Обобщение опыта работы по теме самообразования.
опыты и эксперименты на тему

Светлана Анатольевна  Афоньшина

опыт работы по теме " Развитие связного речевого высказывания младших школьников в специальных коррекционных школах 8 вида"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Развитие связного речевого высказывания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках в специальной (коррекционной) школе  VIII вида».

                                                                                         Выполнила:

Учитель начальных классов

Афоньшина С.А.

                                                     

2012 г.

                                          План.

1.Введение

2. Основная часть

       2.1 Особенности речевого развития младших школьников.

       2.2 Задачи  обучения связному речевому высказыванию.

       2.3 Методы и приемы развития связного речевого высказывания.

3.Продуктивность опыта и его перспектива.

4. Литература.

5. Приложения.

    1.Введение.

В условиях многократного прироста объёма информации, быстрой смены технологий назначением системы образования становится не передача знаний и учебных умений, а формирование навыков построить свою жизнь на основе полученных знаний. Вышедший в самостоятельную жизнь из стен школы должен уметь:

- гибко  адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

- быть коммуникабельным, уметь говорить спонтанно, без подготовки.

Только развитая связная  речь позволяет ребёнку свободно общаться с окружающими людьми. От того, насколько точно чётко, лаконично и целесообразно, в соответствии с конкретной речевой ситуацией, ребёнок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса  общения. По данным психологов (А.А.Леонтьев, Н.И.Жинкин, Л.С. Выготский  ,С.Л.Рубинштейн) механизм порождения спонтанной речи в значительной степени сложное, чем письменная речь. И умение строить речевое высказывание есть «проявление речевой способности высшего порядка» ( К.Ф.Седов) Следовательно, прослеживается тесная взаимосвязь речевого и умственного развития детей, а так же их познавательных процессов.

Школьникам с ограниченными возможностями здоровья, имеющими отклонениями в умственном  развитии очень трудно адаптироваться к таким условиям  и предъявляемым требованиям.

М.Ф. Гнездилов неоднократно отмечал, что недоразвития связной речи отмечается у всех детей и интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи способствует развитию мыслительной деятельности усвоению школьной программы улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной коррекционной школы 8 вида.

Считаю, что выбранная тема актуальна, т.к. при работе с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии, следует помнить, что им присуще стойкое нарушение всех психических процессов, особенно мышления. А так как уровень речевого развития напрямую зависит от способности мыслить, то у всех умственно отсталых детей наблюдаются выраженные отклонения в речевом развитии, проявляющиеся на всех этапах становления личности.

2. Основная часть.

2.1. Особенности речевого развития младших школьников.

Среди учащихся специальных коррекционных школ 8 вида значительный процент составляют дети с нарушениями фонетико-фонематической стороны речи, серьёзные недостатки отмечаются в лексике, а именно: бедность

словаря, незнания большого круга слов, неправильное понимание слов и неточное их использование. Проведенная диагностика первоклассников так же показывает   высокий процент детей с низким уровнем речевого развития. (таблица1) Поэтому в начальных классах на всех уроках проводится огромная работа по формированию связного речевого высказывания.

2.2. Задачи  обучения связному речевому высказыванию.

Перед  учителем специальной коррекционной  школы 8 вида на начальном этапе обучения стоят следующие задачи:

- научить ребёнка с умственной отсталостью правильно формулировать мысль в предложении;

- формировать умения пользоваться интонацией при формировании речевого высказывания;

- активизировать словарь детей;

-развивать умения строить отдельные предложения и соединять их в связный текст.

Все задачи взаимосвязаны и формируются в процессе познания и деятельности при создании определённых  условий, которые позволят перейти учащимся на новую, более высокую ступень овладения связной речью. В качестве таких условий выступают специально подобранные упражнения, методы и приёмы,  способствующие  формированию связного речевого высказывания.

2.3. Методы и приемы развития связного речевого высказывания.

Методов и приемов, способствующих развитию речевого высказывания очень много. Остановимся на некоторых из них.  Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель. С этой целью организуют беседы на основе экскурсий, в процессе наблюдения. Таким образом, формируется диалогическая или вопросно-ответная речь, умение отвечать,  спрашивать.  И если на поставленный вопрос о проведённой экскурсии учащийся с интеллектуальной недостаточностью  ответит двумя фразами, это уже шаг на пути формирования связной речи. К другим методическим приёмам обучения младших школьников правильной речи относится хоровая речь с движе-ниями,  которая благоприятно воздействует на моторику ребёнка. Это многочисленные короткие стихотворения, сопровождаемые движениями рук, туловища, ног.

         Урокам развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности принадлежит в этом особая роль. Именно  на этих уроках в центре внимания стоят задачи формирования речевых навыков учащихся.  Прослеживается теснейшая взаимосвязь видов работы над всеми компонентами языка, на опережающее освоение детьми многих языковых структур (простое предложения с однородными членами, сложное предложение, структура текста, языковые средства связи) до изучения их как грамматических явлений. Цель уроков развития речи – научить правильно формулировать в предложениях мысль.

Основными принципами организации уроков является наглядность и предметность преподавания, то есть обучение организовано таким образом, чтобы изучаемый объект по возможности был воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием,  обонянием,  тактильными ощущениями.  Необходимо систематизировать, упорядочить чувственный опыт  детей,  приобретенный в процессе наблюдения.  Здесь важно показать ученикам последовательность описания объекта и основной словарь, необходимый для этого. В процессе беседы и упражнений осуществляется контроль над речевыми высказываниями учащихся,  здесь же уместно включать упражнения на подбор антонимов, синонимов. Часто дети произносят разрозненные предложения, не могут создать целостный рассказ. Одним из приёмов побуждающих школьников с интеллектуальной недостаточностью к высказыванию, постановке вопроса, участию в диалоге, развитию коммуникативной функции речи являются графические схемы, которые  я применяю с первого класса.  Например, работая по теме «Овощи» или «Фрукты» использую следующую схему: ( Приложение 1.)

Цвет

Размер

Форма

Вкус

Где растёт

Употребление в пищу.

Не умея читать,  первоклассники, зрительно, глядя на схему,  дают подробное описание предмета, используя в своей речи прилагательные, то есть у учащихся формируются первичные навыки связного рассказа без наводящих вопросов. В своей речи первоклассники не умеют употреблять предлоги,  глаголы. Как их научить этому? Так при прохождении темы  «Посуда» я использую схему: (Приложение 2.) Предложение будет звучать    примерно так: зелёная кастрюля стоит в шкафу. Синяя кастрюля стоит на столе. Белая кастрюля стоит за чайником. Вызывая ученика, показываю указкой цвет, предмет, даю возможность выбора действий (упала, лежит, разбилась), предлог и картинку. Все эти графические схемы помогают школьникам с интеллектуальной недостаточностью  строить и моделировать фразу, что способствует развитию у них связной устной речи.  Учащиеся приобретают навык составления развёрнутой фразы,  опираясь на наглядно воспринимаемые графические схемы.  

Для устранения однообразия в работе по составлению текста,  использую различные виды планов, модифицируя их. Картинный план помогает первоклассникам точно передать содержание рассказа, употребив необходимые глаголы. Например, по теме «Собака» в первом классе даётся такой рассказ: «У собаки были щенки. Они спали на траве около будки. Пришёл петух и закукарекал. Щенята испугались и спрятались в будку. Пришла собака и выгнала петуха».( Приложение 3.) По картинному плану можно составлять и сказки. Изучение предметов и явлений окружающей действительности является источником обогащения словаря учащихся с нарушением интеллекта, его уточнения, расширения.

Трудно переоценить в этом вопросе роль экскурсий, ведь при их проведении учащиеся упражняются в диалогической речи. В процессе организованного наблюдения за изменениями в природе реальным становится использование интонации как средства оформления своего высказывания,  так как именно реальные явления и натуральные предметы стимулируют у школьников данной категории эмоции удивления,  восторга,  радости. Именно наблюдая за солнцем, небом,  травой ученики познают логику природы, оформляя свои впечатления в доступной им речевой форме.  После проведения экскурсии использую различные игры и задания для обработки данных экскурсии. Что тебе понадобится, чтобы из летней картинки сделать осеннюю? Сравни лес летом и осенью,   «раскрасив»   рассказ словами.  Краски напомнят тебе, о чём говорить.( Приложение 4.)

Чтобы получился рассказ  «цепочкой»,  можно давать детям по порядку цветные карандаши аналогичного цвета,  опираясь на который каждый ребёнок расскажет об определённом изменении в природе. Воображаемую работу по изменению картины можно подменить настоящим действием: положить сверху полиэтиленовую плёнку и дорисовывать на ней фломастерами осенние предметы, обговаривая происходящее.

В пропедевтический период основной вид деятельности учащихся на уроке – фронтальная работа. Её надо организовать таким образом, чтобы дети на основе показа,  сопровождаемого словесной инструкцией,  повторяли действия учителя и его слова. Поэтому учитель тщательно продумывает не только способ демонстрации, но и пояснения, которые с ним связаны. Это должны быть простые предложения. Проговаривание хором помогает быстрее запоминать обороты речи,  отдельные термины. Сначала дети проговаривают отдельные слова или фразы вместе с учителем, затем – без него.  Более способные ученики как бы ведут за собой остальных.  Учитель не только обучает школьников определённым движениям, действиям с предметами, но и формирует связь словесной инструкции и движения, действия. Поэтому очень важно, чтобы дети до выполнения действия знали (заучили), что будут делать, а, произведя их могли сказать, что делали. Приучаю детей делать выводы по результатам наблюдений, предметно практических действий. Трудно переоценить в этом роль дидактической игры, которая способствует общему развитию ребёнка,  расширению кругозора,  обогащению словаря, развитию речи, учит использовать знания в новой ситуации. Игра  повышает речевую активность учащихся. Ирая  школьники отрабатывают интонацию вопросительного предложения, овладевают умением поддержать беседу и закрепляют план последующего связного высказывания. Например, игра по теме: «Овощи, фрукты, ягоды». На наборном полотне выставляются картинки: зелёный огурец, зелёный горох, зелёный крыжовник, жёлтая репа, жёлтое яблоко, жёлтый лимон, красная клюква, красная калина, красный помидор. Ученик задумывает один из предметов, а другие задают ему вопросы. Так, если  выбрана картинка с изображением калины, дети спрашивают: «Это овощ?» Водящий отвечает «нет». Это ягода? (Да) Она красная? (Да) Она кислая?(Нет)Она горькая?(Да)Это калина. Отгадавший становится водящим.

Особое значение в развитии связной речи принадлежит урокам чтения. Среди разных видов работ по развитию связного высказывания на уроке чтения важное место занимает пересказ. Младшие школьники при пересказе в первую очередь запоминают и репродуцируют эмоционально окрашенные компоненты текста, не пропускают их (А.Т. Токомбаева), дети лучше пересказывают сказку, чем эмоционально нейтральный текст. Это достигается композиционной чёткостью сказки, однозначностью логических связей. Работа над сказкой способствует формированию диалогической речи.

В первом классе, перед работой над сказкой «Колобок», организую наглядно практическую деятельность. Сначала ученики вылепливают его из пластилина, рассматривают его форму и убеждаются в том, что он легко катится. Затем провожу беседу: «куда покатился колобок? кого встретил первого, второго?». То есть, проходит речевое общение между детьми и учителем. Начиная со второго класса, в работе над сказкой использую такие приёмы: чтение сказки по ролям, использование картинного плана, драматизация отдельных эпизодов, инсценирование сказки. ( Приложение 5,6.)

До того как школьники приступят к чтению по ролям ,обсуждаем характер героев, поведение их в конкретной ситуации, голос и манеры говорения. В тексте предварительно зачёркиваем слова автора. Такой приём облегчает драматизацию отдельных  эпизодов, так как школьники не называют слова, которые должен говорить автор. 

Трудно переоценить роль инсценировок.  Они побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним развитию речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется, в итоге совершенствуется связная речь ребенка. При распределении ролей ведётся борьба за главных героев, и активными становятся слабые ученики, которые на обычном уроке стараются не поднимать руку для пересказа сказки.

Процесс пересказа текстов наиболее труден для школьников с нарушением интеллекта, так как является «довольно сложным актом интеллектуальной переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, предполагающих оценку отдельных моментов, отбор из них наиболее существенных, комбинирование их в соответствии с планом и заданием».

Большое значение имеет  подготовительная работа, которая включает упражнения по составлению предложений по картинкам, дидактические игры. Чтобы активизировать речь, необходимо использовать опорные схемы, пересказы с элементами драматизации и пересказы по опорным словам.

На этапе подготовки к восприятию текста используется как можно больше наглядных средств, организую наблюдение, привлекаю материалы экскурсий. Важно создать у детей настроение. Так, перед чтением текстов «Гроза в лесу», «Крестьянские дети» важно узнать у детей, что они видели, что чувствовали, когда были в лесу во время грозы.

Особое место отвожу словарной работе. Уделяем внимание образности речи.  Для этого сначала выбираем выражение, раскрываем его смысл, задаем вопрос «Как можно сказать по-другому?» и обязательно спрашиваем «Почему автор сказал так, а не иначе». Работа может иметь и такой вариант: к слову или выражению даем несколько слов, а учащиеся выбирают близкое по смыслу, значению, например: студеная пора (морозная, жаркая, холодная); мужичок с ноготок ( маленький, небольшой, высокий, большой). Работая над синонимами, учу детей находить их в тексте, прошу  употреблять в речи одно из нескольких.  Далее идет включение синонима в предложение. Можно на доске записать готовое предложение и пропустить одно из слов, а в стороне написать синонимы. Учащиеся должны выбрать наиболее точные. А при пересказе ставим условие: включить новые слова в текст.

Важное место занимает работа над планом. Она учит находить основные моменты, различать главное и второстепенное. План помогает уяснить содержание рассказа и способствует развитию мыслительной деятельности.

В специальной школе работа над планом начинается с 3 класса. Заголовки к частям подбираются в виде вопросительных, повествовательных  предложений. Использую в качестве плана картинки, серии сюжетных картинок. Предлагаю выполнить рисунки к тексту.

Подготовку школьников к освоению навыков краткого пересказа  начинаю в букварный период.  Хотя программой и методикой этого не предполагается, но  практика показывает, что на  4 этапе обучения грамоте уже возможно обучать детей элементам краткого пересказа. Для  школьников с нарушением интеллекта э то очень сложно из-за  слабости  операций анализа и синтеза. Как научить первоклассников заменить одни слова другими, не потеряв при этом мысль?

Например: «Дети были в саду. Яша копал ямы. Зоя и Рая сажали яблони. Яша их поливал».Перед чтением  текста проводится беседа и выясняются знания детей об уходе за садовыми деревьями. После прочтения и подробного пересказа, учитель подводит к мысли, что предложение можно объединить. Для этого необходимо задать вопрос: Как можно назвать одним словом Яшу, Зою и Раю?

- Это дети. (Ответы детей.)

Учитель просит произнести, прочитать только те слова, которые называют, что они делали с яблонями. Дети должны ответить, что ребята сажали и поливали. Пересказ звучит следующим образом:  «Дети в саду сажали яблони и поливали их».

     3.Продуктивность опыта и его перспектива.

    В  1 класс поступило 5 человек. Диагностика проводилась на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, на уроках обучения грамоте. Результаты оценивались по пятибалльной системе.

Ученик

Активный словарный запас

Умение составлять предложение по опорам

Умение составлять предложения по вопросам учителя

Умение самостоятельно составлять короткие предложения

Умение пересказывать связный текст

Общее количество баллов

Бесчастнова И.

2

2

2

1

1

8

Веселова Д.

2

1

2

1

1

7

Курочкин И.

1.5

1

1

1

1

5.5

Ставская А.

2

2

3

2

2

11

Яблочкова Я.

3

3

3

3

2

13

Всего

44.5

                                                                                                                                                      Таблица 1.

Исследования показали, что дети класса различаются уровнем речевой подготовки. Часть детей посещали детский сад (Курочкин И.), но с логопедом не занимался. Остальные дети проучились один год в массовой школе, часть из них (Веселова Д.) не усвоила ни одной буквы за период обучения в ней. Они условно отнесены к слабой (ІІІ) группе, имеют низкий уровень интеллектуального и речевого развития. Остальные дети условно отнесены к ІІ группе, т.к. имеют средний уровень психического и речевого развития.  Детей, отнесённых к І группе нет. Несмотря на разницу в уровне речевого развития из представленных результатов видно, что база для дальнейшего развития связной речи имеется.

В конце учебного года диагностика была проведена вновь.

                                                                                                                                                   

 

Ученик

Активный словарный запас

Умение составлять предложение по опорам

Умение составлять предложения по вопросам учителя

Умение самостоятельно составлять короткие предложения

Умение пересказывать связный текст

Общее количество баллов

Бесчастнова И.

3

3

3

2

2

13

Веселова Д.

3

3

3

2

2

13

Курочкин И.

2.5

3

3

2

2

12.5

Ставская А.

3

3

4

3

3

16

Яблочкова Я.

4

4

3

3

3

17

Всего

71.5

                                                                                                                                           Таблица 2.            

Сравнительная характеристика результатов наглядно демонстрирует рост показателей по всем параметрам у каждого ребёнка. В некоторых случаях, по некоторым направлениям показатели остались на прежнем уровне. Это позволяет сделать вывод, что систематическая работа по развитию связного речевого высказывания даёт положительную динамику.

Подобная работа продолжалась и в последующих классах. Параметры берутся те же, что и в 1 классе.

 В таблице 3 приведены данные диагностики на конец обучения во 2,3 и 4 классах.

Учащиеся распределены несколько иначе по группам к концу обучения в начальной школе. Так, к І группе (уровень развития речи и психических процессов высокий) отнесена Яблочкова Я; остальные – к ІІ группе (средний уровень речевого развития). Нет детей, отнесённых к ІІІ группе.  

Ученик

Активный словарный запас

Умение составлять предложение по опорам

Умение составлять предложения по вопросам учителя

Умение самостоятельно составлять  предложения

Умение пересказывать связный текст

Бесчастнова И.

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

3

4

4

4

4

4

4

4

5

3

4

4

3

4

4

Веселова Д.

3

4

4

4

4

4

4

5

4

3

4

4

3

4

4

Курочкин И.

4

4

4

3

4

4

4

4

4

3

3

3

4

4

4

Ставская А.

4

4

4

4

4

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

Яблочкова Я.

4

5

5

5

4

5

4

5

5

4

4

5

4

5

5

                                                                                                                                      Таблица 3.                                

                                               2-конец  2 класса

                                               3-конец  3 класса

                                               4-конец  4 класса

Таким образом, предложенные методы и приёмы по формированию связного речевого высказывания являются   эффективными и могут быть  использованы на уроках письма,  чтения и развития устной речи в коррекционной школе.  

Тема урока: Обувь. Из чего сшита обувь.

Цель: Формировать обобщающее понятие «Обувь»

Задачи:

          Образовательные:

1.Закрепить знания уч-ся о частях и деталях обуви.

2. Развивать навык различения обуви по материалу, из которого она сшита.       

3. Совершенствовать умения и навыки составления предложения из слов вразбивку, и умение правильно задавать вопрос.

         Коррекционно- развивающие:

Развитие навыков словообразования на основе упражнений в образовании относительных прилагательных; коррекция зрительного, тактильного восприятия, слухового внимания, операций сравнения.

        Воспитательные:

Воспитывать эстетические качества.

Воспитывать мотивацию к учению и общению.

Ход урока

І. Орг. момент

Посмотри внимательно на картинку и скажи: всё ли девочка правильно сделала, когда одевалась в школу?

Вы не должны быть рассеянными, всегда должны следить за своим внешним видом, чтобы о вас так не сказали.

ІІ. Логоработа

  1. Дыхательная гимнастика (вдох через рот; выдох через нос; упр. «задуй свечу»)
  2. Артикуляционная гимнастика (упр. «Качели» «Маляр»)
  3. Игра «Доскажи словечко»

Много снегу во дворе

Саша и Егорка

Взяв лопату и ведро

Вышли делать корку.

Какое слово добыть здесь?

Что такое горка?

Какой звук в слове горка первый

Как он произносится (звонко)

Птицам голодно зимой

Вышел наш Егорка

И для птиц не пожалел

Румяной, свежей, горки.

Что такое корка? Как произносится первый звук в слове?

 

ІІІ.  Работа с календарём погоды.

Составление рассказов  о погоде, сравнение (уч-ся следят за ответами товарищей; поднимая сиг. карточки, если согласны с высказыванием.

ІV. Повторение

  1. Расшифруй запись и догадайся, о чём мы будем говорить. (карточки с буквами вразбивку)

Прежде чем говорить об обуви, давайте повторим то, что вы уже знаете.

  1. Составление предложений по схеме из 2-х слов. (Это сапоги и т.д.)

Почему обуви всегда продают по 2 штуки?

Как в математике называют количество двух одинаковых предметов?

  1. Сравнение обуви и выделения признаков сходства и различия.
  2. Игра «Найди пару»

У детей картинки с изображением обуви по 1 штуке, т.е. без пары.

Чтобы отыскать пару надо правильно задавать вопросы, сообщая важные детали той обуви. (У кого сапоги? У кого коричневый сапог? У кого сапог с молнией? и т.д.) У детей, которые нашли пару, спрашиваем: «Нашёл ты свою пару?». А у тех, чья обувь не подошла к паре, спросим: Например, «Почему твой сапог не подошёл?». ВЫ сейчас нашли сапоги, ботинки, туфли. Как о них сказать, одним словом.

V. Изучение нового материала.

  1. Словарная работа: обувная, кожа, замша, войлок. (Чтение слов по слогам, целыми словами; составление предложений с этими словами)

VІ. Физкультминутка (игра с мячом)

- Тот, у кого окажется мяч, говорит ласково той обуви, которую называет учитель тапки – тапочки.

VІІ. Закрепление

  1. Составление относительных прилагательных сапоги из кожи – кожаные сапоги туфли из замши – замшевые туфли.
  2. Игра «Магазины»

Ученик выбирает обувь и спрашивает: «Покажите, пожалуйста, коричневые сапоги.

- Другие ученики должны сказать, из какого материала сшиты сапоги.

          3) Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

VІІІ. Домашнее задание

Найти загадки об обуви.

ІX. Оценка.

X. Итог урока.

Тема урока: Рассказ Г.Скребицкого «Медвежонок»

Цель: Познакомить обучающихся с творчеством Г. Скребицкого на основе знакомства с рассказом «Медвежонок».

Задачи:

Образовательные

  • Совершенствовать навыки выразительного беглого чтения.
  • Формировать умение делить текст на смысловые отрезки и озаглавливать их, передавать прочитанное по плану.
  • Систематизировать знания об образе жизни медведей.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать навыки самостоятельной работы в процессе знакомства с дополнительной литературой.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Обогащать словарный запас в процессе знакомства с новыми словами.

    Воспитательные:

  • Воспитывать положительные эмоции.
  • Способствовать воспитанию чувства сопереживания, любви к животным.

Ход урока

    I. Орг.момент

Эмоциональный настрой

Игра «Привет, сосед!»

Учитель: У нас урок чтения, а значит урок общения. Общение приятно с доброжелательным человеком. Поэтому, начнём урок с игры, говорим все вместе, взявшись за руки:

            «Привет, сосед!

               Улыбнись мне в ответ.

               Я хочу, чтобы ты не грустил,

               Всем улыбки сегодня дарил.»

           II. Артикуляционная гимнастика

  1. Чтобы правильно читать, нужно правильно дышать.

Вдох носом, выдох ртом и наоборот.

       2.Подготовка языка и губ к работе

«Погулять язык собрался (рот открыть)

Он умылся(зубы чистим языком)

Причесался(Язык прижимаем зубами выполняем движение вперёд назад)»

На прохожих оглянулся ( облизываем верхнюю и нижнюю губу)

Вправо- влево повернулся ( «часики»)

Вниз упал (язык на нижнюю губу)

Наверх полез (поднимаем к верху губу)

Раз – и в ротике исчез (язык в рот убираем)

3.Работа над развитием навыков беглого выразительного чтения ( по карточкам)

Медведь по лесу  бродит,

От дуба к дубу ходит…

Находит в дуплах мёд

И в рот к себе кладёт.

  • Чтение шёпотом
  • Чтение вслух медленно
  • Чтение 2 учениками вслух перед классом
  • О ком это стихотворение?

ІІІ. Проверка домашнего задания

Какой рассказ прочитали дома?

Кто автор рассказа?

Кто главный герой?

Текст перечитывали для того, чтобы обобщить характерные черты галчонка. Для этого проведём работу в парах. У каждой пары карточки с написанными словами – чертами характера. Вы оставляете те слова, которые характеризуют галчонка, остальные  зачёркиваете.

Проверка: одна пара зачитывает, другая проверяет с помощью сигнальных карточек.

ІV. Актуализация опорных знаний

  1. Упражнения на коррекцию мышления

- Исключи лишнюю картинку: (воробей, синица, галка, медведь)

Почему медведь лишний?

  1. Картинки из рассказов В.Бианки и Г. Снегирёва

-Какие рассказы вы вспоминаете, глядя на эти картинки?

-Что из них о жизни медведей?

-Как заботится медведица о своих детёнышах?

Кто авторы этих рассказов?

  V. Сообщение темы о цели и уроках

1.Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя, у которого так же есть рассказы о медведях. Это Георгий Алексеевич Скребицкий.

2. Рассказ   ученицы об авторе. (Краткие сведения из жизни писателя)

3.Учитель: Г. Скребицкий, чтобы лучше знать правила ухода за животными закончил факультет ветеринарии.

-Кто такой ветеринар?

4. Работа с выставкой книг. Все свои наблюдения, истории, которые с ним происходили, он записывал и собрал в книги. Вот некоторые и них: «Длиннохвостые разбойники», «Лесное эхо»,  сборник «Рассказы о животных». В нашей библиотеке этот сборник есть.

Рассказ о писателе мы оформим в наш альбом  на последнюю страницу, т.к. мы заканчиваем изучать раздел «Люби всё живое»

5.Сегодня на уроке мы прочитали рассказ Г.Скребицкого «Медвежонок». Наша задача читать его выразительно, нам нужно будет разделить текст на части, к каждой части подобрать соответствующее название и передать содержание по плану.

6.Чтение текста учителем (книги закрыты)

Когда я буду читать подумывайте, с кем произошла эта история?

7. Первичное восприятие

- С кем произошла история?

-Кто автор рассказа?

- Понравился вам этот рассказ?

VІ. Физкульт минутка. (Упражнения с речевым сопровождением)

«Бурый мишка встал,

Упражнение начал:

Раз - присел, два поднялся

На носочках покачался

Наклонился, потянулся

Головою покачал

И тихонько побежал

VІІ. Словарная работа

- чтение трудных по слоговой структуре слов  по слогам, целым словом

           ско-во-род-ка

           по-ти-хонь-ку

           при-ла-див-шись

-как сказать по-другому

(пристроиться удобно, занять удобное положение)

- Значение новых слов и выражений «жалобно» (грустно)

  -Назовите слово, противоположное слову «жалобно»

«тянуть молоко» (пить медленно, напрягаясь)

VІІІ. Чтение текста по цепочке.

Если встретятся слова, значение которых вам непонятно, отметьте их, выясним после прочтения.

ІX. Анализ текста с выборочным чтением.

- Как медвежонок появился в избушке?

- Какое чувство вызвало у дедушки появления медвежонка?

-Почему он обрадовался?

-Что начали делать взрослые?

-Прочитайте, как вёл себя медвежонок, когда увидел молоко?

-Рассмотрите рисунок с.175

- Кого вы видите на рисунке?

-Что делает автор?

-Что делает медвежонок?

Найдите и прочитайте предложения, которые соответствуют этому рисунку.

-Почему пришлось кормить медвежонка таким способом, с пальца?

-Кого из домашних животных приучают пить так же молоко:

-Прочитайте, как вёл себя мишка, когда напился молока?

-Почему ночью пришлось проснуться?

-Что сделал автор, чтобы медвежонок уснул?

-С кем сравнивает автор медвежонка?

- Как вы думаете, правильно ли поступил автор, когда взял медвежонка в дом?

-Кого он заменил малышу  в этот момент?

-Как долго можно оставлять его в доме?

-Куда нужно отнести медвежонка, когда он окрепнет?

X. Гимнастика для глаз по таблице «зрительно-двигательных траекторий»

XІ. Работа над составлением плана

-Что произошло в начале рассказа? Прочитайте  эти предложения. О чём мы узнали из той части?

Придумайте  заголовок.  

1.Медвежонок появился в избушке.

Что произошло дальше?

Прочитайте, как кормили медвежонка и чем закончилось кормление.

О чём прочитали в этой части? Назовите её предложением их 2-х слов.

2.Кормление медвежонка

 Как развивались события в рассказе дальше?

Прочитайте, как вел себя медвежонок ночью?

Что сделал автор, для того чтобы мишка снова уснул?

О чём узнали из этой части?

Какой оказалась ночь для автора и для мишки?

Озаглавьте эту часть.

3.Беспокойная ночь.

Сколько получилось частей?

XІІ. Пересказ по частям отдельными учениками.

От какого лица ведётся рассказ, а от какого лица будем мы вести пересказ? (от 3 лица)

XІІІ. Д\з.

Пересказ всего текста – сильные.

Пересказ одной части-слабые.

XІV.  Итог урока

С творчеством, какого писателя познакомились сегодня?

О чём узнали сегодня на уроке?

XV. Рефлексия.

Если вам  на уроке было интересно, и вы работали в полную силу- поднимите карточку с улыбающимся лицом.

Если было интересно, но что то не получалось – серьёзное лицо.

Если неинтересно и возникали трудности, то грустное лицо.

XVІ. Оценка (Учитель оценивает каждого)

Литература

  1. А.К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.- 316 с.
  2. Воронкова В.В. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида. – М. Просвещение, 2008.-191 с.
  3. Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М. Просвещение, 1965, – 270 с.
  4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2001.-336 с.