Интеллектуальная игра-урок биологии в школе
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

 

 В предлагаемом сценарии викторины «Знай свой организм» использованы материалы 8-го класса по  биологии , а именно, по анатомии и физиологии человека. Практически все вопросы не выходят за рамки школьного учебника и должны быть по плечу любому восьмикласснику, умеющему думать и заглядывавшему в течение года в книгу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_i_urok_biologii_v_shkole.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра - урок   биологии   в   школе

                                                                                                 Паранина В.П.-учитель биологии

 В предлагаемом сценарии викторины «Знай свой организм» использованы материалы 8-го класса по  биологии , а именно, по анатомии и физиологии человека. Практически все вопросы не выходят за рамки школьного учебника и должны быть по плечу любому восьмикласснику, умеющему думать и заглядывавшему в течение года в книгу.

Интеллектуальная игра может быть уместна и на  уроке , как инструмент промежуточного контроля знаний, закрепления и повторения пройденного.

Анатомия – древнейшая из медицинских дисциплин. Интерес человека к собственному телу, к тому, как оно работает, почему появляются болезни и что делать, чтобы их вылечить, всегда был велик. Несомненно, человеческое тело – это сложное и восхитительное образование, анатомия и физиология которого интересны не только учёным и медикам. В последние десятилетия мы наблюдаем популяризацию естественно-научных знаний, повышение интереса к проблемам здоровья и вопросам о том, как устроен наш организм.

Знание собственного тела, забота о своём здоровье, отказ от дурных привычек, ему вредящих и следование здоровому образу жизни – всё это становится жизненно необходимым современному человеку, становится частью бытовой культуры.

Как автору, мне хочется верить, что предложенное интеллектуальное состязание позволит проверить знания наших учеников о собственном организме, а, возможно, и получить новые. Вопросы сгруппированы в три тура. Это позволяет начать игру с любым количеством участников: в первом туре может участвовать весь класс или два. В первом отборочном туре предлагается 9 вопросов, требующих развёрнутого и обоснованного ответа. Первый, кто даст правильный ответ, выходит во второй тур. Таким образом, по очереди определяются 9 участников второго тура. Во втором и третьем турах вопросы участники выбирают сами, называя номер вопроса, как в знаменитой телевикторине «Своя игра». Можно написать номера вопросов на доске и удалять выбранные. Если есть возможность, в оформлении можно использовать компьютерные технологии. Вопросы второго тура сформулированы в стиле «Своей игры» – верный ответ даётся по описанию объекта или процесса. Этих вопросов тоже 9, каждому участнику – по одному вопросу. Все, кто дал правильные ответы выходят в третий тур. В третьем туре вопросы требуют ответа «да» или «нет», то есть участники должны определить верные утверждения. Время на обдумывание ответов во втором и третьем турах оговаривается заранее, например 20 секунд (или 10 секунд). Хорошо если есть таймер или хронометр, доступный всеобщему обозрению или помощник ведущего следит за временем и, когда лимит исчерпывается, дает сигнал участнику, например .звонок.

В итоге победителем становится тот, кто даст большее число правильных ответов во всех трёх турах. Ведущий зачитывает вопросы и рецензирует ответы. Если участник даёт неправильный ответ, ведущий обязательно озвучивает правильный. Ассистенты ведут подсчёт баллов: каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Вопросы I тура

1. Почему человеку можно вводить в кровь физиологический раствор, но нельзя вливать воду?

(Концентрация солей в клетках крови и в плазме одинаковая. Вода снижает концентрацию солей в плазме. Вода, в следствие диффузии, будет проникать в эритроциты и лейкоциты, снижая концентрацию солей в них. Клетки крови будут набухать и лопаться.)

2. Отчего в плохо вентилируемом помещении, где собралось много людей, человек дышит чаще и глубже, чем обычно?

(Когда в крови повышается концентрация двуокиси углерода (CO2), возбудимость дыхательного центра повышается.)

3. Какое значение имеет привлекательное оформление пищи и красивая сервировка стола для хорошего переваривания пищи в желудке?

(Усиливается рефлекторное отделение желудочного сока.)

4. Почему в местностях с влажным климатом жара переносится тяжелее, чем в сухом климате?

(Чем меньше в воздухе водяных паров, тем быстрее пот испаряется с поверхности кожи.)

5. Почему в тесной обуви зимой ноги мёрзнут, а летом перегреваются?

(Тесная обувь затрудняет испарение влаги летом и увеличивает теплоотдачу зимой.)

6. Почему в сумерках мы не различаем окраску предметов?

( Колбочки раздражаются только ярким светом, а именно они отвечают за цветовосприятие.)

7. Почему во время взрыва нужно открыть рот?

(Чтобы звуковая волна воздействовала на барабанную перепонку с одинаковой силой из наружного слухового прохода и евстахиевой трубы.)

8. С помощью какого органа человек ориентируется в пространстве, находясь в невесомости и почему?

(С помощью зрения, т.к. сила тяжести не действует на рецепторы мешочков полукружных каналов и сигналы не поступают в кору больших полушарий.)

9. Содержание какого гормона в крови повышено, если человек ощущает учащённое сердцебиение, давление крови у него повышено, зрачки расширены?

(Адреналина.)

Вопросы II тура

1. Масса этого органа составляет только 2% массы человеческого тела, но для работы ему требуется 15-20% насыщенной кислородом крови, которую сердце выталкивает при каждом сокращении. Если снабжение этого органа кровью прекращается хотя бы на 10 секунд, мы теряем сознание. (Мозг.)

2. Они названы в честь лежащих над ними костей; разделены бороздами и образованы двумя типами ткани.                (Доли полушарий мозга.)

3. Их много, они очень тонкие. Они помогают нам кушать, разговаривать, видеть или не видеть окружающий мир и демонстрировать отношение к нему.

(Мимические мышцы лица.)

4. Они начинают формироваться у 6-недельного эмбриона; в 6-8 месяцев начинают рост, а через

5-7 лет выпадают.

(Молочные зубы.)

5. На этом относительно небольшом участке тела находятся кожа, мышцы, спинной мозг, позвоночник, трахея, пищевод, кровеносные сосуды.

(Шея.)

6. Их 7 и у жирафа, и у шимпанзе. Первый – атлант, второй – эпистрофей, а седьмой – самый заметный.

(Шейные позвонки.)

7. Они на двоих образуют 4 сустава. Их соседи: грудина, лопатка, рёбра.

(Ключицы.)

8. Ее сокращение не подконтрольно сознанию, а регулируется автономной нервной системой. Она встречается в стенках кишечника, кровеносных сосудов, мочевого пузыря, в кожном покрове и глазном яблоке.

(Гладкая мускулатура.)

9. Это парные органы, основания которых достигают верхней поверхности диафрагмы. Они разделены на доли: правое на 3, левое на два.

(Лёгкие.)

Вопросы III тура

1. У человека четырёхкамерное сердце.

2. Гипофиз – это железа внутренней секреции.

3. Грудных позвонков у человека 12.

4. У человека 31 пара спинномозговых нервов.

5. 32 зуба – это норма.

6. Движение глаз контролируют 5 мышц. (нет, 6)

7. Переносица образована двумя носовыми костями.

8. Язык – это мышечный орган.

9. Барабанная перепонка разграничивает среднее и внутреннее ухо. (нет, наружное и среднее)

10. Улитка – это костный спиральный канал, внутри которого расположен орган равновесия. (нет, слуха)

11. Основным источником энергии в организме являются белки. (нет, углеводы)

12. Ферменты сока поджелудочной железы действуют только в кислой среде. (нет, в щелочной)

13. Вся кровь, оттекающая от кишечника, проходит через печень.

14. В желудке человека среда кислая.

15. Толстый кишечник – самая длинная часть пищеварительного канала. (нет, тонкий)

16. Печень – самая крупная железа организма.

17. Спинной мозг является кроветворным органом. (нет, красный костный)

18. Гемоглобин придаёт крови зелёный цвет. (нет, красный)

19. Жевательные мышцы двигают верхнюю челюсть. (нет, нижнюю)

20. Позвоночник взрослого человека образует четыре плавных изгиба, что связано с прямохождением.

21. Чем быстрее ритм сокращения мышц, тем скорее в них развивается утомление.

22. Хрящевая ткань полностью заменяется костной в скелете взрослого человека к 40 годам.

(нет, к 25 max.)

23. Грудная клетка состоит из 12 пар рёбер. (нет, ещё + грудина и позвонки)

24. Артериальная часть кровеносной системы несёт кровь от сердца к тканям тела.

25. Каждый палец стопы имеет 3 фаланги. (нет, большой – 2)

26. Крестец образован 6-ю сросшимися крестцовыми позвонками. (нет, 5-ю)

27. Зрительные нервы перекрещиваются на нижней поверхности мозга.

IV тур, дополнительный, проводится в том случае, если один победитель не выявлен, и несколько участников имеют равное количество правильных ответов. В IV туре все участники выполняют одно задание, например, рисуют схему рефлекторной дуги или строения глаза. Можно это задание выполнить на время: кто быстрее.

Участие в подобных викторинах повышает у детей интерес к биологии в целом; у многих появляется стремление улучшить свои знания по предмету, оценить свою реакцию, преодолеть смущение, добиться успеха в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной интеллектуальной игры по биологии,химии и географии "Водный мир" 6-10 классы.-

Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" охватывает большой круг  химических и географических знаний о воде. Мероприятие носит научно - познавательный характер....

Интегрированная интеллектуальная игра по биологии и химии "Водный мир" 8 класс.

Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" была проведена в 8 классе в  месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии "Водный мир". 8 класс.

Данная презентация вызвала у   учащихся массу положительных эмоций и пополнила их багаж знаний о воде....

Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии"Водный мир". 8 класс.

Данная презентация вызвала у учащихся массу положительных эмоций и пополнила  их багаж знаний о воде....

Формирование интеллектуальных умений учащихся сельской малокомплектной школы при изучении биологии и экологии на основе личностно-ориентированного подхода.

Формирование интеллектуальных умений учащихся сельской малокомплектной школы при изучении биологии и экологии на основе личностно-ориентированного подхода....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Автор,  учитель биологии и географии,  делиться  своим опытом применения разлиных видов  работы  с учащимися, имеющими интеллектуальные  нарушения....

Внеклассное мероприятие по биологии Тема. Интеллектуальная игра «Занимательная биология»

Цели.  Повысить интерес учащихся к предмету биология.  Выявить детей, проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе.  Расширять кругозор учащих...