Рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа (биология, 8 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 8 класса по УМК Сонина (2 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_biologiya.docx | 69.52 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающегося | Вид контроля | Элементы доп. содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||||||||
ТЕМЫ 1-2. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (1 час) | ||||||||||
1. | Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них |
| Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. | Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них. | Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Расы человека, их происхождение и единство. | стр. 3, 4 -7, стр. 10-13 учебника, «Подумайте». | 1 сент. |
|
ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 час) | ||||||||||
2. | Науки о человеке. Методы изучения организма человека. |
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Гален, Ве-залий. | стр. 20-23 учебника, стр. 24-27 учебника (по желанию). | 3 сент. |
|
ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 часа) | ||||||||||
3. | Клеточное строение организма. |
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. | Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 28-29 учебника, «Подумайте». | 8 сент. |
|
4. | Ткани. |
| Комбинированный урок. | Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. | Давать определения понятию: ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Синапс. Нейроглия. | стр. 32-35 учебника, «Подумайте». | 10 сент. |
|
5. | Органы. Системы органов. |
| Комбинированный урок. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | * | стр. 38-39, 42-43 учебника, «Подумайте». Подготовиться к зачету. | 15 сент. |
|
6. | Зачет по теме «Общий обзор организма человека». |
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
|
| 17.сен |
| ||
ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (12 часов) | ||||||||||
7. | Гуморальная регуляция. |
| Комбинированный урок. | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. | Называть: •особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 44, 45 учебника, задания «Выберите правильный ответ» на стр.49. | 22 сент. |
|
8. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. |
| Комбинированный урок. | Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. | Давать определение понятию: гормоны. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. *Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. | биолоигческий диктант |
| стр. 45-47 учебника | 24 сент. |
|
9. | Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. |
| Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. | Давать определения понятию: рефлекс. Называть: •особенности строения нервной системы (отделы, органы); •принцип деятельности нервной системы; •функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 50-51 учебника, «Подумайте». | 29 сент. |
|
10. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. |
| Комбинированный урок. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. | Давать определения понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Называть: принцип деятельности нервной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы в организме. доставлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. | взаимопроверка |
| стр. 52-53 учебника, «Подумайте». | 1 окт. |
|
11. | Спинной мозг, строение и функции. |
| Комбинированный урок. | Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть: •особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | самостоятельная работа |
| стр. 56- 57 учебника, «Подумайте». | 6 окт. |
|
12. | Головной мозг, строение и функции. |
| Комбинированный урок. | Головной мозг,, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Анали-тико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть: •особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 60- 63, стр. 66-69 учебника, «Подумайте». | 8 окт. |
|
13. | Соматическая и вегетативная нервная система. |
| Комбинированный урок. | Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть: •отделы нервной системы, их функции; •подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы и гормонов в организме. *Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | самостоятельная работа |
| стр. 51,52 учебника, «Подумайте» | 13 окт. |
|
14. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. |
| Комбинированный урок. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. | Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть: •органы чувств человека; •анализаторы; •особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. | биологический диктант |
| стр. 72, 86-89 учебника, «Подумайте» на стр. 79. | 15 окт. |
|
15. | Орган зрения и зрительный анализатор. |
| Комбинированный урок. | Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 73, 74 учебника. | 20 окт. |
|
16. | Нарушения зрения, их профилактика. |
| Комбинированный урок. | Нарушения зрения, их профилактика. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения. | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; •профилактики вредных привычек. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 75,77 учебника. | 22 окт. |
|
17. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. |
| Комбинированный урок. | Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия. | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | работа по карточкам |
| стр. 80-83 учебника, подготовиться к зачету. | 27 окт. |
|
18. | Зачет по теме «Координация и регуляция». |
| Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
| повторить по учебнику 7 класса материал о скелете и мышцах млекопитающих. | 29 окт. |
| ||
ТЕМА 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 часов) | ||||||||||
19. | Скелет. Строение, состав и соединение костей. |
| Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость. | Называть: •особенности строения скелета человека; •функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. *Устанавливать взаимосвязь: •между строением и функциями костей; •между строением и функциями скелета. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 92 - 95 учебника. | 3 нояб. |
|
20. | Скелет головы и скелет туловища. |
| Комбинированный урок. | Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка (ребра, грудина). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи. | Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 98, 99 учебника. | 5 нояб. |
|
21. | Скелет конечностей. |
| Комбинированный урок. | Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо - плечевая кость; предплечье - локтевая и лучевая; кисть - запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижняя (бедро - бедренная кость; голень - малоберцовая и большеберцовая; стопа -предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. | Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохо-ждением и трудовой деятельностью. *Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 100,101 учебника, «Подумайте» на стр. 105. |
|
|
22. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. |
| Комбинированный урок. | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок. | Использовать приобретенные знания и умения для: •соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; •оказания первой помощи при травмах. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 100, 101 учебника. |
|
|
23. | Мышцы. Работа мышц. |
| Комбинированный урок. | Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. | работа по карточкам |
| стр. 106-109, 112,113 учебника, «Подумайте» на стр. 111, «Подумайте» на стр. 115. |
|
|
24. | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. |
| Комбинированный урок. | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | Использовать приобретенные знания и умения для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •соблюдения мер профилактики нарушения осанки. | самостоятельная работа |
| проверить правильность осанки, наличие плоскостопия, гибкость позвоночника. |
|
|
25. | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. |
| Комбинированный урок. | Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия. | Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 113 учебника, подготовиться к зачету. |
|
|
26. | Зачет по теме «Опора и движение». |
| Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
| повторение. |
|
| ||
ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа) | ||||||||||
27. | Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. |
| Комбинированный урок. | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. | Называть признаки биологических объектов: •составляющие внутренней среды организма; •составляющие крови (форменные элементы); •составляющие плазмы.Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма. | стр. 116-119 учебника, «Подумайте» на стр.121. |
|
|
28. | Иммунитет. |
| Комбинированный урок. | Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). | Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Факторы, влияющие на иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И.Мечнико ва в области иммунитета. | стр. 119, 122 учебника. |
|
|
29. | Тканевая совместимость и переливание крови. |
| Комбинированный урок. | Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор. | Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. | тест | Белки эритроцитов А, В, антитела а, р. | стр.122, 123 учебника, «Подумайте» на стр. 125. |
|
|
ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (5 часов) | ||||||||||
30. | Транспорт веществ. Кровеносная система. |
| Комбинированный урок. | Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). | Называть: •особенности строения организма человека, органов дыхательной системы; •признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы. Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 126, 127; стр. 130 учебника, «Подумайте» на стр. 129. |
|
|
31. | Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. |
| Комбинированный урок. | Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. | Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов. Называть особенности строения организма человека - органы лимфатической системы. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы; •систему лимфообращения; •органы лимфатической системы. Характеризовать: •сущность биологического процесса -транспорта веществ; •сущность большого и малого кругов кровообращения; •сущность биологического процесса -лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 127, стр. 135 учебника. |
|
|
32. | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. |
| Комбинированный урок. | Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. | Характеризовать сущность биологических процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельности организма; •автоматизма сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Симпатический и блуждающий нервы. Вещества, регулирующие работу сердца: адреналин, ацетилхолин. | стр. 131, стр. 134,135 учебника, «Подумайте» на стр. 137, на стр. 133. |
|
|
33. | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. |
| Комбинированный урок. | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. | Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 137 учебника, подготовиться к зачету. |
|
|
34. | Зачет по темам «Внутренняя среда. Транспорт веществ». |
| Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
| повторить по учебнику 7 класса материал о дыхательной системе млекопитающих. |
|
| ||
ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ (5 часов) | ||||||||||
35. | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. |
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосо-образования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. | Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 138,139 учебника, «Подумайте» на стр. 141. |
|
|
36. | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. |
| Комбинированный урок. | Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогу-моральная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга). | Характеризовать: •сущность биологического процесса дыхания; •транспорта веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Диффузия, гемоглобин, артериальная кровь, венозная кровь, альвеолярный воздух. Грудная полость. Межреберные мышцы. Диафрагма. Грудная полость. Модель Дондерса. Эмфизема легких. | стр. 142 - 143 учебника, «Подумайте» на стр. 147. |
|
|
37. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. |
| Комбинированный урок. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | Называть заболевания органов дыхания Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Культура бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | стр. 142 учебника (повторить), подготовить сообщения о вреде курения и опасных респираторных инфекционных заболеваниях. |
|
|
38. | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. |
| Комбинированный урок. | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Клиническая смерть. Биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | стр. 138-143 (повторить), подготовиться к зачету. |
|
|
39. | Зачет по теме «Дыхание». | Урок контроля и оценки знаний. |
| Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
| Повторить по учебнику 7 класса материал о пищеварительной системе млекопитающих. | 1-я неделя февраля |
| ||
ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ (6 часов) | ||||||||||
40. | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. |
| Комбинированный урок. | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 148-149 учебника, «Подумайте» на стр. 151. |
|
|
41. | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. |
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень). | Называть особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 149, 152-153 учебника, «Подумайте» на стр. 155. |
|
|
42. | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. |
| Комбинированный урок. | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварений. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. •Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Форма и функции зубов: зуб (коронка, шейка, корень, эмаль, цемент, дентин, зубная пульпа), резцы, клыки, коренные зубы, кариес. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. | стр. 152-158 учебника, «Подумайте» на стр. 155. |
|
|
43. | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. |
| Комбинированный урок. | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогу-моральная регуляция пищеварения. | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Безусловный рефлекс, условный рефлекс, пищевой корковый центр, зрительный корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение. Исследования И.П. Павловп и облпсш ми щовврения, | стр. 156 учебника, «Подумайте» на стр. 161. |
|
|
44. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. |
| Комбинированный урок. | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ.Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. | Давать определение понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения;• роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 157, 158 учебника. | 3-я неделя февраля |
|
45. | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. |
| Комбинированный урок. | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита. | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); •оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Режим питания. | стр. 159 учебника. |
|
|
ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (4 часа) | ||||||||||
46. | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. |
| Комбинированный урок. | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 162-163 учебника, «Подумайте» на стр. 165. |
|
|
47. | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. |
| Комбинированный урок. | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 162-163 учебника. |
|
|
48. | Витамины, их роль в организме. |
| Комбинированный урок. | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитамино-зы А, В^ С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение. | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 166-167 учебника, «Подумайте» на стр. 169, подготовиться к зачету. |
|
|
49. | Зачет по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ». |
| Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
| повторить по учебнику 7 класса материал о строении выделительной системы млекопитающих. |
|
| ||
ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа) | ||||||||||
50. | Органы выделения. Строение и функции почек. |
| Комбинированный урок. | Выделение. Мочевыделитель-ная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. | Называть особенности строения организма человека - органы мочевыде-лительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя | Ропь различных систем в удалении ненужных, вредных веществ, образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи. | стр. 170, 171 учебника, «Подумайте» на стр. 173. |
|
|
51. | Предупреждение заболеваний мочевы-делительной системы. |
| Комбинированный урок. | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики забопе-ваний выделительной системы; •профипактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 170, 171 учебника. Повторить по учебнику 7 класса материал о кожном покрове млекопитающих. |
|
|
ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (4 часа) | ||||||||||
52. | Покровы тела. Строение и функции кожи. |
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и спизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Вопосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, вопосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. | Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 174, 175 учебника, «Подумайте» на стр. 177. |
|
|
53. | Роль кожи в тепло-регуляции. |
| Комбинированный урок. | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и' жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр.178-179 учебника, «Подумайте» на стр. 181, подготовить сообщения об уходе за кожей, волосами, ногтями; об оказании первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. |
|
|
54. | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. |
| Комбинированный урок. | Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек; •оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 170, 171; 174 -179 учебника (повторить), Подготовиться к зачету. |
|
|
55. | Зачет по темам «Выделение. Кожа». |
| Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
| повторить по учебнику 7 класса материал о строении органов размножения млекопитающих. |
|
| ||
ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 часа) | ||||||||||
56. | Система органов размножения. |
| Комбинированный урок. | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. | Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах: •женскую и мужскую половые системы; •органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. | стр. 182-183 учебника; подготовить сообщения о наследственных заболеваниях человека (по желанию) к уроку «Наследственные и врожденные заболевания». |
|
|
57. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. |
| Комбинированный урок. | Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции; •вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Календарный, биологический и социальный возрасты человека. | стр.184-185; 188-189 учебника, «Подумайте» на стр. 187, «Подумайте» на стр. 191. |
|
|
58. | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. |
| Комбинированный урок. | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 182-189 учебника (повторить). |
|
|
ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (9 часов + 1 час на обобщение) | ||||||||||
59. | Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. |
| Комбинированный урок. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •биологическое значение условных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова > А.А.Ухтомск ого, П.К.Анохина и их роль в создании учения о высшей нервной деятельности. | стр.192-194 учебника, «Подумайте» на стр. 199. |
|
|
60. | Врожденные и приобретенные формы поведения. |
| Комбинированный урок. | Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для:рациональной организации труда и отдыха. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 193-195 учебника. |
|
|
61. | Биологические ритмы. Сон и его значение. |
| Комбинированный урок. | Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна. | Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Сновидения. | стр.200-202 учебника, «Подумайте» на стр. 205. |
|
|
62. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. |
| Комбинированный урок. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | работа по карточкам | Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. | стр.206-207 учебника. |
|
|
63. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции. |
| Комбинированный урок. | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 206-207 учебника, «Подумайте» на стр. 209. |
|
|
64. | Индивидуальные особенности личности. |
| Комбинированный урок. | Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. | Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •соблюдения правил поведения в окружающей среде. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 210-211 учебника, «Подумайте» на стр. 213. Проанализировать цели и мотивы своей учебной деятельности, оценить результаты и возможные причины неудач. |
|
|
65. | Гигиена умственного труда. |
| Комбинированный урок. | Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабаты-вание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление. | Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| проанализировать собственный режим дня. | 3-я неделя мая |
|
66. | Анализ и оценка влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. |
| Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа. | Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. | Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 192-207 (повторить). Подготовиться к зачету. |
|
|
67. | Зачет по теме «Высшая нервная деятельность». |
| Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
| повторение. |
|
| ||
68. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. |
| Урок обобщения и систематизации знаний. | Организм человека - единое целое. | Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....