативного размножения растений.

Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение.

Описывать сущность бесполого размножения растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

28.

Половое размножение животных.

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Давать определение понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота.

Вопросы со свободным ответом.

Наружное и внутреннее оплодотворение. Преимущества внутреннего оплодотворения. Партеногенез.

 стр. 128-130 учебника, «Подумайте» на стр. 132, «Какие утверждения верны» на стр. 132.

 

Описывать сущность полового размножения.

Называть: •значение полового размножения; •органы полового размножения животных (и узнавать их на рисунках, таблицах); •женские и мужские половые клетки.

Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым.

29.

Половое размножение растений.

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Давать определение понятиям: размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение.

Вопросы со свободным ответом.

 

стр. 134-136 учебника, «Подумайте» на стр. 139, «Какие утверждения верны» на стр. 138.

 

Называть: •значение полового размножения; •органы полового размножения растений и узнавать их на рисунках (таблицах).

Описывать: •строение цветка как органа полового размножения; •сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения).

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

ТЕМА 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (2часа)

 

 

 

 

 

30.

Рост и развитие растений.

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.

Давать определение понятию индивидуальное развитие.

Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся, сделанные на основе собственных наблюдений.

Типы прорастания семян. Моделирование опытов, доказывающих необходимость тепла, воды и воздуха для прорастания семян.

 стр. 140-143 учебника, «Подумайте» на стр. 144, «Какие утверждения верны» на стр. 144.

 

Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов.

Называть: •роль семян и плодов в жизни растения; •условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; •способы распространения семян.

Наблюдать за ростом и развитием растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

31.

Рост и развитие животных.

1

Комбинированный урок.

Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных.

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития.

Выполнение лабораторной работы № 9 «Прямое и непрямое развитие насекомых» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом.

Стадии развития зародыша (дробление, бластула, гаст-рула, нейрула).

стр. 146-148 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 150.

 

Называть: •этапы развития животных; •типы постэмбрионального развития животных.

Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Наблюдать за ростом и развитием животных.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа)

 

 

 

 

 

ТЕМА 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ (1 час)

 

 

 

 

 

32.

Среда обитания организмов. Факторы среды.

1

Комбинированный урок.

Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов.

Давать определение понятиям среда обитания, экология, экологические факторы.

Вопросы со свободным ответом.

Экологические проблемы нашего региона.

стр. 156-161 учебника, «Подумайте» на стр. 162, «Какие утверждения верны» на стр. 162.

 

Называть: •виды экологических факторов; •типы взаимоотношений организмов.

Приводить примеры: •факторов неживой природы, их влияния на живые организмы; •взаимосвязей живых организмов; •приспособлений организмов к действию экологических факторов.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

ТЕМА 3.2. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час)

 

 

 

 

 

33.

Природные сообщества.

1

Комбинированный урок.

Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.

Давать определение понятиям природное сообщество, экосистема, цепи питания.

 

Природное сообщество - открытая саморегулирующаяся система.

стр. 163-166 учебника, «Подумайте» на стр. 170.

 

Называть три группы организмов в экосистеме.

 

Приводить примеры: природных сообществ; продуцентов, консументов, редуцентов.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Проводить самостоятельный поиск информации (в учебнике, в других источниках) о состоянии природных сообществ.

Анализировать и оценивать: «последствия деятельности человека в экосистемах; •влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

4. ОБОБЩЕНИЕ (1 час)

 

 

 

 

 

34.

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных.

Называть особенности строения растительного и животного организма.

Вопросы со свободным ответом.

 

 

 

Называть особенности жизнедеятельности растительного и животного организма.

Сравнивать строение и жизнедеятельность организма растения и животного и делать вывод на основе сравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....