Игровые технологии на уроках биологии и экологии
статья по биологии по теме

<!--break-⇒ В этой статье описывается  роль игровых технологий в развитии у учащихся  коммуникативности, заинтересованности, общебиологических знаний .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_na_urokah_biologii.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ.

Принцип активизации деятельности учащих ся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активизация учебной деятельности является следствием целенаправлен ных управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая технология облада ет средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективнос ти результатов.

К последним можно отнести игровые техноло гии.  Их использование позволяет удовлетворить требования к современному занятию: сотрудничест во между учителем и учащимися; формирование социальных компетенций; изменение роли учите ля на уроке как организатора познавательной де ятельности учащихся.

Остановимся на наиболее важных психолого-пе дагогических особенностях игровой деятельности. Игра — важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку.

В то же время в ходе игры у школьников акти визируются внимание, воображение, память, уме ние анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную рабо ту, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоя тельный поиск знаний.

Особое место в обучении и воспитании детей занимают ролевые игры. Это своеобразная фор ма совместной жизни детей и взрослых, в кото рой дети моделируют деятельность взрослых — ее смысл, задачи, нормы отношений. Такая игра ока зывает определенное воздействие на формирование личности ребенка. Л.С.Выготский отмечал особенность игры и считал, что она позволяет расширить границы собственной жиз ни ребенка, «вообразить то. что он не видел, мо жет представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было».

Деятельностный компонент играет немало важную роль в школьном биологическом и эко логическом образовании. Именно через умения выполнять определенные действия в природе, прогнозировать последствия своих поступков в окружающей среде, в процессе практической де ятельности и формируются биологические и эко логические знания.

На уроках и на внеклассных занятиях по биологии и экологии важно использовать роле вые игры, которые иногда называют играми без правил, театральными, стихийными, свободны ми, самостоятельными. Сюжет таких игр может развертываться на глазах учащихся. Знания, по лученные через эмоциональное восприятие мате риала, через непосредственное живое участие в процессе деятельности, через возможности мно гостороннего восприятия учебного материала, усваиваются более эффективно. Подобные роле вые игры-проекты являются основой личностно ориентированного обучения, одним из средств формирования у учащихся опыта творческой де ятельности— важного компонента содержания биологического и экологического образования.

                       

В качестве примера предлагаем ролевую игру «Биотические взаимоотношения в природе», которую можно проводить на кружковом занятии дополнительного образования.

Дидактическая цель игры— на основе актуа лизации знаний о взаимоотношениях живых организмов сформировать у учащих ся понятия о взаимосвязи в биоценозах.

Перед школьниками ставится задача: написать страницы учебника по теме «Биотические  связи», используя биологические и экологические знания по теме.

Достижение цели происходит через решение ряда учебно-воспитательных задач: образователь ная задача— познакомить учащихся различными формами взаимоотношений в природе, их биологическим и экологическим зна чением; продолжить формирование экологических знаний о приспособленности живых организмов к условиям проживания; воспитательная задача—в ходе игры включить учащихся в систему общественных отно шений (автор-оформитель, эксперт, представитель издательства); развивающая задача— формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки.

За неделю до игры учитель делит группу ребят на 5 подгрупп и предварительно распределяет роли: 1, 2, 3-я подгруппы — «авторы-оформители», 4-я подгруп па— «экспертный совет», 5-я подгруппа— «предста вители издательства». Все группы заранее знакомятся с требованиями к учебникам, которые приведены в приложении 1. Представители «эк спертного совета» и «издательства» (чаще всего это сильные учащиеся) получают дополнитель ное задание — познакомиться с фактическим ма териалом, который получают «авторы-оформи тели» (см. приложение 2).

В начале занятия, после вводного слова учителя, группы получают задания, на выполнение кото рых отводится 15—20 мин.

Задания для «авторов-оформителей»

1.        Из данного учителем фактического мате риала смонтировать страницу учебника, которая представляет собой текст с иллюстрациями и ссылками на них в тексте.

  1. Подобрать по теме  материал для любознательных.
  2. Составить в конце  вопросы для закрепления темы.
  3. Подготовиться к выступлению перед «экс пертным советом» и «представителями издатель ства».

Задания для «экспертного совета»

  1. Составить развернутый план по прочитанно му заранее фактическому материалу.
  2. Подготовиться к оценке работы «авторов-оформителей» с позиций:

- научности — найти ошибки в материале, пред ставленном в экспертный совет, задать, если необ ходимо, вопросы, уточняющие формы взаимоотношений различных организмов;

 -  оформления— достаточно ли доступно изло жен материал параграфа, есть ли вопросы для проверки знаний о биотических связях, содержит ли текст иллюстра тивный материал и раздел для любознательных;  у подгруппы «авторов-оформителей», составляю щих лабораторную работу, проверить, правильно ли подобраны объекты и верен ли ход работы.

3.        Выслушать рассказ «авторов-оформителей» о проделанной работе, вынести решение о доработ ке материала либо передачи его в издательство.

Задания для «представителей издательства»

1.        Выработать образец оформления титульного листа.

  1.  Выслушать «авторов-оформителей» и «экс пертный совет», вынести решение о печати дан ного параграфа.

Выполнить к следующему занятию компьютер ный вариант страниц учебника.

Групповая работа над заданием cocтoит из следующих этапов:

■ работая с источниками информации,  учащиеся анализируют фактический материал, подвергают его последовательному  изучению, который включает:

  1. — виды экосистем;
  2. —функциональные группы экосистем;
  3. —формы биотических отношений в экосистемах;
  4. — приспособление организмов к совместному проживанию;
  5.  - борьба за существование и естественный отбор в экосистемах
  6. — лабораторная работа: различные формы взаимоотношений между живыми организмами
  7. - цель работы Исследование биотических отношений
  8.  -  ход работы;

▀ оформление результатов;

    ▀подготовка выступлении.

Далее совместно с учителем проводится межгрупповая работа над заданием: отчет по выполненной работе «авторов-оформителей», представление результатов, оценка их работы «экспертами»,  «представителями издательства». На данном этапе  занятия  целесообразно включение ребят в дискуссию.

▀ Подведение итогов игры учителем . Следует отметить серьезное ответственное исполнение ролей каждым учеником; указывать на то, что в процессе игры, работая над созданием фрагмента учебника, учащиеся выполнили поставленную задачу: изучили тему «Биотические отношения» . В ходе обсуждения итогов работы каждой группы  убедились, что влияние организмов друг на друга велико, в регулировании плотности популяций играют важную роль внутривидовые и межвидовые  взаимоотношения организмов.

Важна и самооценка работы самими учащимися.

Группа «представителей издательства» шлет заказ на издание учебника. Используя презентации, созданные каждой из групп «авторов-оформителей», рекомендации «экспертов», создают компьютерный вариант фрагмента учебника, который в дальнейшем распечатывается, и каждый ученик вклеивает его в тетрадь. Это страницы итогового коллективного труда, где отражены знания учащихся по теме «Биотические отношения».

Считаем, что использование подобных игр приводят к  более эффективному усвоению школьниками биологических и экологических знаний, отметим, что эти знания учащиеся «пропускают через себя». Играя роли «авторов», «экспертов»,  «издателей», они прониклись идеей создать страницы учебника, где грамотно и последовательно изложен весь материал о биотических отношениях, особенно о роли межвидовых и внутривидовых взаимоотношений для регуляции плотности популяций. Для этого необходимо было прочитать информацию, обсудить ее, разместить материал в логической последова тельности, составить вопросы для закрепления, правильно подобрать рисунки и сообщения для лю бознательных. Использованные игровые приемы помогли усвоить новый материал и сформировать у учащихся биологические и экологические знания о взаимосвязи организмов в  окружающей природе.

Приложение 1

Требования к школьному учебнику

Учебник— основное средство обучения. Он содер жит изложение основ наук и одновременно позволяет организовать самостоятельную деятельность школьни ков по усвоению учебного материала, учит учиться.

Учебник должен содержать изложение биологичес кой науки, быть доступным детям, развивать познава тельный и практический интерес.

Поэтому учебник выполняет разносторонние функ ции: обеспечивает школьников научной информаци ей; системно и последовательно излагает материал; предусматривает виды деятельности для закрепления материала школьниками, т.е. вопросы и задания для за крепления; содержит не только текст, но и карты, ил люстрации, развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания.

Приложение 2

Фактический материал

Внутривидовые взаимоотношения

  1. Конкуренция.

Внутривидовая конкуренция (за пищу, полового партнера, жизненное пространство, место для размножения) увеличивается с ростом плотности популяции и степени специализации вида. Чаще всего начинается конкуренция за пищу. Высокая плотность часто  приводит к каннибализму, некоторые особи популяции мигрируют в места  населенные менее плотно.

  1. Взаимопомощь.

Животные, ведущие стадный образ жизни, вместе спасаются от хищников,

Охраняют молодняк от нападений.

Межвидовые взаимоотношения.

  1. Нейтрализм.

Оба вида живут в одной экосистеме, не вступая в отношения друг с другом. Примером может служить бабочка и лось.

  1. Мутуализм. Такая форма взаимоотношений приносит выгоду обоим партнерам – при симбиозе жизненно важную, при протокооперации – не очень значительную. Жвачные животные и микроорганизмы их рубца не могут существовать друг без друга; напротив, гидра может жить и без водоросли хлореллы, как и та без неё.

При комменсализме для льва безразлично, поедают ли грифы и шакалы остатки его трапезы.

  1. Хищничество. При такой форме взаимоотношений нападающий организм крупнее своей жертвы. Лиса < > полевка, волк < > заяц т.д.

В естественных условиях возникает следующая временная и причинно – следственная связь: размножение жертвы  - размножение хищника – резкое сокращение численности жертвы – падение численности хищника – размножение жертвы т.д..  Эта система взаимоотношений приводит к устойчивому равновесию, популяционные волны хищника и жертвы следуют друг за другом с постоянным сдвигом по фазе, и в среднем число и хищника и  жертвы остается постоянной.

  1. Паразитизм. Паразитирующий организм  живет непосредственно на своем хозяине, он меньше своей жертвы. Такими паразитическими организмами могут быть вирусы, бактерии, грибы, растения, животные.

 Ролевая игра – «Биотические взаимоотношения».

Цели игры:

  1. – Воспитательная – воспитание коммуникабельности, умений общаться, умений прислушиваться друг к другу.
  2. Обучающая – умение определять различные формы взаимоотношений в живой природе, определять значение этих биотических связей для популяции.
  3. Развивающая – привить навыки умения самостоятельно работать с источниками информации.

Ход игры:

1 – подготовительный этап. Разработка с учениками плана работы:

 - нахождение в литературе сходных случаев взаимовлияния живых организмов

 - распределение ролей

- подготовка сценария экологического праздника

-  подготовка сценок

 - подготовка декораций для ролевой игры

2 – проведение экологического вечера « Биотические взаимоотношения»

3 – анализ и результаты праздника.

Рассмотрим  одну из сценок:

«Кто быстрее».

На столе лежат карточки, на которых написаны названия животных и растений. Названия написаны на оборотной стороне.

К столу подходят двое ребят, открывают по одной карточке, быстро называют организм и  быстро должны сообразить, как эти организмы относятся друг к другу.

* Если один хищник по отношению к другому – жертва должна убегать, а хищник догонять его.

* Если они нейтральны – никто не убегает.

* Если они в мутуалистических отношениях – они обнимаются.