Технология группового обучения на уроках биологии
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме

Технология группового обучения - один из способов активизации  познавательной деятельности  учащихся на уроках биологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_gruppovogo_obucheniya.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технология группового обучения как один из способов активизации  познавательной деятельности  учащихся на уроках биологии.

Учитель биологии МКОУ лицей №7 г. Солнечногорска Московской области Ковалева Любовь Владимировна

По В.К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет групповое общение.  

И.Б.Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности, среди которых собственно групповыми технологиями называют групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую, где каждая группа имеет свое задание в общей цели. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат.

Целью применения групповой технологии на уроках является обеспечение активности учебного процесса. Групповая технология как коллективная деятельность предполагает:

  1. взаимное обогащение учащихся в группе;
  2. организацию совместных действий;
  3. распределение начальных действий и операций;
  4. коммуникацию, общение;
  5. взаимопонимание;
  6. рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
Подготовка к выполнению группового задания.
а) Постановка познавательной задачи.
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.
Групповая работа.
г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
д) Распределение заданий внутри группы.
е) Индивидуальное выполнение заданий.
ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
з) Обсуждение общего задания группы.
и) Подведение итогов группового задания.
Заключительная часть.
к) Сообщение о результатах работы в группах.
л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Групповую технологию на уроке можно применить при повторении и закреплении материала после завершения определенного раздела программы, при изучении новой темы. Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен хорошо знать класс (особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе и уровень знаний каждого ученика).

Я данную технологию использую в основном на уроках обобщения и проверки знаний. Расскажу  о применении ее на уроке обобщения и проверки знаний по теме «Моллюски» в 7   классе. Учащиеся разделились на 5 групп (в классе 26 человек). Раздала на столы раздаточный материал (коллекции раковин моллюсков), дидактический материал. Выделили главного в каждой группе, который распределял обязанности среди членов группы. Я поставила задачи перед учащимися: обобщить знания об особенностях внешнего, внутреннего строения моллюсков, их происхождении, значении в природе и жизни человека.

Оборудование.

1.Коллекция раковин моллюсков

2.Таблицы «Кольчатые черви», «Моллюски»

3.12 слайдов с изображением моллюсков головоногих, брюхоногих, двустворчатых, подготовленных ученицей Минкиной Машей.

4.Видеофильм «Многообразие моллюсков».

5.Раздаточный дидактический материал.

Далее я провела инструкцию по каждому этапу работы, о времени для каждого этапа, о количестве баллов за работу на каждом этапе.

Выполнение работы.

Этап 1. Разгадывание кроссворда.

7.

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

6.

 

3.

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Кожная складка, покрывающая внутренние органы моллюсков.

2. Отдел тела, отсутствующий у двустворчатых моллюсков.

3. Один из классов Моллюсков.

4. Место расположения органа равновесия.

5. Пищеварительная железа моллюсков.

По вертикали:

6. Моллюск, являющийся промежуточным хозяином печёночного сосальщика.

7. Второе название типа Моллюски.

8. Самый высокоразвитый класс моллюсков.

Этап 2. Заполнение двух таблиц:

а) коллекция моллюсков;

Вашей команде необходимо определить по раковинам, которые находятся на вашем столе, к какому классу моллюсков принадлежит данный экземпляр.

Ваши результаты запишите в таблицу.

Класс брюхоногие

Класс двустворчатые

б) классы и их представители.

На экране проектора представлены фотографии 12-ти представителей типа моллюски. Определите классовую принадлежность данных моллюсков.

Ваши результаты запишите в таблицу.

Класс брюхоногие

Класс двустворчатые

Класс головоногие

Этап 3. Заполнение таблицы: система органов и органы.

Заполните таблицу «Внутреннее строение моллюсков».  

Система органов

Органы

Органы пищеварения:

Почки, выводные протоки

Органы дыхания:

Кровеносная система:

Нервная система:

Органы чувств:

Этап 4. Физкультминутка.

Этап 5.Просмртр видеофильма. Каждой группе предлагается 5 вопросов к фильму.

а) почему всех увиденных моллюсков объединяют в один тип?

б) что общего между моллюсками и кольчатыми червями?

в) в чем более сложное строение моллюсков по сравнению с кольчатыми червями и о чем это свидетельствует?

г) каково значение моллюсков в жизни человека?

д ) каково значение моллюсков в природе?

Этап 6. После просмотра учащиеся групп обсуждают ответы, а затем члены каждой группы устно отвечают на один вопрос.

Этап 7.Особенности внешнего строения.

Вам предложено 10 предложений об особенностях внешнего строения моллюсков. Найдите предложения, в которых допущены биологические ошибки. Выпишите номера предложений и исправьте допущенные ошибки.

1. В теле моллюсков выделяют три отдела: голову, ногу, мантию.

2. У двустворчатых моллюсков отсутствует голова.

3. Развитие головоногих происходит с превращением. Их личинки называются парусниками.

4. Самым большим представителем типа моллюски является гигантская устрица.

5. У двухстворчатых моллюсков раковина состоит из двух створок.

6. Раковина моллюсков состоит из трех  слоев: рогового, фосфорного и перламутрового.

7. У брюхоногих моллюсков раковина имеет форму спирали.

8. К типу моллюсков относится 100 000 видов.

9. Самый многочисленный класс среди моллюсков – головоногие.

10. Тело моллюсков состоит из многочисленных сегментов.

Этап 8. Подведение итогов. На доске таблица.

Всего баллов за все этапы работы 40. За 35-40 баллов оценка «5»; за 30-35 оценка «4».


Группа

Этап работы

Количество баллов на этапе работы

Набрано баллов группой

Общее количество баллов

Оценки

1 группа

1 этап

8

2 группа

2 этап

10

3 группа

3 этап

6

4 группа

4 этап

6

5 группа

5 этап

10

Этап 8. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.


Выводы. Технологии, используемые мной, способствуют более глубокому усвоению знаний. Учащиеся показывают хорошие результаты на районных олимпиадах. В 2009-10 учебном году  было 2 победителя и 2 призера. В 2010-11 было 3 победителя и 4 призера. В 2011-12 3 призера. В 2012-13 2 победителя и 2 призера. В 2009 году ученица 10 класса Хромова Катя была призером областной олимпиады. Выпускники успешно сдают ЕГЭ. В 2009 году сдавали 17 человек. Процент качества знаний составил 56,2 %, что выше среднерегионального. В 2011 году сдавали 10 выпускников. Процент качества знаний составил 55,4%, среднерегиональный 55,28%. Выпускники поступают в медицинские ВУЗы, в ВУЗы на спортивные факультеты, в академию имени К. А. Тимирязева, имени Скрябина, в педагогические университеты для получения специальности логопеда, психолога, учителя биологии и химии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология группового обучения на уроках ИЗО

Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Для понимания и приятия чуждого эстетичес...

Технология группового обучения на уроках ИЗО.

Технология группового обучения на уроках ИЗО....

ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ (статья)

В статье представлен теоретический материал по теме и практическое применение на примере программы Босовой Л., 6 класс....

Использование технологии группового обучения на уроках английского языка (из опыта работы, с презентацией)

Данная работа включает в себя теоритическую часть - информация о групповой работе, а также практическую часть - использование данной технологии на уроке английского яыка....

Выступление на заседании ШМО на тему : « Технология группового обучения на уроках английского языка»

Мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи..Именно на принципе сотрудничества и строится груп...

Технологии группового обучения на уроках английского языка

Задача учителя иностранного языка – обеспечение активной деятельности ученика в течении всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого ученика.Реализовать эту задачу позволяет гр...

Использование технологии группового обучения на уроках английского языка

Аннотация: В современном образовательном процессе меняется расстановка приоритетов обучения: главным становится личность учащегося, ее развитие, совершенствование,...