Игровые технологии на уроке биологии
статья по биологии на тему

Осипова Елена Владимировна

Статья о нетрадиционных способах активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tekhnologii_na_urokakh_biologii.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках биологии.

                 Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно использовать как в урочное время, так и внеурочное.

              Общей особенностью нетрадиционных форм работы является присутствие в нем игрового компонента.

  Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

     В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, проявляются такие качества, как смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля к победе. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В процессе игры совершенствуются все психические процессы. Игры стимулируют развитие детей.

    Игра – древнейшее средство воспитания и обучения детей. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. В сочетании с другими методами и приемами игры повышают эффективность преподавания биологии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого  материала, формируют навыки коллективной работы.

Игровые формы обучения способствуют развитию творчества учащихся, реализации краеведческого принципа и практической направленности обучения в биологии и экологии.

  Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету.

   В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и к предмету. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности: дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с интересами других, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина.

    «УЧИТЬ ИГРАЯ» - заповедь современной школы.

В своей работе я использую следующие нетрадиционные формы проведения уроков:

  • Уроки-соревнования;
  • Уроки с групповыми формами работы;
  • Уроки – зачеты;
  • Уроки – обобщения;
  • Уроки – лекции;
  • Уроки – семинары;
  • Уроки – конференции;
  • Уроки – игры: «Знатоки», «Поле чудес», командные соревнования.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности. Они снижают уровень перегрузки учащихся домашними заданиями, т.к. на таких уроках лучше усваивается новый материал. Такие уроки требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочих опорных знаний. Учащиеся, получив задания, ответственно относятся к их выполнению, к подготовке выступлений перед классом.

   Ученик, готовя сообщения для класса, чувствует себя в роли учителя (рассказывает новый материал, делает выводы с записью в тетради, формулирует вопросы классу).  В конце урока ученик должен дать оценку своей работе на уроке, а также выслушать оценку своей работы. Все это развивает самостоятельность в действиях, ответственность, умение объективно оценить свою работу и работу одноклассника. Каждый учиться выслушивать мнение других, отбирать лучший вариант ответа, вести дискуссию.

     На таких уроках дети работают с различными источниками знаний. Это приобщает их к работе с научной литературой, периодической печатью, интернет – ресурсами. Такая организация урока развивает очень ценное качество – умение отбирать нужный материал, умение излагать кратко свои мысли, делать выводы. Давать оценку описываемым событиям и явлениям.

   Деятельность учителя на таких уроках:

  • Координация деятельности учащихся;
  • Следит за работой групп;
  • Помогает им по мере необходимости.

Результат:

  • Учащиеся самостоятельно изучают новый  материал на уроке в гораздо большем объеме;
  • Вызывает повышенный интерес к изучаемому материалу (отсутствие скованности на уроке, необычность формы его проведения).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках биологии и экологии

lt;!--break-⇒ В этой статье описывается  роль игровых технологий в развитии у учащихся  коммуникативности, заинтересованности, общебиологических знаний ....

Игровые технологии на уроках биологии

На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала и способствуют его закреплению. Практически все формы занимательной биологии несут в себе...

Игровые технологии на уроках биологии

Игровая форма занятий  создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности....

Применение игровых технологий на уроках биологии

Презентация "Применение игровых технологий на уроках биологии"...

«Игровые технологии на уроках биологии как одна из форм организации интерактивного обучения»

Классификация и практическое применение игровых технологий на примере урока биологии....

Использование игровых технологий на уроках биологии

Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной и оздоровительной силой. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора,...

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»

Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...