Урок"Вода-среда обитания рыб"
презентация к уроку биологии (7 класс) по теме

Карюкина Светлана Викторовна

Интегрированный урок ,введены элементы химии, применены разнообразные формы работы с текстом и презентациями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobrazie_ryb.pptx1.44 МБ
Файл voda_-sreda_obitaniya_ryb.pptx1.25 МБ
Файл integrir_urok.odt23.78 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku_voda_sreda_obit.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многообразие рыб Учитель биологии ГОУ СОШ № 627 Московского района Санкт-Петербурга Карюкина С . В.

Слайд 2

У рыб есть свои зоны местообитания: литоральная зона, мелководье, коралловые рифы, открытое море и глубоководная зона. Кто из рыб где обитает и как приспособлены к данным условиям ?

Слайд 3

Литоральная зона Литоральная зона - место, где рыбы почти отсутствуют. Ведь эта зона - ещё не "полноправный" водоём, а берег и приливно-отливная зона. Лишь некоторые рыбы рискуют выходить на литораль - так, илистый прыгун запасает воду за щеками и может выбираться дальше литорали и лазить по деревьям и переплетениям корней! А во время прилива прыгуны порой "отсиживаются" на ветках деревьев, цепляясь сросшимися брюшными плавниками. Этих рыб с головой, напоминающей голову бегемота, и "лягушачьими" глазами существует 10-12 видов.

Слайд 4

Зона богатства морей мелководье - место обитания важных промысловых рыб: осетровых, кильки, хамсы и многих других.. Обычно они приходят во времена обилия корма, которого в зоне мелководья очень много.. Очень многие мальки проживают детство в этой зоне Также на континентальном шельфе живут и многие рыбы, не имеющие особой промысловой ценности, но часто вылавливаемые мальчишками: собачки, зеленушки, "петушки".

Слайд 5

Зона богатства морей В Австралии в зоне континентального шельфа проживают некоторые опасные рыбы: песчаная и белая акулы Да и в других местах на мелководье встречаются акулы: акула-молот, сельдевая акула, синяя акула

Слайд 6

Зона богатства морей Есть среди рыб континентального шельфа весьма своеобразные. Например, рыба-присоска (не путайте с прилипалой!). Сросшиеся брюшные плавники этой рыбы образуют присоску, позволяющую цепляться за прибережные камни. Рыба-присоска Рыба-прилипала

Слайд 7

Зона сверхбогатства морей коралловые рифы, зона, где собраны буквально все самые яркие, самые странные, самые забавные рыбы Очень интересны рыбки амфиприоны , или морские клоуны, которые представляют группу мутуалистов - взаимовыгодно сожительствующих с каким-либо обитателем рифа . Подобное сожительствование именуется симбиозом. Эти самые амфиприоны - красивые полосатые либо пятнистые рыбёшки - спокойно прячутся среди щупалец актиний ,

Слайд 8

Зона сверхбогатства морей Хищников на рифах, немало! Рифовые акулы С каты хвостоколы , разнообразные электрические скаты и рыбы-пилы К остистые хищники. Это барракуды, мурены, и скорпеновые ,

Слайд 9

Те, кто в открытом море Очень много рыб вроде тунцов ,они не очень разборчивы в пище ( В их меню входит 180 видов животных) Одни из интереснейших рыб -это сельдяной король и лососёвый король. Они имеют форму ремня, за что прозваны "ремень-рыбы". Достигают длины 9 м . Необычайно интересны и рыбы отряда парусниковых ( меч-рыба и парусник - рыбина весом до 100 кг. Живут там и марлины , и саргановые - крупные, массивные рыбы-хищники. Немало химер, лососёвых.!).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода –среда обитания рыб Интегрированный урок Учитель биологии С.В.Карюкина Учитель химии Р.С.Разина ГОУ СОШ №627 Московского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Цель: Создать условия для понимания учащимися возникновения приспособлений у рыб в зависимости от среды обитания. Задачи : 1 Актуализировать знания учащихся о строении и свойствах воды , об особенностях строения рыб различных отрядов и взаимосвязи строения со средой обитания. 2 Развивать внимание , умение сравнивать и интегрировать знания 3 Воспитывать бережное отношение к природной воде и любовь к природе

Слайд 3

Педполагаемый результат : Учащиеся должны знать особенности приспособленности рыб к среде обитания , основные свойства воды., по внешним признакам рыб уметь определять их места обитания .

Слайд 4

Постановка проблемы учитель химии : Наш урок посвящён веществу , хорошо знакомому вам с самого рождения. Это сложное вещество , самое распространённое на нашей планете . Оно существует в трёх агрегатных состояниях , в чистом виде практически не встречается , без него невозможно существование жизни на Земле .

Слайд 5

Самостоятельная работа Записать химическую формулу вещества ,перечислить все известные вам свойства данного вещества . H 2 O прозрачная ,без цвета ,без запаха ,без вкуса ,плотная ,текучая , замерзает при 0 градусов ,сжимается при охлаждении ,расширяется при нагревании, кипит при 100 градусах

Слайд 6

Проведение демонстрационных опытов ( сухая лимонная кислота и сухая сода не реагируют ,при добавлении воды выделяется углекислый газ ) Растворение в воде гидрооксида калия и нитрата калия Некоторые вещества растворяются в воде с разогреванием , другие — с охлаждением (записать в тетрадь дополнительные сведения )

Слайд 7

Природная вода – среда обитания живых организмов .например , рыб Викторина : 1 Уцелевшая ветвь древней группы рыб . Тело голое ,с пятью рядами костных пластинок .Скелет хрящевой ,сильно развиты накладные кости к крышке черепа ,Проходные и пресноводные рыбы северного полушария

Слайд 8

Ответ 1 Отряд осетровые

Слайд 9

2 Скелет этих рыб полностью не окостеневает . Второй спинной плавник не имеет лучей (жировой ) Это морские , иногда глубоководные но чаще проходные и пресноводные рыбы

Слайд 10

Ответ 2 Отряд лососеобразные

Слайд 11

3 Тело веретенообразное ,сильный хвост с очень удлинённой верхней лопастью плавника .У большинства видов голова выдаётся вперёд в виде заострённого рыла .широкий рот на нижней стороне в виде поперечной щели . Жаберных крышек нет .В пасти острые зубы сидят в несколько рядов . Скелет хрящевой ,плавательный пузырь отсутствует

Слайд 12

Ответ 3 Отряд акулы

Слайд 13

4 В плавниках этих рыб имеются колючие нечленистые лучи, плавательный пузырь замкнут ,чешуя ктеноидная . Отряд насчитывает свыше 9 тыс . Видов ,большинство которых находится в стадии биологического процветания

Слайд 14

Ответ 4 Отряд окунеобразные

Слайд 15

5 В большинстве это обитатели пресных вод. У этих рыб выросты передних 4-5 позвонков соединяют плавательный пузырь с внутренним ухом .Это Веберов аппарат – средство для улучшения слуха. У них нет зубов на челюстях ,но развиваются глоточные зубы на нижнеглоточных костях. Питаются водной растительностью , моллюсками, насекомыми ,червями.

Слайд 16

Ответ 5 Отряд карпообразные

Слайд 17

6 Тело плоское ,сплюснутое сверху вниз ,имеет форму то ромбического ,то округлого щита . Оно кажется ещё шире за счет грудных плавников Верхняя сторона тела по цвету соответствует грунту ,нижняя – бледная Передвигаются медленно , волнообразно

Слайд 18

Ответ 6 Отряд скаты

Слайд 19

Приспособления рыб к водной среде Факторы среды приспособления Плотность воды больше ,чем плотность воздуха Обтекаемая форма тела Слизь Черепицевидное расположение чешуй Растворённый в воде кислород Жаберное дыхание В воде растворено много разных веществ Органы обоняния и вкуса ориентированы на восприятие веществ В водоёмах происходит постоянное передвижение воды (течение ) Орган боковой линии ощущает колебания воды , направление и силу течения Цветовая гамма воды разнообразна Многие рыбы имеют маскировочную окраску

Слайд 20

Отметить многообразие рыб, их приспособленность к жизни в различных условиях 1 Выступления учащихся по подготовленным презентациям (домашнее задание ) 2 Самостоятельная работа с текстом (смотри приложение 1 ) 3 Работа с таблицей ( смотри приложение 2) 4 В ыполните проверочный тест ( смотри приложение 3)

Слайд 21

Домашнее задание Почему природную воду считают раствором ? Почему айсберги не тонут ? Какой газ поглощается растениями при фотосинтезе ,а какой образуется ? Какие загрязнения попадают в воду Финского залива и вызывают гибель рыб ? У вьюнов и илистых прыгунов через кожу может поступать до 85% потребляемого кислорода . О чём говорит этот факт ? В Мёртвом море практически отсутствуют живые организмы .Объясните почему ? Прочность выделанной шкуры тигровой акулы в 6-10 раз больше прочности шкуры быка . Укажите причину необычной прочности кожных покровов рыбы.



Предварительный просмотр:

                        урок « Вода среда обитания рыб»

Цель:  Создать условия для понимания учащимися возникновения приспособлений у рыб в зависимости от среды обитания.

Задачи :

1  Актуализировать знания учащихся о строении и свойствах воды , об особенностях строения рыб различных отрядов и взаимосвязи строения со средой обитания.

               

 2 Развивать внимание , умение сравнивать и интегрировать знания

3  Воспитывать бережное отношение к природной воде и любовь к природе

Оборудование :

  1. презентация «Классификация рыб по отрядам»
  2. плакат ,отражающий запасы воды в мировом океане
  3. рисунки учащихся о воде и природе
  4. раздаточный материал (см. приложения)
  5. материал для самостоятельной работы учащихся
  6. оборудование и реактивы для выполнения химических опытов

Педполагаемый результат :

Учащиеся должны знать особенности приспособленности рыб к среде обитания , основные свойства воды.,по внешним признакам рыб уметь определять их места  обитания .

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Определение темы урока путём создания проблемной ситуации :

Учитель  .Наш урок посвящён веществу , хорошо знакомому вам с самого рождения. Это сложное вещество , самое  распространённое на нашей планете . Оно существует в трёх агрегатных состояниях ,в чистом виде практически не встречается ,без него невозможно существование жизни на Земле .

Записать  химическую формулу вещества ,перечислить все известные вам свойства данного вещества .

Предполагаемый ответ :

H 2 O

прозрачная ,без цвета ,без запаха ,без вкуса ,плотная ,текучая , замерзает при 0 градусов ,сжимается при охлаждении ,расширяется при нагревании

Актуализация знаний

Проведение демонстрационных опытов

(сухая лимонная кислота и сухая сода не реагируют ,при добавлении воды выделяется углекислый газ

Растворение в воде гидроксида калия и нитрата калия

Учитель

демонстрация отрывка видеофильма «Океаны»

Жидкая вода является также средой обитания для многих животных ,например ,рыб

Приспособленность рыб к различным факторам водной среды.

 Рыбы по разному приспособлены к жизни в водоёмах

.

запись в тетрадь

1 Вода хороший растворитель ,

2 Некоторые вещества растворяются в воде с разогреванием ,другие — с охлаждением

3 В живых организмах содержится от 50% до 99 % воды .

4 Без воды не было бы жизни на Земле

.

Викторина «Отряды рыб»

Заполнение учащимися таблицы на компьютерах с последущей проверкой

Показ презентации «Многообразие рыб» по дом. заданию

Самостоятельная работа с текстом « Вода - среда обитания рыб» Объяснение  принципов самостоятельной работы с текстом ( Приложение 1 )

Учащиеся  читают текст ,делают пометки на полях (знаю» ,»узнал новое» ,»думал иначе» ,»не понял» ) в течении 7 — 8 мин. Находят ответы на выписанные на доске вопросы ,снова возвращаются к анализу утверждений

Индивидуальная работа с утверждениями . (Приложение 2 )

По окончании работы учащиеся зачитывают верные суждения .

Рефлексия

Сегодня на уроке вы получили представление о свойствах воды ,значении воды для живых организмов и зависимости строения рыб от условий их обитания в водоёмах

 1 Работа  в парах : составьте рассказ , используя слова ,приведённые на доске  

(вода ,дышать, растворимость ,движение ,плотность ,телескоп )

По окончании работы учащиеся зачитывают рассказы .

2 Выполнение теста

 (Приложение 3 )

Объяснение домашнего задания по выбору 1 , 2 или 3

1 Подготовить презентацию по предложенным вопросам (приложение 4 )

 2 отметить черты приспособленности указанных в тексте рыб к водной среде

3 Письменно ответить на предложенные   вопросы.(приложение 4 )



Предварительный просмотр:

п/п

Утверждения

I

II

(+) согласен

(-) не согласен

(+) согласен

(-) не согласен

1

Морская вода пресная, а речная – солёная.

2

Тресковые обитают только в морских водах.

3

Интенсивность фотосинтеза уменьшается с глубиной.

4

Икра глубоководных рыб падает на дно и там созревает.

5

Зимой содержание кислорода в воде меньше, чем летом.

6

Зимой возможны массовые заморы рыб.

7

Протептерус может обходиться без кислорода ,при пересыхании водоёма покрывается коконом.

8

Плотность воды с глубиной увеличивается, а температура уменьшается.

9

Скаты приспособлены к жизни на дне, поэтому тело их плоское.

10

В морских глубинах обитают слепые рыбы.

Приложение 2

Приложение 1

Вода – среда обитания рыб.

Вода существует в трёх агрегатных состояниях: твёрдое (лед ,снег, град), жидком и газообразном (водяной пар). Чистая вода кипит при 100ᵒС, а замерзает при 0ᵒС. Плотность чистой воды 1 г/см3 (при +4ᵒС), плотность твёрдой воды (льда) меньше – 0,9 г/см3, поэтому лёд не тонет в воде.

В природе вода не встречается в абсолютно чистом виде, она всегда содержит растворённые вещества, в основном, соли и газы (кислород, углекислыё газ и др.)

Наименьшее количество солей содержится в пресной воде колодцев, рек, озёр, в дождевой воде а так же в воде образующейся при таянии льда. Однако на нашей планете гораздо больше ( по объёму) солёной воды морей и океанов, которые покрывают 75% поверхности земного шара. Таким образом, вода – самое распространённое вещество на нашей планете.

Природная вода – вода рек, озёр, морей и океанов – является средой обитания организмов, например, рыб. Известно, что для дыхания рыб необходим кислород .Источником кислорода в воде является атмосфера (воздух). Растворимость газов возрастает с понижением температуры воды, следовательно, холодная вода содержит больше кислорода, чем тёплая. Однако зимой содержание кислорода в воде водоёмов резко снижается. Почему?

Во-первых, водоёмы покрыты льдом, препятствующим проникновению кислорода из атмосферы в воду. Во-вторых, зимой отсутствует фотосинтез ,  обогащающий воду кислородом. По этим причинам зимой часто наблюдается нехватка кислорода гибель рыб.

Понятно, что весной и летом при интенсивном фотосинтезе вода обогащается кислородом, но только в поверхностных слоях. С глубиной, по мере ослабления освещённости воды, фотосинтез ослабляется, и содержание кислорода в воде уменьшается.

Содержание кислорода в воде зависит также от плотности воды, т.е. от содержания в ней солей: чем больше плотность воды, тем меньше в ней кислорода. Таким образом ,на больших кислорода в воде меньше, чем в верхних слоях воды.

В загрязнённых сточными водами водоёмах содержание кислорода резко уменьшается, что так же приводит к массовому замору рыб.

Рыбы – обитатели различных водоёмов и глубин. Легко преодолевая сопротивление воды, они добывают пищу и спасаются от врагов.

Обтекаемая форма тела, чешуя, слизь, плавники – вот особенности строения, помогающие рыбам существовать в водной среде. Как неоднородны условия водной среды, так широк и многообразен мир рыб.

Интересно наблюдать, как с возрастанием глубины меняется строение органов зрения у рыб: от телескопических у морского окуня до мелких и вообще исчезающих у тифлонуса  (глубоководная рыба). В глубинах океана совсем темно, а значит нужно ориентироваться с помощью других органов чувств.  Чёрт-рыба размером с апельсин имеет орган осязания в виде развесистого куста. Большинство глубоководных рыб запасаются специальными бактериями, вырабатывающими свет, и мерцают в темных толщах воды (Удильщики). Приспособлены рыбы к разному давлению толщи воды : на дне .как правило, живут плоские рыбы (камбала , скаты ) . В водорослях рыбы похожие на растения : конёк-тряпичник ,рыба-игла . В темноте пещер обитают  бесцветные рыбы .

Очень интересно приспособились рыбы к недостатку кислорода .Двоякодышащая рыба протоптер (длина 2м ) при пересыхании водоёма роет нору ,покрывается коконом из слизи и  так проводит весь сезон засухи .

На больших, глубинах мало кислорода , что связано с уменьшением  интенсивности фотосинтеза . Поэтому лёгкая икра глубоководных рыб поднимается наверх . Сами же глубоководные рыбы редко едят из-за отсутствия еды , но если изредка едят , то проглатывают пищу размером больше ,чем  сами (живоглот ). Зимой количество кислорода падает , реки покрываются льдом ,и фотосинтез прекращается ,поэтому часто происходят массовые заморы рыб . Необходимо делать лунки .

Разные рыбы неодинаково реагируют на смену солевого состава воды .Лососи и угреобразные во время нереста меняют среду: лососи морскую воду на пресную , а угри- наоборот .Большое внимание этому вопросу необходимо уделять при разведении аквариумных рыб .Например ,Ариус  Джордена или пецилия никогда не станут жить в пресных водоёмах


                                                                                        Приложение 4

Домашнее задание

  1. Почему природную воду считают раствором ?
  2. Почему айсберги не тонут ?
  3. Какой газ поглощается растениями при фотосинтезе ,а какой образуется ?
  4. Какие загрязнения попадают в воду Финского залива и вызывают гибель рыб ?
  5. У вьюнов и илистых прыгунов через кожу может поступать до 85%  потребляемого кислорода . О чём говорит этот факт ?
  6. В Мёртвом море практически отсутствуют живые организмы .Объясните почему ?
  7. Прочность выделанной шкуры тигровой акулы в 6-10 раз больше прочности шкуры  быка . Укажите причину необычной прочности кожных покровов рыбы.
    пример работы в группе после проведённого урока :

Рыбы в море – океане

Не видать Земли нигде

Рыбы дышат растворённым

Кислородом ,что в воде

Мы за ними наблюдаем

Вместе с рыбой – телескоп

И движенье совершая

Ей и плотность не мешает

Делать в море прыг и скок 


 Приложение 3                                                                                                       Проверочный тест

1 Приспособления рыб к водной среде обитания :

А. –дышат при помощи жабр ;

Б.- имеют хорду ;

В.-  имеют головной и спиной мозг ;

Г.- парные конечности имеют форму плавников .

2 Рыбы обладают особым органом чувств ,воспринимающим направление и силу тока воды:

А.- органом обоняния ;

Б.- боковой линией ;

В.- органом вкуса ;

Г.- органом слуха .

3 С помощью плавательного пузыря рыба :

А.- быстрее передвигается ;

Б.- воспринимает направление и силу тока воды ;

В.- переваривает пищу ;

Г.- опускается на глубину или всплывает .

4 лёд не тонет в воде:

А.- плотность льда больше . чем у жидкой воды;

Б.- лёд имеет пористую структуру ;

В.- плотность льда меньше ,чем у жидкой воды ;

Г.- лёд содержит меньше примесей ,чем вода .

5 заморы рыб зимой происходят:

А.- понижается температура воды;

Б.- снижается интенсивность фотосинтеза;

В.- увеличивается количество углекислого газа ;

Г.- с понижением температуры повышается концентрация вредных примесей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"

Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...

Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания"

Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания" может быть использована на уроках биологии в 9 и 11 классах....

Вода- среда обитания рыб

Обобщающий урок по теме многообразие рыб. Содержит элементы интеграции с курсом химии( пропидефтика) Учащиеся проявляют умение работать с текстом, есть творческие задания, презентация и викторина....

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

презентация к уроку природоведения Среда обитания животных

презентация к уроку природоведения Среда обитания животных...

Урок биологии в 5 классе. Тема урока: «Водная среда обитания»

Урок биологии в 5 классеТема урока: «Водная среда обитания»Цель урока: формирование у учащихся понятия о среде обитания, дать представление об особенностях водной среды обитания, изуч...

Урок биологии в 5 классе Тема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»

Урок биологии в 5 классеТема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»Цели урока: Образовательная: формировать экологическое мышление, сформировать понятие о среде обитания,...