Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»
материал по биологии по теме

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформулировала тему своего исследования: «Cамообразование. Формирование ключевых компетентностейна уроках биологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_mutovkina.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Мутовкина Эрна Эйнардовна

МКОУ «Седельниковская средняя общеобразовательная школа №2»  Седельниковского муниципального района Омской области

МКОУ «Седельниковская СОШ №2»

Седельниковского муниципального района Омской области

Обобщение опыта работы по теме: 

«Самообразование. Формирование ключевых компетентностей

на уроках биологии»

Автор опыта:
Мутовкиной Эрны Эйнардовны

учитель биологии

  МКОУ «Седельниковкая средняя общеобразовательная

школа №2» Седельниковского муниципального района

Омской области

с.Седельниково,

ул.Горького, 3 «б»

тел: 8(3864) 21-2-56

2011 год


Содержание:

  1. Информационный отдел обобщения опыта ………..3

1.1 Тема опыта ………………………………………………3

1.2 Сведения об авторе ……………………………………..3

1.3 Условия возникновения и становления опыта ………..3

1.4 Актуальность проблемы ………………………………..4

1.5 Ведущая педагогическая идея опыта…………………..5

1.6 Длительность работы над опытом …………………….6

1.7 Диапазон опыта ………………………….……………...6

1.8 Теоретическая база опыта ……………….……………..7

  1. Технология опыта ……………………….……………..8

2.1 Постановка целей и задач …………………….……....8

2.2 Организация учебно-воспитательного процесса .…...8

2.3 Содержание образования ………………………….….8

2.4 Формы и методы учебно-воспитательной работы …..11

  1. Результативность опыта …………………………....…12
  2. Библиографический список …………………..….…...14
  3. Приложение к опыту …………………………..….…...15


  1. Информационный отдел обобщения опыта

1.1  Тема опыта

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформулировала тему своего исследования: «Cамообразование. Формирование ключевых компетентностейна уроках биологии»

1.2 Сведения об авторе

Автор данного опыта – Мутовкина Эрна Эйнардовна, учитель биологии и химии МКОУ «Седельниковская средняя общеобразовательная школа №2»  Седельниковского муниципального района Омской области.

1.3 Условия возникновения, становления опыта

Седельниковская средняя школа №2– общеобразовательное учреждение с пятидесятилетней историей и современной материально-технической базой. В школе: 231 учеников; 12 класс-комплект; 35 кабинетов; 20 учителей; 1 спортивный зал; 1 актовый зал;

2 компьютерных класса на 18 ученических мест, подключенных к сети  Интернет.  

Учебные кабинеты оборудованы всем необходимым для ведения учебно-воспитательного процесса: дидактическим и раздаточным материалом, техническими средствами обучения, учебной и методической литературой, электронными учебниками. Имеется возможность использования компьютера и мультимедийного проектора в учебных кабинетах. Такие условия создают возможность в самообразовании и формировании ключевых компетентностей учащихся.

Проблема, над которой я работаю - «Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии».

Методическая работа в школе находится на достаточно высоком уровне. Регулярно проводятся заседания школьных методических объединений, на которых изучается нормативная и методическая документация по вопросам образования, актуальный педагогический опыт, инновационная работа по предмету. Ежемесячно проходят методические дни, в процессе которых учителя дают открытые уроки, проводят их самоанализ, выступают с отчетами по теме самообразования. Таким образом, обстановка в коллективе способствует развитию творческого потенциала каждого педагога.

У меня есть возможность делиться идеями своей исследовательской работы с коллегами. С представленной системой работы по формированию ключевых компетентностей на уроках биологии неоднократно выступала на заседаниях методического объединения школы и района. Мой опыт применим и поддержан педагогами нашей школы и школ района.

1.4 Актуальность опыта

 В Концепции модернизации образования заложен компетентностный подход, разработчиками которого являются ведущие деятели педагогики Болотов В. А., Сериков В.В. Причин для этого несколько. Основная причина: необходимость усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда.

Новые подходы к развитию образования обусловлены тем, что в современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья.

Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей, возможность подбора необходимого материала в дополнение к имеющемуся в учебнике.

Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать ключевые компетентности - научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, проявлять избирательность при их потреблении, формировать умение находить требуемые данные.

Как правило, в процессе обучения у учащихся формируется, прежде всего, эмпирическое мышление, понятия преподносятся в готовом для запоминания виде, процесс их формирования не является осознанным, учащиеся не овладевают способом действия, который позволил бы им самостоятельно применять знания на практике.

Таким образом, тема моего опыта «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии» является актуальной и перспективной.

1.5 Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея моего опыта - учение без принуждения, основанное на переживании радости познания мира, на подлинном интересе. Наука биология удивительна, заманчива, всесильна. У меня есть цель – максимально раскрыть перед учащимися спектр приложения биологических знаний, передать им увлеченность предметом.

Практика показывает, что интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащемуся понятно то, о чем говорит преподаватель. Задачи и упражнения,  интересные по содержанию, побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом. В процессе обучения его учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают индивидуальные способности. «Ученик не развивается по-настоящему, если он не осознает своего развития», [6,c.22-23].

Одно из ведущих качеств личности – самостоятельность. Оно выражается в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Еще И. Песталоцци утверждал, что любое умение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.

Все это заставило меня переосмыслить и проанализировать свою педагогическую деятельность.

К той же мысли меня привел и проведенный в 2006 году мониторинг отношения подростков к различным видам учебной деятельности. Учащиеся наблюдались в течение месяца. В ходе этих наблюдений было выявлено, что:

  1. 63% учащихся проявляет интерес к изучению биологии
  2. 75% учащихся увлеченно работают при использовании различных источников информации (работа с опорными схемами);
  3. 43% учащихся с интересом относятся к тестовому контролю знаний;
  4. 61% учащихся изъявляют желание выполнять творческие домашние задания с использованием дополнительной литературы, в том числе и Интернета.

Анализ результатов показал, что с наукой биология связаны интересы большинства подростков и именно этот ресурс я предполагаю использовать для активизации познавательной деятельности учащихся через поисковую и творческую деятельность на уроке и дома, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

1.6 Длительность работы над опытом

Работу по данной теме исследования я, как учитель биологии и химии, начала в 2006 году с осуществления тесной межпредметной связи преподаваемых предметов. В ходе взаимосвязного изучения биологии и химии знакомила учащихся с элементами биологической исследовательской деятельности, учила применять опорные схемы и синту в качестве рабочего инструмента исследования.Непосредственно работать  по обозначенной теме я начала с 2001 года, с момента получения современного кабинета биологии, оснащенного современными средствами обучения (DVD проигрыватель, телевизор микроскопы, микропрепараты, муляжи, скелеты, влажные препараты, библиотечный фонд и новые таблицы по всем разделам биологии). С 2009 года активно использую современные компьютерные технологии в обучении (Интернет, электронные учебники, презентации).

Таким образом, длительность работы над представляемым опытом составляет в общей сложности 10 лет.

1.7  Диапазон опыта

Формирование ключевых компетентностей достаточно эффективно использую на всех этапах урока:

  1. для организации проверки усвоения материала и выполнения домашнего задания (фронтальный опрос по опорным конспектам, тестирование);
  2. для объяснения нового материала (иллюстративная презентация, моделирование биологических процессов, использование обучающих программ);
  3. для закрепления материала и проверки знаний учащихся, на обобщающих уроках по определенным темам (тренажеры, тесты, мультимедийные диски);
  1. для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся (использование учебных программ, работа с Интернет-ресурсами);
  2. для проведения внеклассной работы по предмету (использование ресурсовов Интернета.

1.8 Теоретическая база опыта

Проблему формирования ключевых компетентностей учащихся изучали многие ведущие ученые – психологи и педагоги: Л.В. Занков, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко.Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих трудах обосновал необходимость «ориентации обучения на развитие», [8,c.128-129].

Я стараюсь организовать познавательную деятельность так, чтобы каждый ученик стал активным участником процесса обучения.

В своей работе я использую идеи доктора педагогических наук профессора Е.С. Полат, [9,c.12-15, с.67-72,с.107-115]: метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучения.

Проблема «учение без принуждения» поднималась в работах авторского коллектива под руководством Т.И.Шамовой  [11,c.221-223], И.Г.Захаровой [5,c.56-63],  И.В.Роберт [10,c.22-32], Н.В. Апатова [12,c.245-253], ими на основе теоретического анализа определены ряд методических рекомендаций по организации учебного процесса, в том числе на учебном занятии.

Все используемые мною формы и методы обучения отрабатывались постепенно в течение многих лет, часть из них заимствовала из опыта работы других учителей, часть из книг, методических пособий, все они прошли проверку на практике, нравятся ребятам и  мне как учителю.

Опираясь на наиболее существенное в трудах ведущих педагогов, используя элементы известных методик, я наметила свой подход в формировании ключевых компетентностей учащихся в преподавании биологии и химии, в чем и вижу новизну опыта.


  1. Технология опыта

2.1 Постановка целей и задач

Проведение уроков по формированию ключевых компетентностей – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием ключевых компетентностей – создание эффекта присутствия - «Я это видел!». У учащихся появляется интерес к обучению, желание узнать и увидеть больше.Целью формирования ключевых компетентностей на уроках биологии и химии ставлю:

  1. Повысить уровень своей профессиональной компетентности;
  2. Способствовать формированию ключевых компетентностей у обучающихся.

которые я решаю в ходе работы над этой проблемой:

Задачи по формированию ключевых компетентностей на уроках биологии и химии ставлю:

  1.  Изучить психолого-педагогические и методические основы компетентностного подхода в образовании;
  2.  Совершенствовать профессиональные навыки в использовании современных педагогических технологий, методов и приемов по формированию ключевых компетентностей у обучающихся;
  3.  Проводить диагностику, мониторинг и анализ результатов использования компетентностного подхода.

2.2  Организация учебно-воспитательного процесса

  1. Перечислю используемые мною направления по формированию ключевых компетентностей в практическую деятельность:использование DVD проигрывателя, телевизора в кабинете биологии;
  2. использование компьютера и мультимедийного проектора во время урока в кабинете информатики;
  3. использование опорных схем, таблиц, микропрепаратов и микроскопа.

2.3 Содержание образования

 Выстраивая вектор своих педагогических действий, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения. Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития ученика, обобщением его личностно-деятельностного опыта.

По словам Г. Спенсера «Великая ценность образования — это не знания, а действия».

Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности, и, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны в потоке человеческой жизни, нельзя строго разграничить виды деятельности, а, следовательно, и виды компетентности.

   Различают основные группы компетентностей: ключевые, общепредметные для одной образовательной области (например, естествознание) и предметные (в рамках одного предмета).

Анализ особенностей содержания предмета биологии и возможностей обучающихся, уровня их развития позволяет мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетентности: ценностно-

смысловые, социально-трудовые, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникационные, информационные, личностного самосовершенствования, разрешения проблем.

Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей у обучающихся я могу представить следующей схемой:

1.           Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль:  наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества Ш.Амонашвили.

2.           Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:

  1.   Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;
  2.   Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
  3.   Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  4.   Организация продуктивной групповой работы;
  5.   Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;
  6.   Усиление практической направленности школьного образования по биологии

   Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. Я использую 6 правил:

1.     Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

2.     Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.

3.     Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

4.     Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

5.     Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

6.     Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

3. В-третьих, это развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.

При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста,  обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).

В моей педагогической лаборатории есть опыт применения различных современных технологий, активных методов обучения. Я выделяю 5 основных технологий, на мой взгляд, имеющих возможность реализации компетентностного подхода. Это: модульная, игровая, проектная технологии, ИКТ, технология КСО.

Модульную технологию, одним из разработчиков которой является П.И. Третьяков, я начинаю внедрять с 5-6-го класса, чтобы каждый ученик, работая с книгой, самостоятельно шел к достижению интегрирующей цели, выполняя различные задания от простого к сложному. Если в среднем звене – это отдельные уроки «Питание животных», «Дыхание животных», «Обмен веществ у живых организмов», «Строение и функции спинного мозга», то в 10-11-х классах – это целая серия уроков по теме «Химическая организация клетки», «Размножение и развитие живых организмов». Модульная технология позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося на уровне его учебных возможностей. Модульная технология позволяет учить без «двоек», повышая мотивацию. С помощью модульной технологии удается реализовать задачу развития критического мышления: обучающиеся самостоятельно находят информацию, анализируют ее, отбирают главное и структурируют ее в таблицы, в схемы, сохраняют и передают участникам команды, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве. Учатся определять цели и порядок работы, самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Анализируют свои ошибки, обнаруживают проблемы, критически оценивают свою деятельность. Таким образом, модульная технология позволяет формировать информационную и коммуникативную компетентность.

Формировать коммуникативную компетентность позволяет технология КСО, авторами которой являются Ривин и Дьяченко. Считаю эффективной работу в группах. Работа в группах, в лабораториях, командах способствует воспитанию коллективной ответственности друг за друга, формируются лидерские качества. У меня разработана целая серия уроков с использованием КСО:

5 класс

«Среды обитания живых организмов»

«Природные зоны Земли»

«Жизнь на разных материках»

6 класс

«Что мы узнали о строении растений»

7 класс 

«Многообразие и значение животных разных типов»

8 класс 

«Гигиена и профилактика заболеваний разных систем органов»

9,11  класс

«Движущие силы эволюции»

«Биотические взаимоотношения»

«Изучение природных экосистем»

«Экологические проблемы человечества»

«Этапы эволюции человека»

2.4 Формы и методы учебно-воспитательной работы

Одной из форм организации учебной деятельности являются игровые уроки: турнир ораторов,  «Умники и умницы», экологический бумеранг, ролевые игры. Ролевые игры формируют у подростков компетентность самореализации. Проживая в течение урока определенные социальные роли: социолога, аналитика, врача, подросток приобретает готовность к самоопределению в будущей профессиональной деятельности. На своих уроках с целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности я использую загадки, ребусы, кроссворды, задание «Исключи лишнее», экологические задачи. Особое внимание уделяю межпредметным связям (биология, химия, физика), с помощью которых на уроках удается формировать целостную картину мира и научное мировоззрение:

6 класс - «Всасывание воды корнем» (корневое давление), испарение воды листьями (транспирация), газообмен по законам диффузии, роль кислорода как окислителя при клеточном дыхании.

8 класс – Изучение физиологии человеческого организма невозможно без законов физики и химии. Это такие вопросы: транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану, газообмен в легких и тканях, всасывание веществ в кровь, движение крови по сосудам, работа сердца как насоса, очистка крови от ядовитых веществ в почках, закон сохранения и превращения энергии в живой системе при обмене веществ.  

В моей копилке следующие разработки внеклассных межпредметных мероприятий и межпредметных уроков:

5 класс «Весна и живая природа» (природоведение - изо)

6 класс «Экосистемы и их характеристика» (Б-Г)

7 класс «Живые организмы в суровых условиях Антарктики» (Г-Б)

Классификация живых организмов и геометрических тел» (Б-М)

8 класс «Обмен веществ и энергии в живых системах» (Б-Ф-Х)

«Движение крови по сосудам» (Б-Ф)

«Звук и живая природа» (Б-Ф)

«Глаз – оптическая система» (Б-Ф)

9,10 класс «Химическая организация клетки» (Б-Х)

11 класс Математика и эволюционные преобразования в популяциях» (Б-М)

Таким образом, межпредметные уроки помогают создать целостную картину мира, следовательно, ученик приобретает ценностно-смысловую компетентность.

Наиболее активно последнее время я использую метод проектов, у истоков которого стоял Дж. Дьюи. Проектная технология помогает осуществить личностно-ориентированный подход. Учащиеся являются субъектом образовательного процесса.

Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.

4. В-четвертых, необходимым элементом моей педагогической деятельности является диагностика, мониторинг и анализ результатов учебных достижений моих учеников. Так, например, совместно с администрацией я отслеживала результаты использования модульной технологии. Проводились срезовые работы в 6, 8, 9-11 классах по тем темам, которые изучались с помощью модульной технологии. Был сделан вывод о том, что применение данной технологии дает более высокие результаты в сравнении с традиционными методами.

Использование компетентностного подхода дает положительные результаты в освоении способов знаний. Мои ученики успешно сдают ЕГЭ по биологии, средний балл выше республиканского. Ежегодно участвуют в олимпиадах, конференциях и проектах на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях, занимают призовые места.  

Я понимаю, что будущее за компетентностным подходом в образовании. Однако, передо мной стоят ряд противоречий, проблем, трудностей объективного и субъективного характера. Одно из главных противоречий, с которым я сталкиваюсь – это несоответствие целей компетентностного подхода и оценки конечных результатов. В формировании компетентностей главным является деятельностный подход, а в оценке конечных результатов акцент делается на знания, причем на расширенные и углубленные.

Следующая проблема, трудность, с которой я сталкиваюсь – отсутствие измерителей, тестов для определения уровня сформированности ключевых компетентностей. При разработке компетентностно-ориентированных заданий я испытываю определенные трудности, и это требует достаточно много времени. И еще одна проблема, которая существует уже внутри школы: компетентностный подход должен пронизывать весть процесс образования в школе. Одному учителю это сделать не под силу.

  1.  Результативность  опыта

Анализируя свою работу за 3 года, я пришла к выводу, что у обучаемых мною учащихся:

  1. вырос интерес к изучению биологии и химии.
  2. сформировано умение самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию.
  3. увеличилось число увлеченных биологией и химией учащихся, которые охотно выполняют творческие домашние задания, проектные работы, дополнительно занимаются по предмету.
  4. нет неуспевающих;

Позитивными показателями моей работы являются следующие результаты:

  1. С 2007 учебного года учащиеся 9 класса изъявили желание изучать в старшем звене биологию на профильном уровне и в настоящее время с успехом закончили школу.
  2. Результаты итоговой аттестации учащихся

Год

Предмет

Количество учащегося

Оценка

2007

биология

5

100%

2008

биология

7

100%

2009

биология, химия

5+1

100%

2010

биология, химия

3+2

100%

  1. Участие учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях.

Год

ФИО учащегося

Участие

Место

2008

Димитрова Анастасия

Слет экологических ученических бригад

2

Областная олимпиада по биологии

Корнева Ольга, Храмова Екатерина

Областная олимпиада по биологии

2009

Грицына Юлия

Юные исследователи природы г.Омск

5

2010

Грицына Юлия, Рядовая Анастасия

Всероссийский интернет конкурс «Химия наука о чудесах»

8 человек

Районная олимпиада по биологии

2 призера

2 участника

Районная олимпиада по химии

1 призер

Закончить мне хочется фразой: «Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому я пытаюсь научить своих детей.


IV. Библиографический список

  1. Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
  2. Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)//Высшее образование сегодня. 2006 .№8., с 20-26.
  3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101с.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  5. Третьяков П.И, Сенновский И.Б., Технология модульного обучения в школе. – М.: Новая щкола, 2001. – 352 с.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.


V. ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ

Приложение 1 Урок – экскурсия по биологии «Мир растений вокруг нас» 6 класс

Приложение 2 Тест по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Приложение 3 Кодограммы к урокам «Селекция животных», «Дигибридное скрещивание», «Митоз», «Эволюционная теория Дарвина»

Приложение 4  Брошюра «Синту по биологии»

Приложение 5 Реферат по теме «Основные среды жизни»

Приложение 6 Научная работа «Выращивание и микроскопическое изучение плесневых грибов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме самообразования

материал представляет обобщение опыта работы учителя математики Шайдуровой Н.М.  по теме "Реализация дифференцируемого обучения математики на  примере изучения в 6-7 классах уравнений, содер...

Обобщение опыта работы по теме самообразования.

опыт работы по теме " Развитие связного речевого высказывания младших школьников в специальных коррекционных школах 8 вида"...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки ...

Презентация опыта работы по теме самообразования: "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Современный учебный процесс сильно отличается от того, который был 10 – 15 лет назад. Увеличилось число предметов, сложнее стал материал в учебниках. Резко увеличилась нагрузка на учителя и ученика. У...

обобщение опыта работы по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции памяти учащихся с ОВЗ.»

обобщение опыта работы  по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции  памяти учащихся с ОВЗ.»...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...


 

Комментарии

Фролова Галина Николаевна

Спасибо, интересно было познакомиться с опытом.