как организовать и провести урок-исследование
методическая разработка по биологии на тему

Кащенко Наталья Сергеевна

данный материал содержит подробную информацию о том, как организовать и провести урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_organizovat_i_provesti_urok_issledovanie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать и провести урок-исследование

Наталья Сергеевна Кащенко.

МОУ СОШ №1 п. Волоконовка, Белгородской  области

учитель биологии

Исходя из основной цели образования – воспитание творческой личности учащегося, способности к саморазвитию, самосовершенствованию – в качестве приоритетного подхода в обучении и воспитании может стать поисково-исследовательский подход. Практика показывает, что без целенаправленной организации учебной, исследовательской деятельности учащихся формирование и развитие соответствующих навыков идет очень медленно.

На уроке-исследовании ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). Поставленные цели достигаются в ходе решения ряда задач.

Например, с целью обучения предмету следует решать следующие задачи

  1. приобретение учащимися общенаучных умений (работа с учебником, составление таблиц, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ)
  2. приобретение учащимися специальных знаний и умений (усвоение фактического материала по предмету и т.д.)
  3. приобретение учащимися интеллектуальных умений (умение анализировать, сравнивать, обобщать).

Постановка цели обучения исследовательской деятельности требует решения других задач: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений (знания специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования; умение выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы).

По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на типы:

  1. изучение нового материала,
  2. повторение,
  3. закрепление,
  4. обобщение и систематизация знаний,
  5. контроль и коррекция.

Допускаются и комбинированные уроки.

По объему осваиваемой методики исследования можно выделить уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в результате исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования могут соответствовать:

  1. начальному уровню (урок “Образец исследования”),
  2. продвинутому уровню (урок “Исследование”),
  3. высшему уровню (урок “Собственно исследование”).

Освоение учащимися исследовательских умений и навыков должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности учащихся. Исходя из этого, можно начинать с подготовительного этапа – теоретического изучения учащимися  этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следует освоение ими процесса исследования на уроках “Образец исследования” (этап 1), отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках “Исследование”, а также на уроках с элементами исследования  (этап 2) и  использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках “Собственно исследование” (этап 3). На уроках-исследованиях возможно использование разнообразных форм обучения учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.

В структуре урока-исследования выделяют несколько этапов:

  1. актуализация знаний,
  2. мотивация,
  3. создание проблемной ситуации,
  4. постановка проблемы исследования,
  5. определение темы исследования,
  6. формулирование цели исследования,
  7. выдвижение гипотезы,
  8. проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, просмотр фрагментов учебных фильмов),
  9. интерпретация полученных данных,
  10. выводы по результатам исследовательской работы,
  11. применение новых знаний в учебной деятельности,
  12. подведение итогов урока,
  13. домашнее задание.

Исследовательская деятельность на уроке начинается с накопления информации. После этого следует постановка проблемы (под проблемой мы понимаем теоретический или практический вопрос, требующий разрешения) и выбор темы исследования – определение аспекта рассматриваемой проблемы. Затем необходимо определить цели исследования, т.е. сформулировать ответ на вопрос: что нужно сделать для решения поставленной проблемы? Следующая ступень – выдвижение гипотезы – мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. При этом, в своих рассуждениях учащиеся идут от следствия к причине. Проверка гипотезы заключается в определенных действиях по разработанному алгоритму. Полученные в результате эксперимента данные учащиеся должны интерпретировать. Анализ данных показал, что … В заключении необходимы оценка, оформление результатов работы и выводы из них.

Некоторые учебные примы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:

  1. выделение основной проблемы в предложенной ситуации,
  2. определение темы и цели исследования,
  3. формулирование и отбор полезных гипотез,
  4. определение пригодности выбранных для проверки гипотез,
  5. разграничение допущений и доказанных положений,
  6. планирование эксперимента для проверки гипотезы,
  7. анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них,
  8. планирование результата,
  9. проведение эксперимента,
  10. конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта,
  11. составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования, графическое изображение законов, правил,
  12. установление связи полученных данных с поставленной проблемой,
  13. систематизация фактов, явлений,
  14. использование обобщения и абстрагирования, метода анализа и синтеза, индукции и дедукции, принципа формализма,
  15. решение задач в новой ситуации,
  16. написание творческих сочинений, работ.

Деятельность учителя и учащихся определяется уровнем урока-исследования.

По итогам урока в рабочих тетрадях учащихся должны остаться следующие записи:

Проблема …

Тема исследования …

Цель исследования …

Гипотеза …

Подтверждение гипотезы …

Вывод …

Информация по решению проблемы, практическое применение и перспектива дальнейшей разработки …

Учитель подводит итоги урока, объясняет домашнее задание и задает вопросы для размышления и закрепления изученного материала.

Таблица 1

Уровень урока-исследования

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Урок “Образец исследование”

Урок “Исследование”

Урок  “Собственно исследование”

На доске обязательно пишет название основных ступеней исследовательской деятельности.

Формирует проблему, сообщает тему и цель исследования.

Дает готовый алгоритм исследовательской работы.

Ведет учебный процесс, используя термины: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод.

Использует вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?

На доске может написать названия ступеней исследования (при необходимости).

Формулирует проблему.

Подводит учащихся к пониманию цели исследования.

Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных.

Обращает внимание учеников на схему исследовательской деятельности.

Использует вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?

Формулирует проблему

Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования.

Создает условия для исследовательской деятельности учащихся: обеспечивает учебный процесс дидактическим материалом, организовывает индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группе и парах.

Использует вопросы: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените результат!

Отвечают на вопросы учителя. Следуют алгоритму работы, который предложил учитель. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.

Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу.

При необходимости консультируются с учителем.

Получают оценку учителя (правильно и неправильно) за каждый этап исследовательской работы.

Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно без непосредственной помощи учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Как организовать и провести урок-исследование

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности, уроки-...

Мастер-класс "Как организовать и провести социальную акцию"

Мастер-класс "Как организовать и провести социальную акцию"...

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...

Урок-исследование «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»

Урок-исследованиеТема: «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и  жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»...

Консультация для воспитателей на тему: «Как правильно организовать и провести родительское собрание в детском саду»

Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагог...