Обобщающий урок по теме: Основные отделы растений
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Шумова Любовь Петровна

Обобщаюший урок по теме Основные отделы растений в форме игры "Счастливый случай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_otdely_rasteniy_urok.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Я ИДУ НА УРОК

Л.П. ШУМОВА,

 г. Кызыл, Республика Тыва

Основные отделы растений

Урок-викторина «Счастливый случай»

Викторина проходит в шесть геймов. В викторине участвуют 2 команды по 6 человек. Оценивают ответы 3 консультанта. Остальные ученики – болельщики.

Первый гейм

Каждая команда отвечает на один вопрос каждого раздела. Вопрос определяется при помощи рулетки. Если команда не отвечает на вопрос, отвечают болельщики.

Водоросли

1. Что лишнее: хлорелла, саргассум, рябина, ламинария, спирогира? (Рябина – отдел Покрытосеменные.)

 2. Какие условия необходимы для жизни водорослей? (Вода, свет, кислород, углекислый газ, тепло.)

 3. Какую роль играют водоросли в природе? (Обогащают воду кислородом, служат пищей для водных животных.)

 4. Какие морские водоросли вы знаете? (Ламинария, саргассум, фукус, багрянки.)

 5. Чем знаменита хлорелла? (Эту водоросль можно выращивать на космических станциях.)

Папоротникообразные

1. Какие растения образуют отдел Папоротникообразные? (Папоротники, хвощи и плауны.)

 2. Что лишнее: нефролепес, орляк, сфагнум, щитовник, хвощ? (Сфагнум – мох.)

 3. Можно ли споры папоротника считать семенами? (Нет, в семенах есть запас питательных веществ, из семени развивается растение, из споры – заросток.)

 4. Что лишнее: венерин волос, страусово перо, щитовник, ламинария, орляк? (Ламинария – водоросль.)

Голосеменные

1. Какие хвойные растут в нашей республике? (Ели, пихты, сосны, можжевельники, лиственница.)

 2. Что лишнее: сосна, можжевельник, пихта, береза, кипарис. (Береза – отдел Покрытосеменные.)

 3. Сосну можно сажать для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны корни уходят глубоко в почву, а у ели они расположены близко к поверхности.)

 4. Как отличить ветку кедровой сосны от ветки сосны обыкновенной? (У обыкновенной сосны хвоинки расположены по две в пучке, а у кедровой – по пять.)

Покрытосеменные

1. Чем отличаются покрытосеменные растения от растений всех других отделов? (Имеют цветки.)

 2. Что лишнее: береза, одуванчик, рябина, саргассум, черемуха? (Саргассум – водоросль.)

 3. Чем отличается спора от семени? (В семенах есть запас питательных веществ, а в спорах нет, из семени развивается растение, из споры – заросток.)

 4. На какие классы делятся цветковые растения? (Однодольные и Двудольные.)

 5. Какие цветковые охраняются в нашей республике? (Адонис, ветреница, венерин башмачок, родиола розовая.)

Счастливый случай

1. Что такое псилофиты? (Первые наземные растения.)

 2. В каком лесу темней – в еловом или сосновом? (В еловом.)

 3. Как размножаются мхи? (Спорами и вегетативно.)

 4. Какие одноклеточные водоросли вы знаете? (Хлорелла, хламидомонада.)

Второй гейм

На доске 6 изображений растений: ламинария, папоротники, хлорелла, подорожник, хвощ, ель. Ведущий читает небольшой текст, нужно по описанию узнать какое это растение.

1. Несмотря на свои чрезвычайно малые размеры, это растение привлекло внимание ученых, и не только биологов, но и конструкторов космических кораблей и самих космонавтов. (Хлорелла.)

2. Под ногами розетка яйцевидных листьев. Из середины розетки поднимаются 1–2 стебелька с колосками беловато-лиловых пушистых цветков или усыпанных зелеными мелкими шариками семян. Лист плотный с заметными жилками. Считается, что листья способствуют заживлению ран. (Подорожник.)

3. Есть в лесу травянистое растение, которое способно царапать сталь. Один из его видов называют «зимующим». Стебли его особенные, не такие, как у летних растений. Они сохраняются живыми круглый год. На конце стебелька находится спороносная коробочка. (Хвощ.)

4. Бурая водоросль, населяющая моря и океаны. Во многих странах ее употребляют в пищу, используют на корм скоту и в промышленности. Из нее получают лекарственные препараты, готовят консервы. Особенно давно и широко используют в Японии и Китае. Выращивают на морских плантациях. (Ламинария.)

5. В лесу часто можно встретить споровое растение. Куст его напоминает раскрытый зонт с ручкой. Крупные, перистые листья собраны в розетки, имеют укороченный стебель и толстое корневище. (Папоротник.)

6. Дерево средней высоты, стройное, теневыносливое, образует темнохвойную тайгу, его конусообразная крона зеленеет круглый год. Это одно из самых «музыкальных» деревьев, потому что из его древесины делают скрипки. (Ель.)

Третий гейм

Команды задают друг другу по три вопроса. Консультанты отмечают самые интересные вопросы.

Четвертый гейм

Каждая команда в течение одной минуты должна ответить на как можно большее число вопросов. Если команда не знает ответ, говорит: «Дальше...»

Вопросы 1-й команде

1. Как размножаются водоросли? (Спорами, кусочками слоевища.)

 2. Назовите самое маленькое цветковое растение. (Ряска.)

 3. Что такое гаметы? (Половые клетки.)

 4. Какой мох образует залежи торфа? (Сфагнум.)

 5. Какое растение можно назвать живым напильником? (Хвощ.)

 6. Почему хвоя сосны испаряет мало влаги? (На хвоинках мало устьиц.)

 7. Как размножаются голосеменные? (Семенами.)

 8. О каком растении сказано:

Горел в траве росистой

 фонарик золотистый,

 Потом померк, потух

 и превратился в пух?

(Одуванчик.)

9. Во что превращается оболочка, которой покрываются одноклеточные водоросли при наступлении неблагоприятных условий. (В цисту.)

 10. Древесина какого нашего дерева не разрушается под действием воды и воздуха и хранится тысячелетия? (Лиственницы.)

 11. Где образуются семязачатки у голосеменных? (В женских шишках.)

 12. Как называются зеленые пластиды? (Хлоропласты.)

 13. Как называется листопадное хвойное дерево? (Лиственница.)

Вопросы 2-й команде

1. Какую водоросль называют космической? (Хлореллу.)

 2. Как размножаются мхи? (Спорами и вегетативно.)

 3. Какие растения образовали залежи каменного угля? (Папоротники.)

 4. О каком растении идет речь?

Есть у родственницы елки

 Неколючие иголки,

 Но в отличие от елки

 Опадают те иголки.

(Лиственница.)

5. Какой орган употребляют в пищу у картофеля? (Видоизмененный побег.)

 6. Что такое ризоиды? (Выросты у водорослей и мхов, при помощи которых они прикрепляются к подводным предметам или почве.)

 7. Какой мох во время Великой Отечественной войны партизаны использовали в качестве перевязочного средства? (Сфагнум.)

 8. Что такое фитонциды? (Летучие вещества, выделяемые растениями.)

 9. О каком растении сказано?

Мне зеленый кипяток

 ноги голые обжёг:

 У заборов он бывает,

 Никогда не остывает.

(Крапива.)

10. Какие растения содержат много кремния в стебле? (Хвощ.)

 11. Что представляет собой эндосперм? (Запас питательных веществ в семенах.)

 12. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашки.)

 13. Где образуется пыльца у голосеменных? (В мужских пыльцевых шишках.)

Пятый гейм

В мешочке находятся «бочонки» от лото с номерами, команды по очереди вытягивают «бочонки». Ведущий зачитывает «заморочки».

1. В лесу стоят высокие прямые деревья, словно доблестные воины охраняют покой и тишину. Кругом сумрачно. Под деревьями стелется мягкий мох. А когда посмотришь на свисающие лишайники, так и кажется, что где-то недалеко стоит избушка Бабы-Яги. Старые деревья падают, выворачивая корни. Их ветви похожи на руки лесных чудищ в сказочном царстве Берендея. Что это за деревья? (Ели.)

2. Удивительное свойство этого растения. В медицине его применяли в качестве перевязочного материала. Воду оно вбирает в себя особыми водоносными клетками, лишенными живого содержимого. В этих клетках оно запасает воду «на черный день». Мощный ковер этих растений покрывает поверхность болот. Что это за растения? (Мох сфагнум.)

3. Это растение можно встретить в тайге, оно считается самым лекарственным среди хвойных. Тувинцы верят в охраняющую силу этого растения: им окуривают помещения, клубы дыма направляют вслед врагу, чтобы не возвращался, а ветками выгоняют скот на пастбище, чтобы защитить его от болезней. (Можжевельник, или артыш.)

4. Множество легенд сложено об этом растении. Считается, что в ночь накануне дня Ивана Купалы цветет оно огненным цветком. Кому удастся сорвать этот цветок – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев, трав и животных. Но цветок найти трудно, его охраняет нечистая сила. Листья растения крупные, перистые, стебель укороченный. (Папоротник.)

5. Могучее и гордое дерево имеет твердую и плотную древесину, которая сохраняется веками. Из нее люди бронзового века делали саркофаги, срубы могильников. В тайге много столетий тому назад возводили крепости, остатки их находят и сейчас. Бревна настолько крепки, что даже трудно топором разрубить. (Лиственница.)

6. Кто умеет за себя хорошо постоять, у того и врагов мало. Это интересное растение научилось защищаться, а человек благодаря этому растению придумал шприц, потому что жгучие волоски похожи на крохотные бутылочки. Волоски очень хрупкие. Чуть задел – верхушки обламываются и острые края вонзаются в кожу как шприцы. А в «шприцах» – жгучее вещество. От их уколов долго «горит» и чешется кожа. (Крапива.)

7. Какое только нам названия не придумают: кто елочкой, кто земляной шишкой называет, иногда пеструшкой. Имен-то много, но, к сожалению, мало кто обратит на нас внимание, а зря. Мы самые древние растения. Наши предки были гигантами в каменноугольный период Земли. В нашем стебле накапливается много кремния. Мы никогда не цветем. (Хвощ.)

Шестой гейм

Каждая команда представляет подготовленный дома рассказ о каком-то растении.

Литература

Верзилин Н. По следам Робинзона. – Л.: Детская литература, 1974.

Гогулина Г. Рецепты леса. – М., 1995.

Петров В.В. Лесные тайны. – М.: Лесная промышленность, 1989.

Рохлов В. Занимательная ботаника. –М.:ACT–ПРЕСС, 1998.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме " Основные положения молекулярно-кинетической теории"

Данная разработка может быть использована при изучении темы МКТ идеального газа в 10 классе.  Урок расчитан на 2 часа, но можно использовать элементы урока отдельно.  В работе использованы с...

Обобщающий урок по теме: "Органы цветкового растения"

Конспект может быть использован на уроках обобщения по теме "Органы цветкового растения"...

Контрольно-обобщающий урок по теме "Генеративные органы растений"

Данный урок заканчивает серию уроков по теме "Генеративные органы растений". Конспект урока включает в себя материал для контроля и обобщения знаний по темам "Цветок", "Соцветие", "Плод"...

Презентация. Обобщающий урок по теме:органы цветковых растений. Путешествие по маршруту "Корешки-Дачная"

Презентация послужит хорошим подспорьем для проведения обобщающего урока по биологии в 6 классе по теме: Органы цветковых растений.Перемещаясь от стации Корешки до станции Дачная учащиеся получают зад...

Обобщающий урок по теме "Органы цветкового растения"

Обобщающий урок по теме "Органы цветкового растения"...

Презентация по биологии на тему: Обобщающий урок по темам: "Прокариоты. Грибы. Растения". 7 класс.

Урок проводится в игровой форме: 2 команды проходят несколько этапов. Команды  (по названиям систематических групп) готовят выступления, вопросы, ответы, возражения; наглядность. Набирают общее к...

Обобщающий урок по теме: «Основные классы неорганических соединений»

Цель урока: обобщение  и закрепление  знаний учащихся об основных классах неорганических соединений (оксидах, кислотах, основаниях, солях):  об их составе, свойствах и практическом прим...