Профессии в медицине
материал по биологии (9 класс) по теме

Данный материал знакомит учащихся с миром профессий в медицине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professii_v_medicine.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Врач-терапев т

 

С ним мы чаще сталкиваемся при лю бых простудных заболеваниях (гриппе, пневмонии, ангине, бронхите). Однако в ведении участкового врача и такие серь езные заболевания внутренних органов человека, как гастрит, язва желудка, сер дечная недостаточность, ревматизм, вос паление почек и др. Работа участкового врача состоит из приема больных в поликлинике и обслуживания тяжелобольных на дому (по вызовам). Ежедневно врач в течение 4-5 ч ведет прием населения своего участка в поликлинике. Во время приема задача врача — выявить причину недомогания человека, т. е. поставить ди агноз заболевания и назначить лечение. При необходимости назначаются допол нительные анализы и консультации вра чей-специалистов. Методы, которыми пользуется врач при исследовании боль ного, разнообразны: это визуальный ос мотр, выслушивание, выстукивание, ощу пывание, измерение артериального дав ления, пульса и температуры. Помогает поставить диагноз и беседа с больным или его родственниками.

Постановка диагноза — наиболее от ветственный этап в работе участкового врача. Хороший диагност — это человек наблюдательный, умеющий замечать да же незначительные признаки болезни, обладающий аналитическим складом мышления, хорошей памятью, способно стью концентрировать внимание на ис следуемом объекте. Очень важны для врача такие качества, как терпение, вы держка, способность управлять своими и чужими эмоциями, чувство ответственности. Работа участкового врача, особенно в периоды массовых сезонных заболева ний, отличается повышенной напряжен ностью, что требует от него психической и физической выносливости. Важно также умение быстро, но точно изложить ре зультаты исследования и лечения больно го в его истории болезни.

Работают участковые терапевты в рай онных и городских поликлиниках, диспан серах, медико-санитарных частях и амбу латориях. Развитие терапии происходит по пути все более узкой специализации. Это привело к появлению ряда новых вра чебных профессий, таких, как кардиолог, пульмонолог (заболевания легких), гаст роэнтеролог (заболевания желудочно-ки шечного тракта), ревматолог (лечение ревматизма), аллерголог и т. д.

Врач-хирург

Са мая героическая из медицинских профес сий.  Хирургия изучает болезни, основной метод лечения которых — оперативное вмешательство. В ее ведении также раз работка приемов,  методов и особенно техники выполнения операций. Специализация современных хирургов идет по множеству направлений, среди которых: офтальмология (болезни глаз), оторино ларингология (болезни уха, горла и но са), урология (болезни мочевыделительной системы), ортопедия (болезни опор но-двигательной системы), травматоло гия, кардиохирургия, пульмонология, нейрохирургия (заболевания нервной си стемы), пластическая хирургия, микрохи рургия.

Деятельность врача-хирурга значи тельно отличается в зависимости от того, где он работает — в поликлинике или в больнице.  В крупных поликлиниках хирур гический прием разделен: кроме общего хирурга, также принимают травматолог, уролог, онколог. А в небольшом лечебном учреждении хирургу приходится быть специалистом широкого профиля.

В больнице у хирурга иная работа. Главная особенность деятельности хирурга в стационаре — оперативные вмешательства. Два-три раза в неделю бывают так называемые операционные дни, когда делаются плановые операции, намеченные заранее, а на дежурствах экстренные, не терпящие отлагательств операции идут иногда одна за другой. Приходится по нескольку часов стоять у операционного стола в колоссальном на пряжении, когда нельзя расслабляться, иначе можно что-либо упустить. Хирургу важно уметь руководить персоналом, строить взаимоотношения с людьми, по скольку он возглавляет операционную бригаду. Профессионально важный «орган» хи рурга — его руки, пальцы, которые долж ны быть ловкими, гибкими, чуткими, спо собными к точным микродвижениям и к крупным силовым воздействиям (напри мер, при вправлении вывихов). Не может быть хорошим хирургом человек, эмоцио нально неустойчивый к стрессовым ситу ациям, теряющийся в них, не способный к их быстрой оценке и принятию оператив ных решений. Важные качества хирурга — выдержка, высокое чувство ответствен ности, физическая и психическая вынос ливость, аналитический ум, острая на блюдательность, способность к длитель ной концентрации внимания.


Врач-офтальмолог

Существует много причин, нарушаю щих зрение. Это и всевозможные воспа ления, и снижение прозрачности оптиче ской системы, и сосудистые поражения, и нарушение настройки глаза на близкое и далекое зрение (близорукость и даль нозоркость). Отсюда и задачи, стоящие перед врачом-офтальмологом.

При работе в поликлинике много внима ния уделяется подбору очков и линз, а также профилактическим осмотрам: определению остроты зрения, проверке цветного зрения, обследованию глазного дна (сетчат ки), измерению внутриглазного давления.

Современная офтальмология — это очень сложная специальность, требующая применения новейшей аппаратуры, напри мер, лазерных генераторов, специальных инструментов, операционных микроскопов. Их использование расширило возможности глазной микрохирургии, так как позволило врачу увидеть операционную зону значи тельно увеличенной и более точно выпол нить все этапы операции. Любая операция на глазу предполагает практически ювелир ную работу. Хирург-офтальмолог должен уметь точно дозировать мышечные усилия пальцев рук, работать спокойно, сосредо точенно, быстро и ловко.

Помимо хорошего знания специфи ки собственно глазных болезней, врач-офтальмолог должен разбираться во мно гих общих медицинских вопросах, так как болезни глаз часто бывают проявлением других заболеваний, например, гиперто нической болезни, болезни почек и др.


Врач-невропатолог

В египетских папирусах более 2000 лет до н.э. появились сведения о заболева ниях нервной системы; упоминаются, в частности, параличи и нарушения чув ствительности. Описания отдельных забо леваний нервной системы — эпилепсии, инсульта, сотрясения мозга, менингита — имеются уже в трудах Гиппократа, Галена, Ибн-Сины. Клиническая дисциплина, изу чающая различные заболевания нервной системы и ее роль в нарушении работы других органов и систем организма, назы вается невропатологией, а специалист, занимающийся исследованием причин и механизмов развития этих заболеваний, — врачом - невропатологом.

Поражения различных уровней и отде лов нервной системы могут быть вызва ны многими причинами: сосудистыми нарушениями (инсульты, кризы), инфек цией (невриты, энцефалиты, менингиты), опухолью, переохлаждением и травмами. Врач-невропатолог должен разбираться во внешних проявлениях данных заболеваний. Работа врача-невропатолога немыслима без использования таких методов диагно стики, как электроэнцефалография (изме рение деятельности головного мозга), электромиография (измерение активности мышц), компьютерная томография и др., поэтому врач должен уметь пользоваться соответствующей аппаратурой, знать ее характеристики и возможности.

Врач-невропатолог имеет дело с забо леваниями нервная система больного, что, естественно, отражается на его поведении. Поэтому от врача требуется проявление терпения, такта, выдержки, умения владеть собой. Помимо взрослых пациентов, невропато лог может заниматься невропатологией детского возраста, нейрогеронтологией (влияние старения на патологические процессы в нервной системе), нейроэндокринологией (влияние желез внутрен ней секреции на работу нервной систе мы) и др.

Работают врачи-невропатологи в поли клиниках, неврологических клиниках, в специализированных бригадах «скорой помощи», в отделениях интенсивной тера пии, в психоневрологических диспансе рах, в институтах неврологии. Подготовка врачей-невропатологов ведется на кафе драх невропатологии в медицинских вузах и институтах усовершенствования врачей.


Врач - психиатр

При нарушениях работы головного мозга в результате его поражения или сильнейших стрессовых ситуаций могут возникнуть психические заболевания. К их числу принадлежат, в частности, шизофрения, маниакально-депрессив ный психоз, белая горячка. Специалист, работающий в этой области — врач-психиатр, — должен обладать особыми свойствами личности. У больного, страдающего каким-либо расстройством психики, нарушается отражение объективной реальности, изменяется самосознание, отношение к окружающему, поведение. Психические заболевания часто сопровождаются потерей критики: пациенты не понима ют болезненного характера своих пере живаний (галлюцинаций, бредовых идей, расстройства настроения), не считают себя больными. Действия, направленные на защиту их здоровья, могут вызвать со стороны таких больных враждебную реак цию и агрессию. За прошедший век в пси хиатрии произошли коренные изменения. Современное лечение позволяет вернуть психическое здоровье, работоспособ ность и социальное положение.

Как и любой врач, врач-психиатр при первом знакомстве с больным обследу ет его (беседует с ним), устанавливает тип и форму психического заболевания, назначает соответствующее лечение, которое может быть медикаментозным или заключаться в гипнотическом воз действии, психотерапевтических бесе дах. Врач-психиатр должен иметь широ кую эрудицию и хорошо разбираться в особенностях личности обратившихся к нему больных. Люди, посвятившие себя этой нелегкой, но чрезвычайно интерес ной профессии, как правило, склонны к постоянному поиску и исследованию человеческих характеров.


Эксперт - психиатр

Существует особая отрасль психиа трии — судебно-психиатрическая экс пертиза, которая в дополнение к диа гностическим исследованиям призвана отвечать и на юридические вопросы. От их компетентности и профессионализ ма зависит судьба многих людей. Так, например, в отношении лиц, совершив ших противозаконные действия, экспер ты-психиатры определяют их вменяемость, т.е. способность отдавать отчет в своих поступках или руководить ими. Если человек признан невменяемым, то по решению суда к нему применяется мера медицинского характера (например, принудительное лечение в психиатриче ской больнице). Экспертам-психиатрам приходится также устанавливать дее способность человека, т.е. способность понимать значение своих поступков (ска жем, может ли подэкспертный вступать в брак, распоряжаться своим имуществом, давать показания в суде).

Сфера деятельности врача-психиатра не ограничивается диагностикой и лечени ем острых или хронических заболеваний, грубо расстраивающих психику человека. Ему приходится оказывать помощь и паци ентам с менее выраженными психически ми нарушениями. Занимаются психиатры и лечением неврозов — таких реакций лич ности на сложные жизненные ситуации, при которых происходит расстройство нервной системы без грубых поражений ее структуры. Работа психиатра требует большого душевного напряжения, огром ной психической и физической выносли вости. Работают такие врачи в психиатри ческих диспансерах и больницах.


Стоматолог-хирург

В поликлинических условиях оказывает помощь больным, когда терапевтические методы лечения уже бес сильны или не показаны. Наиболее частая операция здесь — удаление зуба.

В стоматологических отделениях больниц работа хирурга гораздо сложнее. Он удаляет камни слюнных протоков, вскрывает гнойни ки в ротовой полости, исправляет послед ствия травм. В силу сложившейся традиции стоматологическая хирургия выходит за пределы полости рта, и по существу являет ся челюстно-лицевой хирургией.

Хирурги могут проводить пластические операции на лице пациента: устраняют дефекты челюстей, губ, носа. Такие опе рации очень ответственны, поскольку лицо имеет большое эстетическое значение, это одно из средств общения между людьми. Занимаясь пластикой элементов лица, сто матолог-хирург должен быть еще в опре деленной степени художником. Хирургия лица, конструирование его частей — рабо та ювелирная, не допускающая ни грубых рубцов, ни последующей асимметрии лица.

Стоматолог-протезист

восстанавлива ет дефекты зубов или всего жевательного аппарата. В качестве протезного матери ала используют металлические, фарфоро вые или пластмассовые коронки. При отсут ствии одного или нескольких зубов делают ся постоянные протезы в виде «моста» (на ближайшие от дефекта зубы устанавлива ются коронки, между которыми находятся искусственные зубы) либо в челюсть встра ивают имплантанты (металлические штыри, на которые надевают искусственные зубы), а при отсутствии многих зубов изготавли вают съемные протезы. Работа по проте зированию зубов — сложное и кропотливое дело. В каждом случае протез готовится строго индивидуально, он устанавливает ся после нескольких примерок так, чтобы человек мог им пользоваться много лет, не испытывая каких-либо неудобств.

Развитие жевательного аппарата у детей иногда происходит с некоторыми отклонени ями. В этих случаях необходимо как можно раньше показать ребенка стоматологу-орто донту.

Стоматолог - орто донт

 Такой врач специальными методами исправляет прикус, изменяет направление роста отдельных зубов, добивается ровности зубного ряда.

Уравновешенность, сохранение спокой ствия в напряженных ситуациях — важней шие черты характера врача-стоматолога. Ему необходимы навыки точной манипуля ции разнообразными стоматологическими инструментами. Человеку с заболеваниями кожи рук профессия стоматолога противо показана. В зависимости от характера про изводимых операций и положения пациента врач работает сидя или стоя, или чередуя эти позы. Длительное сохранение одина ковых поз вызывает значительное напря жение мышц, поэтому людям с нарушенной осанкой рекомендовать эту специальность нельзя.

Получить специальность врача-стома толога можно в стоматологических меди цинских вузах или на стоматологических факультетах медицинских институтов. После пяти лет обучения молодые специалисты в течение годичной интернатуры повышают уровень знаний по одному из профилей стоматологии — терапии, хирургии, проте зированию, детской стоматологии.

Привычное для нас словосочетание зуб ной врач — звание специалиста со сред ним медицинским образованием, который в поликлинических условиях до последнего времени выполнял в несколько сокращен ном объеме функции врача-стоматолога. Однако теоретическая подготовка зубного врача ниже, а значит, и возможности ока зания помощи у него значительно меньше. Можно сказать, что зубной врач — это фель дшер со специальным уклоном. Состояние медицины в нашей стране позволяет заме нить в ближайшем будущем всех зубных врачей врачами-стоматологами. Вместе с тем в некоторых медицинских училищах и колледжах продолжается подготовка зуб ных врачей, срок обучения на базе XI клас сов — 3 года.


Врач – дерматолог

Строение и функции кожи, профилакти ка, диагностика и лечение кожных болез ней — предмет изучения специальной отрас ли медицинской науки — дерматологии.

Нарушение той или иной функции кожи (защитной, терморегуляторной, рецепторной и т.д.) — серьезная угроза для здоровья. Кожных болезней очень много — значитель но больше сотни. Некоторые из них пора жают обширные участки кожи и трудно под даются лечению. Кожа не только поражается «своими» болезнями (нейродермит, чесотка, грибковые инфекции), на ней часто видны проявления и других заболеваний. Так, при многих болезнях отмечается сухость кожи или, напротив, потливость, воспаление, пиг ментация. Всевозможные аллергические реакции (болезни непереносимости) чаще всего вызывают на коже зуд, сыпь, крапив ницу; инфекционные заболевания (ветря ная оспа, корь, скарлатина, краснуха)также сопровождаются поражениями кожи.

В работе дерматолога важное место зани мают профилактические осмотры. Цель их двояка: во-первых, выявить кожное заболе вание; во-вторых, предупредить распространение этих болезней, поскольку многие из них заразны. Для лечения, кроме приема таблеток и введения лекарств в виде инъек ций, широко используют присыпки, мази, бол тушки, протирания. Врач-дерматолог обычно занимается предупреждением и лечением не только кожных, но и венерических болезней (их название происходит от имени богини Венеры, так как заражение передается пре имущественно половым путем).

Близка по содержанию к работе дерма толога и очень востребована в настоящее время специальность врача-косметолога. Такой врач лечит кожу лица, шеи, волос, назначает питательные маски, исправляет дефекты лица, шеи с помощью специально го оборудования и приспособлений.


Отоларинго лог (ЛОР)

Медицинскую помощь при заболевании ушей, горла и носа оказывает отоларинго лог (ЛОР). Все эти органы связаны между собой и выполняют некоторые общие функ ции, хотя каждый из них в отдельности имеет и особое, исключительно важное значение для организма. Любое затруднение для прохождения воздуха в легкие опасно, ино гда в такой степени, что только экстренные меры, предпринятые в считанные секунды, могут спасти человека. Так бывает при попадании предметов в гортань или тра хею. Нередко единственным средством в этой ситуации служит трахеотомия — соз дание отверстия в трахеи. К врачу-отоларин гологу обращаются больные с нарушени ями дыхания, появившимися в результате воспалений, травм, опухолей и т.д.

Чаще всего пациенты жалуются на боли в горле, заложенность носовой полости, осиплость голоса и снижение слуха. Задача врача — выяс нить характер болезни и принять необходимые меры. Иногда после частых ангин развивается хронический тонзиллит, когда миндалины вместо защитной функции (их ткань убивает микробы) сами становятся очагом инфекции. Врач берет таких больных на диспансерный учет, проводит их медикаментозное лечение, а при отсутствии положительного эффекта направляет в стацио нар для оперативного удаления миндалин.

Снижение слуха — серьезное препят ствие для работы в некоторых профессиях (машинисты локомотивов, телефонисты, путевые рабочие и др.), а человек часто не замечает своей тугоухости. Выявить при чины снижения слуха, определить возмож ность его восстановления — все это задача отоларинголога в поликлинике. Сегодня в ЛОР-кабинетах и отделениях врачи имеют в своем распоряжении раз личные аппараты, помогающие установить точный диагноз, арсенал лекарственных средств, богатый выбор инструментов.

Врач-отоларинголог — специальность преимущественно хирургического профиля. Наиболее отчетливо это видно в работе ста ционаров. Больные направляются в стаци онар для удаления миндалин, при носовых кровотечениях, травмах носа с переломом костей и хрящей, отитах (воспалениях уха) и т.д.


Фельдшер-лаборант

Специальное медицинское образование получает и фельдшер-лаборант (совре менное название медицинский лабора торный техник, медицинский технолог).

Это медик, который обычно под руковод ством врача-лаборанта проводит исследо вание в клинической, биохимической, бак териологической и других лабораториях.

 Каждому из нас приходилось сдавать кровь на анализ. Что может узнать врач, получивший ответ из лаборатории? Очень многое. Количество эритроцитов, их вид, насыщенность гемоглобином, время осе дания; количество лейкоцитов и их соотно шение, состояние свертывающих систем крови, группу крови и десятки других харак теристик: содержание сахара, микроэле ментов, холестерина и др. Для распозна вания болезни имеют значения малейшие отклонения от норм, сочетание различных отклонений, соответствие этих показате лей клинической картине болезни. Диагноз целого ряда болезней достоверно устанав ливается на основании специальных лабо раторных исследований. В клинических и биохимических лабо раториях крупных больниц и поликлиник исследуют кровь, мочу, кал, желчь, желу дочный сок, спинномозговую жидкость и другие продукты выделения. Эти иссле дования бывают достаточно сложными и требуют использования разнообразных приборов и аппаратов. Лаборант должен в совершенстве владеть лабораторной тех никой, отлично знать методики исследо вания, иметь представления о возможных причинах отклонений результатов анали зов от норм. В небольших поликлиниках и больницах все анализы делают в одной лаборатории, и здесь лаборант должен быть универса лом, владеющим всеми необходимыми методиками. Поэтому опыт лаборанта во многом зависит от места работы и уров ня оснащенности лаборатории: либо ему предстоит стать специалистом широкого профиля, либо он будет ограничен рамка ми узкой специализации.

Одно из основных качеств лаборанта, без которого невозможно освоить эту про фессию, — скрупулезность. От тщательно го, внимательного и аккуратного выполне ния методики напрямую зависит конечный результат анализа, который впоследствии скажется на постановке диагноза пациенту и выборе стратегии лечения. Рабочий день в лаборатории обычно начинается в 8 утра, и «пик» нагрузки при ходится на утренние часы, зато к 14—15 часам лаборант уже свободен. На первый взгляд работа в лаборатории — спокойная и размеренная, отчасти даже рутинная. На самом деле эта профессия ответственная и даже опасная, ведь лаборант буквально «держит в своих руках» инфекцию в чистом виде — гепатит, СПИД, сифилис, тубер кулез. Правда нужно заранее смириться с тем, что всю рабочую смену придется носить латексные или резиновые перчатки. Это, безусловно, не лучшим образом сказывается на состо янии рук и ногтей. Еще один специфиче ский аспект профессии — постоянный кон такт с химическими реактивами, что небез опасно для здоровья человека. Именно за это лаборанты получают дополнительные льготы.

Взятие анализа— процедура не самая приятная, да и пришедший на нее человек — не всегда сдержан. Поэтому представители этой профессии должны обладать психологической устойчивостью, уметь преодолевать возможные конфлик ты, находить общий язык с самыми разны ми людьми.


Фельдшер

В соответствии с уровнем подготовки и дипломом фель дшер имеет право самостоятельно обслу живать больных; сроки подготовки по этой профессии больше, чем при обучении медсестер, а во время обучения студенты осваивают специальность «лечебное дело» (как и будущие врачи).Как правило, фельдшер работает в служ бе «скорой помощи». В его обязанности входит оказание первой помощи человеку, попавшему в аварию, катастрофу, внезап но заболевшему и т.п. Фельдшер осущест вляет предварительный осмотр больного (измеряет давление, пульс и пр.), уста навливает первичный диагноз и оказыва ет больному необходимую медицинскую помощь. Работа фельдшера, как и любого врача, связана с высокой ответственнос тью, ведь от постановки диагноза зави сит правильность назначенного лечения, а следовательно, здоровье и нередко жизнь больного. Профессия фельдшера требует от работников таких личностных качеств, как самообладание, терпение, уравновешенность, умение быстро прини мать решения в сложной, нестандартной обстановке и условиях дефицита времени; важны также и его интерес к медицине, постоянная готовность прийти на помощь людям. Специфика  работы  службы  «скорой помощи» (ночные или суточные дежурства) предъявляет повышенные требования к физической выносливости, а в ряде случа ев — к физической силе работников (напри мер, переноска больных в машину «ско рой помощи»), требует от них постоянной готовности к действию и собранности. Наибольшую самостоятельность имеет фельдшер сельского фельдшерско-аку шерского пункта, так как он часто бывает единственным медицинским работником в населенном пункте, значительно уда ленном от больниц и поликлиник. Такой фельдшер ведет прием больных, посещает их на дому, выполняет лечебные процеду ры, проводит профилактические осмотры, делает прививки, следит за санитарным состоянием поселка. Жизнь требует от фельдшера в этих условиях быть хоро шим диагностом, знать клинику и лечение многих заболеваний. Специфика работы заведующего фельдшерско-акушерским пунктом состоит в том, что ему часто при ходится оказывать помощь заболевшему в любое время дня и ночи, в любую погоду, т.е., по сути, выполнять функции «скорой помощи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Домашняя медицина"

Программа этого элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9-х классов. Программа реализуется во внеурочное время. Данный курс, развивая содержание базисного уровня, углубляе...

Ультразвук и его применение в медицине

Современная медицина немыслима без ультразвуковых диагностических аппаратов. Ультразвук лежит в основе принципиально новых методик в хирургии и особенно микрохирургии. Физиотерапевтическая ультразвуко...

МЕДИЦИНА НА УРОКАХ АНАТОМИИ

Пособие содержит программу предпрофильного курса  «Я бы доктором пошёл, пусть меня научат» для изучения в 9-х классах. Курс направлен на расширение знаний по разделу «Человек и его здоровье». Поз...

Программа предпрофильного курса "Превентивная медицина"

Я бы доктором пошёл, пусть меня научат...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Методическая разработка по иностранному языку для преподавателя на тему: «Медицина - моя будущая профессия».

  Целью разработки является функциональные знания работы студентов в детальном освоении профессиональных навыков медицинской сестры широкого профиля, умения прийти на помощь нуждающимся в ...