Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс
материал по биологии (8 класс)

Григорьева Ирина Юрьевна

 Открытый урок по теме 

  "Строение и функции кожи". 8-й класс


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozha.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс

Учитель: Григорьева  Ирина  Юрьевна.  МБОУ «Полянская  СШ».

Рязанский  муниципальный  район.

 Цели урока.

Образовательная

1.        Познакомить учащихся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей.

2.        Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи.

Воспитательная

1.        Воспитывает толерантное отношение к друг другу.

2.        Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.

Развивающая

•        способность самостоятельной организации процесса усвоения знаний;

•        принимать самостоятельные решения;

•        мыслить критически и оригинально;

•        разрешать конфликты и смягчать разногласия;

•        самостоятельно получать информацию;

•        использовать новые идеи для достижения цели;

•        контролировать свои эмоции;

•        развивает уверенность в себе;

•        планировать пути достижения цели;

•        дает возможность принимать самостоятельные решения.

Оборудование: презентации, проектор, компьютеры, рабочие тетради ,схема строения кожи в виде презентации, лупы, волосы и ногти в чашечках Петри, пинцеты. Папки с заданиями и необходимым материалом для урока.

1. Схема строения кожи (приложение №1).

2. Термины, необходимые для усвоения строения кожи. (Приложение №2).

3. Схема строения волоса (приложение №3).

4. Схема строения ногтя (приложение №4).

5. Распечатка “рыбы” для подведения итогов.

Ход урока.

1.        Изучение нового материала.

                  Стадия   вызов.

Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с органом человеческого тела, а с каким вам предстоит угадать самим с помощью подсказок.

Подсказки:

•Это сложный орган со многими функциями;

•Масса этого органа у взрослого человека достигает в среднем 2,7 кг;

•Это самый тяжёлый орган человеческого тела;

•Его называют «зеркалом здоровья и болезни»;

•Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируются процессы, происходящие в организме;

•Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь;

•Этот орган тесно связан с нервной системой;

•В нём заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения;

•        Этот орган формирует расовые образования – ногти и волосы.

(учащиеся дают название органу – кожа; формулируют тему и цели урока)

Вступительное слово учителя, сообщающего о том, что с сегодняшнего у рока и в течение трех уроков начинается изучение новой системы, которая играет значительную  роль в жизни человека,

Как называется эта система?

Ученики дают ответ: “Это покровная система, основной частью которой является кожа”.

- Молодцы. А теперь давайте подумаем вместе  и  выясним,  какие  цели  мы  должны  поставить  перед  собой  при  изучении  данной  темы. Какие  задачи  нашего  урока? (сравниваем  с  задачами,  которые  поставил  учитель).

А  теперь  подумаем  и  скажем, зачем человеку нужна кожа?

Ученики перечисляют” Кожа придает  эстетический  внешний  вид.

Кожа защищает от внешних воздействий.

Кожа может запасать кровь.

-все  ли  мы  рассказали  о  значении  кожи? (просмотр  фрагмента)

. Следовательно, мы можем утверждать, что кожа выполняет определенные функции.

- Да, конечно. Это жизненно важные функции.  А  какие  функции  выполняет  кожа?  Защитная, дыхательная, рецепторная, терморегулирующая, кожа может участвовать в обмене веществ.

- Молодцы, вы совершенно правильно называете функции кожи. Скажите, если учесть, что мы с вами сегодня впервые говорим о коже, сможем мы с вами перечислить все функции?

Ответ детей: “Нет. Для того чтобы назвать все функции, мы должны изучить материал”.

- Что бы еще, кроме выполняемых функций, вы хотели знать о собственной коже?

Ответы учеников: Строение, потому что, не зная строения сложно говорить о функциях”.

О заболеваниях  кожи и их причинах.

О травмах кожи и способах оказания первой помощи.

Об уход за кожей и кожными образованиями.

Ученики, отвечая на вопросы учителя,  делают вывод, с какой целью необходимы знания о коже, ставя, таким образом, перед собой цель с которой изучается данная тема.

Схема выводится на экран в виде презентации.

Стадия смысловая.

Ученикам предлагается достать из папок приложение №1 (схема строения кожи) и

 приложение №2 (термины).

    На экран выводится презентация “Строение кожи”, на основе которой идет объяснение нового материала. Ученики внимательно слушают и вносят изменения в своих схемах.

К концу объяснения на схемах только правильно разложенные термины.

- Переходим к следующему этапу урока и, теперь уже зная строение кожи, поговорим о том, какие же функции может выполнять кожа. Для этого мы с вами выполним лабораторную работу.

Лабораторная  работа « Строение  и  функции  кожи».

- Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони.

- Повторите наблюдение, используя лупу.

- Что вы можете сказать о покрове тела человека?

- Какие функции он может выполнять?

.- Посмотрите внимательно на ваши схемы, в каком слое кожи располагаются потовые железы и подумайте, как мы назовем эту функцию.

- Обратите внимание, слой дерма имеет дополнительные образования – это ногти и волосы. Давайте поговорим о них подробнее.

1. Имеют ли ногти и волосы клеточное строение.

2. Рассмотрите строение ногтя. Объясните, как можно доказать отсутствие в ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний.

3. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните

а) почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека,

б) почему кончики пальцев обладают большой чувствительностью.

3. Возьмите из чашечек Петри по одному волоску и рассмотрите его.

Какими свойствами он обладает?

3.        Сделайте вывод: что такое волосы и ногти? Какой слой кожи участвует в их образовании? Как мы назовем эту функцию.

 Какие  еще  функции  выполняет  кожа?  Для  этого  мы  посмотрим  фрагмент.

После  обсуждения  заполняется  схема  по  строению  и  функциям  кожи.

В голову “рыбы” вписывается тема урока, верхняя часть ребер содержит перечисление слоев кожи, в нижней части расположены функции каждого слоя кожи, в хвосте записывается вывод всего урока, что еще раз убеждает между строением и выполняемыми функциями существует теснейшая взаимосвязь.

           А  теперь  выполним  задание,  как  закрепление  знаний,  полученных  на  этом  уроке.

        Сгруппируй соответствующие определения и особенности кожи, используя для ответов таблицу.

А. Эпидермис - _________________________

Б. Дерма - ______________________________

В. Подкожная клетчатка - __________________________

1. При тяжелой работе в горячих цехах выделение пота может достигать 15 л.        2. Слой устойчив к различным химическим веществам        3. Кожа представляет собой непроницаемое для воды и других жидкостей образование.

4. Пигмент меланин, поглощающий УФ-излучение, предохраняет от воздействия солнечного света.        5. Упругая  подстилка предохраняет от растяжения, давления, ушибов.        6. С кожным салом и потом могут выделяться некоторые лекарственные средства (йод, бром и др.), а также токсические вещества.

7.  В среднем на 1 квадратный сантиметр кожи приходится до 5000 чувствительных окончаний, 200 болевых, 12 холодовых точек, 2 тепловых и 25 точек, реагирующих на давление.        8. При высокой температуре окружающей среды кровеносные сосуды расширяются, и теплоотдача усиливается. При низкой температуре они суживаются, теплоотдача снижается.        9 Кожа представляет собой огромное рецепторное поле, миллионы чувствительных нервных окончаний которого постоянно осуществляют прямую и обратную связь с ЦНС.

10. Велико участие кожи в водно-солевом обмене        11. Служит организму  депо для жира и других питательных веществ.        12. Кожный покров участвует в выработке витамина Д.

Подведение итогов:

Выводы по уроку:

(учащиеся формулируют с помощью учителя)

•Кожа - наружный покров тела. Это такой же орган, как, например, сердце или почки.

•Основная функция кожи – обособить и частично изолировать тело от внешней среды.

•Другие функции кожи – терморегуляция, получение информации об окружающей среде, обеспечение развития и функционирования волос и желёз.

•Волосы и ногти – это видоизменения кожи.

•Сальные и потовые железы – структурные элементы кожи, обеспечивающие её нормальную деятельность. Молочные железы являются видоизменением потовых желёз.

III Закрепление: Выполнить в рабочей тетради работу.

Самостоятельная работа по вариантам

Кожа. Вариант 1.

Выбрать правильные утверждения:

1. Кожа – сложный орган.

2. Площадь  поверхности  кожи 2-3м2.

3. Эпидермис  состоит  из  живых  клеток.

4. Цвет  кожи  зависит  от  содержания  меланина.

5. Кожное  сало  придаёт  коже  мягкость  и  эластичность.

6. Волосы  и  ногти  имеют  нервные  окончания.

7. Гиподерма – предохраняет  внутренние   органы  от  ушибов  и  толчков.

8. Нижнее  бельё  необходимо  менять  ежедневно.

9.  Ногти  пронизаны   кровеносными  сосудами.

10. Кожу  необходимо  содержать  в  чистоте.

Кожа. Вариант 2.

Выбрать правильные утверждения:

1. Кожа  – самый лёгкий орган.

2. Кожа – это экран внутренней среды организма.

3. Эпидермис  – самый толстый слой кожи.

4. При  испарении пота тело охлаждается.

5. Волосы  и  ногти – это роговые образования кожи.

6. Гиподерма – это самый верхний слой кожи.

7. Через кожу удаляются вредные вещества.

8. подушечки пальцев не обладают чувствительностью.

9. одежда и обувь должны быть свободными.

10. при наличии раны кожу около неё не следует обеззараживать.

Темы сообщений

1. Что такое альбинизм?

2. Откуда берутся родинки, родимые пятна и бородавки?

3. Можно ли по линиям на ладони определить будущее человека?

4. Сколько у человека волос?

5. Отпечатки пальцев.

6. О чём расскажет кожа.

7. Модные идеи: пирсинг.

8. Тайны волос.

9. О чём могут рассказать ногти.

10. Уход за ногтями.

11. Юношеские угри.

Высказывания

1. Волдыри, сыпи, язвы – это как бы «кожная проба», показатель общего состояния здоровья человека.

 2.Кожа – зеркало здоровья.

Закончите  предложения.

 *Сегодня  на  уроке  я  узнал…..

*Для  меня  этот  учебный  материал….

*Я  думаю,  что…..

*Мое  отношение  к  этому  органу  изменилось…(почему?)

             Вы  ответили  на  вопросы.  Как  вы  думаете,  решили  мы  поставленные  перед  уроком  задачи?

Спасибо  за  урок.  Запись  домашнего  задания  и  выставление  оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре "Графики функций и их свойства" с презентацией 10 класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Графики функций и их свойства" с применением ИКТ. Формирование конструктивных навыков, эстетичности и аккуратности при выполнении графических работ чере...

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...

Конспект открытого урока по математике "Линейная функция". 7 класс

Цели урока:1.    Создание условия для осознания влияния углового коэффициента и свободного члена на взаимное расположение графиков линейных функций.2.    Развитие мыслите...

Открытый урок по алгебре и началам анализа в 11 классе "показательная функция"

Данная разработка урока включает в себя необходимый теоретический материал, основные типы задач, и все особенности методов их решения. Материал, изложенный в данной работе, соответствует требованиям г...

Разработка открытого урока биологии "Строение и функции кожи" 8 класс

Данная разработка содержит материал для урока биологии 8 класса по теме:"Стрение и функции кожи"....