методический комплекс по теме"строение и функции кожи"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

        Тема: «Покровные органы. Терморегуляция»

 

 

Цели темы:

1.     Развить понятие о взаимосвязи строения и функции на примере кожи; Углубить представление об обмене веществ, гомеостазе;  Раскрыть механизм терморегуляции организма;  Познакомить с мерами первой помощи при обморожениях, ожогах, перегреваниях;  Научить ухаживать за кожей, ногтями, волосами, закаливать организм.

                         

 

                       Распределение материала по урокам:

 

Урок 1.  «Строение и функции кожи».

Урок 2.  «Роль кожи в терморегуляции организма».

Урок 3.  Обобщающий урок «Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви».

  

                       Планируемые результаты:

 

1. Учащиеся должны знать:

·        Строение и функции кожи;

·        Способы терморегуляции, ее рефлекторный  механизм. Симптомы перегревания;

·        Сущность закаливания организма и его формы;

 

2. Учащиеся должны понимать:

·        Взаимосвязи строения и функции организмов на примере кожи;

·        Гигиенические требования к уходу за кожей с точки зрения ее анатомо-физиологических особенностей;

 

2.     Учащиеся должны уметь:

·        Проводить самонаблюдения, посвященные изучению строения кожи и кисти рук;

·        Наблюдать, обобщать, делать выводы;

·        Ухаживать за кожей, волосами, ногтями;

·        Оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях;

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Тема: «Покровные органы. Терморегуляция»

Цели темы:

  1. Развить понятие о взаимосвязи строения и функции на примере кожи; Углубить представление об обмене веществ, гомеостазе;  Раскрыть механизм терморегуляции организма;  Познакомить с мерами первой помощи при обморожениях, ожогах, перегреваниях;  Научить ухаживать за кожей, ногтями, волосами, закаливать организм.

                         

 

                       Распределение материала по урокам:

Урок 1.  «Строение и функции кожи».

Урок 2.  «Роль кожи в терморегуляции организма».

Урок 3.  Обобщающий урок «Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви».

   

                       Планируемые результаты:

1. Учащиеся должны знать:

  1. Строение и функции кожи;
  2. Способы терморегуляции, ее рефлекторный  механизм. Симптомы перегревания;
  3. Сущность закаливания организма и его формы;

2. Учащиеся должны понимать:

  1. Взаимосвязи строения и функции организмов на примере кожи;
  2. Гигиенические требования к уходу за кожей с точки зрения ее анатомо-физиологических особенностей;

  1. Учащиеся должны уметь:
  1. Проводить самонаблюдения, посвященные изучению строения кожи и кисти рук;
  2. Наблюдать, обобщать, делать выводы;
  3. Ухаживать за кожей, волосами, ногтями;
  4. Оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях;

               Тема: «Строение и функции кожи»

                     8-е классы                      

Учебные задачи:

     

    -   Обучающие:

  1. Рассмотреть строение и функции кожи;
  2. Установить взаимосвязь строения и функции кожи;

    -  Воспитательные:

       1. Умение самостоятельно работать с текстами учебника и рисунками, данными  в учебнике;

    -  Развивающие:

      1. Извлекать нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты              

мыслительных операций в устной и письменной формах.

Тип урока:       Усовершенствование знаний, умений, навыков;

Основной метод:   Частично-поисковый.

Оборудование:  Таблица  «Строение кожи».

                       

                                         ХОД  УРОКА      (Урок 1)

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

     Учитель:  Сегодня мы с  вами на уроке познакомимся с органом человеческого тела, а с каким, вам предстоит угадать самим с помощью подсказок (орган записан на доске и закрыт листом).

    Подсказки:

- это сложный орган со многими функциями;

- масса этого органа у взрослого человека  в среднем достигает 2,7 кг.;

- это самый тяжелый орган человеческого тела;

- его называют  «зеркалом здоровья и болезни»;

- этот орган является  «экраном», на который проецируются процессы, происходящие   в организме;

- этот орган постоянно отмирает и рождается вновь;

- этот орган тесно связан с нервной системой;

- этот орган,  совместно с нервной системой, развивается из одного наружного   зародышевого листика;

- в нем заложены многочисленные рецепторы, воспринимающие различные внешние  раздражения;

- этот орган формирует расовые образования – ногти и волосы;

Что это за орган? -   (кожа)

II. Операционно – исполнительный этап

Учитель:  Предположите:  

  1. Что на уроке вы хотите узнать о коже? (функции и строение)

            (Запись темы урока в тетрадях, учитель пишет план урока на доске).

     2.  Самонаблюдение:  (индивидуальная работа).

               - рассмотрите кожу рук, сожмите кисть в кулак. Что происходит с кожей?

               - запишите в тетради все прилагательные, которые пришли вам на память  о коже:  (розовая, мягкая, эластичная и т.д.).

  - предположите, какое строение может иметь кожа?

Учитель: А сейчас проверим ваши предположения?

Задание классу: Прочитать текст на странице 174-175, рассмотреть рисунки.

       В ходе обсуждения прочитанного, заполняется таблица в тетради.

 Слои кожи

Особенности строения кожи

Функции кожи

3. Вопросы учителя:

     - каково строение и функции наружного слоя кожи?

     - какой тканью образована собственно кожа?

     - каковы функции сальных и потовых желез?

     - что такое пот?

4. Учитель: Из всего, что мы узнали о строении кожи, давайте вместе попробуем сделать выводы. Какую функцию выполняет кожа?

(В ходе обсуждения заполняется схема, записанная заранее на доске).

                               Функции кожи

Терморегуляторная                                Дыхательная

                       Выделительная

                                                    Защитная

                 

           

5.  Самонаблюдение:

  1. Рассмотрите кожу тыльной стороны кисти. Сожмите в кулак кисть, что происходит с кожей, объясните то явление?
  2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаруживаете?
  3. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните, почему по отпечаткам пальцев моно установить личность человека? Почему подушечки пальцев обладают большой чувствительностью?

После выполнения работы организуется обсуждение ее результатов, в ходе которого учащиеся формируют выводы.

Выводы:

  1. Кожа богата мышечными и эластичными волокнами, обладающими способностью растягиваться, придавая ей упругость;
  2. Мельчайшие складки, бороздки, линии образуют узор, который индивидуален для каждого человека;
  3. В углублении бороздок располагается большое количество кожных рецепторов, которые обеспечивают большую чувствительность пальцев;

III.  Домашнее задание:  1.  Страница 174-176  (вопросы по тексту);

        2. Сообщение  «Закаливание организма»;

IV.  Рефлексивно – оценочный этап.

   Работа в парах под заданиями рубрик:

      -  Первый ряд выполняет задание в рубрике,  «Какие утверждения верны?» стр.176

      -  Второй ряд выполняет задание в рубрике «Выберите правильный ответ»

      -  Третий ряд выполняет работу в рубрике  «Подумайте»  страница 177

         Тема:  «Роль кожи в терморегуляции организма»

Задачи:

  1. Определить роль кожи в терморегуляции;
  2. Каковы условия сохранения постоянной температуры тела человека;
  3. Рассмотреть физиологическую роль повышения температуры тела при

заболеваниях;

   4.   Причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи;

  Тип: Усовершенствование знаний, умений, навыков;

Формировать умения:

               -  разъяснять механизм терморегуляции;

               -  самостоятельно работать с текстами и рисунками учебника;

               -  логически мыслить , обобщать, делать выводы и оформлять результаты в устной и письменной форме;

Оборудование:  Таблица  «Кожа».

 

                                             ХОД  УРОКА           (Урок 2)

I. Организационный.

II. Актуализация знаний.  «Аукцион мыслей».

Класс делится на  2 группы.

Задание 1 группе:  

-  Каждый (по очереди)  участвующий, перед тем, как сесть за парту говорит или о строении или о функциях  наружного слоя кожи.

Задание 2 группе:

-   Каждый (по очереди) перед тем, как сесть за парту, говорит (хотя бы одно предложение) о строении или функциях внутреннего слоя кожи.

III.  Активизация познавательной деятельности.  

Учитель предлагает выполнить классу следующее задание:

л

я

г

ч

е

й

к

ш

у

ц

р

с

а

з

а

я

в

В

о

б

а

б

в

а

г

к

а

м

у

р

   -  Среди хаоса букв найдите названия 5-ти животных и выпишите их в ряд.

   -  Среди выписанных животных исключите одно лишнее. На основании какого признака вы его выделили?

    ОТВЕТ:  Лягушка, бабочка, червь, муравей!

          Лишний:   заяц (теплокровное животное, остальные холоднокровные).

Учитель совместно с учениками определяет тему урока, цели, задачи.

IV.   Изучение нового материала.

           1. Учитель: вопросы к классу:

-  какая у людей температура тела?  (36,6).

-  откуда берется тепло?  (из органов человека, в которых происходят химические реакции).

-  почему температура тела остается постоянной?

2. Задание:  прочитать текст страницы 178-179.

   В ходе обсуждения записывается вывод:

Терморегуляция  - это способность организма поддерживать постоянную температуру тела в условиях изменяющейся внешней среды.

            3. Учитель:

     -  почему терморегуляция необходима организму?

     -  каков  механизм терморегуляции?

     -  как изменяется просвет кровеносных сосудов при изменении температуры воздуха?

     -  что такое пот?

     -  как осуществляется потоотделение?

             4.  Учитель:

Попробуйте определить:

     -  зависимость теплоотдачи организмов от условий внешней среды, заполнив  таблицу, ставя знак    «+»      в соответствующей графе.

           Условия среды

Препятствует отдаче тепла

Способствует отдаче тепла

 1. Воздух сухой, но температура ниже температуры тела.

        +

  2. Воздух насыщен парами воды, его температура низкая.

         

         +

  3.  Воздух сухой, температура воздуха выше температуры тела.

          +

  4.  Воздух влажный, имеет высокую температуру.

   

             +

По окончании работы беседа с учащимися в ходе,   в ходе которой выделяется главная мысль и  формируется вывод.

Вывод:  1. Кожа – главный орган терморегуляции.

  1. На потоотделение влияет температура воздуха, его движение и влажность.

           5. Рассказ учителя, о влиянии нервной системы на теплорегуляцию.

     Учащиеся после выступления учителя самостоятельно делают выводы, которые записываются в тетрадь.

  Выводы:

  1. Изменение просвета сосудов, а так же увеличение и уменьшение потоотделения происходит рефлекторно.
  2. Условные рефлексы подготавливают организм  к действию на них безусловных рефлексов (безусловного раздражения холода и тепла).

         6. Повышение температуры при заболеваниях (беседа по вопросам).

1. Почему во время многих болезней температура тела повышается?

2. Что дает повышенная температура тела больному организму?

3. Почему мы применяем жаропонижающие средства?

        7.  Слушание сообщения  учащихся «Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе».

(При прослушивании сообщения учащиеся в своих тетрадях должны записать):

 1.  Признаки теплового и солнечного удара.

 2.  Приемы первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе.

V.  Закрепление изученного материала.

    Учитель:   Решите биологические задачи:

  1. Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов.  Какой человек,     трезвый или в алкогольном опьянении,  быстрее замерзнет на морозе?
  2. Человек в умеренном климате носит одежду  соответственно по погоде. Однако жители  Средней Азии в самую жару одевают теплые ватные халаты. Дайте объяснение этому явлению.

VI.  Домашнее задание:  1.  Страница 178 - 181

        2.  Подготовка рефератов по теме «Гигиена одежды

                                                                                                  и кожи»;                

 Тема:  «Кожа- зеркало здоровья.».

             Контрольно – обобщающий урок.

Задачи:

1.Обобщить знания учащихся о закаливании организма, условиях и физиологических механизмах закаливания.

2.Развивать гигиенические понятия о гигиене кожи тела, одежде, обуви.

3.Формировать умения: -

 - самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекая

                     из нее нужную информацию;

                -  логически мыслить, абстрагировать, анализировать, обобщать  

                      и делать выводы;        

                -  свободно излагать осмысленный материал, формулировать

                      вопросы   и ответы на них;

           Оборудование: Таблица «Кожа», Закаливание организма», картинки, фотографии лиц людей разного возраста. Коллекции средств, для ухода за волосами, лицом, руками. Фильтровальная бумага.

На доске – эпиграф к уроку: «Можно и кепку, можно и шапку,

        Можно и перчатки

                                             Одеть на лапу.

         Но нет на свете, - прекрасней одежи,

         Чем стройность мускулов, -

         И свежесть кожи».

                              ХОД   УРОКА       (Урок 3)

I. Организационный момент.

II. Активизация познавательной деятельности.

         

         1.    Учащиеся зачитывают эпиграф к уроку:

            Учитель:

   - какой заложен смысл в этих словах?

   - нужно ли говорить о здоровье, физическом самочувствии молодым людям, юношам,  девушкам, которые обычно должны быть здоровы?

     

            Объясните цитату: «Что имеем, не храним, потерявши – плачем».

        2. Определение темы урока, целей, задач, постановка проблемы.

ПРОБЛЕМА:  1. Как сохранить здоровье?

  1. Какие правила гигиены необходимо соблюдать.  

     Подготовительный этап:

           За неделю до урока учитель в каждом классе выбирает несколько желающих учащихся и распределяет роли:  -   врач-дерматолог;

                                                       -   косметолог;

                                                       -   тренер;

                                                       -   диетолог;

                                                       -   нарколог;

                                                       -   физик;

Каждому дается задание – подготовить рефераты по следующему плану:

  1. Врач-дерматолог:  

                -  характеристика типов кожи;

                -  заболевания, связанные с кожей;

                -  причины и профилактика кожных заболеваний;

                -  пирсинг – хорошо это или плохо?

                -  требования к одежде и обуви;

       2. Физик:

                -  терморегуляция кожи;

                -  действие ультрафиолетовых лучей на кожу;

      3.  Косметолог:

                -  правила ухода за волосами, ногтями, лицом;

                -  средства по уходу за кожей;

                -  народные рецепты, как оставаться молодой и красивой;

      4.  Диетолог:

                -  правильное питание – залог здоровья;

                -  чистка организма;

      5.  Нарколог:

                -  как алкоголь влияет на кожу?

                -  пагубное влияние курения.

      6.  Тренер:

                -  закаливание организма;

                -  упражнения для укрепления мышц;

                -  польза утренней гимнастики;

4.  Изучение нового материала   (деловая игра).

 -  Внимание, внимание!  Предлагаем наш телеканал «Старые истины на новый лад»

     Сегодня в нашей программе:    

  1. «Кожа – зеркало здоровья»  (выступает врач-дерматолог).
  2. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»   (выступает физик).
  3. «Свет мой зеркальце скажи …  

Крем: что к чему?    (рекламная пауза).

  1. Пагубное влияние вредных привычек.
  2. Тренировки – это здорово!

Итак, мы начинаем!  Вступительное слово учителя: - Вы, наверное,  обращали внимание на лица разных людей, у одних кожа лица эластичная, упругая, свежая, у других дряблая, бледная, серого цвета. Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган, со многими функциями. Кожа – это, прежде всего зеркало здоровья человека, на ней отражаются процессы, происходящие в организме. По состоянию кожи можно определить,  здоров человек или нет.

Чтобы вы были здоровы и выглядели молодо, вы должны:

            -  уметь:  ухаживать за кожей;

            -  знать:  гигиенические требования к ней;

Сегодня на уроке ваша главная задача           не только слушать выступления «гостей», но и составить гигиенические правила ухода за кожей.

Учитель:     Врачи-дерматологи справедливо утверждают, что никаких кожных заболеваний нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже.

     (Выступление врача-дерматолога).

Учитель:    Как мы знаем, следующая функция кожи – это то,  что она участвует в поддержании постоянной температуры тела. , и не важно, мороз это или летний зной, температура тела остается 36,60С. Послушаем врача-дерматолога, как ультрафиолетовые лучи действуют на кожу.        

      (Выступление физика).

Учитель:    Одно из важнейших условий здоровья человека -  чистота кожи и уход за ней.

       (Выступление  косметолога)

Учитель:     К старости у многих людей кожа становится дряблой, морщинистой, но многие люди сами ускоряют процесс старения. Я говорю о вредных привычках.

        (Выступление врача – нарколога)

Учитель:  -  Еще одно условие здорового образа жизни – это правильное питание.

         (Выступление врача-диетолога)

Учитель:  -  «Хочешь быть здоровым – закаляйся,

                     хочешь быть в форме – занимайся спортом»

          (Выступление тренера)

V.  Проверка у 2-3 учащихся правил гигиены кожи, остальные  дополняют.

VI.  Аукцион  мыслей.

         Задание: Дать характеристику типов кожи.

       Условие:  Каждый называет по одному прилагательному о коже , тот, кто назвал

             последний, тот, победил.

VII.  Домашнее задание: Повторить правила гигиены человека.

        

Тестовые задания по теме: «КОЖА»:

1. Кожа предохраняет глубжележащие органы и ткани от повреждений, так как она:

           А)  прочная и упругая;

           Б)  поддерживает постоянство внутренней среды организма;

           В)  водонепроницаема;

           Г)  содержит много рецепторов;

2. Кожа принимает участие в обмене веществ, так как:

          А)  в ней имеются рецепторы;

          Б)  через нее удаляются продукты обмена;

          В)  она прочная и упругая;

          Г)  в ней синтезируется витамин Д.

3. Кожа защищает организм от избытка ультрафиолетовых лучей, так как в ней:

         А)  много волокон;

         Б)  есть подкожная жировая клетчатка;

         В) есть рецепторы;

         Г) вырабатывается витамин Д.

4. Эпидермис образован:

        А)  мышечной тканью;

        Б)  эпителиальной тканью;

        В)  нервной тканью;

        Г)  соединительной тканью;

5. Эпидермис располагается:

        А)  на поверхности кожи;

        Б)  над собственно кожей;

        В)  на поверхности подкожной жировой клетчатки;

        Г)  под подкожной жировой клетчаткой;

6. На поверхности кожи находятся мертвые роговые клетки, которые:

        А)  участвуют в делении;

        Б)  участвуют в питании  кожи;

        В)  защищают кожу;

        Г)  участвуют в выделении пота;

7. Собственно кожа образована:

             А)  мышечной тканью;

             Б)  эпителиальной тканью;

             В)  нервной тканью;

             Г)  соединительной тканью;

8.  Собственно кожа:

             А)  образует ороговевшие клетки;

             Б)  придает коже эластичность;

             В)  задерживает  ультрафиолетовые лучи;

             Г)  не пропускает жидкости и газы;

9. Жир выделяют:

             А)  потовые железы;

              Б)  сальные железы;

              В)  рецепторы;

              Г)  лимфатические сосуды;

10.  Соли, воду и мочевину удаляют:

              А)  рецепторы;

              Б)  волосяные сумки;

              В)  сальные железы;

              Г)  потовые железы;

11.  Жир, выделяемый сальными железами:

              А)  удаляет мочевину;

              Б)  удаляет избыток воды;

              В)  придает коже несмачиваемость, смягчает ее;

              Г)  защищает организм от переохлаждения;

12.  Подкожная жировая клетчатка:

             А)  придает коже упругость;

             Б)  смягчает кожу;

             В)  участвует в потовыделении;

13.  Потовые железы участвуют:

            А)  в окислении минеральных веществ;

            Б)   в охлаждении организма;

            В)   в накоплении органических веществ;

            Г)   в удалении органических веществ;

Дидактические карточки по теме «КОЖА»:

   

  КАРТОЧКА №  1                                       Покровы тела

       Описать строение и функции кожи.

   Слой кожи

Особенности строения

         Функции

КАРТОЧКА  №  2                                             Покровы тела

  1. Какие функции выполняет кожа?
  2. Что относится к роговым образованиям кожи?

КАРТОЧКА  №  3                                             Покровы тела

  1. Что такое терморегуляция? Какова роль кожи в этом процессе?
  2. Каковы функции потовых и сальных желез?

КАРТОЧКА  №  4                                              Покровы тела

  1. Что такое пот?  Как осуществляется потоотделение?
  2. Какова температура тела человека?

КАРТОЧКА  №  5                                                Покровы тела

  1. Как осуществляется терморегуляция в организме человека?
  2. От чего зависит цвет кожи?

КАРТОЧКА  №  6                                                Покровы тела

  1. Перечислите меры профилактики кожных заболеваний.