Групповая работа на уроках биологии
статья по биологии по теме

Тищенко Любовь Васильевна

 

 

            Проблема управления учебной деятельностью школьников относится к актуальным проблемам психологических исследований. Управляемым можно считать такое обучение, при котором контролируется каждый шаг обучения ребенка, когда учитель непрерывно получает информацию о том, как каждый ученик на каждом этапе работы усваивает определенные знания или овладевает определенными умениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_rabota_na_urokah_biologii.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Общественный контакт вызывает  

                                                          своебразное возбуждение жизненной

                                                          энергии людей, результат которого

                                                          определяется не сложением, а умноже-

                                                          нием их усилий.                

                                                                                                  Л.С.Выготский.

            Проблема управления учебной деятельностью школьников относится к актуальным проблемам психологических исследований. Управляемым можно считать такое обучение, при котором контролируется каждый шаг обучения ребенка, когда учитель непрерывно получает информацию о том, как каждый ученик на каждом этапе работы усваивает определенные знания или овладевает определенными умениями. Отсюда следует, что организация учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей является важным и необходимым условием повышения эффективности управления процессом обучения. Учет же индивидуальных особенностей каждого школьника осуществляется в ходе дифференцированного подхода к учащимся.

             Ведущими условиями осуществления дифференцированного подхода к учащимся на уроках биологии, обеспечивающими наиболее эффективное управление процессом обучения, выделены следующие:

  1. изучение типичных индивидуальных различий учащихся и выделение временных типологических групп;
  2. организация учебной деятельности типологических групп школьников с  помощью специально разработанных средств обучения биологии и приемов дифференцированной учебной работы.

              Для изучения индивидуальных особенностей учащихся в качестве критерия дифференциации принимаются реальные учебные возможности, определяемые несколькими особенностями школьников (обучаемостью, обученностью, познавательным интересом к биологии) и характеризующие ученика как целостную личность. Такой подход к изучению типичных индивидуальных различий школьников наиболее соответствует современным психолого-педагогическим взглядам и задачам школы.

               Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы можно широко применять формы организации коллективной познавательной деятельности, например, внутриклассную групповую, внеклассную.

               В своей работе я использую два уровня коллективной учебно-познавательной деятельности:

  1. Групповая работа (на принципах дифференциации)
  2. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели)

                Такая форма работы позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие:

  1. Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  2. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под  руководством лидера;
  3. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  4. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности в зависимости от сложности задания

                Руководители группы подбираются каждый раз новые (из хорошо подготовленных ребят). В группе могут быть ребята одного уровня обученности или разного уровня, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.  

                Однотипная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами (4-5 человек) одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий (если материал очень сложен). В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за помощью друг к другу.

                При групповой форме работы  учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем, помогающий оказывает не меньшую помощь, чем учитель, поскольку его знания активизируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

                Такая организация учебного процесса не на словах, а на деле превращает учащегося из объекта процесса в субъект. Учащиеся активно и постоянно соучаствуют в нем. Его течение и результативность становятся их делом. Такая организация способствует формированию таких нравственных качеств, как коллективизм, соучастие, сопереживание,  ответственность, самооценку и самоконтроль. И что еще очень важно, в таком процессе формируется чрезвычайно необходимый навык и умение руководить коллективом.

                Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1.Подготовка к выполнению группового задания:

                а) определение группы;

                б) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

                в) инструктаж о последовательности работы;

                г) раздача дидактического материала по группам.

2.Групповая работа:

               д) знакомство с материалом;                                                                        

               е)распределение заданий внутри группы;                                                                            

               ж)индивидуальное выполнение задания;                                                              

                з)обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;                          

                и)обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения,

                   уточнения, обобщения);                                                                                                                              

                к)подведение итогов группового задания.

3.Заключительная часть:

                 л) сообщение о результатах работы в группах;

                 м) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной  

                     задачи. Выставление оценок.

                 Групповая работа наиболее приемлема и целесообразна при изучении темы, повторении материала уроков, закреплении знаний во всех типах и на всех этапах урока, а также при проведении познавательных игр, при дифференцированном подходе к обучению.

Групповая работа позволяет каждому ученику считать себя полноправным участником учебного процесса, раскрывая в нем такие качества, как уверенность в себе, формирует мотивацию и создает высокую степень обученности.

                 

Разновидности групповых технологий.

I.  Опрос учащихся.

Тестовая проверка: данная форма проверки позволяет более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения. Тестовая проверка дает возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. В процессе тематической и шаговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся. Кроме того ребята сами могут проверить тесты (из числа хорошо подготовленных учащихся), дополнительно заработав оценку. Несколько учащихся получают тесты разного уровня сложности. “Учителя” из числа хорошо подготовленных ребят сами проверяют тесты и по определенным критериям выставляют оценки. Виды тестов самые различные: с выбором одного или нескольких правильных ответов, вставкой пропущенных слов, работа с рисунками (см. Приложение 1).

II.  Блочная технология. Изучение нового материала в группах.

                 Если новая тема включает в себя большой объем, трудно усваиваемый для всех учащихся, ее лучше разделить на блоки и каждому уровню дать свое задание.

                Блочная технология способствует совершенствованию и ускорению учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьников. Подготовка учителя к объяснению темы состоит в том, что он анализирует программу, определяет содержание блоков, формулирует их задачи, обращает внимание на требования к знаниям и умениям (они записаны на доске), которыми должны владеть школьники во время урока.

                Модульно-блочная технология – довольно гибкая система: она позволяет учитывать специфику конкретного класса, особенности учебного материала, глубину его изученности и степень усвоения учащихся.

                В блоке объединено определенное количество видов работы, суть и назначение которых ясны и понятны обучающемуся; каждый из видов работы позволяет выработать одно из умений, являющихся объектами проверки.

                Модульно-блочная технология имеет ряд преимуществ: умственная работа учащегося четко организованна; из огромного блока материала выделено главное и второстепенное, усиливается мотивация познавательной деятельности учащихся, стимулируется самоконтроль и контроль со стороны учителя.

                При этой форме используются самые разнообразные виды работы на уроке: работа с учебником, составление опорного конспекта, заполнение таблиц, работа с рисунками и схемами, самопроверка, формулировка выводов, повторение и т. д.

                В работе представлено несколько блоков по теме “Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных” и “Отряд чешуекрылые. Черты приспособленности к среде обитания”(8 кл.), “Размножение и развитие рыб. Забота о потомстве”(8 кл.), “Строение и функции дыхательной системы человека” (9 кл.) – использование элементов блочной системы. Эту работу хорошо проводить в разноуровневых группах с той целью, чтобы ребята, работающие по III уровню могли получить помощь от более подготовленных учеников. Это коллективная форма работы. Но можно давать и отдельно каждой группе свое задание (см. Приложение 2).

III.        Изучение нового материала с разными групповыми формами работы.

Эта форма работы дает возможность привлечь ребят с разной успеваемостью. Порой, ребята, имеющие только удовлетворительную оценку, подготавливают сообщения гораздо интереснее и важнее. Так, при изучении темы “Птицы культурных ландшафтов”(8 кл.) я использую групповую форму работы. Создаю группы по 4 человека и заранее даю задание: “Собрать материал о наших местных птицах”:

Группа№1 “Скворцы”  

Группа№2 “Ласточки”

Группа№3 “Воробьи”

Группа№4 “Сороки”

Группа№5 “Грачи”

На уроке ребята, объединенные в группы, рассказывают о внешнем виде птицы, ее поведении, гнездовании, питании, перелетах и т.д. Все собранные сведения помещаются в конверт и передаются в классную библиотечку. Каждой группой выпускается минигазета о своей птице. В итоге все ребята выступают на уроке, оцениваются их знания, развивается речь и интерес к животным.

На уроке по теме “Эритроциты. Иммунитет.”(9 кл.) учащиеся работают под руководством командира группы. Командир объясняет ребятам схемы, проверяет правильность заполнения таблиц, контролирует знания понятий. Ребята первого уровня в гомогенных группах работают по индивидуальным заданиям (см. Приложение 3).

IV.      Закрепление материала в группах.    

 

а) работа в парах.

Работа в парах любого типа предусматривает активную деятельность каждого члена (один учащийся говорит, а второй контролирует и наоборот; или обсуждают конкретный вопрос). В своей работе я использую динамические пары. Учащиеся объединяются для:

  1. взаимоконроля (если пара гомогенная)
  2. взамообучения (если пара гетерогенная)

Ученики опрашивают друг друга и вместе обсуждают предложенные вопросы. Возникает ситуация коллективного взаимодействия. Если пара разноуровневая - один ученик выступает в роли “учителя”, другой отвечает на его заранее подготовленные вопросы по домашнему заданию, а также помогает закрепить ранее изученный материал. Такая пара работает не постоянно, так как “учителю” быстро надоедает. В парах могут работать и ребята III уровня. Контроль над их работой осуществляет учитель.

б) работа в группах постоянного состава.

Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится с целью повторения и закрепления материала после завершения определенной темы программы. Во время опроса помощник учителя в соответствии с перечнем вопросов работает с каждым членом своей группы. Перечень вопросов составляет учитель, предварительно опросив по ним самих консультантов. Вопросы готовятся дифференцированно для каждой группы согласно их уровню. Так, например, при закреплении темы “Общее знакомство с цветковыми растениями” (6 кл.) я провожу нестандартную форму урока “Экзамен по ботанике”.

При закреплении темы можно использовать и самостоятельный зачет. У всех экзаменуемых есть зачетная карточка. Экзаменатор выставляет оценку за свой блок вопросов. За спаренный урок ребята успевают поработать по 4-5 блокам вопросов. Учитель на основе оценок в “зачетной книжке” выставляет итоговую. Если он сомневается, то опрашивает учащегося сам и в случае завышения оценки ответственность несет “экзаменатор”. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу (см. Приложение 4).

 

в) групповая игра на уроке.

Игру целесообразно проводить при закреплении теоретического материала. Так ,например, игру “Лучшая команда ботаников ” (6 кл.) я провожу в конце учебного года. Создается 5 команд, каждой команде предлагается перечень вопросов (равноценных). Команда сама решает, кто из ребят на какой вопрос будет отвечать. Жюри в составе учителя и 2-3-х учеников оценивает ответы и выставляет соответствующие баллы. В конце урока подводятся итоги, и победившая команда награждается “Орденом кленового листа”. Соответственно, каждый ученик получает балл за свой вклад в работу.

В 11 классе в конце изучения темы “Основы экологии” я провожу игру “Счастливый случай”. В ней участвуют 2 команды по 10 человек. С помощью этой игры можно проверить уровень усвоения учащимися основных законов и понятий, развить интерес и их познавательную активность (см. Приложение 5).

V.        Нестандартная форма урока 

 В 11 классе после завершения большой темы  “Основы цитологии” я провожу научную конференцию “Цитология – наука о клетке”. Предварительно проводится большая подготовительная работа. Ребята по группам готовят теоретические вопросы, наглядные пособия, вопросы для пресс-конференции, выпускают газету. Такая работа хорошо проходит в старших классах, где ребята уже умеют работать с научной литературой, составлять конспект, писать реферат. На выпускном экзамене учащиеся защищают рефераты по данной теме.

Для закрепления знаний по теме “Млекопитающие” (8 кл.) я провожу викторину, что также является нестандартной формой урока. Помимо этого можно использовать и другие формы: КВН, встречу, путешествие и т. д. (см. Приложение 6).

VI.         Групповая внеклассная работа.

 

Примером внеклассной групповой работы являются развлекательно-познавательные мероприятия. Ежегодно в школе проходит “Неделя биологии и географии”. План-сетка проведения прилагается. В 7 классе я провожу “Осенний бал природы” и в 8 классе экологический час “Не дадим в обиду Землю!” Разработки прилагаются (см. Приложение 7).

Итогом работы по данной технологии являются результаты обученности учащихся, полученные на основании контрольных срезов по текстам РУО и школы.

Ежегодно ребята принимают участие в школьных, районных, зональных олимпиадах. Так в 2001 учебном году ученица 9 класса Омельченко Юлия заняла 1-ое место в районе и 3-е на зональной олимпиаде. В 2000 году ученик 11 класса Кравцов Александр занял 2-ое место в районе по биологии и 1-ое место по экологии.

Таким образом, используемые мною приемы дифференцированной учебной деятельности на уроке и во внеклассной работе по биологии достигают того целеполагания, которое определяется выше. А именно: обучить детей биологии, создать у них мировоззрение по предмету, сформировать познавательный интерес. При этом широко использованные приемы групповой технологии позволяют достичь желаемых результатов, поставленных целей.

 

   

   


Открывает конференцию секретарь Погорелов Дмитрий: “Сегодня мы собрались на пленарное заседание практической конференции по теме “Основы цитологии”, на которой будут представлены интересные научные работы учащихся, предварительно заслушанные, обсужденные на секционных совещаниях в период с 9 октября. Слово предоставляется председателю организационного комитета по подготовке и проведению конференции учителю биологии 1-ой категории Тищенко Л.В.”    

     

Вступительное слово.

Простейшие организмы представляют собой отдельно существующие друг от друга клетки. И одна клетка – целый организм. У многоклеточных клетки специализированны, и, тем не менее, одна клетка имеет набор признаков, общих для всех клеток.

Клетка – структурная и функциональная единица живого. Это положение клеточной теории фиксирует основное противоречие клетки – способность быть одновременно и системой и элементом; целым и частью. На фундаменте этой теории выросла специальная наука о клетке – цитология, изучение основ которой мы заканчиваем.

Изучение биологических закономерностей живой материи на клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях осуществлялось нами при рассмотрении химической организации клетки, строения и функций органоидов клетки, процессов обмена веществ и превращения энергии. При этом клетка рассматривалась как система открытая, в которой осуществляются сложнейшие биохимические процессы, взаимосвязанные друг с другом и окружающей средой. Изменение в одном органоиде ведет к изменению другого. Так удаление ядра из клетки ведет к гибели цитоплазмы.

Если рассматривать клетку с позиции индивидуального и исторического развития, надо отметить наличие причинных связей. Так при формировании системы ферментативных механизмов дыхания включились механизмы реакции фотосинтеза. Доказательством этого являются каталитические механизмы фотосинтеза, сходные с механизмами реализации энергии при дыхании.

Исторический и системно-структурный подходы образуют вместе мощный комплекс познавательных средств, которые находятся на вооружении современных исследований.

И на сегодняшней конференции будут рассмотрены вопросы, касающиеся исследования клетки и применении знаний о клетке в с/х, промышленности, медицине и других отраслях народного хозяйства.

Отдельные вопросы учения о клетке рассматривались уже на уроках, семинарах, ребята доработали их, дополнили, готовят на экзамен и представили сегодня вашему вниманию.

Перед вами план сегодняшней конференции и программки.

После конференции пройдет пресс-конференция, на которой можете задать вопросы докладчикам или ребятам, работающим над этой же темой. Итак, начинаем работу.

  1. Руководитель лаборатории цитологических исследований Белокуров Виктор расскажет о новейшем направлении в цитологии – цитоэтологии. Его доклад называется “Цитологические исследования и их задачи” (доклад прилагается).
  2. По исследованиям химической организации клетки выступит руководитель биохимической лаборатории Путинцева Виктория с докладом “Химическая организация клетки”. Ее содокладчики Соболь Ксения и Ускова Юлия расскажут о незаменимом минимуме химических элементов в организме человека(доклады прилагаются).

  1. О том, как свойства неорганических веществ используются в с/х, расскажет Иглин Александр в докладе “Физиологические основы применения удобрений” – руководитель агрохимлаборатории  (доклад прилагается).

  1. Следующее выступление затронет вопрос физиологии клетки. Руководитель лаборатории “Физиология ВНД человека” Голубович Елена расскажет о физиологических и физиохимических механизмах памяти (доклад прилагается).

  1. Итак, мы видим очень тесную связь биологии со многими науками, такими как химия, физика, биохимия, кибернетика, радиотехника. Чтобы эта связь была более убедительной, давайте рассмотрим сообщение “Математическое моделирование клетки” руководителя лаборатории Кольчуганову Ксению (доклады прилагаются).

  1. Нельзя не остановиться на сегодняшней конференции на биотехнологии, представляющей собой синтез биологической науки и промышленности. Существует несколько направлений биотехнологии. О них нам расскажут представители лаборатории “Микробиологическая промышленность” Таранова  Татьяна и Кондратенко Ольга  (доклады прилагаются).

  1. Итак, мы видим, что изучение молекулярных основ жизни, познание законов этой жизни помогают управлять многими биологическими процессами. В том числе и процессами, происходящими в клетках организма человека, что очень важно для выяснения причин и лечения многих заболеваний, поэтому следующие участники конференции осветят “Биохимические вопросы медицины”. Руководитель лаборатории “Цитопатологии” Степанян Альвина. О влиянии на клетки антибиотиков расскажет Нечипорук Анна (доклады прилагаются).

  1. Можно ли знания о клетке использовать для защиты растений от болезней и вредителей? Я думаю, что можно. Об этом нам расскажет руководитель лаборатории “Защита растений” Иванов Алексей (доклад прилагается).

Еще много нерассмотренных нами вопросов, таких как использование биологических знаний в генетике, селекции. Поэтому следующая конференция будет посвящена селекции растений и животных. Спасибо всем участникам конференции. На первый взгляд, наука – сухая, скучная деятельность, но за этим стоит колоссальная, терпеливая работа людей, целеустремленных и любящих биологию.

Пресс- конференция.

1. Корреспондент журнала “Химия и жизнь” Бажанов Руслан: “В докладе, посвященном вопросам медицины, упоминается химический препарат интерферрон . Как его получают?”

2. Корреспондент газеты “СПИД-инфо” Мисько Евгений: “Почему до сих пор не найдено лекарство против СПИДа?”

3. Журналист газеты “Вопросы медицины” Руднев Егор: “Могут ли клетки сами защищаться от мутагенного воздействия окружающей среды?”

4. Корреспондент журнала “Наука и жизнь” Ярошенко Денис: “Какова роль белков в проницаемости мембраны?”

5.  Армейский Игорь – ученик 11В класса: “Освещают ли в периодической печати вопросы цитологии?”    


 

                 

                                     

     

                                                               

                                                                   

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология группового обучения на уроках биологии

Технология группового обучения - один из способов активизации  познавательной деятельности  учащихся на уроках биологии. ...

групповая работа на уроке биологии

Данные вопросы для групповой работы  можно использовать при изучении темы "Внешнее строение млекопитающих"...

Использование групповых технологий на уроках биологии и географии для формирования основных компетенций учащихся

Выступление  учителей (Лихачева Н.С.,Попова С.В.)на районной методической конференции...

Организация групповой работы на уроке и занятии в ГПД: преемственность в работе учителя и воспитателя.

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова.Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе пом...

Групповые технологии на уроках биологии и химии

Использование групповой формы работы для формирования УУД на уроках биологии и химии....