конспект урока Тип Моллюски
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

презентация и конспект к уроку по теме Тип моллюски, по программе Сонина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mollyuski.pptx2.84 МБ
Файл urok_babiy_t.v..docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Общая характеристика типа Моллюски задачи урока: - Показать особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски; - Рассмотреть их многообразие, изучить классификацию типа на примере конкретных представителей класса Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. 1

Слайд 2

МОЛЛЮСКИ СИГМЕНТЫ В.ПОЛОСТЬ МАНТИЯ М.ПОЛОСТЬ ТЕЛО ГОЛОВА ТУЛОВИЩЕ НОГА 130 ТЫС.ВИДОВ СИММЕТРИЯ АСИММЕТРИЯ 2

Слайд 3

3

Слайд 4

Класс Брюхоногие моллюски Брюхоногие - самый крупный по числу видов (около 90 тысяч) класс в типе моллюсков. По облику и образу жизни они очень разнообразны. Большинство обитает в морях, но многие проникли в пресные воды и на сушу. Размеры брюхоногих - от 2 мм до 60 см. Основной признак - спирально закрученная раковина. Прудовик обыкновенный вершина нога завиток раковина устье

Слайд 5

Вершина Задний конец Передний конец Годичные приросты Двустворчатые моллюски – второй по численности видов класс в типе моллюсков. Тело одето двустворчатой раковиной, створки которой соединяются на спинной стороне эластичной связкой и замком. Размеры их - от 5 мм до 1,5 м у тридактны. Двустворчатые моллюски - донные, малоподвижные или прикрепленные животные. Класс Двустворчатые моллюски

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

8

Слайд 9

9

Слайд 10

10

Слайд 11

11

Слайд 12

1.Мантийная полость – это пространство: а).в пищеварительном тракте б).между раковиной и мантией в).между мантией и стенками тела г).всей полости тела 2.Терка, или радула, у многих моллюсков находится в: а).желудке б).глотке в).тонкой кишке г).на поверхности раковины 3.Второе название типа Моллюски: а).беспозвоночные б).круглоротые в).мягкотелые г).брюхоногие. 4.Из головы, туловища и ноги тело состоит у: а).прудовика б).беззубки в).устрицы г).мидии. 12

Слайд 13

5.Легкими дышат: а).перловицы б).осьминоги в).слизни г).беззубки 6.Реактивный способ передвижения характерен для: а).беззубки б).мидии в).кальмара г).голого слизня. 7.Редукция (исчезновение) головы беззубки связана с: а).отсутствием у всех моллюсков головного отдела б).пассивностью питания в).водной средой обитания г).неподвижным образом жизни. 8.Наиболее развита нервная система у: а).осьминога б).устрицы в).перловицы г).слизня. 13

Слайд 14

14 1.в 2.б 3.в 4.а 5.в 6.в 7.б 8.а



Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №3

Г.Волжский Волгоградская область.

 Г.Волжский 2012г.

Учитель Бабий Т.В.

Предмет Биология.

Тема урока: Моллюски.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.


Форма организации урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы:

Репродуктивный и частично –поисковый.

      Цели урока: 

  1. Образовательные: 
  1. Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
  2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.
  1. Воспитательные: 
  1. Создать условия для формирования экологической культуры учащихся, бережного отношения к окружающей нас природе.
  2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в  классе.
  1. Развивающие: 
  1. Умение применять полученные знания для:  сравнения биологических объектов.
  2. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.

Оборудование:

  1. Презентация “Тип Моллюски”
  2. Компьютер, мультимедийный проектор.
  3. Экран.
  4. Карточки – задания (на каждую парту):
  1. “Обозначь части тела моллюсков”
  2. “Распредели моллюсков по классам”
  3. Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков”

Этапы урока. 

  1. Организационная часть.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Общее закрепление знаний.
  5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I Организационная часть. 

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала.

VI. Поэтапное закрепление материала. Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков” 

V. Лабораторная работа: “Особенности внутреннего  строения моллюсков” Оборудование: задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол.

VI. Поэтапное закрепление знаний.

VII. Проверка домашнего задания.

VIII.  Рефлексия. Итоги урока. 

Выставление оценок.

  1. Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.
  2. Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Включается презентация. 

1. Общие черты типа.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

1.1 Среда обитания. Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м.

 1.2 Движение моллюсков Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом

1.3 Внешнее строение моллюсков.

!Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод.

Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:

  1. Голова.
  2. Туловище.
  3. Нога.
  4. Мантия (мантийная полость)
  5. Раковина.

!Определите  симметрию  тела моллюсков.

 Вывод: Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.

1.4   На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

1.5 Лабораторная работа выполняется по вариантам: 1. – брюхоногие; 2. – головоногие; 3. – двустворчатые;

По завершению работы фронтальное обсуждение результатов.  С опорой на слайды схемы.  1.6.1 Пищеварительная система.  Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.  Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.  Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы.  1.6.2 Кровеносная система. Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце.  1.6.3 Дыхательная система.  У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. 1.6.4 Выделительная система. Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. 1.6.5 Нервная система. Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов.  1.6.6 Органы чувств. Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза.  1.6.7 Размножение.  Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие) Брюхоногие – гермафродиты. Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие) Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)

Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель  открывает ключ для взаимопроверки.

2.0 Значение моллюсков в жизни человека. !Учащиеся выступают в роли продавцов “Хозяйственного отдела”, “Ювелирного отдела”, “Галантерейного отдела”, “Продовольственного отдела” и рассказывают о своей продукции.

  1. Что нового сегодня узнали на уроке.
  2. Как оцениваете свою работу на уроке.

Готовятся к уроку садятся за парты

Слушают учителя.  Отвечают на вопрос. Записывают тему в тетрадь.

Слушают учителя, участвуют в обсуждении новой темы. Кратко конспектируют основные положения.

Самостоятельно работают с слайдом, в тетрадях карандашом отмечают признаки. Совместно с учителем формулируют вывод, фиксируют в тетрадь.

Самостоятельно работают с слайдом, в тетрадях карандашом отмечают признаки. Совместно с учителем формулируют вывод, фиксируют в тетрадь.

Самостоятельно дети работают по карточкам, задания по вариантам.

Самостоятельно в тетрадях выполняют работу, по карточкам выявляют наличие,  особенности строения имеющихся систем органов, отмечают наличие сердца, почки, органов пищеварительной системы, органы чувств, нервной системы.

На слайдах распознают найденные органы, дают кратко биологическое значение органа и системы его включающей.  Сравнивают строение различных классов между собой.

Дети отвечают на вопросы в тетрадях, и меняются тетрадями для взаимопроверки. Выставляют полученные оценки.

Детям заранее давалось домашнее задание подготовить маленькое сообщение о значении моллюсков для человека. Рассказывают в игровой форме подготовленные сообщения.

Учащиеся анализируют свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутый конспект урока на тему "Двустворчатые моллюски"

Конспект урока биологии по изучению особенностей внешнего и внутреннего строения представителей класса....

Конспект урока «Многообразие моллюсков, их значение в природе»

Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием  моллюсков, раскрыть значение животных Типа Моллюски в природе и в жизни человека.Задачи:Образовательные: •...

Конспект урока биологии по теме: "Брюхоногие моллюски" в 7 классе

Цели урока:• Изучение характерных особенностей брюхоногих моллюсков, их многообразие, значение в природе и жизни человека• Выявление связи между особенностями строения и жизнедеятельностью улиток и их...

План-конспект урока биологии в 7 классе по теме "Моллюски".

Урок с использованием ИКТ на уроках биологии в 7 классе....

Конспект урока на тему "Многообразие и значение моллюсков"

этот урок проводится в 7 классе. на этом уроке дети повтроряют "Типы червей" и знакомятся с многообразием "Типа Моллюски"По каждоиу классу ребята делают сообщения и заполняют сравнительную таблицу по ...

Тема урока: Тип Моллюски. Общая характеристика Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков»

Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Тип Моллюски. Общая характеристика»...

конспект урока Тип Моллюски к учебнику В.В.Латюшин

Конспект урока разработан для программы к учебнику В.В. латюшина, В.А. Шапкина....