Рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа (биология, 8 класс) по теме

Рабочая программа по биологии для 8 класса по УМК Сонина (2 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_biologiya.docx69.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающегося

Вид контроля

Элементы доп. содержания

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

ТЕМЫ 1-2. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (1 час)

1.

Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них

 

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Расы человека, их происхождение и единство.

стр. 3, 4 -7, стр. 10-13 учебника, «Подумайте».

1 сент.

 

ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 час)

2.

Науки о человеке. Методы изучения организма человека.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Гален, Ве-залий.

стр. 20-23 учебника, стр. 24-27 учебника (по желанию).

3 сент.

 

ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 часа)

3.

Клеточное строение организма.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 28-29 учебника, «Подумайте».

8 сент.

 

4.

Ткани.

 

Комбинированный урок.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Давать определения понятию: ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Синапс. Нейроглия.

стр. 32-35 учебника, «Подумайте».

10 сент.

 

5.

Органы. Системы органов.

 

Комбинированный урок.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

*

 стр. 38-39, 42-43 учебника, «Подумайте». Подготовиться к зачету.

15 сент.

 

6.

Зачет по теме «Общий обзор организма человека».

 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

 

 

17.сен

 

ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (12 часов)

7.

Гуморальная регуляция.

 

Комбинированный урок.

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

Называть: •особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 44, 45 учебника, задания «Выберите правильный ответ» на стр.49.

22 сент.

 

8.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

 

Комбинированный урок.

Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Давать определение понятию: гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. *Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

биолоигческий диктант

 

стр. 45-47 учебника

24 сент.

 

9.

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический.

 

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы.

Давать определения понятию: рефлекс. Называть: •особенности строения нервной системы (отделы, органы); •принцип деятельности нервной системы; •функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 50-51 учебника, «Подумайте».

29 сент.

 

10.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

 

Комбинированный урок.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция.

Давать определения понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Называть: принцип деятельности нервной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы в организме. доставлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

взаимопроверка

 

стр. 52-53 учебника, «Подумайте».

1 окт.

 

11.

Спинной мозг, строение и функции.

 

Комбинированный урок. 

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть: •особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

самостоятельная работа

 

 стр. 56- 57 учебника, «Подумайте».

6 окт.

 

12.

Головной мозг, строение и функции.

 

Комбинированный урок.

Головной мозг,, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Анали-тико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть: •особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 60- 63, стр. 66-69 учебника, «Подумайте».

8 окт.

 

13.

Соматическая и вегетативная нервная система.

 

Комбинированный урок.

Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть: •отделы нервной системы, их функции; •подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы и гормонов в организме. *Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

 самостоятельная работа

 

 стр. 51,52 учебника, «Подумайте»

13 окт.

 

14.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

 

Комбинированный урок.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть: •органы чувств человека; •анализаторы; •особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

биологический диктант

 

стр. 72, 86-89 учебника, «Подумайте» на стр. 79.

15 окт.

 

15.

Орган зрения и зрительный анализатор.

 

Комбинированный урок.

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 73, 74 учебника.

20 окт.

 

16.

Нарушения зрения, их профилактика.

 

Комбинированный урок.

Нарушения зрения, их профилактика. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; •профилактики вредных привычек.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 75,77 учебника.

22 окт.

 

17.

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

 

Комбинированный урок.

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

работа по карточкам

 

стр. 80-83 учебника, подготовиться к зачету.

27 окт.

 

18.

Зачет по теме «Координация и регуляция».

 

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

 

повторить по учебнику 7 класса материал о скелете и мышцах млекопитающих.

29 окт.

 

ТЕМА 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 часов)

19.

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

 

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

Называть: •особенности строения скелета человека; •функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. *Устанавливать взаимосвязь: •между строением и функциями костей; •между строением и функциями скелета.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 92 - 95 учебника.

3 нояб.

 

20.

Скелет головы и скелет туловища.

 

Комбинированный урок.

Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка (ребра, грудина). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 98, 99 учебника.

5 нояб.

 

21.

Скелет конечностей.

 

Комбинированный урок.

Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо - плечевая кость; предплечье - локтевая и лучевая; кисть - запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижняя (бедро - бедренная кость; голень - малоберцовая и большеберцовая; стопа -предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохо-ждением и трудовой деятельностью. *Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 100,101 учебника, «Подумайте» на стр. 105.

 

 

22.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

 

Комбинированный урок.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

Использовать приобретенные знания и умения для: •соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; •оказания первой помощи при травмах.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 100, 101 учебника.

 

 

23.

Мышцы. Работа мышц.

 

Комбинированный урок.

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

работа по карточкам

 

 стр. 106-109, 112,113 учебника, «Подумайте» на стр. 111, «Подумайте» на стр. 115.

 

 

24.

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

 

Комбинированный урок.

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Использовать приобретенные знания и умения для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

самостоятельная работа

 

проверить правильность осанки, наличие плоскостопия, гибкость позвоночника.

 

 

25.

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

 

Комбинированный урок.

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия.

Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 113 учебника, подготовиться к зачету.

 

 

26.

Зачет по теме «Опора и движение».

 

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

 

повторение.

 

 

ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа)

27.

Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

 

Комбинированный урок.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Называть признаки биологических объектов: •составляющие внутренней среды организма; •составляющие крови (форменные элементы); •составляющие плазмы.Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма.

стр. 116-119 учебника, «Подумайте» на стр.121.

 

 

28.

Иммунитет.

 

Комбинированный урок.

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный).

Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Факторы, влияющие на иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И.Мечнико ва в области иммунитета.

стр. 119, 122 учебника.

 

 

29.

Тканевая совместимость и переливание крови.

 

Комбинированный урок.

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

тест

Белки эритроцитов А, В, антитела а, р.

стр.122, 123 учебника, «Подумайте» на стр. 125.

 

 

ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (5 часов)

30.

Транспорт веществ. Кровеносная система.

 

Комбинированный урок.

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).

Называть: •особенности строения организма человека, органов дыхательной системы; •признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы. Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 126, 127; стр. 130 учебника, «Подумайте» на стр. 129.

 

 

31.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.

 

Комбинированный урок.

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов. Называть особенности строения организма человека - органы лимфатической системы. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы; •систему лимфообращения; •органы лимфатической системы. Характеризовать: •сущность биологического процесса -транспорта веществ; •сущность большого и малого кругов кровообращения; •сущность биологического процесса -лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 127, стр. 135 учебника.

 

 

32.

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

 

Комбинированный урок.

Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция.

Характеризовать сущность биологических процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельности организма; •автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Симпатический и блуждающий нервы. Вещества, регулирующие работу сердца: адреналин, ацетилхолин.

 стр. 131, стр. 134,135 учебника, «Подумайте» на стр. 137, на стр. 133.

 

 

33.

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

 

Комбинированный урок.

Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 137 учебника, подготовиться к зачету.

 

 

34.

Зачет по темам «Внутренняя среда. Транспорт веществ».

 

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

 

повторить по учебнику 7 класса материал о дыхательной системе млекопитающих.

 

 

ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ (5 часов)

35.

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосо-образования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.

Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 138,139 учебника, «Подумайте» на стр. 141.

 

 

36.

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.

 

Комбинированный урок.

Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогу-моральная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга).

Характеризовать: •сущность биологического процесса дыхания; •транспорта веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Диффузия, гемоглобин, артериальная кровь, венозная кровь, альвеолярный воздух. Грудная полость. Межреберные мышцы. Диафрагма. Грудная полость. Модель Дондерса. Эмфизема легких.

 стр. 142 - 143 учебника, «Подумайте» на стр. 147.

 

 

37.

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

 

Комбинированный урок.

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Называть заболевания органов дыхания Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Культура бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

 стр. 142 учебника (повторить), подготовить сообщения о вреде курения и опасных респираторных инфекционных заболеваниях.

 

 

38.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

 

Комбинированный урок.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Клиническая смерть. Биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

 стр. 138-143 (повторить), подготовиться к зачету.

 

 

39.

Зачет по теме «Дыхание».

Урок контроля и оценки знаний.

 

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

 

 Повторить по учебнику 7 класса материал о пищеварительной системе млекопитающих.

1-я неделя февраля

 

ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ (6 часов)

40.

Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества.

 

Комбинированный урок.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 148-149 учебника, «Подумайте» на стр. 151.

 

 

41.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).

Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 149, 152-153 учебника, «Подумайте» на стр. 155.

 

 

42.

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.

 

Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварений. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. •Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Форма и функции зубов: зуб (коронка, шейка, корень, эмаль, цемент, дентин, зубная пульпа), резцы, клыки, коренные зубы, кариес. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

 стр. 152-158 учебника, «Подумайте» на стр. 155.

 

 

43.

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.

 

Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогу-моральная регуляция пищеварения.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Безусловный рефлекс, условный рефлекс, пищевой корковый центр, зрительный корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение. Исследования И.П. Павловп и облпсш ми щовврения,

стр. 156 учебника, «Подумайте» на стр. 161.

 

 

44.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

 

Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ.Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Давать определение понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения;• роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 157, 158 учебника.

3-я неделя февраля

 

45.

Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

 

Комбинированный урок.

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита.

Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); •оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Режим питания.

 стр. 159 учебника.

 

 

ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (4 часа)

46.

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен.

 

Комбинированный урок.

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 стр. 162-163 учебника, «Подумайте» на стр. 165.

 

 

47.

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен.

 

Комбинированный урок.

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 стр. 162-163 учебника.

 

 

48.

Витамины, их роль в организме.

 

Комбинированный урок.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитамино-зы А, В^ С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 166-167 учебника, «Подумайте» на стр. 169, подготовиться к зачету.

 

 

49.

Зачет по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ».

 

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

 

повторить по учебнику 7 класса материал о строении выделительной системы млекопитающих.

 

 

ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа)

50.

Органы выделения. Строение и функции почек.

 

Комбинированный урок.

Выделение. Мочевыделитель-ная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Называть особенности строения организма человека - органы мочевыде-лительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Ропь различных систем в удалении ненужных, вредных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи.

 стр. 170, 171 учебника, «Подумайте» на стр. 173.

 

 

51.

Предупреждение заболеваний мочевы-делительной системы.

 

Комбинированный урок.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики забопе-ваний выделительной системы; •профипактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 стр. 170, 171 учебника. Повторить по учебнику 7 класса материал о кожном покрове млекопитающих.

 

 

ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (4 часа)

52.

Покровы тела. Строение и функции кожи.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и спизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Вопосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, вопосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.

Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 174, 175 учебника, «Подумайте» на стр. 177.

 

 

53.

Роль кожи в тепло-регуляции.

 

Комбинированный урок.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и' жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 стр.178-179 учебника, «Подумайте» на стр. 181, подготовить сообщения об уходе за кожей, волосами, ногтями; об оказании первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

 

 

54.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

 

Комбинированный урок.

Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек; •оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 170, 171; 174 -179 учебника (повторить), Подготовиться к зачету.

 

 

55.

Зачет по темам «Выделение. Кожа».

 

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

 

повторить по учебнику 7 класса материал о строении органов размножения млекопитающих.

 

 

ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 часа)

56.

Система органов размножения.

 

Комбинированный урок.

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах: •женскую и мужскую половые системы; •органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу.

стр. 182-183 учебника; подготовить сообщения о наследственных заболеваниях человека (по желанию) к уроку «Наследственные и врожденные заболевания».

 

 

57.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

 

Комбинированный урок.

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции; •вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

стр.184-185; 188-189 учебника, «Подумайте» на стр. 187, «Подумайте» на стр. 191.

 

 

58.

Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

 

Комбинированный урок.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 стр. 182-189 учебника (повторить).

 

 

ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (9 часов + 1 час на обобщение)

59.

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности.

 

Комбинированный урок.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •биологическое значение условных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова > А.А.Ухтомск ого, П.К.Анохина и их роль в создании учения о высшей нервной деятельности.

 стр.192-194 учебника, «Подумайте» на стр. 199.

 

 

60.

Врожденные и приобретенные формы поведения.

 

Комбинированный урок.

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека.

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для:рациональной организации труда и отдыха.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 193-195 учебника.

 

 

61.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

 

Комбинированный урок.

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна.

Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Сновидения.

стр.200-202 учебника, «Подумайте» на стр. 205.

 

 

62.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление.

 

Комбинированный урок.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

работа по карточкам

Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды.

стр.206-207 учебника.

 

 

63.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции.

 

Комбинированный урок.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 206-207 учебника, «Подумайте» на стр. 209.

 

 

64.

Индивидуальные особенности личности.

 

Комбинированный урок.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 210-211 учебника, «Подумайте» на стр. 213. Проанализировать цели и мотивы своей учебной деятельности, оценить результаты и возможные причины неудач.

 

 

65.

Гигиена умственного труда.

 

Комбинированный урок.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабаты-вание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление.

Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 проанализировать собственный режим дня.

3-я неделя мая

 

66.

Анализ и оценка влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ.

 

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа.

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека.

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 стр. 192-207 (повторить). Подготовиться к зачету.

 

 

67.

Зачет по теме «Высшая нервная деятельность».

 

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

 

повторение.

 

 

68.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Организм человека - единое целое.

Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....