обобщение опыта работы по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции памяти учащихся с ОВЗ.»
статья на тему

Номоконова Полина Олеговна

обобщение опыта работы  по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции  памяти учащихся с ОВЗ.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx24.12 КБ
Office presentation icon obobshchenie_opyta.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:

   Добрый день, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию обобщение опыта работы  по теме самообразования «Мнемотехника как средство коррекции  памяти учащихся с ОВЗ.»

В прошлом учебном году работа по теме самообразования на уровне профессионального развития «педагог-методист» позволила изучить литературу, и применить на практике различные приемы и методы мнемотехники. В результате были разработаны:

1)методические рекомендации «Коррекция памяти учащихся с ОВЗ через использование приемов мнемотехники»;

2) опубликована  статья «Мнемотехника как средство коррекции  памяти учащихся с ОВЗ»;

3)составлен сборник дидактических заданий «Стихи в картинках»;

4)масстер-класс «Коррекция памяти учащихся с ОВЗ на коррекционно-развивающем занятии»;

5)проведено открытое занятие.

    Основой методики коррекционно-развивающих занятий является направленность её на развитие высших психических функций проблемного ребёнка при обязательном ориентирование на учебный предмет. То есть через коррекцию познавательной деятельности мы должны создавать условия для усвоения учебного материала.

Основные процессы памяти у детей с ОВЗ имеют свои специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.

 Нарушения в мнемической деятельности негативно отражаются на развитие других процессов познавательной сферы: восприятия, внимания, мышления и речи.

В своей практике с целью диагностики уровня развития памяти детей применяю «Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности ребенка», Семаго М.Я и практический материал Забрамной С.Д.  

 

Диагностика уровня развития  памяти учащихся, показывает то, что у детей уровень памяти низкий, память фрагментарна, кратковременна. Ребята не способны длительно удерживать материал, но зрительная память страдает реже, потому что преобладает наглядно образное мышление. Данная проблема является актуальной и основной причиной низкого уровня усвоения программного  материала.

Поэтому учителю необходимо целенаправленно проводить    работу по коррекции и развитию памяти учащихся.

При работе с детьми ОВЗ я применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться коррекции познавательной сферы. Одной из таких технологий является мнемотехника.

Мнемотехника - искусство запоминания, система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Существуют различные приемы мнемотехники.

1.Прием образования смысловых фраз.

2.Ритмизация

         3.Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов.

4.Приём «Нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией.

5.Метод Цицерона. Прием «Мнемотаблицы»

В своей практике по коррекции памяти я чаще всего использую работу с мнемотаблицами.

Принцип работы строится от простого к сложному.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

  • кодирование в образы,
  • запоминание (соединение двух образов),
  • запоминание последовательности,
  • закрепление в памяти.

Существуют различные виды работ с мнемотаблицами:

 - Заучивание материала по готовой  мнемотаблице.

  - Раскрашивание, дорисовывание недостающих элементов .-

 -Восстановление нарушенного порядка рисунков.

 - Составление мнемотаблицы из готовых рисунков.

 - Составление схем, придуманных самостоятельно.

  Работа велась в нескольких направлениях:
-запоминание материала по лексическим темам. 
-обучение рассказыванию,пересказу
-заучивание стихотворений, пословиц.
- при изучении запоминание букв, правил
-формирование элементарных математических представлений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, так как использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ позволяет значительно быстрее запомнить текст.

 На открытом уроке с учащихся ЗПР была  продемонстрирована методика работы по мнемотехники. В ходе проведения мастера-класса учителя получили опыт по быстрому разучиванию стихотворений наизусть с помощью мнемотаблиц.

 В мае месяце была проведена вторичная диагностика. Результаты исследования показали, что уровень развития памяти почти у всех учащихся с ОВЗ повысился, исключая детей с ТМНР.

Положительные результаты диагностики уровня развития памяти  свидетельствуют об эффективности использования мнемотехнических методов и приёмов в моей работе.

Таким образом. применение приемов мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: 
1) развитие основных психических процессов познавательной деятельности.

2) перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
3) развитие мелкой моторик .

4) процесс запоминания более простым, интересным и творческим.

Так как существует много эффективных технологий, корректирующих мнемическую деятельность, мне бы хотелость продолжить работу в этом направлении и разработать комплекс упражнений и заданий  по коррекции памяти  учащихся ОВЗ.

 

:

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Номоконова Полина Олеговна МОУ Агинская средняя общеобразовательная школа № 4»

Слайд 2

Мнемотехника как средство развития памяти учащихся с ОВЗ Цель - коррекция памяти учащихся с ОВЗ через использование приемов мнемотехники, обеспечивающая эффективное запоминание ,сохранение и воспроизведение информации

Слайд 3

1.Изучение психолого-педагогическую литературы (работы авторов) 2.Диагностика уровня развития памяти учащихся с ОВЗ 3.Применение методов и приемов на практике 4.Разработка методической литературы 5.Обобщение педагогического опыта.

Слайд 4

Продуктивность процессов памяти снижена, при этом они характеризуются: 1) запоминание – недостаточной полнотой и точностью, замедленностью; 2) сохранение – неосмысленностью и непрочностью; 3) воспроизведение – низким объёмом, искажениями материала, привнесениями.

Слайд 5

1.Исследование слухоречевой памяти - -Методика «Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия) -«Запоминание двух групп слов» 2. Исследование зрительной памяти 3. Особенности логической памяти.

Слайд 7

(от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство). Мнемотехника - специально разработанные приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания. Слово преображаем в образ. Способ «рисования текста» намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.

Слайд 8

Приемы мнемотехники: 1.Прием образования смысловых фраз. 2.Ритмизация 3.Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. 4.Приём «Нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией. 5.Метод Цицерона. Прием «Мнемотаблицы»

Слайд 9

Этапы запоминания - кодирование в образы, -запоминание (соединение двух образов), -запоминание последовательности, -закрепление в памяти.

Слайд 10

Этапы работы с мнемотаблицей: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Преобразование из абстрактных символов в образы. Пересказ сказки с опорой на символы (образы).

Слайд 13

1. Методические рекомендации. 2. Статья « Мнемотехника как средство развития памяти». 3. Мастер-класс «Коррекция памяти учащихся с ОВЗ на коррекционно-развивающем занятии». 4. Сборник дидактических заданий «Стихи в картинках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме самообразования "Театральная игра в духовно-нравственном воспитании ребёнка в современной действительности"

Работа над темой велась в течение 5 лет. Изучена методическая литература, в изложении материала использованы практические упражнения, методы и приёмы организации духовно-нравственного воспитания детей...

Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...