Урок-обобщение "Клетка-структурная и функциональная единица живого".
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Урок проводится в форме игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Клетка – структурная и функциональная единица живого. (10 класс)

Урок-игра, обобщение.

   

                       Цель:

  1. обобщение знаний по теме «Клетка – структурная и

функциональная  единица живого»,

Оборудование: презентация к уроку, костюмы для «Р.Гука и Левенгука»,

                           микроскопы, раздаточный материал по теме,

 

Организация:

  1. за две недели учащимся предлагается выделить две команды,

     дать названия командам и обосновать своё название

  1. задание учащимся – приготовить модель клетки (творческая работа)
  2. парты расставлены вдоль класса в  два ряда
  3. впереди класса  два столика с микроскопами, пробирками, препаратами

для «Р.Гука и Левенгука

  1. Изготовить ромашку с лепестками на которых написаны органоиды клетки. На отдельных листочках написать строение и функция органоида.

Вступление:  УЧИТЕЛЬ

    В течение нескольких уроков мы с вами изучали  строение и функции  клеток. Узнали  об истории открытия клетки,  говорили о клетках прокариот и эукариот, об отличиях  клеток растений и животных.

   

   На сегодняшнем уроке мы подводим итоги нашей работы

по теме: « Клетка – структурная и функциональная единица живого».

    Задачи урока:

  1. вспомнить историю открытия клетки,
  2. обобщить знания о строении  и функциях  органоидов клетки,
  3. вспомнить строение клеток прокариот,
  4. сравнить растительную и животную клетку,
  5. отметить положения клеточной теории.

УЧИТЕЛЬ:  и сейчас ненадолго вернёмся в далёкое прошлое.

                      (За столиками сидят учащиеся в костюмах учёных.)

ВЕДУЩИЙ:  

  1. 1595 год Захариус Янсен закладывает основу для создания микроскопа. Он изобретает  2е выпуклые линзы внутри одной трубки.
  2. 1609-1610 года Галилео Галилей в своей сконструированной зрительной трубе изменяет расстояние между объективом и окуляром,

тем самым, создает своеобразный микроскоп.

  1. 1625 г. член Римской  «Академии зорких» И.Фабер предлагает термин

 «МИКРОСКОП»

  1. 1665 г. Р.Гук описывает устройство микроскопа и делает открытие……

УЧЕНИК (Р.Гук)

- рассмотрю - ка я тонкий срез пробки. Интересно, как он выглядит под микроскопом! (Р.Гук смотрит в микроскоп)  - Вот это да!!! Что же я вижу!!!

Здесь какие то ячейки.

Посмотрите, посмотрите. Что же я увидел?

УЧАЩИЙСЯ ИЗ КОМАНДЫ:  уважаемый Р.Гук, Вы даже не представляете,  какое открытие Вы сделали. Вы открыли и описали клетку растительного организма.

ВЕДУЩИЙ:  - 1681 г. Антонии Ван Левенгук  рассматривает в микроскоп каплю воды.

УЧЕНИК (Левенгук) – что же это движется в капле воды, какое множество зверюшек. Они двигаются во всех направлениях, как щука в воде. Самое

мелкое из этих крохотных животных в 1000 раз меньше глаза взрослой вши.

УЧАЩИЙСЯ ИЗ КОМАНДЫ:  уважаемый Левенгук, Вы открыли одноклеточные организмы.

ВЕДУЩИЙ: после этих открытий наука далеко ушла вперёд. В современной цитологии разработан ряд новых методов и приемов, применение которых чрезвычайно углубило знания о строении и физиологии клетки.

УЧИТЕЛЬ: а) Ребята, а какие вы знаете методы изучения клетки?

 (Ответ: для изучения клетки используют   световой микроскоп, электронный микроскоп, метод центрифугирования, моделирование)

б) а как называется наука, изучающая клетку? (Ответ - цитология)

                Оставшуюся часть урока мы проведём в форме игры.

Представляю жюри:

  1. ЗАДАНИЕ.  Вы должны были создать две команды и дать им названия. Название своей команды обосновать.

                                                                      (За  лучшее представление

                                                                       5 баллов)  

Слово капитанам первой и второй команды.

1. Команда___________________________

2. Команда___________________________

                     

 

 ЗАДАНИЕ 2.   НАЙДИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

УЧИТЕЛЬ: Скажите, пожалуйста, ребята, на какие две группы делятся клетки организмов по строению (на клетки прокариот и эукариот).

Вспомним строение  и функции частей эукариотической клетки.

 Капитаны команд пройдут к доске и выберут органоиды клетки.

У вас на столе лежат ответы. Вам необходимо выбрать Ответ (строение и функции)  к данному органоиду.  Вам необходимо защитить свой выбор.                               

                                                                   Каждый правильный ответ

                                                                   оценивается 5ю баллами

                                                                                   

Органоиды

Строение

Функции

1. Плазматическая

мембрана

Таблица прилагается

2.Цитоплазма

3.Ядро

4.Эндоплазматическая

сеть (гладкая)

5.Эндоплазматическая

сеть (гранулярная)

6.Рибосомы

7.Митохондрии

8.Комплекс Гольджи

9.Лизосомы

10.Клеточный центр

11.Пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты)

12.Цитоскелет

13. Жгутики и  реснич

Итак: в основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения. Каков смысл этого принципа.

(Смысл в том, что клетка в основном построена из мембран и все мембраны имеют сходное строение. Модель – мозаичного строения).

ЗАДАНИЕ 3.   «Ты мне – я тебе».

Отметим насколько проще организация прокариотической клетки по сравнению с эукариотической.                   Правильный ответ- 1 балл.

 Учащиеся команд задают друг другу вопросы.

Вопросы первой

команды

Ответы

Вопросы второй

команды

Ответы

1Какие клетки называются прокариотами?

Прокариоты- это клетки, которые не имеют оформленного ядра и органоидов окружённых мембранами

2Каких органоидов не имеют клетки  прокариот?

Клетки прокариот не имеют органоидов окружённых мембранами: ядра, митохондрий, ЭПС, лизосом,

Аппарата Гольджи

3Назовите организмы, относящиеся к прокариотам.

Бактерии ,Цианобактерии или синезелёные водоросли (цианопрокариоты)

4В клетках, каких организмов отсутствуют митохондрии и лизосомы?

Эти органоиды отсутствуют в клетках прокариот.

5. Назовите уровни клеточной организации.

Прокариотически

й и эукариотический

6Что собой представляет хромосома бактерии?

Хромосома бактерии в виде кольцевой молекулы ДНК, ДНК не образует комплексов с белками.

7. Где расположены рибосомы у клеток прокариот.

Рибосомы мелкие,

Расположены в цитоплазме их функция – синтез белков.

8Почему у бактерий очень быстро, по сравнению с эукариотами, реализуется генетическая информация?

ДНК у бактерий не образует комплексов с белками, поэтому с генов непрерывно считывается информация

9Чем окружено содержимое бактерий

Бактериальная клетка окружена мембраной, а затем клеточной стенкой

10Как размножаются бактерии

Бактерии размножаются делением надвое.

ИТАК: Прокариоты- это клетки, которые не имеют оформленного ядра и органоидов окружённых мембранами.

ЗАДАНИЕ 4.  Отличие растительной клетки от животной

                                                                     (правильный ответ – один балл)

Назовите как можно больше отличий  в строении и

жизнедеятельности клеток растений от животных.

  1. У растений имеются пластиды: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты, в хлоропластах клеток происходит процесс

фотосинтеза.

  1. У растений есть крупная вакуоль, которая занимает большую часть взрослой клетки.
  2. Оболочка вакуоли называется тонопластом, а содержимое клеточным соком.
  3. У растений есть клеточная стенка (плотная оболочка) из целлюлозы (клетчатки), придает прочность растениям.
  4. У растений запасной углевод крахмал, а у животных – гликоген.
  5. В растительной клетке нет клеточного центра (центриолей)

Итак: организмы растений и животных состоят из клеток и имеют небольшие различия в строении.

УЧИТЕЛЬ: Заключение. Ребята, Вы прекрасно справились с заданиями.

Через несколько минут мы услышим результаты Жюри.

  В середине XIX столетия на основе многочисленных знаний о клетке Теодор Шванн и Якобс Шлейден сформулировали клеточную теорию. В ней они обобщили знания о клетке.

   Попробуем и мы сформулировать  основные положения.

Ученик.1. Клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого.

УЧИТЕЛЬ.  Правильно. Это и есть первое положение клеточной теории.

Ученик.  2. Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению, химическому составу, процессам жизнедеятельности.

УЧИТЕЛЬ.   Это  второе положение теории.

Ученик. 3.Клетки размножаются путём деления и каждая новая клетка сходна с материнской клеткой.

4.В многоклеточных организмах клетки образуют ткани, ткани-органы, которые взаимосвязаны между собой.

Молодцы!

 Послушаем результаты жюри.

ЗАДАНИЕ А сейчас я хочу вам предложить небольшую работу в форме теста. Эта работа включает в себя задания входящих в перечень ЕГЭ.

        

УЧИТЕЛЬ.   Закончить наш урок я хочу словами:

                     

                       Для разнообразнейших элементарных частей организмов

                      существует общий принцип строения  и  развития,  и  этим  

                      принципом  является образование клеток.

        Т. Шванн

Это говорит о единстве происхождения живых организмов.

Для жюри

задания

Название

Наивысш.

балл

Баллы  команды

МИТОХОНДРИЯ

Баллы команды

ЯДРО

1

Представление названия команды

5

2

Защита органоидов клетки

5

3

«Ты мне-я тебе»

        1

4

Отличительные

Призраки

1

итого

I вариант.

Выберите вариант правильного ответа.        

1. Плазматическая мембрана животной клетки, в отличие от клеточной

    стенки  растений

           1) состоит из клетчатки                          3) прочная, неэластичная

           2) состоит из белков и липидов             4) проницаема для всех веществ

2. Ферменты, участвующие в процессе фотосинтеза, встроены в мембраны

     1) митохондрий                                           3) лизосом

     2) эндоплазматической сети                      4) гран хлоропластов

3. К двухмембранным органоидам клетки относят

    1) митохондрии и пластиды               3) лизосомы и вакуоли

    2) рибосомы и клеточный центр        4) ЭПС и аппарат Гольджи

4. Какую функцию выполняет комплекс Гольджи?

    1) фотосинтеза                 3) окисления органических веществ

    2) биосинтеза белка         4) накопления синтезируемых в клетке веществ

5. Органоиды, расположенные на гранулярной эндоплазматической сети и участвующие в биосинтезе белка, это

      1) лизосомы                                    3) рибосомы

      2) митохондрии                              4) хлоропласты

II. вариант.

Выберите вариант правильного ответа.        

1. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в

    её состав молекулами

     1) гликогена и крахмала          3)белков и липидов

     2) ДНК и АТФ                          4) клетчатки и глюкозы

2. Основная функция митохондрий –

    1) редупликация ДНК          3)синтез АТФ

    2) биосинтез белка               4) синтез углеводов

3. Хлоропласты в растительной клетке выполняют функцию

     1) хранения и передачи наследственной информации дочерним клеткам

     2) транспорта органических и неорганических веществ в клетке

     3) окисления органических веществ до неорганических с освобождением

                                                                                                                  энергии

     4) образования органических веществ из неорганических с

           использованием энергии света

                                                     

4. Образование лизосом и рост мембран эндоплазматической сети

      происходит благодаря деятельности

     1) вакуолей                                              3)  комплекса Гольджи

     2) клеточного центра                      4) пластид

5. Какие процессы происходят в рибосомах?

      1) окисление углеводов               3) синтез липидов и углеводов

      2) синтез молекул белка              4) окисление нуклеиновых кислот

III. вариант.

Выберите вариант правильного ответа.        

1. К основным свойствам плазматической мембраны относят

    1) непроницаемость                   3) избирательную проницаемость

    2) сократимость                          4) возбудимость и проводимость

2. В клетках каких органоидов отсутствуют митохондрии и лизосомы?

    1) бактерий                                  3) животных

    2) грибов                                      4) растений

3. Комплекс Гольджи в клетке можно распознать по наличию нём

    1) полостей и цистерн с пузырьками на концах

    2) разветвлённой системы канальцев

    3) крист на внутренней мембране

    4) двух мембран, окружающих множество гран

4. Органоид, отграниченный от цитоплазмы одной мембраной, содержащий множество ферментов, которые расщепляют сложные органические вещества до простых, мономеров,  -

     1) митохондрия                                     3) рибосома

     2) аппарат Гольджи                              4) лизосома

5. Эндоплазматическую сеть можно узнать в клетке по

     1) множеству полостей с пузырьками на концах

     2) множеству расположенных в ней гран

     3) системе связанных между собой разветвлённых канальцев

     4) многочисленным кристам на внутренней мембране

IV. вариант.

Выберите вариант правильного ответа.        

1. Внутренняя полужидкая среда клетки, пронизанная мельчайшими нитями и трубочками, в которой расположены органоиды и ядро, - это

      1) лизосомы                                 3) аппарат Гольджи

      2)цитоплазма                               4) эндоплазматическая сеть

2. Из каких веществ образуются мембраны митохондрий?

     1) белков и липидов                  3) различных аминокислот

     2) глюкозы и фруктозы             4) АТФ и АДФ

3. В каких органоидах клеток поджелудочной железы синтезируются пищеварительные ферменты?

      1) лизосомах                               3) эндоплазматической сети

      2) комплексе Гольджи               4) митохондриях

4. Какую функцию выполняют в клетке лизосомы?

     1) расщепляют биополимеры до мономеров

     2) окисляют глюкозу до углекислого газа и воды

     3) осуществляют синтез органических веществ

     4) осуществляют синтез полисахаридов из глюкозы

5. В животной клетке отсутствуют

    1) пластиды                       3) элементы комплекса Гольджи

    2) лизосомы                       4) центриоли клеточного центра

V. вариант.

Выберите вариант правильного ответа.

1. Главным структурным компонентом ядра являются

    1) хромосомы                3) митохондрии

    2) рибосомы                  4) хлоропласты

2. Какой клеточный органоид содержит ДНК?

    1) вакуоль                                       3) хлоропласт

    2) рибосома                                    4) лизосома

3. Какую функцию выполняет в клетке клеточный центр?

    1) принимает участие в клеточном делении

    2) является хранителем наследственной информации

    3) отвечает за биосинтез белка

    4) является центром матричного синтеза рибосомной РНК

4. Лизосомы в клетке образуются в

     1) эндоплазматической сети            3) клеточном центре

     2) митохондриях                               4) комплексе Гольджи

5. Расщепление липидов до глицерина и жирных кислот с участием ферментов в клетке происходит в

      1) митохондриях                            3) лизосомах

      2) рибосомах                                  4) хлоропластах

изменению спектров свечения клеток при люминесценции

Ультрафиолетовая микроскопия, метод микроскопического исследования в

          ультрафиолетовых лучах

Органоиды

1. Плазматическая

мембрана

2.Цитоплазма

3.Ядро

4.Эндоплазматическая

сеть (гладкая)

5.Эндоплазматическая

сеть (гранулярная)

6.Рибосомы

7.Митохондрии

8.Комплекс Гольджи

9.Лизосомы

10.Клеточный центр

11.Пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты)

12.Цитоскелет

13. Жгутики и реснички


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»

Все  растительные  организмы  имеют  клеточное  строение.  Живые  организмы  могут  состоять  из  одной  клетки,  колонии  к...

Урок "Клетка - структурная и функциональная единица всего живого"

Обобщающий урок по теме " Клетка - структурная и функциональная единица всего живого"...

Занятие по биологии по теме "Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых систем"

Тип занятия: лекция с элементами практической работы Цель: обобщить и закрепить полученные знания о строении и функционировании клетки Задачи:- обобщение изученного материала по теме «Клетка...

Интерактивный урок-исследование «Клетка – структурная и функциональная единица жизни», 10 класс

Конспект обобщающего урока биологии «Клетка – структурная и функциональная  единица жизни»....

Обобщающий урок по теме" Клетка –структурно-функциональная единица живого"

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК "Клетка- структурно-функциональная единица живого" проводится в нетрадиционной форме в виде инсценировки....

6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»

Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...