статья "Организация групповой работы на уроках биологии в МОУ «Архангельская СШ»
статья по биологии на тему

статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logvin_a.n._statya.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Логвин А.Н.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Архангельская средняя школа», д.Шелоховская

Организация групповой работы на уроках биологии в МОУ «Архангельская СШ»

В последние годы учителя всё чаще стали применять групповую форму организации деятельности учащихся на уроке. Данную форму работы мы можем увидеть не только на обычном уроке, но и в технологии сотрудничества, и в технологии мастерских, и в проектной, игровой технологиях, в технологии критического мышления, в исследовательской деятельности.

Видами групповой работы являются беседы на заданную тему, изучение нового материала, обобщение и систематизация учебного материала, заочные экскурсии, проблемные вопросы, анализ ситуаций и т.д.

Групповая работа может быть организована на определённой части урока, может продолжаться весь урок, охватывать несколько уроков.

На вопрос, когда начинать активно практиковать групповую форму работы на уроках, на мой взгляд, ответ однозначный: чем раньше, тем лучше. Работу необходимо начинать ещё в начальной школе, а затем продолжить в среднем и старшем звене.

Группы могут различаться:

- по типу работы (однородные и дифференцированные задания);

- по теме работы;

- по составу (одноуровневый и разноуровневый состав);

- по уровню сложности задания (минимальный, средний, высокий).

Например, при изучении  темы «Разнообразие однодольных растений. Семейства Лилейные, Злаки» класс делится на группы.

1 группа – изучает особенности строения злаковых и лилейных;

2 группа –  изучает многообразие растений;

3 группа – изучает значение злаковых и лилейных в природе и жизни человека.

В ходе работы учащиеся анализируют текст учебника,  обсуждают найденный материал, делают выводы, готовятся к выступлению перед классом.

Важным шагом в групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими её участниками, оценивая возможности друг друга.

Учащиеся, работая в группе, учатся владеть способами взаимодействия с окружающими и способами совместной деятельности в группе; учатся искать и находить компромиссы, выслушивать разные точки зрения, быть толерантным, смотреть на себя со стороны. Таким образом, у школьников формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

При моделировании уроков в режиме группового самостоятельного обучения важно учитывать, что ученик, выполняя задание в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознает свои потребности. В итоге у него развиваются способности находить решения в новых ситуациях, т.е. развивается интеллект. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Какие должны быть задания для групп зависит от типа урока, целей, условий и многого другого. Но совершенно точно - это должны быть открытые задания, которые позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания и получать различные результаты в пределах одной и той же темы (вопроса) в силу различия личностных качеств самих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроках биологии

Проблема управления учебной деятельностью школьников относится к актуальным проблемам психологических исследований. Управ...

Технология группового обучения на уроках биологии

Технология группового обучения - один из способов активизации  познавательной деятельности  учащихся на уроках биологии. ...

групповая работа на уроке биологии

Данные вопросы для групповой работы  можно использовать при изучении темы "Внешнее строение млекопитающих"...

Использование групповых технологий на уроках биологии и географии для формирования основных компетенций учащихся

Выступление  учителей (Лихачева Н.С.,Попова С.В.)на районной методической конференции...

Организация групповой работы на уроке и занятии в ГПД: преемственность в работе учителя и воспитателя.

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова.Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе пом...

Групповые технологии на уроках биологии и химии

Использование групповой формы работы для формирования УУД на уроках биологии и химии....