Урок биологии. 5 класс. Тема: «Клетка – элементарная структурная единица строения живых организмов»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Материал урока направлен на создание условий для обобщения, систематизации и закрепления знаний, для проверки качества усвоения учебного материала по теме: «Основы цитологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_kletka_-_elementarnaya_strukturnaya_edinitsa_stroeniya_zhivyh_organizmov.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 5 класс.
Тема: «Клетка – элементарная структурная единица строения живых организмов»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
образовательные- создать условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний, для проверки качества усвоения учебного материала по теме: «Основы цитологии»
развивающие- создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, выделять главное, объяснять, применяя знания о процессах, происходящих в клетке;для развития интереса к изучению биологии через игру (азарт);совершенствовать навыки работы в группах;
воспитательные- воспитывать чувство коллективизма.
ОБОРУДОВАНИЕ: слайды «Органоиды клетки», «Мутации», видеофильмы
«Клетка», «Ядерное оружие», «Организм и алкоголь».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Постановка проблемы урока, через демонстрацию фрагмента видеофильма «Клетка»
Преподаватель: Все живые существа на Земле построены из клеток. Вся живаяприрода представляет собой совокупность биологических системразного уровня организации и различной соподчиненности. Клетка– этобиологическая система, мы рассматриваем ее на 2-х уровняхорганизации.
- Что мы изучали на молекулярном уровне организации «клеток живых
организмов? (строение и функции неорганических и органическихвеществ, входящих в состав клеток живых организмов)
- Что изучаем на клеточном уровне организации? (как устроенаклетка и какие процессы протекают в клетке)
На этом уроке в ходе игры « Лучшие знатоки биологии», первый туркоторой называется «Клетка- элементарная единица строения живыхорганизмов», мы вспомним строение клеток живых организмов, функцииее основных компонентов, биологические процессы, которые характерныклеткам; поговорим о влиянии негативных факторов внешней среды наклетку. В ходе урока выясним: какаякоманда лучше усвоило материалклеточного уровня жизни.
3.Обобщение и закрепление знаний.
Преподаватель: Вспомните, какие неорганические соединения входят
в состав клетки? (вода и минеральные соли).
В 1827 г английский врач Праут разделил все органические вещества клетки на группы. Как мы их называем? (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты)
Из этих органических и неорганических веществ и состоят структуры клетки. Поговорим о клеточном уровне организации живых организмов.
1 задание «Как устроена клетка?»
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Еслиучастник команды не отвечает на поставленный вопрос, а отвечает его товарищ –команда получает 0.5 бала. А третья возможность ответить на вопрос предоставляетсявозможностьответитьучастникамдругихкоманд.
Вопросы 1 команде: ;
- Кто разработал клеточную теорию?
- Назовите основные три структуры клетки?
- Многочисленные канальцы, трубочки, часть из которых покрыты рибосомами?
- Маленький мембранный пузырек, содержащий большой набор ферментов?
5. Органоид, покрытый двумя мембранами: наружной- гладкой, а
внутренняяобразует кристы. Матрикс содержит ДНК, белки ферменты, рибосомы.
6. Они отделены от цитоплазмы тонопластом, заполнены водным
раствороморганических и неорганических веществ.
Вопросы 2 команде:
1. Назовите одного из первых, кто сконструировал микроскоп?
2. Коллоидный раствор органических веществ с преобладанием белков.
Минеральный состав определяет осмотические свойства клетки. Именно
ею заполнено пространство между органеллами?
3. Органоид, содержащий в своем составе центриоли и центросферу.
- Это небольшие шарообразные органоиды из РНК и белка состоят из нескольких субъединиц?
- Двумембранный органоид, заполнен кариоплазмой, содержит хромосомы и органеллы из РНК и белка.
6. В каких структурах хлоропластов содержится фермент хлорофилл?
Вопросы 3 команде:
1. Кому из ученых принадлежит следующее утверждение: «клетка
порождает клетку»?
2. Полости, уложенные своеобразными стопками «цистернами»?
- Плотное округлое тельце, взвешенное в ядерном соке, участвует в образовании рибосом.
- Образования клетки способны не только передвигаться с места на место, но и изменять свою форму и взаимоположение органоидов. Это свойство обусловлено развитой сетью белковых нитей.
- Образования клетки, то появляющиеся, то исчезающие в зависимости от состояния. Питательные вещества или гранулы веществ, синтезируемых этой клеткой.
- Есть ли среди органоидов клетки ненужные, неважные. Ответ обоснуйте.
2 задание «Функции компонентов клетки»
Преподаватель: При демонстрации слайдов «Клетка, ее структура и органоиды», необходимо доказать, что данные органоиды и структуры являются необходимым (нужным) компонентом клетки.
- Объясните выражение: «Лишь после того как появилась плазматическая мембрана, из супа, варившегося в морях могли сформироваться первые живые организмы».
-Приведите примеры связи следующих органоидов между собой:
- ядро
- ЭПС
- комплекс Гольджи
- митохондрии
- лизосомы
- хлоропласты
-В клетке, в ее органоидах протекают процессы, которые обеспечивают ее жизнедеятельность.
3 задание «Процессы жизнедеятельности»
Преподаватель: Вам будут предложены понятия, два из которых объединены по определенному признаку, а третье является лишним. Необходимо найти лишнее, на команду «ОТВЕТ» поднять соответствующую карточку с цифрой, ответ необходимо аргументировать.
1) КАТАБОЛИЗМ 2) ДИССИМИЛЯЦИЯ3) АНАБОЛИЗМ
1)ГЛИКОЛИЗ 2) МИТОЗ 3) СПИРТОВОЕ БРОЖЕНИЕ
1)АССИМИЛЯЦИЯ 2) ТРАНСКРИПЦИЯ3) МЕТАБОЛИЗМ
1) ФОТОЛИЗ2) БИОСИНТЕЗ3) ТРАНСЛЯЦИЯ
4 задание: Перед вами схемы процессов происходящих в клетке; ваша задача - придумать вопросы другим командам: «Метаболизм», «Энергетический обмен», «Фотолиз», «Биосинтез белка», «Митоз».
5 задание: «Счастливый билет»
Капитаны вытягивают билет с вопросом для своейкоманды.
- Раскройте смысл выражения К.А.Тимирязева «Космическая роль зеленых растений»
- Почему у растительных клеток не бывает фагоцитоза?
- Почему для высших растений необходимо присутствие в почве хемосинтезирующих бактерий?
- Почему митохондрии способны размножаться самостоятельно?
- Известны ли вам организмы со смешанным типом питания?
- Какое значение имеет полупроницаемость клеточной мембраны?
- Могут ли быть одинаковыми митохондрии у тренированных военных людей и нетренированных гражданских?
- Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, слюнные железы). Объясните этот факт с точки зрения функции, выполняемой органоидом.
- Что положительного в том, что граны в хлоропластах расположены
в шахматном порядке?
- Могли бы какие-либо живые клеточные существа выжить на Земле, если бы Солнце погасло?
- Какова роль ферментов системы энергетического обмена в поддержании
необходимого количества АТФ в клетке? - В каких своих сферах жизнедеятельности человек применяет свои
знания офотосинтезе?
6 задание:
Из года в год цитологии обсуждают ряд вопросов, касающихся клеточного уровня организации живых организмов, выдвигают свои точки зрения.
Предлагаются темы для обсуждения
1команде: Как выдумаете, в чем заключаются процессы старения клеток?
2команде: Докажите или опровергните утверждение: «вне клеток жизни
нет».
3команде: Какие факторы окружающей среды отрицательно влияют
на клеткичеловеческого организма?
- Что называется совокупностью клеток, сходных по строению и выполняемымфункциям? (ткань)
Ткани образуют органы; органы - системы органов и организм в целом.
Иследующийуровень, который нам предстоит изучить - это организменный уровень.
7 задание: Сообщения о влиянии негативных факторов
на организмчеловека.
- команда: влияние алкоголя на клетку, на органы и организм в целом.
- команда: влияние радиации на организм.
- команда: влияние бактериологического оружия на организм человека.
- Как выдумаете, зачем человек изучает строение клеток?
ВЫВОД: состояние наших клеток полностью зависит от нас самих (от нашего отношения к собственному здоровью)
III. Подведение итогов работы. Выставление оценок.
[Введите текст]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии на тему "Клетка - симфония жизни"
Урок содержит материал, который можно использовать в классах биолого- химического (медицинского) профиля обучения....
Занятие по биологии по теме "Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых систем"
Тип занятия: лекция с элементами практической работы Цель: обобщить и закрепить полученные знания о строении и функционировании клетки Задачи:- обобщение изученного материала по теме «Клетка...
Конспект урока биологии "КЛЕТКА - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"
В ходе урока создаются условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний, для проверки качества усвоения учебного материала учащимися по теме: «Основы цитологии»; создаются условия для ...
Презентация для урока биологии на тему: "Сельдь. Внешнее и внутреннее строение.
В презентации представлены фото рыб. Имеются программированные задания....
презентация к уроку биологии по теме "Клетка"
обобщение по теме...
Использование инфографики на уроках биологии по теме "Клетка"
Инфографика интересный способ изучения любой темы на любом предмете. Это возможность кратко изложить материал и легко его воспроизвести. На биологии была выбрана тема "Клетка". Ниже представ...
Разработка урока биологии по теме: "Значение кожи и ее строение", 8 класс
Представлена разработка урока биологии по теме" Значение кожи и ее строение"...