"Развитие жизни на Земле в палеозойскую и мезозойскую эры." Биология. 11 класс.
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Урок изучения нового материала по биологии в 11 классе по программе В.Б. Захарова "Общая биология 10-11". Данный урок предполагает заочное путешествие в историю Земли длиной в 500 миллионов лет. Урок проводится по технлогии РКМЧП (Развитие кртического мышления через чтение и письмо).  Урок состоит их трёх этапов6 вызова в виде Мозгового штурма, осмысления в виде работы с текстом и рефлексии в виде написания эссе и синквейна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие жизни на Земле в палеозойскую и мезозойскую эры».

Цель: расширить, углубить и систематизировать знания о развитии жизни  

           На Земле.

Задачи:

У-О: - охарактеризовать геологические процессы, произошедшие в истории

           Земли в указанные периоды;

          -  на основе характеристики особенностей климата сформировать   знания об ароморфозах растений и животных;

         - раскрыть их эволюционное значение.

У-В:- формировать у обучающихся научно-материалистические взгляды на

           процесс эволюции в органическом мире;

        - воспитывать культуру умственного труда при работе с текстом.

У-Р:- продолжить формирование умения анализировать геохронологическую

         таблицу;

        - способствовать дальнейшему развитию критического и творческого  

          мышления обучающихся;

        - содействовать развитию умений обобщать и выделять главное,

          систематизировать свои знания.

Оборудование: таблицы «Развитие жизни на Земле, диапозитивы «Развитие жизни на Земле» из слайдальбома «Эволюция», проектор.

Тип урока в системе уроков технологии развития критического мышления

- работа с информационным текстом

Вызов

Мозговой штурм

Осмысление

Инсерт

Рефлексия

Пятиминутное эссе

Синквейн

Структура  

урока

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вызов

   Данный этап осуществляется в форме Мозгового штурма. На доске записывается тема урока.

   Учитель обращается к обучающимся с вопросом: «Какие мысли, чувства, вопросы, предложения приходят вам на ум в связи с этой темой?»

   Обучающиеся формулируют вопросы, мысли; учитель записывает эти фразы на доске:

Когда это было?                       Что было?                    Сколько времени шло?                          

                                                                         

Откуда стало                       Развитие жизни на Земле в палеозойскую и

всё известно?                            мезозойскую эры.

Это же так                                     Неужели                                       Хочется

давно было!                                это всё было!                                 узнать! 

  1. Осмысление

Учитель сообщает обучающимся, что ответить на поставленные вопросы нам поможет работа с текстами учебника.

Работа с текстом учебника проходит в форме инсерта.  Инсерт – прием маркировки текста с помощью следующих значков:

«v» - галочкой отмечается то, что известно, «знакомая информация»;

«-»  - знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающих, «думал иначе»;

«+» - знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным, «новая информация»;

«?» - вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно, «непонятно».)

Текст делится на смысловые отрезки (отрывки) и распределяются задания между учениками.

Палеозойская                    Кембрийский период - 1ый ученик

эра                                      Ордовикский период - 2ой ученик

(древней жизни)               Силурийский период - 3ий ученик                 на доске

                                           Девонский  период     - 4ый ученик

                                           Каменно-

                                           угольный период        - 5ый ученик

                                           Пермский период       - 6ой ученик    

Мезозойская                     Триасовый период     - 7ой ученик

эра                                     Юрский период         - 8ой ученик         

                                           Меловой период        - 9ый ученик

 

   После распределение задания учитель сообщает о форме отчёта, которая

будет так же служить следующим этапом урока – рефлексией. 

   Рефлексия включит в себя «Пятиминутное эссе»  и «Синквейн».

  Определяется время инсерта и обучающиеся начинают работать.

   (Приём «Пятиминутное эссе» представляет собой вид письменного задания, которое помогает обучающимся подытожить свои знания по изученной теме и дать почувствовать учителю, что происходит в головах его учеников.)

   Конкретно обучающихся просят выполнить следующие два задания: написать, что они узнали при работе с текстом, и задать вопросы, на которые они так и не получили ответа.

  1. Рефлексия.

   После истечения времени, определенного на инсерт и составление пятиминутного эссе, обучающиеся знакомят друг друга с результатами своей работы.

   Отношение к прочитанному и проанализированному материалу обучающиеся выражают в форме синквейна.

(Во время выступлений обучающихся учитель демонстрирует слайды или работает с таблицей.)

Синквейн – методический приём, используемый для развития творческого мышления учащихся.

Слово происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк.

Правила составления синквейна.

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом,  

                            обычно именем существительным, отражающим  

                            главную идею.

Вторая строка – описание основной мысли темы в двух словах, как

                            правило, именами прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами,

                            обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение

                              автора к данной теме.

Пятая строка –   одно слово – синоним к первому, на эмоционально –

                            образном или философско – обобщенном уровне,

                            повторяющем суть темы.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждой строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

     Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так – то просто.)

   Примеры синквейнов, составленных обучающимися на данном уроке.

                        Карбон

Углеобразующий, пышнорастительный.

Развивался, расцветал, совершенствовался.

Появились насекомые, господствовали стегоцефалы.

Период.

                                                                    Мел

                                                        Важный, древний.

                                                        Меняется, формируется, утрачивает.

                                                        Возникают первые птицы и млекопитающие.                        

                                                      Развитие.

                       Ордовик

Продолжительный, разнообразный.

Преобразуется, перестраивается, совершенствуется.

Богатство живого мира океана.

Древность.

                                                                     Триас

                                                         Целенаправленный, неизведанный.

                                                         Изменяет, приобретает, стремится.

                                                         Появление новых форм  жизни.

                                                         Преобразование.

И другие.

Итог урока.   
  После сообщений обучающихся учитель отвечает на поставленные ими вопросы и комментирует выполнение заданий.

   Здесь же выставляются отметки за урок и подводятся его итоги.

   Предлагается так же дополнительная литература, способствующая расширению знаний обучающихся по выявленным вопросам.

(На данном уроке вопросов у обучающихся в связи с прочитанным текстом не возникло.)

Дополнительная литература.

Акимушкин И.И. Исчезнувший мир.- М.: Молодая гвардия, 1982.-191 с.

Гаврилов В.П. Путешествие в прошлое земли.- М.: Недра, 1986.-144 с.

Иорданский Н.Н. Развитие жизни на Земли.- М.:Просвещение,1981.-191с.

Мейен С.В. Листья на камне. – М.: Знание,, 1972. – 48 с.

Орлов Ю.А. В мире древних животных. – М.: Наука, 1989. – 163 с.

В конце урока обучающиеся получают комментированное домашнее задание.

Домашнее задание

Гл. 3,   3.2. и 3.3.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по биологии для 11 класса.Тема: «Развитие жизни на Земле».

Тесты составлены по учебнику «Общая биология» 11 класс под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора Г.М. Дымшица. Издательство: Москва «Просвещение» 2005г...

Презентация по биологии 9 класс "Развитие жизни на Земле"

В презентации представлены основные особенности развития жизни на Земле, разные геологические эры, особенности живых организмов каждой эры...

Урок биологии в 11 классе "Развитие жизни на Земле. Эволюция человека"

Данный урок  является составляющим курса «Общая биология» и  последним  в теме «Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений», следовательно,  на данном уро...

Презентация к уроку по теме "Развитие жизни на земле. Палеозойская эра "

Презентация раскрывает этапы эволюции в Палеозойскую эру....

Презентация к уроку по теме "Развитие жизни на Земле. Мезозойская и кайнозойская эры"

Презентация раскрывает этапы эволюции в Мезозойскую и кайнозойскую эры....

Урок по биологии в 9 классе "Развитие жизни на Земле в архейской, протерозойской и палеозойской эрах"

Последовательность этапов развития органического мира. ароморфозы, архейская эра, протерозойская эра, палеозойская эра....

Проектная работа " Развитие жизни на Земле - Палеозойская эра"

Проект разработан с целью   развития интереса  к изучению биологии  у школьников....