Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Рабочая программа по биологии для 9 класса по УМК Сонина (2 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_biologiya.docx86.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающегося

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.

Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

1

Изучение нового материала

Основные понятия Биология *микология *бриология *альгология Палеоботаника *биотехнология *биофизика *биохимия *радиобиология Факты Биология как наука. Процессы Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация.

Давать определение термину биология. Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей. *Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

стр. 3 -5, повторить по курсам «Многообразие живых организмов» (текст учебника на с. 5-6), «Живой организм» (текст на с. 4-9). 2 ученикам подготовить сообщения: 1) свойства живых организмов; 2) уровни организации жизни.

 

 

РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (19 часов)

ТЕМА 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)

2.

Признаки живых организмов.

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Основные понятия Жизнь Открытая система Наследственность Изменчивость Факты Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Давать определение понятию. жизнь. Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. *Доказывать, что живые организмы - открытые системы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Глава 1, стр. 7-11. Вопросы к тексту параграфа № 4,5,6,7,8,9. Повторить по курсу 7 класса тему «Классификация живых организмов» на с.8. Подготовить сообщения о К.Линнее (по желанию).

 

 

3.

Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.

1

Комбинированный урок.

Основные понятия Таксон Система Иерархия Факты Уровни организации живой природы. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие.

Давать определение термину таксон. Называть: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Глава 2 , §1. Вопросы №1,3,4 к тексту §1. Подготовить сообщение о Ж.Б.Ламарке (по желанию).

 

 

ТЕМА 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (1 час)

4.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1

Комбинированный урок.

Основные понятия Эволюция Искусственный отбор Факты Предпосылки учения Ч.Дарвина: путешествие Ч.Дарвина на корабле «Бигль». Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов.достижения в области естественных наук.

Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. *Раскрывать сущность понятий: теория, научный факт. *Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Представления Карла Линнея. Взгляды Ж. Б. Ламарка, факторы эволюции.

Д/з: §2, §3, §4. Вопросы №1,2,3 к тексту §3. Вопрос № 2 к тексту §4-

 

 

ТЕМА 1.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (3 часа)

5.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные понятия Наследственная изменчивость Борьба за существование Факты Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. Процессы Проявление в природе борьбы за существования.

Давать определения понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование. Называть: >основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать сущность борьбы за существование.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Д/ з: §5, стр. 24-26. Вопросы № 3,4,6 к тексту.

 

 

6.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе (продолжение).

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Естественный отбор Факты Естественный отбор - движущая сила эволюции. Процессы Проявление в природе естественного отбора. Закономерности Положения учения Ч.Дарвина.

Давать определения понятию естественный отбор. Называть движущие силы эволюции. Характеризовать сущность естественного отбора. *Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Д/з: §5. Вопросы № 1,2, 5, 7.

 

 

7.

Формы естественного отбора.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Естественный отбор Факты Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора - изменения условий среды. Процессы Естественный отбор.

Давать определение основному понятию. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: Стабилизирующего отбора; >движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Д/з: §6. Вопросы № 1,2,3.

 

 

ТЕМА 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 часа)

8.

Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Экскурсия в краеведческий музей или на природу.

Основные понятия Приспособленность вида Мимикрия Маскировка Предупреждающая окраска Физиологические адаптации Факты Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптации. Закономерность Приспособленность организмов к условиям внешней среды -результат действия естественного отбора.

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей ёреде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Развитие приспособленности.

Глава 4, § 7,8,9. Вопросы к § 7,8.

 

 

9.

Выявление приспособленности к среде обитания.

 

Урок закрепления знаний. Практическая работа №1.

Основные понятия Адаптация (приспособленность вида к условиям окружающей среды). Факты Приспособительные особенности растений и животных. Закономерность Приспособленность организмов к условиям внешней среды - результат действия естественного отбора.

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

§ 9 (повторить). Вопросы № 1-5 к § 9.

 

 

ТЕМА 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 час)

10.

Вид, его критерии и структура.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Вид Виды-двойники Ареал Факты Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида.

Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия «вид». Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Глава 5, § 10, записи в тетради. Вопросы №1,4 к тексту §10.

 

 

11.

Популяция.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Популяция Факты Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица.

Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание определения понятия - популяция. Отличать понятия вид и популяция. Преобразовывать текст учебника в графическую модель по-пуляционной структуры вида.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Глава 5, §10. Вопрос № 6 к тексту §10.

 

 

12.

Видообразование.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Микроэволюция Факты Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность,поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. Процессы Видообразование. Закономерность Видообразование - результат эволюции.

Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: >сущность и этапы географического видообразования; >сущность экологического видообразования. Анализировать содержание определения понятия микроэволюция. Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.

Тест

Роль полиплоидии в процессе видообразования.

Глава 5 , §11. Вопросы 1-4.

 

 

ТЕМА 1.6. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 час)

13.

Биологические последствия адаптации.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Биологический прогресс Биологический регресс Макроэволюция Факты Главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс.

Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 Глава 6, стр. 59. Повторить по курсу 6 класса «Живой организм» значение многоклеточное™, полового процесса и фотосинтеза для эволюционных преобразований по курсу «Многообразие живых организмов».

3-я неделя октября

 

14.

Главные направления эволюции.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация Факты Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Процессы Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса.

Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Глава 6, §12. Вопросы №1-6. Приводить примеры из дополнительных источников информации.

 

 

15.

Зачет «Учение об эволюции органического мира».

 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания на установление взаимосвязи движущих сил эволюции. Заполнение сравнительной таблицы. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

 

 повторение.

 

 

ТЕМА 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 часа)

16.

Современные представления о происхождении жизни.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные понятия Гипотеза Коацерваты Пробионты Факты Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Процессы Абиогенное происхождение живой материи.

Давать определение термину - гипотеза. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. *Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. *Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

Глава 7, §14. Вопросы №1,2,3,4. Повторить §11.

 

 

17.

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Автотрофы Гетеротрофы Палеонтология ПрокариотыЭволюция Эукариоты Факты Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологиче-ская эволюция, биологическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе. Процессы Происхождение эукариотической клетки. Закономерности Гипотезы происхождения эукариотической клетки.

Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукарио-ты.Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и * описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Эры и периоды развития жизни.

 Глава 7, §15. Ответить на вопросы №1-4. Повторить §11 и по курсу 7 класса повторить материал о губках, кишечнополостных и плоских червях, споровых и голосеменных растениях, о рыбах, земноводных.

 

 

ТЕМА 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа)

18.

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры.

 

Урок комплексного применения ЗУН.

Основные понятия Ароморфоз Факты Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у животных. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных. Процессы Развитие жизни в протерозое и палеозое. Закономерности Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Давать определение термину - ароморфоз. Приводить примеры: >растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое; >ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Юбъяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Глава 8, §16,17. Ответить на вопросы №1-4 к тексту §16 и вопросы №2,4,6 к тексту §17. Повторить по курсу 7 класса материал о рептилиях и птицах, о цветковых растениях.

1-я неделя ноября

 

19.

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.

 

Урок комплексного применения ЗУН.

Основные понятия Ароморфоз Идиоадаптации Факты Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных. Господство голосеменных растений. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания. Изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя. Процессы Развитие жизни в мезозое и в кайнозое. Закономерности Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадапта-ция. Приводить примеры: >растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; > ароморфозов у растений и животных в мезозое; >идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. *Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. Юбъяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни. *Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Глава 8, § 18,19. Ответить на вопросы №1-3 к тексту §18 и вопросы №1-5 к тексту §19. Повторить по учебнику 8 класса тему «Происхождение человека».

 

 

20.

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

 

Урок комплексного применения ЗУН.

Основные понятия Антропология Антропогенез Движущие силы антропогенеза Факты Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека.

Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Называть признаки биологического объекта - человека. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы. Объяснять: >место и роль человека в природе; >родство человека с млекопитающими животными; >родство, общность происхождения и эволюцию человека. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. Доказывать единство человеческих рас. Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Антинаучная сущность расизма.

Глава 7, §20. Вопросы к тексту § 20. Повторить по химии понятие «химический элемент», свойства воды и строение ее молекул.

 

 

РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (15 часов)

ТЕМА 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (4 часа)

21.

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки.

 

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Основные понятия Микроэлементы Макроэлементы Факты Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Объекты Вода, минеральные соли живых организмов.

Давать определение терминам: микроэлементы, макроэлементы. Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: >биологическое значение мак-ро- и микроэлементов; ^биологическую роль воды; >биологическое значение солей неорганических кислот.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Буферность. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

 Глава 9, стр. 104 -105, § 21. Вопросы №1-4. Повторить по курсу 6 класса тему «Химический состав клетки».

 

 

22.

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.

 

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Основные понятия Углеводы Липиды Гормоны Факты Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция). Функции липидов: источник энергии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная. Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде. Объекты Углеводы и липиды живых организмов.

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть: органические вещества клетки; >клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Характеризовать: биологическую роль углеводов; биологическую роль липидов. *Кпассифицировать углеводы по группам.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 Глава 9, § 22 , стр. 109-111. Вопросы №1, 5-9. Повторить по курсу 6 класса материал о белках.

 

 

23.

Органические вещества клетки. Белки.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Белки Тпобула Гормоны Ферменты Факты Белки - биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая). Объекты Молекула белка.

Давать определение основным понятиям. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: >функции белков; ^продукты, богатые белками; >связь, образующую первичную структуру белка; >вещество - мономер белка. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Характеризовать: >проявление функций белков; >уровни структурной организации белковой молекулы. Объяснять: >причины многообразия функций белков; >почему белки редко используются в качестве источника энергии. Юписывать механизм денатурации белка. *Определять признак деления белков на простые и сложные.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Белки простые и сложные (протеины, протеиды). Денатурация белков.

Глава 9, § 22 , стр. 107-109. Вопросы №1,2-4. Повторить по курсу 6 класса материал о нуклеиновых кислотах.

 

 

24.

Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Нуклеиновые кислоты Нуклеотид Факты Нуклеиновые кислоты - биополимеры. ДНК (дезоксирибонукпеиновая кислота), РНК (рибонуклеиновая кислота). Пространственная структура ДНК -двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пластиды. Виды РНК и нахождение: рибосо-мальные, транспортные, информационные. Функции нуклеиновых кислот. Процессы Редупликация ДНК. Передача наследственной информации из поколения в поколение.

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: >нахождение молекулы ДНК в клетке; >мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры. *Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

§ 22, стр. 111-112. Вопросы № 11,12. По курсу 8 класса повторить тему «Обмен веществ и энергии».

 

 

ТЕМА 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3 часа)

25.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

 

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Основные понятия Ассимиляция Диссимиляция Фермент Факты Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена веществ. Процессы Обмен веществ.

Дать определение понятиям: ассимиляция и диссимиляция. Называть: >этапы обмена веществ в организме; >роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция - составные части обмена веществ. Юбъяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.

§ 23 , стр. 113, записи в тетради. Повторить фотосинтез по учебнику 6 класса «Живой организм», подготовить сообщение о фотосинтезе.

 

 

26.

Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Ген Триплет Генетический код Кодон Транскрипция Антикодон Трансляция Факты Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы Механизм транскрипции, механизм трансляции. Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). Биосинтез углеводов в клетке.

Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть: >свойства генетического кода; >роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. *Характеризовать > механизм транскрипции; > механизм трансляции. доставлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Фотосинтез, хемосинтез как способы питания.

23, записи в тетради. Вопросы № 1-5.

 

 

27.

Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Гпиколиз Брожение Дыхание Факты Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Процессы Этапы энергетического обмена.

Дать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: > вещества - источники энергии; > продукты реакций этапов обмена веществ; Локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. *Аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Фотосинтез, хемосинтез как способы получения энергии. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии.

 § 24. Вопросы № 1,2,3,4. Повторить материал о бактериях по учебнику 7 класса «Многообразие живых организмов».

 

 

ТЕМА 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (7 часов)

28.

Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий.

 

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №2.

Основные понятия Прокариоты Факты Клетки бактерий (готовые микропрепараты). Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фото-синтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид. Значение образования спор у бактерий. Условия гибели спор. Объекты Клетки прокариот. Процессы Спорообразование у бактерий.

Давать определение термину прокариоты. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий. Описывать по таблице: >строение клеток прокариот; >механизм процесса спорообразования у бактерий. Юбъяснять значение спор для жизни бактерий. Доказывать примитивность строения прокариот. *Использовать практическую работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Глава 11, § 25. Вопросы № 1-5 к § 25.

 

 

29.

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Органоиды Цитоплазма Факты Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток. Объекты Клеточная мембрана: двойной липидный слой, расположение белков, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: >способы проникновения веществ в клетку; >органоиды цитоплазмы; >функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать: > по строению шероховатую ЭПС от гладкой; > виды пластид растительных клеток. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. *Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. *Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Фагоцитоз и пиноцитоз. Внутриклеточное переваривание.

 Глава 11, § 26. Вопросы № 1-4 к §26.

 

 

30.

Эукариотическая клетка. Ядро.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом Факты Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. Состояния хроматина: хромосомы, деспирализованные нити. Объекты Структуры ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко.

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. *Объяснять механизм образования хромосом. *Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Механизм об разования хромосом

Глава 11, § 27. Вопросы № 1-7 к § 27.

 

 

31.

Изучение клеток растений и животных.

 

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №3.

Факты Особенности строения растительной, животной, грибной клеток. Объекты Эукариотические клетки растений, животных.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных. Находить в тексте учебника отличительные признаки эука-риот. Сравнивать: >строение клеток растений, животных и делать вывод на основе сравнения; >строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения. *Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы. *Делать учебный рисунок.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 повторить по учебнику 6 класса «Живой организм» материал о делении клеток.

 

 

32.

Деление клеток.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия *Митотический цикл *Интерфаза Митоз *Редупликация *Хроматиды Факты Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях.). Деление клетки прокариот. Процессы Размножение.

Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть: >процессы, составляющие жизненный цикл клетки; >фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Понятие о дифференци-ровке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом.

 § 28. Вопросы №1-5.

 

 

33.

Клеточная теория строения организмов.

 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Основные понятия *Цитология Факты Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Теория Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: > жизненные свойства клетки; > признаки клеток различных систематических групп; > положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура. Самостоятельное формулировать определение термина цитология. Давать оценку значению открытия клеточной теории. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, находить значение биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения тестовых заданий.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Нарушения в строении и функционировании клеток -одна из причин заболеваний организмов.

 § 29. Подготовиться к зачету.

 

 

34.

Зачет по теме "Клетка".

 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

 

Повторить материал о размножении живых организмов по учебнику 6 класса «Живой организм».

 

 

РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часов)

ТЕМА 3.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)

35.

Размножение. Бесполое размножение.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные понятия Размножение Бесполое размножение Вегетативное размножение Гаметы Гермафродиты Факты Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение - древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.

Дать определение понятию размножение. Называть: >основные формы размножения; >виды полового и бесполого размножения; >способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Глава 12, стр.146, §30. Вопросы №1-5 к § 30. По желанию уч-ся подготовить сообщение о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления клетки.

3-я неделя января

 

36.

Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом Факты Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты Половые клетки: строение, функции. Процессы Образование половых клеток (га-метогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: >биологическое значение полового размножения; >сущность и биологическое значение оплодотворения; >причины наследственности и изменчивости. Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. *Объяснять эволюционное преимущество полового размножения.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Стадии гамето-генеза: период размножения, период роста, период созревания. Механизм мей-оза. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Генетические заболевания, связанные с нарушением деления половых клеток.

§31. Вопросы №1-5. Повторить по учебнику 6 класса тему «Развитие организмов».

 

 

ТЕМА 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

37.

Онтогенез. Эмбриональный период развития.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Оплодотворение Онтогенез Эмбриогенез Факты Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Процессы Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закономерности Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра).

Давать определение понятий: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: >сущность эмбрионального периода развития организмов; >рост организма. Анализировать и оценивать: > воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; >факторы риска, воздействующие на здоровье. Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша -бластулы. Гаструляция;  закономерности образования двухслойного зародыша - гастру-лы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Воздействие факторов среды на эмбриональное развитие.

 Глава 13, § 32. Вопросы № 1-6. Повторить по курсу 7 класса развитие земноводных, насекомых, рептилий, птиц и млекопитающих.

 

 

38.

Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Постэмбриональный период Факты Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие; постэмбриональное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Процессы Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы. Старение.

Называть: >начало и окончание постэмбрионального развития; >виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. *Определять тип развития у различных животных. Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять биологическое значение метаморфоза.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья человека.

 Глава 13, § 33. Вопросы № 1-4. Подготовиться к тестированию.

 

 

39.

Общие закономерности развития.

 

Урок комплексного применения ЗУН.

Закономерности Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер).

Давать определение понятию эмбриогенез. Называть: >начало и окончание постэмбрионального развития; >виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать: >сущность эмбрионального периода развития организмов; > сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять биологическое значение метаморфоза. * Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Глава 13, § 34.

 

 

РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (13 часов)

ТЕМА 4.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (6 часов)

40.

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лекция.

Основные понятия Аллельные гены Генетика Ген Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Чистые линии Факты Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г. Менделем гибридологического метода. Процессы Моногибридное скрещивание.

Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод. Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять: ^причины наследственности и изменчивости; >роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 Глава 14, § 35,36. Вопросы №1-5 к § 35 и №1-3 к §36.

 

 

41.

Законы Г.Менделя.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак Факты Наследственность - свойство организмов. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей. Закономерности Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании: 1:2:1. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1.

Давать определения понятиям: гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать: > механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; >механизм неполного доминирования. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: >схему моногибридного скрещивания; >схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: >по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; >по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 §37, стр. 176-180, записи в тетради. Вопросы №1-11.

 

 

42.

Законы Г.Менделя (продолжение).

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Генотип Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание Фенотип Факты Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Процессы Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закономерности Закон независимого наследования.

Описывать механизм проявления закономерностей дигиб-ридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: >содержание определений основных понятий; >схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Сцепленное наследование генов. Закон Т.Моргана.

§37, стр.180-185, записи в тетради. Вопросы №12-14. Повторить текст о мейозе.

 

 

43.

Генетика пола.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы Факты Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Процессы Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности Закон сцепленного наследования.

Давать определение термину Аутосомы. Называть: ^•типы хромосом в генотипе; >число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять: >причину соотношения полов 1:1; >причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Значение генетики в медицине и здравоохранении.

§39, записи в тетради. Вопросы к параграфу. Составить родословную своей семьи (по желанию).

 

 

44.

Генотип как система взаимодействующих генов.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Аллельные гены Генотип Доминирование Фенотип Факты Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. Процессы Взаимодействие генов и их множественное действие.

Давать определения терминам. Приводить примеры: >аллельного взаимодействия генов; >неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

§ 40. Вопросы № 1-6.

 

 

45.

Решение генетических задач.

 

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №4.

Закономерности Закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании; при неполном доминировании; наследовании, сцепленном с полом.

Объяснять: >механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; >возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

повторить §11.

 

 

ТЕМА 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (4 часа)

46.

Наследственная (ге-нотипическая) изменчивость.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Геном Изменчивость Мутации Мутаген Полиплоидия Факты Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна - геномная мутация человека. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых сортов растений. Процессы Механизм появления полиплоидных растений.

Давать определение терминам изменчивость. Называть: > вещество, обеспечивающее явление наследственности; >биологическую роль хромосом; >основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть: >виды наследственной изменчивости; >уровни изменения генотипа, виды мутаций; >свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики. * Характеризовать виды мутаций.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Эволюционное значение ком-бинативной изменчивости. Роль мутации в эволюционном процессе. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

§ 41. Вопросы № 1-4. Используя СМИ, подобрать примеры мутаций, их использование (по желанию).

 

 

47.

Фенотипическая (модификационная) изменчивость.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия *Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции Факты Изменчивость - свойство организмов. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости. Процессы Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: >ненаследственной изменчивости (модификаций); >нормы реакции признаков; Зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модификационную изменчивость.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

§ 42. Вопросы Ne 1-4.

 

 

48.

Выявление изменчивости организмов. Практическая работа №5.

 

Урок комплексного применения ЗУН.

Факты Проявления наследственной и ненаследственной изменчивости.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках, находить значения биологических терминов, необходимых для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

повторить §35-37, 39-42.

 

 

49.

Зачет "Наследственность и изменчивость".

 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задание на соответствие. Задания- незаконченные предложения. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

 

Подготовить сообщение о Н. И. Вавилове и центрах происхождения культурных растений (по желанию).

 

 

ТЕМА 4.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, МИКРООРГАНИЗМОВ (3 часа)

50.

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные понятия Селекция Факты Причины появления культурных растений. Предсказание сущестывования диких растений с признаками, ценными для селекции. Процессы Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Объекты Семейство Злаковые. Закономерности Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции. Объяснять:- причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; - значение для селекционной работы закона гомологических рядов; - роль билогии в практической деятельности людей и самого ученика.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 

 

 

51.

Методы селекции растений, животных.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Тетерозис Гибридизация *Депрессия Мутагенез Порода Сорт Факты Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез.

Давать определения понятиям: порода, сорт. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 Глава 16, § 44. Вопросы №1-7. Подготовить сообщение о проблемах биотехнологии (по желанию).

 

 

52.

Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Биотехнология Штамм Факты Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Процессы Микробиологический синтез.

Давать определение понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 Глава 16, §45. Повторить учение о биосфере по курсу географии.

3-я неделя марта

 

РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов)

ТЕМА 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (7 часов)

53.

Структура биосферы.

 

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Основные понятия Биосфера Факты Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни. Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Давать определение понятию биосфера. Называть: > признаки биосферы; >структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Работы В. И. Вернадского.

Глава 17, стр. 216, § 46. Вопросы № 5,6,8 к §46.

 

 

54.

Круговорот веществ в природе.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гуму с Фильтрация Факты Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направления пока вещества в пищевой сети. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Средообра-зующая деятельность организмов. Процессы Циркуляция биогенных элементов. Биохимические циклы азота, углерода, фосфора. Почвообразование. Образование гумуса.

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: >биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; >проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме. Характеризовать: >сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; >роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. * Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Механическое воздействие организмов. Очистка природных вод жи-вотными-фильтратора-ми. Укрепление и аэрация почвы.

 Глава 17, § 47. Составить схему круговорота воды, серы, углерода, азота в природе (по желанию).

 

 

55.

Экологические факторы.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Экология Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенный фактор Ограничивающий фактор Факты Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Абиотические факторы среды. Биотические факторы. Взаимодействие факторов среды.

Давать определение терминам: экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Глава 17, §50,51. Вопросы № 1-7 к §50 и вопросы №1-4 к §51.

 

 

56.

Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные понятия Популяция Биоценоз Экосистема Факты Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры экосистемы. Популяция - элемент экосистемы. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие. Объекты Элементы биогеоценоза.

Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть: >компоненты биогеоценоза; >признаки биологического объекта - популяции; >показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); >признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Изучать процессы, происходящие в популяции. Характеризовать: ^структуру наземных и водных экосистем; >роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчивости экосистемы.

 

Биоценозы. Плотность популяций, биомасса биоценозов.

Глава 17, § 49, § 52 стр. 239-243, вопросы №2, 3 к §49.

2-я неделя апреля

 

57.

Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии.

 

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №6.

Основные понятия Трофический уровень Автотрофы Гетеротрофы Пищевая сеть Пищевая цепь Поток вещества Поток энергии Факты Солнечный свет - энергетический ресурс экосистемы. Роль автотро-фов и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистемах. Направления потока вещества в пищевой сети. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты. Объекты Трофическая структура биоценоза. Процессы Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.

Давать определение терминам: автотрофы и гетеро-трофы, трофический уровень. Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Составлять схемы пищевых цепей. Объяснять направление потока вещества в пищевой сети. Характеризовать роль организмов (производителей, потребителей, разрушителей органических веществ) в потоке веществ и энергии. *Характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс. *Использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Правило 10 %. Пирамиды численности и биомассы. Перевернутая пирамида.

Глава 17, § 52, вопросы № 4-7.

3-я неделя апреля

 

58.

Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Конкуренция Хищничество Симбиоз Паразитизм Факты Типы взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов. Определять отдельные формы взаимоотношений из содержания текста и иллюстраций учебника и дополнительной литературы. Характеризовать разные типы взаимоотношений. Анализировать содержание рисунков учебника.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 Глава 17, § 53. Вопросы и задания №1-6.

 

 

59.

Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

 

Урок комплексного использования ЗУН. Практическая работа № 7.

Основные понятия Видовое разнообразие Плотность популяций Биомасса Взаимоотношения организмов Факты Состояние экосистемы своей местности. Объекты Любая экосистема своей местности.

Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса). Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять: ^взаимосвязи организмов и окружающей среды; >типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать состояние биоценоза. Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 подготовить сообщение о ресурсах Земли.

 

 

ТЕМА 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (4 часа)

60.

Природные ресурсы и их использование.

 

Комбинированный урок.

Основные понятия Агроэкосистема Природные ресурсы Факты Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые). Агроэкосистемы. Проблемы рационального природопользования. Процессы Стратегии природопользования и их последствия.

Давать определение термину агроэкосистема (агроценоз). Приводить примеры:>агроэкосистем; >неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов. Называть признаки агроэкосистемы. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека. Раскрывать сущность рационального природопользования.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Виды деятельности в области охраны природы: экологический мониторинг, охрана лесов, увеличение числа заповедников, охрана и разведение редких видов растений и животных, экологическое образование, международное сотрудничество.

 Глава 18, § 54. Вопросы и задания №1-6.

 

 

61.

Роль человека в биосфере.

 

Комбинированный урок.

Факты Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Факторы, вызывающие экологический кризис. Процессы Экологический кризис и его последствия.

Раскрывать роль человека в биосфере. Называть факторы (причины), вызывающие экологический кризис. *Высказывать предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы. Предлагать пути преодоления экологического кризиса.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 повторить § 54. Подготовить сообщение о последствиях хозяйственной деятельности человека, подсчитать суточное потребление воды семьей.

 

 

62.

Последствия деятельности человека в экосистемах.

 

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №8.

Факты Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: -загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; -загрязнение пресных вод, Мирового океана; -антропогенное изменение почвы; -радиоактивное загрязнение биосферы; -влияние человека на растительный и животный мир; -влияние собственных поступков на живые организмы. Сохранение биологического разнообразия.

Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Анализировать и оценивать: >последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; >роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

Глава 18, §55, 56. Подготовить сообщение или информационный буклет об экологических проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды.

 

 

63.

Экологические проблемы.

 

Урок комплексного применения ЗУН

Факты Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей.

Называть: Современные глобальные экологические проблемы; >антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать: >последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. *Прогнозировать последствия экологических проблем вследствие их неразрешения. Предлагать пути решения глобальных экологических проблем.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Региональные и локальные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

 повторить материал глав № 2,3,4,5,6 учебника.

 

 

ОБОБЩЕНИЕ (5 часов)

64.

Становление современной теории эволюции.

 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Современная теория эволюции: -движущие силы эволюции; -причины многообразия и приспособленности организмов к среде обитания; -понятие о микроэволюции и макроэволюции; - основные направления эволюции; - пути достижения биологического прогресса; - вид, его критерии, популяция как структурная единица вида и эволюции.

Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

повторить материал глав №№ 9,10,11 учебника.

 

 

65.

Клетка - структурная и функциональная единица живого.

 

Урок обобщения, систематизации знаний.

Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Описывать: >химический состав клетки; >структуру эукариотической клетки; > процессы, протекающие в клетке. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур. Характеризовать роль различных клеточных структур в процессах, протекающих в клетке. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 повторить материал глав № 14,15,16 учебника.

 

 

66.

Закономерности наследственности, изменчивости.

 

Урок обобщения, систематизации знаний.

Закономерности наследования признаков, открытие Г. Менделем. Закономерности изменчивости. Прикладное значение генетики.

Давать определения законам Г. Менделя. Называть формы изменчивости. Объяснять: >механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, возникновение отличий у родительских форм; >необходимость развития теоретической генетики для медицины и сельского хозяйства. Составлять родословные, решать генетические задачи.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 повторить материал глав № 17,18 учебника.

 

 

67.

Взаимодействие организма и среды обитания.

 

Урок обобщения, систематизации знаний.

Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек.

Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах. Анализировать видовой состав в биоценозах. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах. Характеризовать: >биосферу как живую оболочку планеты; >пищевые сети. Объяснять необходимость применения сведений об экологических закономерностях для правильной организации хозяйственной деятельности человека, для решения комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий тестовой контрольной работы, находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Задание со свободным ответом по выбору учителя.

 

 подготовиться к контрольной работе.

 

 

68.

Итоговая контрольная работа.

 

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....