Механизмы вдоха и выдоха
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Знакомство учащихся с составом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, разъяснение механизмов вдоха и выдоха;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mehanizm_vdoha_i_vydoha.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема урока:         Механизмы вдоха и выдоха

Цели урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с составом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, разъяснить механизмы вдоха и выдоха;

Развивающая: Способствовать развитию следующих умений и навыков: наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы, развитие творческих способностей;

Воспитательная: Прививать потребность в правильной гигиене дыхания.

Оборудование:

- таблица «Органы дыхания»;

- микролаборатории, трубочки,  известковая вода;

- манекен человека;

- карточки-задания.

Оформление доски:

- эпиграф урока: «Дышать – значит жить!»

 - на ватмане написан в две колонки состав воздуха вдыхаемого и выдыхаемого (в начале урока запись закрыта).

 

 

 

 

Ход урока

1.     Организационный момент

2.     Мотивационный момент урока

Здравствуйте, ребята!

 В народе существует много поговорок. Какие вы знаете?

(учащиеся говорят разные поговорки)

Среди них есть ещё и такая: «Это нам нужно как воздух».

- О чём  данная поговорка, и почему необходимо как воздух?

(ребята отмечают особую потребность организма человека в воздухе. Всем тканям и клеткам необходим кислород, поступающий через органы дыхания).(слайд № 1)

    Действительно,  человек без воздуха  может  находиться от 2 до 10 минут и не более.

    Эпиграфом нашего урока станут слова: «Дышать – значит жить!», так как дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.  

Тема урока: «Механизмы вдоха и выдоха».  

- Задайте интересующий вас вопрос по теме урока, о чём – бы вам хотелось сегодня узнать.

(ребята задают вопросы по теме,  которые фиксирует учитель на доске).

Далее схожие по смыслу вопросы объединяются, и выделяются наиболее существенные вопросы, отражающие суть темы.

    На уроке таких вопросов оказалось три:

 

-чем отличается вдыхаемый и выдыхаемый воздух

- как, за счёт чего в организм человека поступает воздух,

- вредно – ли для здоровья дышать через ротовую полость.

(Вопросы у детей могут быть самые разные в рамках темы,  но опытный педагог сумеет их правильно объединить и отобрать необходимые для конкретного урока.  Окажется,  что каждый ребёнок получит ответ в ходе урока именно на свой вопрос).  

3.Актуализация опорных знаний

Учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает индивидуальное задание или задачу. На выполнение задания группам отводится конкретное время (2 минуты).

  Задание 1. Без пищи и без воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха никто не может жить более 10 минут. Объясните, почему без воздуха человек не может жить и в чём заключается функция органов дыхания.

   Задание 2.  Из перечня органов тела выберите органы дыхания: сердце, носовая полость, желудок, артерии, носоглотка, глотка, гортань, пищевод, трахея, бронхи, аорта, лёгкие.

   Задание 3.  Расположите последовательно органы  дыхания, начиная с носовой полости:

Трахея, носовая полость, гортань, носоглотка, бронхи, альвеолы. (на муляже)

- Молодцы, вы хорошо справились с заданиями.

4.Изучение новой темы

Ребята, тема «Механизмы вдоха и выдоха» очень важна, т.к. с органами дыхания очень много связано в жизни человека – и кровь, и движения, и ум!

4.1. Работа по вопросам

-   Для дыхания необходим чистый кислород или воздух?  (воздух).

- Из каких газов состоит атмосферный воздух?

(кислорода, азота, углекислого газа).

- Как вы думаете, отличается ли состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?  ( да, содержанием кислорода и углекислого газа)

Давайте проверим это экспериментально.

4.2. Проведение опыта

После работы ребята делают вывод, что известковая вода мутнеет, потому-что в неё поступил углекислый газ при выдохе воздуха, сравнивают состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (учитель открывает запись состава воздуха на доске).(слайд)

4.3. Объяснение учебного материала (стр. 142)

Воздух поступает  в носовую полость, носоглотку, гортань, бронхи ив конечный пункт дыхательной системы-бронхи. (слайд № 2)

- Где они расположены (в грудной полости)

Итак, дыхание обычно ассоциируется с вдохом и выдохом.

-  Но почему воздух то входит в лёгкие, то выходит из них? (вопрос к классу)

 (дети не могут дать ответ, они хотят получить ответ на этот вопрос)

- Хотите узнать?  Почему же воздух то входит в лёгкие, то выходит из них?

Вместе с учителем учащиеся выясняют, что причина такого явления кроется в движении диафрагмы,  поднятии и опускании грудной клетки. (стр. 142 абзац 2,3)

Если межрёберные мышцы сокращаются, то грудная клетка поднимается, диафрагма задвигается, места в грудной полости становится больше, и лёгкие расширяются  - происходит вдох.

При  расслаблении межрёберных мышц  грудная клетка опускается, диафрагма выдвигается, места в грудной полости становится меньше, и легкие сжимаются – происходит выдох.

- Положите руку себе на область грудной клетки и сделайте несколько вдохов и выдохов. Что вы чувствуете?

 (грудная клетка то поднимается, то опускается) (слайд № 3)

 Одно дыхательное движение состоит из вдоха и выдоха

4.4.Работа в тетрадях.

Запись темы урока и формулы : дыхательное  движение = вдох + выдох.

- Сколько же дыхательных движений происходит у человека в состоянии покоя?

Давайте подсчитаем,  сколько дыхательных движений совершает ваш организм за 1 минуту.

5. Закрепление учебного материала. Самостоятельная работа.

Далее проводится самостоятельная работа

  1. учащиеся считают дыхательные движения в течение минуты  и записывают показания в таблицу у себя в тетради.

Вывод: в состоянии покоя в норме дыхательных движений – 16-20.

  1. затем учащимся предлагается встать с мест, выйти из-за стола и  сделать всем по 15 приседаний, после чего подсчитать количество дыхательных движений и внести число в таблицу.                    

Влияние физических упражнений на частоту дыхательных движений

Количество дыхательных движений при нормальном состоянии

Количество дыхательных движений после физической нагрузки

 

  1. Вывод:   …………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………

(учащиеся приходят к выводу, что физическая нагрузка влияет на  частоту  дыхательных движений)

При дыхании через лёгкие проходит какое –то количество воздуха.

- Молодцы, с усвоением новой темы вы успешно справились.

- Ребята, скажите мне как дышать правильно? (через нос)

   При нормальном дыхании человек дышит через нос.  А зачем человеку нос?

- Ответьте теперь, на вопрос:  «Важно ли всегда дышать  правильно, особенно в период эпидемии гриппа, и как это нужно делать?»

(дышать надо через носовую полость, потому что воздух в ней очищается от пыли,  согревается и обеззараживается)

Итак, получили ли вы ответы на свои вопросы, поставленные вначале урока?  (да)

6. Подведение итогов.

Выводы:

 - Воздух, вдыхаемый и выдыхаемый отличается по количеству содержащихся в нём кислорода и углекислого газа.

-  Дыхательные движения (вдох и выдох) обеспечивают смену воздуха в легких.

- Воздух поступает в легкие благодаря расширению грудной полости  и выходит при её сжатии.

- В дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы и диафрагма.

- Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, возникающим каждые 4 секунды в дыхательном центре продолговатого мозга. Вдох рефлекторно вызывает выдох, а выдох вызывает вдох.

- Физическая нагрузка влияет на частоту дыхательных движений.

- Дышать всегда нужно правильно, - через носовую полость.

7. Оценка учащихся за урок………………………

8. Домашнее задание п. 28 стр 142-143.

Решите задачу (раздаточный материал):

Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4% углекислого  газа, определите, сколько ученик выделяет углекислого газа в 1 минуту, в 1час, сколько – все учащиеся класса в 1 час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Механизмы вдоха и выдоха

Данный урок биологии разработан с учётом всех требований Государственного образовательного стандарта. Разработк аурока окажет помощь педагогам общеобразовательных учреждений....

Конспект урока по теме "Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникативных технологий (кабинет 3D)...

Разработка урока на тему: «Механизмы вдоха и выдоха».

Разработка урока на тему: «Механизмы вдоха и выдоха»....

конспект урока "Механизмы вдоха и выдоха.Регуляция дыхания.Охрана воздушной среды"

ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, п...

Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.

Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные...

"Механизм вдоха и выдоха"

Разработка урока по биологии в 8 классе....