Урок биологии. 5 класс. Тема: «Клетка – элементарная структурная единица строения живых организмов»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Материал урока направлен на создание условий для обобщения, систематизации и закрепления знаний,  для проверки качества усвоения учебного материала по теме: «Основы цитологии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биология 5 класс.

Тема: «Клетка – элементарная структурная единица строения живых организмов»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

образовательные- создать условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний,  для проверки качества усвоения учебного материала по теме: «Основы цитологии»

развивающие- создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, выделять главное, объяснять, применяя знания о процессах, происходящих в клетке;для развития интереса к изучению биологии через игру (азарт);совершенствовать навыки работы в группах;

воспитательные-  воспитывать чувство коллективизма.

ОБОРУДОВАНИЕ: слайды «Органоиды клетки», «Мутации», видеофильмы

«Клетка», «Ядерное оружие», «Организм и алкоголь».

Ход  урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка   проблемы   урока,   через   демонстрацию   фрагмента видеофильма «Клетка»

Преподаватель: Все живые существа на Земле построены из клеток. Вся живаяприрода   представляет   собой   совокупность   биологических   системразного уровня организации и различной соподчиненности. Клетка– этобиологическая    система,    мы    рассматриваем    ее    на    2-х    уровняхорганизации.

          - Что мы изучали на молекулярном уровне организации «клеток живых

организмов? (строение   и   функции   неорганических   и   органическихвеществ, входящих в состав клеток живых организмов)

          - Что изучаем на клеточном уровне организации?  (как устроенаклетка и какие процессы протекают в клетке)

На этом уроке в ходе игры « Лучшие знатоки биологии», первый туркоторой называется «Клетка- элементарная единица строения живыхорганизмов», мы вспомним строение клеток живых организмов, функцииее   основных   компонентов,   биологические   процессы,   которые характерныклеткам;  поговорим о влиянии негативных факторов внешней среды наклетку. В ходе урока выясним: какаякоманда лучше усвоило материалклеточного уровня жизни.

3.Обобщение и закрепление знаний.

Преподаватель: Вспомните, какие неорганические соединения входят

в состав клетки? (вода и минеральные соли).

В 1827 г английский врач Праут разделил все органические вещества клетки на группы. Как мы их называем? (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты)

       Из этих органических и неорганических веществ и состоят структуры клетки. Поговорим о клеточном уровне организации живых организмов.

1 задание «Как устроена клетка?»

За каждый   правильный   ответ команда получает  1 балл.  Еслиучастник команды не отвечает на поставленный вопрос, а отвечает его товарищ  –команда получает  0.5 бала.  А  третья  возможность  ответить  на    вопрос предоставляетсявозможностьответитьучастникамдругихкоманд.

Вопросы 1 команде:        ;

  1. Кто разработал клеточную теорию?
  2. Назовите основные три структуры клетки?
  3. Многочисленные канальцы, трубочки, часть из которых покрыты рибосомами?
  4. Маленький   мембранный   пузырек,   содержащий   большой   набор ферментов?

5.        Органоид, покрытый двумя    мембранами:    наружной-    гладкой, а
внутренняяобразует   кристы. Матрикс   содержит   ДНК,    белки    ферменты, рибосомы.

6.        Они отделены     от     цитоплазмы     тонопластом,     заполнены     водным
раствороморганических и неорганических веществ.

Вопросы 2 команде:

1.        Назовите одного из первых, кто сконструировал микроскоп?

2.        Коллоидный раствор органических веществ с преобладанием белков.
Минеральный состав определяет осмотические свойства клетки. Именно
ею заполнено пространство между органеллами?

3.        Органоид, содержащий в своем составе центриоли и центросферу.

  1. Это небольшие шарообразные органоиды из РНК и белка состоят из нескольких субъединиц?
  2. Двумембранный органоид, заполнен кариоплазмой, содержит хромосомы и органеллы из РНК и белка.

6.        В каких структурах хлоропластов содержится фермент хлорофилл?

Вопросы 3 команде:

1.        Кому из ученых принадлежит следующее утверждение: «клетка
порождает клетку»?

2.        Полости, уложенные своеобразными стопками «цистернами»?

  1. Плотное округлое тельце, взвешенное в ядерном соке, участвует в образовании рибосом.
  2. Образования клетки способны не только передвигаться с места на место, но и изменять свою форму и взаимоположение органоидов. Это свойство обусловлено развитой сетью белковых нитей.
  1. Образования клетки, то появляющиеся, то исчезающие в зависимости от состояния. Питательные вещества или гранулы веществ, синтезируемых этой клеткой.
  2. Есть ли среди органоидов клетки ненужные, неважные. Ответ обоснуйте.

2 задание «Функции компонентов клетки»

Преподаватель: При демонстрации слайдов «Клетка, ее структура и органоиды», необходимо доказать, что данные органоиды и структуры являются необходимым (нужным) компонентом клетки.

- Объясните выражение: «Лишь после того как появилась плазматическая мембрана, из супа, варившегося в морях могли сформироваться первые живые организмы».

-Приведите примеры связи следующих органоидов между собой:

  • ядро
  • ЭПС
  • комплекс Гольджи
  • митохондрии
  • лизосомы
  • хлоропласты

-В клетке, в ее органоидах протекают процессы, которые обеспечивают ее жизнедеятельность.

3 задание «Процессы жизнедеятельности»

      Преподаватель: Вам будут предложены понятия, два из которых объединены по определенному признаку, а третье является лишним. Необходимо найти лишнее, на команду «ОТВЕТ» поднять соответствующую карточку с цифрой, ответ необходимо аргументировать.

1) КАТАБОЛИЗМ     2)  ДИССИМИЛЯЦИЯ3)  АНАБОЛИЗМ

1)ГЛИКОЛИЗ  2) МИТОЗ 3) СПИРТОВОЕ БРОЖЕНИЕ

1)АССИМИЛЯЦИЯ  2) ТРАНСКРИПЦИЯ3) МЕТАБОЛИЗМ

1) ФОТОЛИЗ2) БИОСИНТЕЗ3) ТРАНСЛЯЦИЯ

4 задание:  Перед вами схемы процессов происходящих в клетке; ваша задача -  придумать вопросы другим командам: «Метаболизм», «Энергетический обмен», «Фотолиз», «Биосинтез белка», «Митоз».

5 задание: «Счастливый билет»

Капитаны вытягивают билет с вопросом для своейкоманды.

  • Раскройте смысл выражения К.А.Тимирязева «Космическая роль зеленых растений»
  • Почему у растительных клеток не бывает фагоцитоза?
  • Почему для высших растений необходимо присутствие в почве хемосинтезирующих бактерий?
  • Почему митохондрии способны размножаться самостоятельно?
  • Известны ли вам организмы со смешанным типом питания?
  • Какое значение имеет полупроницаемость клеточной мембраны?
  • Могут ли быть одинаковыми митохондрии у тренированных военных людей и нетренированных гражданских?
  • Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, слюнные железы). Объясните этот факт с точки зрения функции,  выполняемой органоидом.
  • Что положительного в том, что граны в хлоропластах расположены

в шахматном порядке?

  • Могли бы какие-либо живые клеточные существа выжить на Земле, если бы Солнце погасло?
  • Какова роль ферментов системы энергетического обмена в поддержании
    необходимого количества АТФ в клетке?
  • В   каких   своих сферах   жизнедеятельности человек   применяет свои
    знания офотосинтезе?

6 задание:

        Из года в год цитологии обсуждают ряд вопросов, касающихся клеточного уровня организации живых организмов, выдвигают свои точки зрения.

Предлагаются темы для обсуждения

1команде: Как выдумаете,  в чем заключаются процессы старения клеток?

2команде: Докажите или опровергните утверждение: «вне клеток жизни

нет».

3команде: Какие факторы окружающей среды отрицательно влияют

на клеткичеловеческого организма?

         - Что    называется    совокупностью    клеток,    сходных   по    строению и выполняемымфункциям? (ткань)

Ткани образуют органы; органы - системы органов и организм в целом.

Иследующийуровень, который нам предстоит изучить - это организменный уровень.

7 задание: Сообщения о влиянии негативных факторов

на организмчеловека.

  1. команда: влияние алкоголя на клетку, на органы и организм в целом.
  2. команда: влияние радиации на организм.
  3. команда: влияние бактериологического оружия на организм человека.

         - Как выдумаете, зачем человек изучает строение клеток?

ВЫВОД: состояние наших клеток полностью зависит от нас самих (от нашего отношения к собственному здоровью)

III. Подведение итогов работы. Выставление оценок.

[Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии на тему "Клетка - симфония жизни"

Урок содержит материал, который можно использовать в классах биолого- химического (медицинского) профиля обучения....

Занятие по биологии по теме "Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых систем"

Тип занятия: лекция с элементами практической работы Цель: обобщить и закрепить полученные знания о строении и функционировании клетки Задачи:- обобщение изученного материала по теме «Клетка...

Конспект урока биологии "КЛЕТКА - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"

В ходе урока создаются условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний,  для проверки качества усвоения учебного материала учащимися по теме: «Основы цитологии»; создаются условия для ...

Презентация для урока биологии на тему: "Сельдь. Внешнее и внутреннее строение.

В презентации представлены фото рыб. Имеются программированные задания....

Презентация к уроку биологии по теме "Значение кожи и ее строение"

Презентация содержит большой иллюстративный материал, позволяющий лучше усвоить изучаемую тему; используется видеофрагмент....

Использование инфографики на уроках биологии по теме "Клетка"

Инфографика интересный способ изучения любой темы на любом предмете. Это возможность кратко изложить материал и легко его воспроизвести. На биологии была выбрана тема "Клетка". Ниже представ...