Занятие по биологии по теме "Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых систем"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Панов Егор Игоревич

Тип занятия: лекция с элементами практической работы

 

Цель: обобщить и закрепить полученные знания о строении и функционировании клетки

 

Задачи:

- обобщение изученного материала по теме «Клетка – основная структурно-функциональная единица всех живых организмов»

- формирование познавательной и информационной компетенций через самостоятельную работу студентов по выполнению практической работы

 

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация «Клетка», раздаточный материал: 1) практическая работа «Строение и функционирование клетки», 2) справочные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_-_kletka.rar1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Усть-Илимский филиал ОГБОУ СПО

«Иркутский энергетический колледж»

Занятие по биологии

Тема: «Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых организмов»

Составитель: преподаватель биологии Е.И.Панов

Тип занятия: лекция с элементами практической работы

Цель: обобщить и закрепить полученные знания о строении и функционировании клетки

Задачи:

- обобщение изученного материала по теме «Клетка – основная структурно-функциональная единица всех живых организмов»

- формирование познавательной и информационной компетенций через самостоятельную работу студентов по выполнению практической работы

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация «Клетка», раздаточный материал: 1) практическая работа «Строение и функционирование клетки», 2) справочные материалы

Ход занятия

  1. Лекция (с показом презентации «Клетка») – 30 мин.

Возникновение клеточной теории

  1. 1838г. Т.Шлейден (сформулировал вывод: ткани растений состоят из клеток),
  2. 1839г.  М.Шванн (ткани животных состоят из клеток. Обобщил знания о клетке, сформулировал основное положение клеточной теории: клетки представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ). (слайд 3)

Клеточная теория

  1. клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов;
  2. клетки всех организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности;
  3. каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;
  4. в многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани. Из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены системам регуляции. (слайд 4)

Общие признаки

  1. Единство структурных систем – цитоплазмы и ядра
  2. Сходство процессов обмена веществ и энергии
  3. Универсальное мембранное строение
  4. Единство химического состава
  5. Сходство процессов деления клеток (слайд 7)

Отличительные признаки (слайд 8)

Схема строения животной клетки (слайд 9)

Схема строения растительной клетки (слайд 10)

Органоиды клетки:

  1. Состав и строение наружной плазматической мембраны (слайд 11)
  2. Ядро (слайд 12)
  3. Эндоплазматическая сеть (слайд 13)
  4. Аппарат Гольджи (слайд 14)
  5. Митохондрии (слайд 15)
  6. Пластиды (слайд 16)
  7. Лизосомы (слайд 17)
  8. Рибосомы (слайд 18)
  9. Клеточный центр (слайд 19)
  10. Органеллы движения (слайд 20)

Сравнение клеток растений и животных (слайд 21)

Сравнение клеток прокариот и эукариот (слайд 22)

  1. Практическая работа – 35 мин.

Выполните в тетрадях задания

1 задание – вклейте в тетрадь схему «Строение клетки», пронумеруйте части клетки и подпишите их.

2 задание – используя справочные материалы, ответьте на вопросы:

5. Какую роль выполняют молекулы АТФ?

6. Как происходит деление клетки?

7. Чем отличается рост от развития?


  1. Подведение итогов – 15 мин.

Составьте синквейн по теме нашего занятия

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

На этом наше занятие закончено! Благодарю за творческую плодотворную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Естествознание. Уровни организации живых систем. Свойства жтвых систем.

В данной презентации рассмотрены уровни организации живых систем исвойства живых систем. Презентацию можно использовать при изучении биологии в 9, 10 классе, а так же при изучении предмета естествозни...

Конспект урока биологии "КЛЕТКА - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"

В ходе урока создаются условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний,  для проверки качества усвоения учебного материала учащимися по теме: «Основы цитологии»; создаются условия для ...

Обобщающий урок по теме" Клетка –структурно-функциональная единица живого"

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК "Клетка- структурно-функциональная единица живого" проводится в нетрадиционной форме в виде инсценировки....

Урок биологии. 5 класс. Тема: «Клетка – элементарная структурная единица строения живых организмов»

Материал урока направлен на создание условий для обобщения, систематизации и закрепления знаний,  для проверки качества усвоения учебного материала по теме: «Основы цитологии»...