Внешнее строение листа. Многообразие листьев.
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме

Комбинированный урок по биологии в 6 классе по теме: Внешнее строение листа. Многообразие листьев.

- Повторение ранее изученного материала

- Изучение новой темы

- Закрепление изученной темы в виде лабораторной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneshnee_stroenie_lista.zip2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет   Биология     Класс   6

Тема урока Внешнее строение листа. Многообразие листьев.

Цель: Выяснить особенности внешнего строения листа, как важной составной части побега.

Задачи:

  1. Образовательные: формирование у учащихся знаний о листе как важной составной части побега; научить распознавать листья по типам жилкования, по способу прикрепления к стеблю; различать простые и сложные листья.
  2. Развивающие: развитие познавательной деятельности через работу с интерактивной доской, наглядным и раздаточным материалом; формирование умения выделять главное, развитие мышления, памяти, творческих способности учащихся.
  3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе;

Оборудование: интерактивная доска; гербарные экземпляры листьев; инструктивная карточка Лабораторная работа «Листья простые и сложные».

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент, включающий:

  1. постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  2. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  3. описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цель: Подготовиться к работе на уроке.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня отсутствует? Ребята, вы готовы к уроку? Сегодняшний урок будет состоять из нескольких частей: проверка домашнего задания. Объяснение нового материала, закрепление изученного материала в виде лабораторной работы.        

Цель: Подготовка учащихся к началу работы на уроке.

Задачи:

- определение отсутствующих

- проверка готовности учащихся к уроку

- проверка готовности доски, наглядного и дидактического материала.

Методы организации работы учащихся: словесный

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  1. определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  1. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;

  1. описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  2. описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  1. определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  2. описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  3. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  4. описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цель: Проверка домашнего задания.

Прежде, чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что вы знаете о ранее изученных органах цветкового растения.

Индивидуальное задание.

На доске вы видите растение. Один ученик выйдет к доске и подпишет основные части растения. Задача остальных ребят внимательно следить за ходом выполнения здания, и при обнаружении ошибки, поднять руку. (Слайд 2)

Выполнение задания одним из учеников. Проверка учащимися и учителем. Выставление оценки.

Тест.

Ребята, следующее задание тестовое. Вам предлагается 5 вопросов с вариантами ответов. Ваша задача – выбрать правильный ответ. (Слайд 3)

Вопросы:

  1. 1.    Из почки на побеге появляется:

А) корень; Б) лист; В) новый побег

  1. 2.  Промежутки между листьями на побеге называют:

А) узлами; Б) междоузлиями

  1. 3.  Почки, из которых образуются побеги с цветами, называют:

 А) вегетативными; Б) генеративными

  1. 4.  Почки - это:

A) зачаточный побег

Б)зачаточные листья

B) видоизмененный побег

Г) видоизмененные листья

  1. 5.  Место прикрепления листьев к побегу называют:

А) узлами; Б) междоузлиями

Дети поднимают руку и отвечают на вопросы. Учитель подчёркивает на доске правильный ответ.

Цель: Установление правильности выполнения домашнего задания учащимися.

Задачи:

- выявление уровня знаний учащихся по теме: корень, побег, почка

- определение ошибок в знаниях, их причины и ликвидация.

Методы решения задач:

- словесный (ответить на вопросы)

- упражнения (выполнение задания на доске)

Критерии достижения целей:

- полный ответ

- наличие ошибок в ответе

Возможные действия:

- помощь учителя

- работа с учебником

Совместной деятельности учащихся на данном этапе нет.

Методы мотивирования:

- метод поощрения (похвала учителем ребёнка)

- метод взаимной проверки (один ребёнок отвечает, другой его проверяет)

- создание ситуаций успеха (индивидуальный подбор заданий разного уровня сложности)

Критерии:

Оценка «5»

- правильность выполнения задания

- самостоятельный ответ без наводящих вопросов учителя

- демонстрация усвоения ранее изученных тем

Оценка «4»

- наличие одного-двух недочётов при ответе, которые легко исправлены по замечанию учителя

Оценка «3»

- имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий.

3.

Объяснение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  1. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  2. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  3. изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  1. описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  2. описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  3. описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  4. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Цель: Научиться распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, расположение листьев на стебле.

Цель: Формирование знаний о листе как важной составной части побега.

Задачи:

- научить детей различать простые  сложные листья, типы жилкования, способы прикрепления к стеблю.

Итак, ребята мы с вами вспомнили строение изученных вегетативных органов корня и почек.

Для того, чтобы продолжить урок, вы должны отгадать загадки. (Слайд 4)

Сидит зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет.

Егорка, Егорка 
Упал в озерко, 
Сам не потонул 
И воды не всколыхнул.

Ребята, вы наверняка догадались, о чем идет речь. И так, как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? (Внешнее строение листа. Многообразие листьев).

Лист в переводе с греческого означает пластинка. И действительно листья похожи на тонкие пластинки. Они имеют следующее строение. 1 – листовая пластинка, 2 черешок, 3 – прилистник, 4 – основание листа, 5 – жилки.(Слайд 5)

Таким образом, лист состоит из листовой пластинки и черешка. По способу прикрепления листья делятся на черешковые и сидячие. Листья которые имеют черешок называются черешковые, (пишется слово на доске) но есть листья имеющие другое строение они называются сидячими. ( пишется на доске) (Слайды 6-9)

Вопрос к классу: чем различаются черешковые и сидячие листья? Ученики отвечают на вопрос и на гербарном экземпляре находят такие листья и называют их (это промежуточное закрепление материала). Также можно проводить закрепление на комнатных растениях.

Кроме того, листья по строение делятся на две группы: простые и сложные.

Простые листья: 1 – сирень, 2 – яблоня, 3 – клен,5 – одуванчик.

Сложные листья: 4 – клевер, 6 – шиповник, 7 – малина, 8 – земляника, 9 – люпин. (Слайд 10-11)

Вопрос к классу: чем отличаются простые и сложные листья? Учитель подводит итог, что простые и сложные листья отличаются количеством листовых пластинок. (Ученики ищут простые и сложные листья на гербарных экземплярах)

Ребята, если мы с вами посмотрим на лист то увидим, что листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называют жилками. Одинаково ли расположены жилки?(Слайд 12)

Если жилки расположены параллельно одна другой (лук, кукуруза, пшеница), такое жилкование называют параллельным.

Если жилки расположены дугой (ландыш), жилкование называют дуговое.

Если жилки многократно ветвятся и образуют сплошную сеть, это сетчатое жилкование.

Ребята, посмотрите на таблицу все ли листья располагаются одинаково?(Слайд 13)

Различают очередное (береза, ива); супротивное (клен, сирень); мутовчатое (элодея, кукуруза).

Лист – это “волшебная фабрика”, где под действием света происходят чудеса. В листе на свету, из воды и углекислого газа образуются органические вещества. Это явление называется фотосинтезом (написать на доске).

Функции листа: (Слайд 14)

  1. Фотосинтез (образование органических веществ)
  2. Газообмен (между внешней средой и организмом)
  3. Испарение воды (отдача воды в парообразном состоянии  во внешнюю среду)

Методы изложения нового материала:

- рассказ учителя (объяснение нового материала)

- демонстрация (показ презентации, гербарных экземпляров)

Методы организации деятельности учащихся:

- частичнопоисковый (изучение листьев комнатных растений; поиск простых и сложных листьев на гербарных экземплярах)

 
Критерии определения уровня внимания:

- высокий (дети активны)

- средний (дети отвлекаются)

- низкий (дети не заинтересованы)

Методы мотивирования:

- метод поощрения (похвала учителем ребёнка)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  1. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  1. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  1. описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  2. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  1. Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель: Отработать умения  по распознаванию простых и сложных листьев, их жилкования и расположения на стебле.

(Учитель раздаёт инструктивные карточки и тетради для лабораторных работ учащимся)

Ребята, перед вами инструктивная карточка с лабораторной работой «Листья простые и сложные». Ваша задача – выполнить лабораторные задания, следуя инструкции карточки. (Дети выполняют задания)

Цель: Установление осознанности учащимися нового материала.

Задачи:

- проверка полноты, глубин и осознанности усвоения новых знаний.

- установить выявленные пробелы

Методы достижения поставленной цели:

- лабораторная работа

Критерии степени усвоения нового материала:

- знание строения листа

- умение определять сложные и простые листья, жилкование, листорасположение

- умение находить в гербарии

Методы реагирования:

- повторное объяснение учителем

- помощь одноклассника

5.

Задание на дом, включающее:

  1. постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  2. определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  3. определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель: используя записи в тетради, параграф 18 учебника, подготовить рассказ о внешнем строении листа.

Цель: Дальнейшее развитие знаний и подготовка к последующему обучению.

Критерии:

- прочитать параграф 18, подготовить пересказ текста

- выучить основные понятия

- выписать на листочек вопросы, возникшие в ходе подготовки д/з

        

Рефлексия

Раздать учащимся листья (вырезанные из цветной бумаги) на обратной стороне которых написан короткий вопрос.

  1. Что ты новое узнал о листьях?
  2. Какие типы жилкования ты знаешь?
  3. Лист – это боковой орган побега? Да или нет.
  4.  Какие типы листа ты знаешь?
  5. У малины простой или сложный лист?
  6. У черёмухи простой или сложный лист?
  7. У тополя сидячие листы или черешковые?
  8. Где можно использовать полученные знания о листьях?
  9. У берёзы какое жилкование листьев?

Итог, оценки.

За урок учащиеся могут получить по 2 оценки (ответ д/з, работа на уроке, выполнение л/р)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист.Внешнее строение листа.

Конспект урока в 6 классе по теме: "Лист. Внешнее строение листа"....

Урок: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев

В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, п...

Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....

,,Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам.,,

Данный урок является десятым в теме «Органы цветк...

Презентация. Тема - внешнее строение и разнообразие листьев.

Внешнее строение и разнообразие листьев...

Презентация "Внешнее строение и многообразие птиц" Биология 7 класс

В презентации рассмотрено внешнее строение птиц. Показаны отряды....