урок по биологии в 7классе "Тип Членистоногие"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Внутреннее строение, развитие, размножение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение и развитие насекомых.

Система понятий урока: рудименты, переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь, надкрылья, бескрылость, дифференциация, специализация, мышечные пучки, фасеточные глаза, трубковидное «сердце», гемолимфа, система трахей, дыхальца, воздухоносные трубочки, симбиотические организмы, мальпигиевы сосуды, семенники, семяпроводы, семяизвергательный канал, яичники, яйцеводы, влагалище, постэмбриональное развитие, метаморфоз, личинка, имаго, куколка, сезонный цикл.

Задачи: рассмотреть особенности организации насекомых; выявить усложнения строения систем органов в ходе эволюции; сформировать понятие о половом диморфизме, внутреннем оплодотворении и его преимуществах; познакомиться с типами постэмбрионального развития насекомых; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работать с натуральными объектами, микропрепаратами и микроскопами.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций.

Средства наглядности: натуральные: коллекция насекомых, влажные препараты майского жука; изобразительные: таблицы с изображением строения насекомых, их многообразие, рисунки из учебника и других книг, кинофрагмент про насекомых из фильма «Империя чужих: Насекомые» (1 серия, производство BBC).

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

Тестирование учащихся по темам «Тип Моллюски», «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные и Класс Паукообразные». Тест составлен в 2-х вариантах и рассчитан на 5 минут (нужно определить верно ли то или иное утверждение).

III. Изучение нового материала.

Класс Насекомые включает более 1 миллиона видов животных, обитающих на земле, под землёй, в воздухе и воде. Произошли насекомые от древних членистоногих, напоминающих современных многоножек. Об этом свидетельствует тот факт, что строение личинок многих насекомых – гусениц – имеет много общего с древними многоножками. Такое огромное количество видов насекомых возникло в связи с эволюцией наземной растительности. Апогея в своём развитии  насекомые как растительноядные животные и опылители достигли после возникновения покрытосеменных растений. Большинству насекомых присуща способность к полёту.

Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого (майский жук)» (рабочая тетрадь, стр. 54-55).

Тело насекомого, как и у всех членистоногих, покрыто хитиновым покровом, выполняющего роль наружного скелета. Тело их чётко разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко. Голова состоит из слившихся сегментов, членики груди и брюшко более или менее чётко различимы. Голова и грудь несут конечности, брюшко иногда сохраняет лишь недоразвитые конечности, то есть их рудименты. На голове находится рот, пара сложных глаз. Голова несёт четыре пары придатков, образующих ротовой аппарат. Имеется на верхней стороне головы пара усиков (антенн). Грудь состоит из трёх сегментов, называемых передне-, средне- и заднегрудь. Сегменты груди несут три пары ходильных конечностей. В связи с условиями обитания, в которых живёт тот или иной вид насекомого, конечности могут претерпевать значительные изменения: бегательные ноги (жуки, тараканы), прыгательные ноги – бедро и голень задней пары ног сильно вытягиваются (кузнечики), роющие ноги – все ноги укорачиваются, становятся массивными и вооружены хитиновыми зубцами (медведки), плавательные конечности – ноги сплющены в виде весла и снабжены густым рядом упругих гребных волосков (жуки-плавунцы). Характерная особенность насекомых – способность к полёту и наличие на средне- и заднегруди одной или двух пар тонких двухслойных крыльев, которые представляют собой складки стенок тела. В различных отрядах насекомых передние и задние крылья развиты по-разному. У стрекоз обе пары крыльев развиты одинаково, у жуков передняя пара крыльев преобразована в защитные приспособления – толстые и твёрдые надкрылья (задние крылья складываются и прячутся под надкрылья, задние крылья в основном и участвуют в полёте у жуков). Движение крыльев насекомых – результат особого сочленения крыла с туловищем и действия специальных крыловых мышц. У насекомых, ведущих паразитический образ жизни, крылья исчезли – бескрылость. Количество сегментов брюшка у различных насекомых варьирует.

Мышечная система (мышечные пучки) насекомых хороша развита, отличается высокой степенью дифференциации и специализации отдельных её элементов.  

Нервная система построена по типу брюшной нервной цепочки. Центральная нервная система включает головной мозг (надглоточный нервный узел, состоящий из переднего, среднего и заднего отделов), подглоточный нервный узел и брюшную нервную цепочку из парных нервных узлов – ганглиев.

Органы чувств хорошо развиты у насекомых. Они могут воспринимать самые различные раздражения: механические, химические, зрительные, звуковые. Многие насекомые сами способны издавать звуки. Глаза фасеточного строения. Имеются и простые глазки у некоторых групп насекомых.

Кровеносная система насекомых не замкнута: кровь движется как по сосудам, так и по участкам полости тела. Имеется трубковидное «сердце» над кишечником. Гемолимфа насекомых представляет собой бесцветную или желтоватую жидкость, снабжающую ткани и органы насекомого питательными веществами.

Органами дыхания у насекомых служит сложная система трахей. По бокам средне, заднегруди и на сегментах брюшка находится до 10 пар отверстий – дыхалец. Воздухоносные трубочки пронизывают всё тело и доставляют кислород непосредственно к тканям и клеткам, как бы заменяя собой кровеносные сосуды.

Пищеварительная система начинается с ротового отверстия, далее следует  глотка, пищевод, желудок. Из желудка пища попадает в кишку, где имеются симбиотические организмы (простейшие, бактерии). Непереваренные остатки пищи удаляются через анальное отверстие. Насекомые приспособлены к различным источникам питания.

Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, трубчатыми канальцами, являющимися слепыми выростами кишечника. По мальпигиевым сосудам излишки жидкости поступают в просвет кишки и выводятся наружу.

Насекомые раздельнополы. Половые железы парные. У самцов в брюшке расположены семенники, от которых отходят семяпроводы, впадающие в семяизвергательный канал. Яичники самок открываются в яйцеводы, которое ниже соединяются во влагалище. Оплодотворение внутреннее. Постэмбриональное развитие насекомых протекает либо без превращений, либо с неполным или полным метаморфозом. При прямом развитии, характерным для низших насекомых, из яйца выходят особи, отличающиеся от взрослых малыми размерами и недоразвитыми половыми органами. При неполном превращении (кузнечики, саранча) из яиц появляются личинки с чертами взрослого организма – имаго. Личинки претерпевают несколько линек и превращаются в имаго, не проходя стадии куколки. При полном превращении (бабочки) из яйца выходит личинка (гусеница), которая со временем превращается в куколку. Из куколки после кардинальной перестройки организма выходит взрослое насекомое – имаго. Стадии развития у насекомых строго приурочены к определённому сезону года: это явление получило название сезонного цикла.

IV. Закрепление изученного.

Тело насекомых состоит из трёх отделов (голова, грудь, брюшко). На голове располагаются одна пара сложных глаз, иногда простые глаза, ротовой аппарат, образованный видоизменёнными конечностями, усики. Грудь несёт три пары ходильных ног, у большинства – крылья. Дыхание осуществляется с помощью трахей, пронизывающих всё тело. Кровеносная система незамкнута. Развитие у многих форм сопровождается сложным превращением личиночной стадии во взрослый организм. По образу жизни встречаются: летающие, бегающие, роющие и плавающие насекомые.

V. Домашнее задание.

Изучить текст учебника; закончить оформление лабораторной работы; почитать дополнительную литературу; изучить материалы о размножении и развитии насекомых; подобрать стихи, рассказы, басни о насекомых.

 

 

1 вариант

1. Тело моллюсков состоит из туловища и ноги.

2. Органы дыхания моллюсков – жабры, у наземных – лёгкие.

3. Кровеносная система моллюсков замкнутая.

4. Моллюски преимущественно раздельнополые животные.

5. Членистоногие имеют сегментированное тело и членистые конечности.

6. Тело речного рака состоит из головы, груди и брюшка.

7. Кровеносная система ракообразных не замкнута.

8. Выделительная система ракообразных представлена мальпигиевыми сосудами.

9. Тело паука состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

10. Органы дыхания паукообразных представлены только легочными мешками.

 

 

 

2 вариант

1. Наружный слой раковины моллюсков образован тончайшими известковыми пластинками.

2. Нервная система моллюсков разбросанно-узлового типа.

3. Органы выделения моллюсков – почки.

4. Тело двустворчатого моллюска состоит из головы, туловища и ноги.

5. Тип Членистоногие включает ракообразных, паукообразных и насекомых.

6. Хитин – это минеральное вещество.

7. Нервная система ракообразных построена по типу брюшной нервной цепочки.

8. У речного рака однокамерный желудок.

9. Паукообразные лишены усиков.

10. Пищеварение у паукообразных внутриполостное.

 

 

УРОК №7

Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Система понятий урока: первичнобескрылые, крылатые, полиморфизм, ногохвостка, камподея, сахарная чешуйница, муравьи, термиты, тутовый шелкопряд, наездник, общественные насекомые, постэмбриональное развитие, метаморфоз, личинка, имаго, куколка, сезонный цикл.

Задачи: познакомиться с многообразием насекомых; выявить черты примитивного строения у первичнобескрылых и черты усложнения у крылатых; установить роль насекомых в природных сообществах и значение их для человека; продолжить формирование умений работать с рисунками, таблицами, натуральными объектами; анализировать, обобщать.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций.

Средства наглядности: натуральные: коллекция насекомых; изобразительные: таблицы с изображением насекомых разных отрядов, рисунки из учебника и других книг, кинофрагменты про насекомых различных отрядов из фильма «Империя чужих: Насекомые» (производство BBC).

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

Индивидуальный опрос учащихся по вопросам: Из скольких отделов состоит тело насекомого, назовите эти отделы? Какие органы расположены на голове насекомого? Расскажите о строении груди насекомого? Сколько пар конечностей она несёт? Как устроены конечности насекомых? Какие типы конечностей встречаются в мире насекомых? Охарактеризуйте крылья насекомых? Какие виды крыльев бывают, чем они отличаются и их функция? За счёт чего происходит движение крыльев насекомого? Как устроена нервная система насекомых? Какие органы чувств имеются у насекомых? Что такое гемолимфа и в чём её функция? Как дышат насекомые? Перечислите органы пищеварительной системы насекомого? Что такое мальпигиевы сосуды? А теперь дайте общую характеристику классу насекомых?

III. Изучение нового материала.

Насекомые раздельнополы. Половые железы парные. У самцов в брюшке расположены семенники, от которых отходят семяпроводы, впадающие в семяизвергательный канал. Яичники самок открываются в яйцеводы, которое ниже соединяются во влагалище. Оплодотворение внутреннее. Постэмбриональное развитие насекомых протекает либо без превращений, либо с неполным или полным метаморфозом. При прямом развитии, характерным для низших насекомых (ногохвостка, камподея, сахарная чешуйница), из яйца выходят особи, отличающиеся от взрослых малыми размерами и недоразвитыми половыми органами. При неполном превращении (кузнечики, саранча) из яиц появляются личинки с чертами взрослого организма – имаго. Личинки претерпевают несколько линек и превращаются в имаго, не проходя стадии куколки. При полном превращении (бабочки) из яйца выходит личинка (гусеница), которая со временем превращается в куколку. Из куколки после кардинальной перестройки организма выходит взрослое насекомое – имаго. Стадии развития у насекомых строго приурочены к определённому сезону года: это явление получило название сезонного цикла.

Класс Насекомые делится на два подкласса: Первичнобескрылые, или Низшие, насекомые и Крылатые, или Высшие, насекомые.

Подкласс Первичнобескрылые насекомые включает следующие отряды: Бессяжковые, Ногохвостки, Двухвостки, Щетинохвостки. Для всех этих насекомых характерен прямой тип развития, когда из яйца вылупляется особь, отличающаяся от взрослого насекомого лишь малыми размерами и недоразвитыми половыми органами. Первичнобескрылые участвуют вместе с другими почвенными обитателями в почвообразовательном процессе. Живут в почве, под камнями, в подвалах, погребах. Размеры их невелики.

Подкласс Крылатые насекомые включает следующие отряды: насекомые с неполным превращением: Прямокрылые, Тараканы, Богомолы, Термиты, Стрекозы, Пухоеды, Равнокрылые, Полужёсткокрылые, или Клопы, Вши, Подёнки; насекомые с полным превращением: Жёсткокрылые, или Жуки, Ручейники, Перепончатокрылые, Блохи, Чешуекрылые, или Бабочки, Двукрылые, или Комары и мухи.

Признаками, на основе которых учёные разделили насекомых на отряды, кроме типа развития, являются строение ротовых частей и характер строения крыльев.

Вторичнобескрылость у блох, вшей, пухоедов, – явление, связанное с паразитическим образом жизни. Они не только паразитируют на животных и человеке, но и могут являться переносчиками опасных заболеваний.

Отряд Бабочки, или Чешуекрылые. Их отличают от всех других насекомых по наличию чешуек на крыльях и по всему телу. Чешуйки – это видоизменённые волоски. Они часто различно окрашены. Из них на крыльях бабочек складываются причудливые и сложные рисунки. Бабочек характеризует сосущий ротовой аппарат, – у них имеется спирально завитой в покое длинный трубчатый хоботок. Во время приёма пищи бабочка расправляет длинный хоботок, погружая его вглубь цветка, и высасывает нектар. Поэтому бабочки входят в число основных опылителей цветковых растений. Из коконов тутового шелкопряда с древних времён человек научился получать шёлк.

Животные из отряда Комары и мухи имеют колюще-сосущий и лижущий ротовой аппарат, у них имеется передняя пара крыльев, задние крылья превращены в небольшие придатки, органы равновесия, – жужжальца. Многие мухи, комары, оводы являются не только паразитами животных и человека, но и переносчиками опасных заболеваний.

Отряд перепончатокрылые характеризуется наличием у насекомых двух пар перепончатых крыльев и грызуще-лижущим ротовым аппаратом. Сюда относятся муравьи, пилильщики, наездники, шмели, шершни, осы, пчёлы. Муравьи, пчёлы – это общественные насекомые. Для них характерно явление полиморфизма, когда особи одного вида имеют внешние различия в зависимости от выполняемых функций в семье. Перепончатокрылые – опылители цветковых растении. Пчёл человек разводит с целью получения мёда, ряда лекарственных препаратов (прополис) и воска.

Отряд Жуки характеризуется тем, что у насекомых этого отряда имеются жёсткие надкрылья и тонкие двухслойные задние крылья. Жуки истребляют многих вредных насекомых, являются санитарами природы. Много среди них и растительноядных видов, приносящих вред сельскому хозяйству.      

IV. Закрепление изученного.

Насекомые – самый многочисленный класс животных, их известно более миллиона видов. Класс Насекомые делится на два подкласса: Первичнобескрылые, или Низшие, насекомые и Крылатые, или Высшие, насекомые. Признаками, на основе которых учёные разделили насекомых на отряды, кроме типа развития, являются строение ротовых частей и характер строения крыльев. Насекомые являются важным звеном в цепях питания, насекомые участвуют в почвообразовательных процессах, насекомые являются опылителями цветковых растений. Среди насекомых много паразитов, переносчиков опасных заболеваний, вредителей сельского хозяйства. Многие виды насекомых одомашнены человеком и используются в хозяйственной деятельности.

V. Домашнее задание.

Изучить текст учебника; почитать дополнительную литературу; повторить тему «Кишечнополостные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".

Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых,  выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...

Урок по биологии 7 класс. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак.

Задачи: 1)познакомить учащихся с многообразием ракообразных, сформировать знания о среде обитания             2) обобщить знания учащихся об...

Дидактический материал по биологии. Тема: "Тип Членистоногие. Класс Насекомые"

Дидактический материал по биологии. Тема: "Тип Членистоногие. Класс Насекомые"...

Презентация по биологии на тему "Членистоногие" 7 класс

Многообразие видовСтроениеВнутреннее строениеРазмножениеКровеносная системаНервная системаПроисхождениеОбитание...

Презентация по биологии 7 класс "Членистоногие"

Необычне животные на качественных фотографиях...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему «Происхождение и особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные»

Тип урока: открытие новых знанийЦель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.Задачи:1)      научиться  называть признаки представит...

презентация к открытому уроку по биологии в 7 классе по теме Членистоногие

хороший материал для урока общая характеристика членистоногих и ракообразных...