МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

 

МОДУЛЬНЫЙ УРОК  

«Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mod_ur_4.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

МОДУЛЬНЫЙ УРОК  

«Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»

Забатурина Валентина Григорьевна,

учитель биологии (Первая категория),

МБОУ «Большеберезниковская СОШ»

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Интегрирующая цель: в процессе учебной

работы над заданием ты должен:

а) на примере собаки домашней изучить строение систем органов – пищеварительную,   дыхательную,   кровеносную, выделительную;

б) отметить сходство их с соответствующими органами пресмыкающихся;

в) выявить более сложное строение млекопитающих в сравнении с пресмыкающимися;

г) научиться работать с предложенным учителем материалом и выполнять конкретные задания;

д) объективно оценивать себя и свои возможности,  подсчитывать баллы.

Тема и цель урока записаны на доске

УЭ – 1  Проверка изученного материала

Входной контроль. (5 баллов)

Цель:  Проверить себя как усвоил материал по теме:  «Внешнее строение млекопитающих» и убедиться,  что готов изучить новый материал.

Задание  I. (4 балла).

Выполните тестовую работу.  Внимательно прочитайте предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1.        Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами.

2.        У всех млекопитающих глаза располагаются по бокам головы.

3.        У всех млекопитающих,  имеющих

волосяной покров,   различают ость и подшерсток.

4. В поясе передних конечностей у большинства млекопитающих имеются такие же кости,   как и у пресмыкающихся.

5.  Туловище млекопитающих высоко поднято над землей.

6. Более совершенный способ передвижения у  млекопитающих связан с особенностями строения кисти и стопы.

7.   В коже у большинства млекопитающих имеются потовые железы.

8.    Длина шеи у млекопитающих,   как и у птиц,  определяется количеством шейных позвонков.

9.     Основой плечевого пояса млекопитающих является лопатка.

10.  У всех млекопитающих зубы разделяются на резцы,  клыки и коренные.

Задание  II.  (5 баллов)

рассмотрите рисунок.

1. Что обозначено цифрами?

2. Назовите железы кожи у собаки.

3. Какое назначение имеет волосяной покров?

4. Какие волосы различают на теле млекопитающих?

5. Чем кожа млекопитающих отличается от кожи пресмыкающихся и птиц?

Задание  III. (6 баллов).

Рассмотрите на рисунке скелет кролика Найдите все отделы скелета и отдельные кости. Составьте таблицу.

Скелет кролика

Отделы скелета

Кости и их образующие

Какие отделы и кости скелета обозначены

цифрами 1-14?

Из каких отделов состоят – позвоночник

и задняя конечности млекопитающих?

За входной контроль поставь себе оценку в лист учета.

Если набрал 15 баллов – «отлично»

                 11-14 баллов – «хорошо»

                до 7-8 баллов – «удовлетворительно»

                       6 баллов – «неудовлетворительно»

Выполнять задания можно в любом порядке. Выполни задания  (10 мин.) переходи к следующему учебному элементу. За каждый правильный ответ 1 балл.

Правильность выполнения зад. №3 проверяется путем фронтальной беседы с учителем

За каждый правильный ответ получаешь дополнитель-ный балл

УЭ – 2

Изучение нового материала

Цель: Самостоятельно изучить строение и пункции пищеварительной системы млекопитающих

Задание I.

1. Прочитайте самостоятельно в § 65 о строении и функциях пищеварительной системы.

2. Изучить рисунок 293,  стр. 197 учебника.

3. Сравните пищеварительные системы млекопитающих и птиц.

Задание II.

Ответьте на вопросы устно.

1. Каково строение и назначение  разных зубов собаки?

2.  Каково строение и функции желудка?

3. У каких животных желудок имеет много камер?

4. Какие функции выполняет тонкая кишка?

5.  У  каких млекопитающих развита слепая кишка? Каковы ее функции? Проверь полученные самостоятельно знания по изученному материалу в беседе с учителем, подсчитай количество получениях баллов и запиши в лист контроля. За 5 правильных ответов получаешь 5 баллов;  за 4 - 4 б. и т. д.

Самостоятельно

Работайте в паре

Фронтальная беседа с учителем (за ответ 1 балл дополнительно)

УЭ – 3

Цель: Самостоятельно изучить строение

кровеносной системы,  дыхательной

системы.

1. Прослушайте сообщение о кровеносной системе млекопитающих, фиксируйте в тетрадь основные моменты лекции, постарайтесь записать основные термины.

2. Изучить самостоятельно материал на стр.  198 – 199 учебника.  Изучите рисунок 295 на стр.198. Расскажите друг другу о строении сердца и движении крови по сосудам.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Задание I. (5 баллов).

Рассмотрите рисунок.

Каковы особенности строении кровеносной системы млекопитающих по сравнению с другими классами позвоночных животных?

Ответьте на вопросы:

1. Что такое вены, артерия?

2. Где начинается большой круг кровообращения? Где заканчивается?

3.  Что называется газообменом?

4. Где начинается и заканчивается малый круг кровообращения?

5.  В чем преимущество кровеносной системы млекопитающих перед кровеносной системой пресмыкающихся?

Задание II. (2 балла).

Напиши,  какой цифрой на рисунке обозначено сердце млекопитающего, а какими – сердца земноводных и пресмыкающихся? Объясните.

Задание III. (3 балла).

1. Каковы особенности строения органов

дыхания млекопитающих?

2.  Какую  роль выполняют голосовые

связки в жизни млекопитающих?

3. Как осуществляется вдох?

Делайте записи в тетрадь

Работайте в паре

Работа с учителем

Самостоятельно

Работа в паре

УЭ – 4

Изучение нового материала

Цель: Выяснить каковы особенности обмена

веществ, у млекопитающих.

  Самостоятельно изучи материал на

странице  99 учебника.

Задание I. (4 балла).

1.   Что  такое обмен веществ?

2.  Какие вещества поступают из окружающий среды в организм млекопитающего?

3.  Какие вещества удаляются из организма?

4. Для чего необходима энергия организму?

5. В связи с чем обмен веществ у  млекопитающих происходит более активно, чем у земноводных и пресмыкающихся?

6. Что является органом выделения у

млекопитающих?

7. Где  расположены почки?

8.        Из каких органов состоит выделительная система?

Сделай вывод об обмене веществ у млекопитающих.

Работа с учителем За каждый правильный

ответ – 1 балл.

Заслушать ответ одного ученика

УЭ - 5

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ.

ЦЕЛЬ: Проверьте усвоение материала о внутренних органах млекопитающих.

Задание I. (4 балла).

Установите взаимосвязь между строением и функциями органов млекопитающих. Для этого пользуясь  текстом учебника и записями в тетради заполни таблицу:

Строение и функции внутренних органов:

Название системы

Основные органы

Функции

Пищеварительная

Кровеносная

Дыхательная

Выделительная

Обсудите выполнение задания и оцените

свою работу в группе.

Задание II. (6 баллов).

Докажите взаимосвязь строения систем органов с выполняемыми цифрами,   для чего к цифрам (I-VI),  обозначающим функции, подберите цифры (1-10),  соответствующие их строению:

I - защита внутренних органов – осуществление  движения.

II - удаление жидких продуктов распада

III - осуществление газообмена между

организмом и окружающей средой.

VI - связь организма с окружающей средой, объединение организма в единое целое

 V - переваривание  пищи

VI - снабжение  клеток,   тканей,  органов кислородом и питательными веществами,  удаление из клеток, тканей,  органов углекислого газа и жидких продуктов распада.

VII – терморегуляция.

1  - скелет состоит из большого количества костей.

2  - нервы подходит ко всем органам,  в

в том числе  к органам чувств  

3  -  к скелету  прикрепляются мышцы.

4 -   пищеварительная система снабжена

железами, выделяющими пищеварительный сок.

5    - зубы разделены на резцы,   клыки и

коренные

6    - в коже  расположены потовые  железы.

7    - сок поджелудочной железы содержит

много ферментов.

8    - в легких  разветвляются  гонкие кровеносные сосуды – капилляры.

9    - в брюшной полости по сторонам от

поясничных позвонков расположены

почки.

 10 -  кровь движется по сосудам малого

и большого круга кровообращения.

Ответы сообщит учитель.

Набранное количество баллов запиши в

лист учета.

Работу выполняй  самостоятельно в тетради

Работай самостоятельно

УЭ – 6

Подведение

итогов

РЕЗЮМЕ.

Цель: Определи, усвоил ли цели и тему урока

Задание I. (4 балла).

Прочитай текст,  вместо точек поставь

слова: Совокупность органов, выполняющих .... называется ...  . Строение органов соответствует ...  . Высокий уровень обмена веществ у  млекопитающих обеспечивается совершенным строением органов……….        Благодаря высокому………

Подсчитай

количество

баллов,

которые ты

набрал при

выполнении

заданий

                     ЛИСТ УЧЕТА КОНТРОЛЯ

Ф.И __________________________________

Учебный элемент

количество баллов по номерам задания

        1

2

3

4

5

УЭ - 1

УЭ - 2

УЭ - 3

УЭ -4

УЭ -5

УЭ - 6

4

5

4

4

        2

5

1-5

2

6

6

3

Если ты набрал 30 баллов и больше – оценка «5».

Если 29-24 балла – оценка «4».

Если 23-16 балла – оценка «3», если меньше 16 баллов – неудовлетворительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по теме "Органы. Системы органов"

Данная игра проводится на обобщение и закрепление знаний по теме "Общий обзор строения человека". Игра позволяет проверить знания учащихся по следующим темам : "Органы и системы органов животных", "Тк...

Разработка урока для 7 класса на тему Обобщение по теме Млекопитающие.

Обобщить и систематизировать знания учащихся об отрядах  млекопитающих, значении в природе, жизни человека. Продолжить формирование умения наблюдать, узнавать животных, сравнивать различные групп...

Конспект урока биологии 8 класс "Органы. Системы органов"

Конспект урока биологии для учащихся 8 класса по учебнику Н.И.Сонина...

Технологическая карта урока по биологии для 8 классов "Органы. Системы органов."

Данная методическая разработка составлена с учётом требований ФГОС для учащихся 8 классов. Цель урока: Сформировать у учащихся понятия о органах и системах органов человека.Задачи урока:Образоват...

Технологическая карта урока по теме " Органы и системы органов растений. Побег".

Тема урока:  Органы и системы органов растений. Побег. (УМК «Сферы» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм».)Класс:  6 классУчит...

7 класс ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ ТЕЛА И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

Урок в 7 классе (по учебнику Никишова, Шаровой) по теме "ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ ТЕЛА И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ"...