Учебная программа "Половое воспитание".
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Данная программа может применятся  учителями предметниками,классными руководителями для проведения классных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polovoe_vospitaniepopravlennyy.doc102.5 КБ
Microsoft Office document icon vred_tabaka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ Омской области «Тарская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида»

«Половое воспитание»

(воспитательная программа

для учащихся старших классов)

                                                                               

                                                                                   Составила:

                                                                                     Бритун Е.К. 

г. Тара – 2010 г.

Пояснительная записка.

Откуда же я взялся и что со мной будет дальше?

Этот вопрос волнует всех детей. А взрослые обычно дают на него уклончивые,   путаные ответы. Детям трудно объяснить, как всё это происходит, и иногда, чтобы отделаться от любопытных, они пытаются рассказать небылицы про капусту, про аиста.

В связи с этим, на мой взгляд, перед взрослыми встают различные проблемы полового воспитания.

В настоящее время существует множество точек зрения по половому воспитанию учащихся.

Академик А.Петровский считает, что необходимо вводить в школах курс «Половое воспитание». Но при этом необходимо учитывать умственные и возрастные особенности учащихся. И для проведения занятий этого курса нужна большая подготовка педагога.

Психолог И.Медведева выступает против введения в школы курса «Половое воспитание». Она предполагает, что достаточно создать вне школы «проблемные кабинеты», где ребёнок может поговорить о том, что его волнует и интересует.

Специалист кардиолог Устинова имеет другую точку зрения: «Раннее сексуальное просвещение учащихся приводит к плохим последствиям». Проанализировав сборник «Половое воспитание учащихся», «Основы сексологии», и такие позиции, как введение ребёнка в сферу сексуальных проблем в раннем возрасте, считает, что это безнравственно, что, повреждая детскую душу, это может повлиять отрицательно на здоровье детей и в настоящем, и в будущем.

Те, кто выступает против введения в школьную программу курса «Половое воспитание» считают, что:

  1. Рождаемость еще больше уменьшится.
  2. Программа будет развращать молодёжь.
  3. Дети получают ненужную информацию.
  4. Здоровье людей под большой угрозой.
  5. Ребенок, так или иначе, получит эту информацию, лучше будет, если он узнает в школе.
  6. Не каждая семья сможет дать соответствующее половое воспитание.

Я считаю, чтобы избежать многих проблем (ранней беременности, роста количества абортов, венерических заболеваний, сексуального насилия), необходимо вводить в школьный курс «Половое воспитание». И чем раньше дети получат правдивую, нравственную информацию о взаимоотношении между полами, тем правильнее будут их взгляды.

А так как знания о половом воспитании формирует улица, и не все родители могут вести беседы на эту тему, поэтому необходимо вводить курс «Половое воспитание» в школу.

Программа «Половое воспитание» вводится не как учебный предмет, а как специальный курс. Это программа рассчитана на учеников 9 классов коррекционной школы  с учетом психофизического развития детей.

Занятия будут проводиться по одному часу в неделю. Годовое количество часов – 33.

Занятия будут проводиться с привлечением медика, психолога, социального педагога, приглашается в школу врач гинеколог, венеролог.

Идея программы: при её реализации дети получают правдивую и точную информацию о взаимоотношении полов, о строении мужского и женского организма.

Материальная база: занятия будут проводиться в классе. Для занятия воспитатель (учитель) будет использовать схемы, плакаты: строение половой системы, развитие плода в материнском организме и т.д.

Цель программы: сформировать у учащихся систему знаний, способствующих профилактике и коррекции рискованного сексуального поведения.

Задачи программы:

  1. Дать представление о строении организма человека.
  2. Формировать правильное нравственное отношение к вопросам полового воспитания.

Рекомендуемые технологии.

Технологии группового обучения.

Используется на уроках, например при изучении темы: «Рождение ребёнка». Учитель дает задание составить занимательный материал, рассказ о том, как ребенок появляется на свет. Предварительно  класс делится на группы по желанию, после выполнения задания учитель индивидуально работает с каждой группой.

Такое выполнение групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение при этом является условием формирования объективных понятий.

Технология игры.

Учитель в игровой форме объясняет материал по схемам, иллюстрациям. Затем предлагает какую-либо ситуацию. Ученику также необходимо в игровой форме показать и рассказать ситуацию по схеме или иллюстрации.

Начальная диагностика.

Прежде  чем приступить к изучению специального курса, воспитатель (учитель) проводит  в классе начальную диагностику, которая представлена в виде сочинения на тему «Откуда берутся дети».

Цель диагностики: выявить уровень знаний и понятий по проблемам полового воспитания.

Творческие задания.

  1. Составить рассказ на тему: «Как чувствует и ведет себя ребенок в утробе матери».
  2. Учитель приносит в школу куклу, пеленку, соску, стульчик, ручку, мячик. (Учитель оговаривает: кукла-новорождённый ребенок). Какие предметы необходимы новорожденному.
  3. Составить рассказ на тему: «Как я появился на свет».

Типовые задания.

  1. Рассказ о процессе зачатия ребенка.
  2. Выбрать из перечисленного половые органы: сердце, грудные железы и т.д.
  3. Сколько месяцев вынашивается плод.

Проблемные вопросы.

  1. Много ли различий между мужчиной и женщиной?
  2. Каким образом ребенок появляется в животе у матери?
  3. Какие действия по уходу за новорожденным смог бы сделать ты?
  4. Зачем при появлении ребенка на свет ему необходимо закричать?

Требования к подготовке учащихся.

        По окончании курса ребенок должен знать:

  1. Строение половой системы.
  2. Различия между мужчиной и женщиной.
  3. Роль мужчины и женщины в зачатии ребенка.
  4. Как развивается плод в женском организме.
  5. Как ребенок появляется на свет.

Ученик должен уметь показать и рассказать по схеме:

  1. Строение половой системы мужчины и женщины.
  2. Оплодотворение яйцеклетки.
  3. Процесс развития плода в организме.

Конечная диагностика.

        После изучения данного курса учитель проводит тестирование, с помощью которого он выясняет, как дети усвоили программу.

За каждый правильный ответ ребенок получает- 5 баллов.

За неправильный ответ ребенок получает – 0 баллов.

        1.Как ты появился на свет?

        А) нашли, капусту убирая.

        Б) принес аист.

        В) родила мама.

        2.Чем отличается мужчина от женщины?

        А) рост.

        Б) строение половых органов.

        3.Через сколько месяцев после зачатия рождается ребенок?

        А) через 1 год.

        Б) через 9 месяцев.

        В) через 3 месяца.

        4.Зачем при рождении ребенку обрезают пуповину?

        А) чтобы ребенок смог кушать и дышать самостоятельно.

        Б) для того, чтобы его смогли брать на руки.

        5.Сколько раз в сутки необходимо кормить малыша?

        А) 3 раза.

        Б) 6 раз

        В) ни разу.

        6.Где созревает семя у мужчины?

        А) в мочевом пузыре.

        Б) в яичках.

Если ребенок набирает от 0-10 баллов – это низкий уровень владения знаниями, от 10-20 – средний уровень, от 20-30 – высокий уровень владения знаниями.

Тематический план

(9 класс)

Класс

Раздел

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

9

I. Особенности строения женского и мужского организма, строение и функции половой системы.

1.1.Мужчина и женщина: внешние отличия.

1.2.Мужская половая система.

1.3.Женская половая система.

1.4.Менструальный цикл.

1.5.Беседа с врачом-гинекологом.

1.6.Гигиена половых органов.

1.7.Итоговое занятие.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2.

9

II. Процесс зачатия ребёнка.

2.1.Понятие яйцеклетка, яичники, матка.

2.2.Понятие сперматозоиды.

2.3.Оплодотворение и имплантация.

2.4.Беседа с врачом-венерологом.

2.5. Как избежать нежелательной беременности.

2.6.Итоговое занятие.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3.

9

III. Беременность, процесс рождения.

3.1.Беременность. Первый триместр.

3.2.Беременность. Второй триместр.

3.3.Беременность. Третий триместр.

3.4.Гигиена беременности.

3.5.Беседа с врачом-гинекологом.

3.6.Роды.

3.7.Итоговое занятие.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4.

9

IV. Уход за новорожденным.

4.1.Человек, семья, общество.

4.2.Идеальное питание.

4.3.Гигиенические требования по уходу за новорожденным.

4.4.Гигиенические требования по уходу за новорожденным.

4.5.Младенчество. Первые ощущения.

4.6.Первые достижения.

4.7.Скелет ребенка.

4.8.Беседа с детским врачом.

4.9.Итоговое занятие.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5.

9

V. Вредное влияние спиртных напитков, табака и наркотиков на организм.

5.1.Наркотики – свобода или зависимость, полёт или падение?

5.2.Безвредного табака не бывает.

5.3.Алкоголизм – распущенность или болезнь?

5.4.Закон и ответственность.

1

1

1

1

1

1

1

1

Разделы тематического планирования (9 класс)

Класс

Раздел

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

9

I.

Особенности строения женского и мужского организма, строение и функции половой системы.

II.

Процесс зачатия ребёнка. Понятие: яйцеклетка, яичники,

матка, сперматозоиды.

III.

Беременность, процесс рождения.

IV.

Уход за новорожденным.

V.

Вредное влияние спиртных напитков, табака и наркотиков на организм.

7

6

7

9

4

7

6

7

7

4

-

-

-

2

-

Рекомендуемая литература для учителей.

Журналы.

  1. «Мы» - 1995 г., № 9, с.80-95.
  2. «Народное образование» - 1997 г., №4, с.20.
  3. «Семья и школа» - 1997 г., № 4, с.21-23.

Книги.

  1. Исаев Д.Н., Каган В.Е. «Половое воспитание и психогигиена пола детей» - Л: Медицина, 1980 г. – 180 с.
  2. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка – подросток – девушка. Москва; Просвещение, 1985 г.- 160 с.
  3. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. Москва; Просвещение, 1982 г.- 207 с.

Рекомендуемая литература для ученика.

  1. Аударина А., Путнинин М. «Откуда берутся дети?» - Омск, 1993, с.193.
  2. Журнал «Человеческое тело», выпуск № 23, №24, №25. Издательство hachette коллекция 2010 год.


Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа «Безвредного табака не бывает» ( 7 – 9-е классы)

Цель:

       Формировать отрицательное отношение к курению: помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека.

  Предварительная подготовка:

  1. Учащимся предлагается найти материал по заданной теме (статьи в периодике, информация из медицинской литературы и т. д. ) и подготовить доклады.
  2. Изготовление учащимися плаката или стенгазеты на тему классного часа.

                      Ход классного часа.

Трудно себе представить то благотворное изменение, которое  произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.                                                      Л.Н. Толстой.

I. Вступительное слово классного руководителя.

  О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе.    

  Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Но курильщики только посмеивались: «Видно, я крепче лошади, сколько никотина потребил, а жив!» Утешали себя: табачный дёготь остаётся на фильтре. А как врачи? Разве они не боролись против курения?

II.Доклад учащегося.

    Врачи также выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает число опасных  болезней. Начиная с начала 60-x годов XX века, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Оказывается, если человек курит в день от 1-9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10-19 сигарет, то на 5,5 года; если выкурено от 20-30 сигарет – на 6, 2 года.

Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают  от рака лёгких в 5 раз чаще, чем те, которые начали ку-рить после 25 лет.  Длительно и много курящие в 13 раз чаще за-болевают  стенокардией, в 12-инфарктом миокарда, в 10 раз-язвой желудка и в 30 раз- раком лёгких.

  Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мо-чевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.

  Учёные выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого че-ловека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростков- в половине пачки.  Были даже зорегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трёх сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.

  Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше а питание организма кислородом и другими необходимыми вещест-вами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются, Вот почему у курящих ребят сла-беет  память, вот почему среди них чаще встречаются неуспевающие в учёбе.

  Учёные выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядови-тости он равен синильной кислоте.

  Окись углерода( угарный газ) вступает в соединение с гемогло-

бин, который является переносчиком кислорода. При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков не редкость рыхлость дёсен, язвочки во рту, часто воспаляется зев, что приводит к возникновению ангин. От длительного курения приводит к сужению головной щели, появляется осиплость голоса.

В последние годы учёные уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К нам в первую очередь относятся бензопирен и радиоактивный изотоп полоний – 210. Если куриль-щик наберёт в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный дёготь. В нём особенно много веществ, вызывающих рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дёгтем, то у животного образуется раковая опухоль.

    Трудно даже  перечислить вещества, содержащиеся в табаке, их ведь насчитали почти  1200!

   В течение нескольких лет  учёные проводили наблюдения над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.

                Болезни

Курящие

Не курящие

1. Нервные

14%

1%

2. Понижение слуха

13%

1%

3. Плохая память

12%

1%

4. Плохое физическое состояние

12%

2%

5. Плохое умственное состояние

18%

1%

6. Нечистоплотные

12%

1%

7. Плохие отметки

18%

3%

8. Медленно соображают

19%

3%

Оказалось также, что на организм девочки табак действует гораздо сильнее: «вянет кожа», быстрее сипнет голос.

За последние десятилетие учёные выясни, что у людей некурящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Причина? Некурящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. При курении в организм человека 20-25%  ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Появился даже специальный термин-«пассивное» курение.

  Даже в США, при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. Тоже происходит и в Англии, Шве-ции и Финляндии. Норвегия твёрдо решила стать некурящей нацией в XXI веке.

  Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.

III. Беседа и подведение итогов классного часа.

  В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах,  спортивных залах, учебных и медицинских заведениях, санаториях и курортах, в транспорте.

  Почему же всё-таки продают сигареты в киосках?

  Да потому что категорическим запретом не всегда повлияешь на заядлого курильщика. Всякого рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, приготовленный в фабричных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, ещё невозможно,  а вот убедить бросить курить можно.

IV. Cлово классного руководителя.

   Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идёт борьба против «пассивного курения»… Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например, Ч.Дар-вин, И. Ньютон, А.М. Горький, композитор С.В. Рахманинов и даже  учёный-терапевт С.П. Боткин, курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов?

    Хочу привести здесь некоторые высказывания известных  дея- телей культуры и науки.

    Писатель А. Дюма-младший: «Я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твёрдо сдержал и вполне убеждён, что табак вредит мозгу также определённо, как и алкоголь».

  Л.Н. Толстой, бросив курить, сказал так: « Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове…»

   Великий врач С.П. Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, ещё сравнительно нестарым( 57 лет), он сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы ещё 10-15 лет».

   Шахматист А. А. Алёхин: «Никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли – способность столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность, выигравши матч за мировое  первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку».

   При курении першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту появляется противный  вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться – отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.

     Дополнительный материал для проведения классного часа

   «Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали её. Затем каж-дый  делал из неё 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри».        

                                                                                      Х. Колумб.

Туземцы угощали путешественников табаком, причём сначала ку-рили сами потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы  и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.

   На  вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит, спутался с нечистой силой.

    Распространение табака встречало  в странах сильное противо-действие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. А Римский папа Урбан VII. Отлучал от церкви, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Учебная деятельность - пространство для воспитания. Воспитательный потенциал учебного занятия

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Предмет «География», благодаря своей специфике, предоставляет широкие возможности для воспитания обу...

Учебная программа "Воспитание на английском языке"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – д/с №383»Приволжского района г. Казань      Программапо английскому языкудля детей...

статья.«Развитие и воспитание учебной автономии учащихся в средней школе в учебной деятельности при изучении иностранного языка».

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием учебной автономии у обучающихся средней школы в процессе иноязычной деятельности. Основными условиями для успешного осуществления автономии учен...