Агроценоз
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Сальманова Лениза Махмутовна

Цель:1) знать об особенностях агроценоза как искусственной экологической системы, компонентах этой системы; 2) развить умения находить причинно- следственные связи, умение работать с учебником; 3) воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к почве, к здоровью людей, охраняя землю от повреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agrocenoz.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                    Агроценозы.

Цель: 1) знать об особенностях агроценоза как искусственной экологической системы, компонентах этой системы; 2) развить умения находить причинно- следственные связи, умение работать с учебником; 3) воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к почве, к здоровью людей, охраняя землю от повреждений.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Общая биология – 11 класс».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала:
  1. Как происходит заселение скальных пород растительностью?
  2. Какой пример смены экосистем под воздействием антропогенного фактора вы наблюдали?
  3. А как происходит смена экосистем под влиянием абиотических факторов?
  4. Какие меры по охране экосистем осуществляются в нашей местности?

    III.     Изучение нового материала: Агроценоз – это сообщество растений, животных, грибов, микроорганизмов, созданное для получения сельскохозяйственной продукции и постоянно поддерживаемое человеком. Примером таких экосистем являются: поля, огороды, сады, парки, лесные насаждения, пастбища.  

На сегодняшнем уроке мы должны познакомиться с особенностями агроценозов, выяснить их сходства и различия с естественными биогеоценозами, узнать, что нужно сделать, чтобы агроэкосистемы были более полезны для человека и менее опасны для самой природы.

В конце урока вы должны ответить на вопрос: «В чем сходства и различия структуры естественных и искусственных экосистем?»

        

1. Сходства агроценоза с биогеоценозом.

естественные экосистемы                                 агроценозы

леса, тундры, степи, пустыни,        поля, огороды, сады, парки,

реки, моря и т.д.         лесные насаждения, пастби-

        ща

          Есть продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи имеются.

       

Можно ли назвать агроценоз экосистемой?

Энергия и питательные вещества, аккумулированные растениями, проходят по всей пищевой цепи агроценоза. Часть энергии растрачивается в процессе дыхания организмов, часть ее выносится вместе с зерном из агроценоза, часть закрепляется в органическом веществе почвы. Питательные вещества частично удаляются с урожаем, частично возвращаются в почву. Следовательно, агроценоз является такой же сложной экологической системой, как лес и луг.

        

         ( Показ признаки сходства по видео) .

                2. Отличия агроценоза от биогеоценоза.

        (Учащиеся самостоятельно выясняют отличия.)

        

    –    разные направления отбора

    – использование энергии (биогеоценозы используют единственный источник энергии – Солнце, а агроценозы – наряду с солнечной энергией  дополнительную энергию, которую вносит человек)

    –    баланс питательных элементов

    – регуляция (биогеоценозы – саморегулирующиеся экосистемы, агроценозы регулируются человеком).  

        ( Показ отличия по видео).

   

   Выводы: 1.

                   2.

                   3.

                   4. (самостоятельно)

IV. Закрепление. Ответы на вопросы:

  1. Какие глобальные изменения на нашей планете могут возникнуть в связи с увеличением площади агроценозов? Как можно их предотвратить?
  2. Приведите примеры агроценозов, выделив продуценты, консументы, редуценты.
  3. Действует ли борьба за существование на полях, распространяется ли она на породы животных, выращиваемых на фермах, в зверосовхозах и т.д.?

V. Д /З. параграфы 71, 72 изучить, ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока экологии по теме «Искусственные экосистемы. Агроценозы» (5 класс)

Цель урока:  изучить особенности агроценозов и агроэкосистем Задачи:-  ввести понятие об агроценозах  как сообществах, соз­даваемых человеком;- показать специфику  и особеннос...

Презентация " Агроценоз. Агроэкосистема"

Презентация к уроку " агроценоз.Агроэкосистема" в 9 классе....

Агроценозы.

Что такое агроценоз. Сходство и отличие агроценоза и природной экосистемы....

Урок по общей биологии в 10 классе. Раздел: Основы экологии. Тема: Агроценозы. (статья)

Статья "Урок по общей биологии в 10 классе. Раздел: Основы экологии. Тема: Агроценозы." напечатана в сборнике "Проблемы экологического воспитания и образования детей в системе детский с...

Презентация Агроценозы-11 класс

Презентация Агроценозы используется  при проведении урока в 11 классе при расмотрении искусственно созданных человеком биоценозов....

Агроценозы

В материале рассмотрены вопросы: понятие агроценоза (агроэкосистемы), черты сходства и различия агроценоза и биогеоценоза, функциональные группы организмов в агроценозе, биологическое разнообразие агр...

1. Саморазвитие экосистем. Агроценозы.

Задания к уроку:1. Пройдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=ETN-3yBrPgQ2. Ответьте письменно на вопросы по данному видеоролику (вопросы переписывать!)3. Выполните тест, пройдя по ссылке...