Конспект урока биологии 8 класс "Органы. Системы органов"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Белоусова Ирина Ивановна

Конспект урока биологии для учащихся 8 класса по учебнику Н.И.Сонина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белоусова Ирина Ивановна, учитель биологии,

МБОУ «Светлинская СОШ»

п.Светлый Сакмарского района.

Название предмета Биология

Класс 8

УМК Учебник «Биология.Человек»  Н.И.Сонин, 2011

Уровень обучения Базовый

Тема урока: Органы. Системы органов. Лр№2 Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

Тема 4.Общий обзор строения и функций организма человека.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 4

Место урока в системе уроков по теме – 3 урок

Цель урока: Сформировать у учащихся понятия о органах и системах органов человека.

Задачи урока:

Образовательные:

- определить сущность понятий «система органов», «организм»;

-выяснить функции основных физиологических систем и органов, их образующих;

Развивающие:

- развивать умения: самостоятельно работать с учебником и другими источниками знаний, извлекая из них нужную информацию;

-развивать умения рассуждать, сравнивать, обобщать;

-развивать умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.

Воспитательные:

-воспитывать стремление к познанию, общей культуре;

-воспитывать валеологические  аспекты в отношении самого себя.

Планируемые результаты:

Знать:

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ.

Уметь:

- распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека; 

-выявлять приспособления организма человека к среде обитания, 

-сравнивать биологические объекты органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

 (возможны ссылки на интернет-ресурсы)

Обеспечение урока: учебник Н.И.Сонин «Биология. Человек», рисунки учебника,  компьютер, проектор, презентация (приложение), инструктаж по проведению лабораторной работы (приложение)

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

1. Биология.8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» / авт.-сост.Т.В.Козачек.- Волгоград: Учитель.2013.

2. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления.  СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2008. - 134 с

3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., Просвещение, 2004.

4. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии: методическое пособие / В.Н.Мишакова.- Оренбург: ГБУ РЦРО-2013.

5.Современный урок биологии: проектирование и анализ: методическое пособие / В.Н.Мишакова. – Оренбург: ГБУ РЦРО-2013. 

Интернет ресурсы:

http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/minutki_relaksacii_mir_v_kaple_rosy

https://yandex.ru/images/search?text=картинки

Содержание урока

  1. Организационный момент

- Приветствие;

-Проверка наличия учащихся;

-Психологический настрой(слайд 2)

Будем откровенны!

Ребята, вам необходимо закончить предложение:

1. Я всегда улыбаюсь, когда...

2. Людям (друзьям, детям) тепло (хорошо) со мной, потому что...

3. Когда я прихожу в класс в хорошем настроении...

4. Больше всего я радуюсь, когда...

5. Больше всего я огорчаюсь, когда...

  1. Проверка знаний (слайд 3)

1) Что такое ткань?

(Ткань - это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединительных между собой межклеточным веществом.)

2) Какие выделяют группы тканей?

(Эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную.)

3) Чем образована эпителиальная ткань?

(Эпителиальная ткань образована плотно прилегающими друг к другу клетками, которые расположены в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо.)

4) Какие особенности характерны для эпителиальной ткани?

(Клетки плотно прилегают к друг к другу; межклеточное вещество развито слабо; при повреждении клетки быстро замещаются новыми.)

5) Назовите виды соединительной ткани.

(Костная, хрящевая, жировая, кровь.)

6) Что такое межклеточное вещество?

(Межклеточное вещество - это вещество, заполняющее промежутки между  клетками, объединяющее клетки в единое целое, обеспечивающее клеткам опору, защиту, питание, дыхание и выделительную функцию.)

7) Какие особенности характерны для гладкой мышечной ткани?

(Гладкая мышечная ткань образована небольшими по размерам  веретенообразными одноядерными мышечными клетками. Сокращение гладких мышц происходит автоматическими, то есть помимо нашей воли.)

8) Какие особенности строения отличают поперечно-полосатую мышечную ткань от сердечной?

(Поперечно-полосатая мышечная ткань состоит из многих ядерных мышечных волокон (видоизмененных мышечных клеток), а сердечная мышечная ткань образована клетками, имеющими 1-2 ядра. Клетки сердечной мышечной ткани сложно переплетены и в отличие от поперечно-полосатой мышечной ткани сокращаются не отдельными пучками, а сразу всей сердечной мышцей, сначала у предсердий, а затем у желудочков.)

9) Что такое нейрон?

(Нейроны- это основные нервные клетки.)

10) Как устроен нейрон?

(Нейрон имеет тело, отростки и нервные окончания. Отростки бывают двух типов: короткие разветвленные - дендриты; длинный - аксон.)

11. Каковы функции нейроглии?

(Нейроглия выполняет опорную, защитную и питательную функции.)

  1. Целеполагание (совместное формирование темы и целей урока)

Сформулируйте тему урока, используя слова: системы, органы, органов.(слайд 4)

Тема: Органы. Системы органов. (слайд 5)

-Какие цели на уроке нам необходимо достичь?

Обучающиеся предлагают варианты.

Предполагаемый ответ обучающихся (слайд 6)

-вспомним строение организма;

-узнаем, что такое органы и системы органов человека;

-будем учиться устанавливать связь между их строением и работой органов и систем органов.

IV.  Изучение нового материала

  1. Стадия вызова: Зачем человеку необходимы знания о своём организме?
  2. Стадия осмысления

Прочесть текст учебника (стр 39-43 ) используя приём «Инсерт» (метод активного чтения).

На полях сделайте маркировку:

«V» - известная информация;

«-» –противоречит моим первоначальным представлением;

«?» – непонятная информация;

«+» –новая информация;

«!» – интересно.

            3)Стадия рефлексии

Совместный разбор информации с использованием маркировки.

         V.Закрепление

1.  Заполнить таблицу «Система органов»

Системы органов

Строение, составляющие органы

Функции

Совместная проверка заполнения таблицы с использованием слайдов презентации (слайды: 9-16)

Знакомство с аппаратами: Опорно-двигательный, эндокринный (слайд 17)

МИНУТКА РЕЛАКСАЦИИ

2. Лабораторная работа №2. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека (с использованием: приложения 2,  слайдов  19-23 презентации)

        VI. Домашнее задание

  • Стр 39-43, повторить стр 31-43.
  • Творческое задание (по желанию) подготовить сообщения:

- Гормон роста;

- Сахарное равновесие в крови;  

- Гормон активных действий;

- Щитовидная железа и ее гормоны.

      VII. Рефлексия

Составьте синквейн по изученной теме.

Синквейн – это пятистрочная строфа. За основу возьмите какой либо орган человека.

  • 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
  • 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
  • 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
  • 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
  • 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Инструктаж по проведению лабораторной работы №2

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

ФИ учащегося________________________________________  Класс__________________

Лабораторная работа №2. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека

Цель: Уметь распознавать на таблицах и рисунках органы и системы органов человека

Оборудование: презентация к уроку, таблицы, рисунки с изображениями органов и  систем органов человека.

Ход работы.

I. Определите какие органы обозначены на рисунке (сл 19)

1._________________________________________________

2. ________________________________________________

3. ________________________________________________

4. ________________________________________________

5. ________________________________________________

6. ________________________________________________

II. Назовите системы органов изображенных на рисунке. (сл 20)

1. ________________________________________________

2. ________________________________________________

3. ________________________________________________

4. ________________________________________________

5. ________________________________________________

6. ________________________________________________

III. Определите соответствие (система органов, чем представлена, выполняемые функции)(сл 21)

  1.  _  .   _  .
  2. _  .   _  .
  3. _  .   _  .
  4. _  .   _  .
  5. _  .   _  .
  6. _  .   _  .
  7. _  .   _  .
  8. _  .   _  .

IV. Назовите систему органов изображенную на рисунке. Перечислите  под номерами  органы составляющие её. (сл 22)

Система органов____________________________

Органы её составляющие:

1. ________________________________________________

2. ________________________________________________

3. ________________________________________________

4. ________________________________________________

5. ________________________________________________

6. ________________________________________________  

 Оценка ______________

Д/з Стр 39-43, повторить стр 31-43. Творческое задание (по желанию) подготовить сообщения:

- Гормон роста;

- Сахарное равновесие в крови;  

- Гормон активных действий;

- Щитовидная железа и ее гормоны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку «Органы. Системы органов» Учитель биологии МБОУ « Светлинская СОШ» Белоусова И.И.

Слайд 2

Будем откровенны! закончить предложение: Я всегда улыбаюсь, когда... Людям (друзьям, детям) тепло (хорошо) со мной, потому что... Когда я прихожу в класс в хорошем настроении... Больше всего я радуюсь, когда... Больше всего я огорчаюсь, когда... Психологический настрой

Слайд 3

1) Что такое ткань? 2) Какие выделяют группы тканей? 3) Чем образована эпителиальная ткань? 4) Какие особенности характерны для эпителиальной ткани? 5) Назовите виды соединительной ткани. 6) Что такое межклеточное вещество? 7) Какие особенности характерны для гладкой мышечной ткани? 8) Какие особенности строения отличают поперечно-полосатую мышечную ткань от сердечной? 9) Что такое нейрон? 10) Как устроен нейрон? 11) Каковы функции нейроглии? Проверка знаний

Слайд 4

системы органы органов.

Слайд 5

Тема: Органы. Системы органов.

Слайд 6

Целеполагание ЦЕЛИ: -вспомним строение организма; -узнаем , что такое органы и системы органов человека; -будем учиться устанавливать связь между их строением и работой.

Слайд 7

-Прочитайте текст учебника стр 39-43 -На полях сделайте маркировку: « V » - известная информация; «-» –противоречит моим первоначальным представлением; «?» – непонятная информация; «+» –новая информация; «!» – интересно. Задание :

Слайд 8

Система органов Строение, составляющие органы Функции Таблица «Система органов»

Слайд 9

Ске Скелетная система Кости -Поддерживают тело; -Служат местом прикрепления мышц; Выполняют защитную функцию

Слайд 10

Мышечная система Скелетные мышцы - Приводит в движение кости скелета

Слайд 11

Дыхательная система - обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение из организма углекислого газа и паров воды.

Слайд 12

Кровеносная система Доставляет питательные вещества всем органам нашего тела и удаляет из них продукты распада

Слайд 13

Пищеварительная система - ротовая полость -глотка -пищевод -желудок -кишечник -печень -поджелудочная железа Превращает пищу в доступные для усвоения организмом питательные вещества.

Слайд 14

Мочевыделительная система 1.Почка 2.Мочеточник 3.Мочевой пузырь 4.Мочеиспускательный канал Выведение из организма жидких продуктов обмена

Слайд 15

Половая система

Слайд 16

Нервная система Координирует работу всех органов нашего организма

Слайд 17

Аппараты: Опорно-двигательный Эндокринный Аппараты:

Слайд 19

Цель: Уметь распознавать на таблицах и рисунках органы и системы органов человека Оборудование: таблицы, рисунки с изображениями органов и систем органов человека. Ход работы Лр№2 Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

Слайд 20

1 2 3 4 5 6 I . Определите какие органы обозначены на рисунке.

Слайд 21

Назовите системы органов человека. 1 2 3 4 5 6 II . Назовите системы органов изображенных на рисунке.

Слайд 22

Система органов Чем представлены III . Определите соответствие

Слайд 23

IV . Назовите систему органов изображенную на рисунке. Перечислите под номерами органы составляющие её.

Слайд 24

Стр 39-43, повторить стр 31-43. Творческое задание (по желанию) подготовить сообщения: - Гормон роста; - Сахарное равновесие в крови; - Гормон активных действий; - Щитовидная железа и ее гормоны. Домашнее задание :

Слайд 25

" Синквейн – это пятистрочная строфа. За основу возьмите какой либо орган человека. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна ; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Рефлексия Приём « Синквейн »