обобщение опыта по теме самообразования
опыты и эксперименты по географии на тему

обобщение опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии критического мышления на уроках географии

                                                 (Статникова А.А..)

  1. Что такое критическое мышление

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладевать ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности.

        По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, отвергающим, так как предполагает спор, дискуссию. Конфликт; а с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Термин «критическое мышление» известен давно из работ известных психологов Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л.С. Выготского, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

          Критическое мышление (КМ) означает вовсе не негативность суждений или   критику,  а  разумное  рассмотрение  разнообразия  подходов.  КМ – это способность  ставить  новые  вопросы  и  анализировать  информацию  с  тем, чтобы   применить   полученные   результаты,   как  к  стандартным,   так     и нестандартным   ситуациям.  Для  людей,  мыслящих  критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.

        Чтобы хорошо управляться с информацией, надо владеть практическими мыслительными   навыками,   формирование  которых  может  происходить в специальной  технологии  обучения  через  базовую  модель учебного занятия, специфические методические приёмы и модельные уроки.

        Важно помнить, что КМ не формируется в результате передачи рецептов. КМ     предусматривает    набор   ряда   учебных   условий.   Так,  необходимо:

         * давать возможность учащимся размышлять;

     * принимать разумные идеи и мнения;

     * способствовать активности учащихся в учебном процессе;

     * активизировать мышление.

Позиция учителя: он не просто механический проводник информации, но и партнёр в учебном процессе.

Позиция учащихся:  они  учатся активно,  часто  в режиме  взаимообучения.

        Мы живём в обществе, где знания постоянно обновляются и увеличиваются в объёме.

        Мы должны давать не готовые знания ребёнку, а  развивать способность самому находить истину.

Технология  «Развитие  критического  мышления  через   чтение   и   письмо» относится к   типу   рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов:    стадии    вызова,    смысловой     стадии   и   стадии          рефлексии.
Такая     структура   урока,   по   мнению   психологов,    соответствует этапам человеческого   восприятия:  сначала  надо   настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем  познакомиться   с   новой   информацией, потом подумать,   для   чего  тебе  понадобятся  полученные  знания,  и   как   ты  их сможешь применить.
Это современная "надпредметная" технология. Она решает задачи:

   образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,

   культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

   информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

   •   социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

     3. Характеристика стадий (этапов) данной технологии. Базовая модель технологии КМ предлагает 3 стадии:

    * Вызов (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме,  делать прогнозы по содержанию предстоящей информации);

    * Смысловой этап (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте, со своими собственными идеями);

    * Рефлексия (интерпретация обретённых идей и информации собственными словами).

1. ВЫЗОВ:

  • актуализирует и обобщает имеющиеся у учащегося знания по данной теме;
  • пробуждает интерес к изучаемой теме;
  • побуждает ученика к активной деятельности.

2. ОСМЫСЛЕНИЕ:

  • получение новой информации;
  • осмысление новой информации;
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями.

3. РАЗМЫШЛЕНИЯ:

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов");
  • анализ всего процесса изучения материала.

На стадии вызова (её присутствие на каждом уроке обязательно) происходит включение учащихся в  деятельность;     сопоставление   полученного   понятия    с примерами понятий, имеющихся в научных разработках; индивидуальное формулирование учащимися примеров вопросов и предъявление их классу;  учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных  целей-мотивов.

На фазе вызова решается задача активизации познавательной деятельности учеников. Важно, чтобы каждый смог принять участие в работе. В конце фазы вызова систематизируется вся информация, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы учащиеся увидели собранную информацию в «укрупнённом» виде, при это учитываются все мнения и «правильные» и «неправильные». Учащиеся могут увидеть противоречия, нестыковку, непрояснённые моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Школьник  определит для себя на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить своё внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность. Т.е. на стадии вызова учитель помогает детям озадачиться, зайти в тупик, а на следующем этапе урока – помочь выбраться из тупика.                                                                      Стадия «осмысления» (осмысление содержания) даёт возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями. Она занимает наибольшее значение на уроках, где изучается новый материал. Особенностью данного этапа является возможность увязать новую информацию с уже имеющимися знаниями, за счет постановки сначала репродуктивных вопросов. Анализ и усвоение информации продолжается уже на новом уровне при формулировке продуктивных вопросов и ответов к ним. Более высокий уровень усвоения материала происходит при организации коррекции предъявленных учащимися вопросов и последующих ответов на них. Учащиеся включаются в деятельность по формулировке репродуктивных вопросов на вводных темах: читают текст; формулируют  репродуктивные вопросы к тексту; Далее организуется деятельность учащихся по предъявлению вопросов, и они сами формулируют ответы на поставленные вопросы. Затем происходит включение учащихся в деятельность по формулировке продуктивных вопросов; ознакомление учащихся с памяткой по выполнению мыслительных действий. Чаще всего         Стадия «рефлексии» предполагает использование учениками полученных навыков, уметь производить анализ информации, на его основе задавать вопросы, корректировать их, выносить оценочные суждения в нестандартных ситуациях. На этом этапе делается особый акцент на возможность анализа учащимися конкретных жизненных ситуаций, критическую оценку ими выбранных моделей поведения.

Педагогу так надо организовать занятие, чтобы и он сам мог оказаться на уроке в роли ученика, т.е. учиться вместе со своими учениками. У детей необходимо пробудить внутреннюю мотивацию к учёбе. Учителю необходимо научиться быть терпимым к ошибкам детей, научить их самим додумываться до верного ответа. начиная работать по данной технологии, учитель должен чётко представлять себе и соблюдать следующие правила:

  • положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать;
  • понимание того, что существует определенный риск, так как используются другие формы работы;
  • быть терпимым к неопределённости.

 5. Что даёт учителю и учащимся технология развития критического мышления.                                                                                                                              

В проводимых  уроках решаются многие проблемы:

  • мотивация учения;

  • выделение и усвоение главного, существенного в материале;

  • максимальная реализация развивающего потенциала предмета;

  • сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество между учениками;

  • поддерживается активность на уроке;

  • создается атмосфера уважения любого мнения;

  • возможность выслушать других и быть услышанным.

         Каждая  стадия в технологии критического мышления выполняет свои функции. Функции повторяются, но на каждом этапе они играют свою роль.

стадия

функция

Вызов

Мотивационная (побуждение  к работе с новой  информацией, стимулирование   интереса к теме).

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся  знаний  по теме).

Коммуникационная (бесконфликтный  обмен  мнениями).

Осмысление  содержания

Информационная (получение  новой  информации по теме).

Систематизационная (классификация  полученной  информации  по категориям  знания)

Мотивационная (сохранение  интереса к изучаемой  теме)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой   информации)

Информационная (приобретение  нового  знания)

Мотивационная (побуждение  к дальнейшему расширению информационного  поля).

Оценочная (соотнесение  новой   информации и имеющихся  знаний,  выработка  собственной  позиции,  оценка  процесса).

        Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то  очевидно, что они не представляют какой-то новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» это как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия  в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

        В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны,  содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности,  на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

                       Заключение                                                                      

Активность учащихся снижается, учащиеся не умеют анализировать и оценивать информацию, перестают отвечать устно, не могут построить грамотно ответ, не работают с учебником, домашнее задание не выполняют. В традиционном подходе к обучению большинство детей, лишь механически запоминает (или не запоминает) то,  что им сообщает учитель. Учитель выступает в роли оракула, изрекающего прописные истины, которые ученик должен принять на веру. Поиск истины как бы не поощряется учителем. «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я  буду это знать и запомню» - эти слова Жан Жака  Руссо  можно определить эпиграфом  к урокам критического мышления, главным плюсом которых является то, что ученик вовлекается в процесс обучения и становится активным участником поиска, учится дифференцировать содержание, создаёт причинно-следственные связи. На уроке учитель и ученик становятся партнёрами, учитель перестаёт быть ментором и оракулом, разрушается барьер между ними. Ученик оценивает себя и своих товарищей, выбирает наиболее важную информацию из текстов, учится задавать вопросы. Это даёт возможность усвоить весь материал на уроке, отпадает проблема невыполнения домашнего задания. Хорошие результаты даёт форма организации работы в группе. В групповой работе у каждого ребёнка есть возможность выразить своё мнение, выявить причинно-следственные связи. У учащихся развиваются речь, умение выразить свои мысли, формируются навыки публичного выступления. В групповой работе применяются графическое представление ответов. Важно то, что форма иллюстрированного ответа не вызывается учителем, а выбирается учеником самостоятельно. Со временем эти приёмы становятся нормой для учащихся, их применяют автоматически и на других уроках, в проектах, на контрольных работах.

В планируемых результатах нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения есть фразы, слова, которые отражают суть технологии развития критического мышления:

  • осознавать значимость чтения;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста;
  • создавать собственный текст;
  • осуществлять рефлексию, т.е. размышление о содержании текста и перенос его в сферу личного сознания;
  • умение видеть проблему и ставить вопрос;
  • сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий4
  • умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;
  • способность к самостоятельному принятию решений;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Методы КМ с одной стороны позволяют педагогам работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме самообразования "Театральная игра в духовно-нравственном воспитании ребёнка в современной действительности"

Работа над темой велась в течение 5 лет. Изучена методическая литература, в изложении материала использованы практические упражнения, методы и приёмы организации духовно-нравственного воспитания детей...

Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...

Обобщение опыта по теме самообразования

«Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Основы хореографии» за период 2011 – 2014 уч.г.г....

Обобщение опыта по теме самообразования " Алгоритм как один из приемов в формировании учебно-познавательной компетенции на уроках математики"

Здравствуйте! Меня зовут Кальянова Наталья Михайловна, я учитель математики в МКОУ СОШ №14 г. Тайшета.Хочу сегодня вам представить мою работу по теме: Алгоритм как один из приемов в формировании учебн...