Биогеоценоз. Сообщества. Экосистемы.
презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме

Щур Наталья Кузьминична

 Сообщества. Экосистемы. Презентация к уроку о биогеоценозе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon biogeotsenoz.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материал подготовила и провела учитель биологии МОУ СОШ пос.Жилино Щур Наталья Кузьминична Основы экологии. Экосистемы

Слайд 2

Задачи: Дать характеристику биоценозу и экосистеме; функциональным группам живых организмов в биогеоценозе, показать их взаимосвязь.

Слайд 3

Биогеоценоз, экосистема Живые организмы в природе объединены в сообщества, приспособленные к определенным условиям существования. Такое сообщество взаимосвязанных живых организмов, называют биоценозом , а совокупность всех абиотических факторов, определяющих условия их существования называют биотопом . Биоценоз и биотоп образуют биогеоценоз . Термин биогеоценоз в 1942 г. был предложен академиком В.Н.Сукачевым, под биогеоценозом понимают устойчивую, саморегулирующуюся систему, образованную живыми организмами, приспособленными к совместной жизни на определенной территории с более или менее однородными условиями существования .

Слайд 4

Биогеоценоз, экосистема Одновременно английским ботаником А.Тенсли был предложен термин экосистема . Под экосистемой он понимал и каплю воды с микроорганизмами, в ней обитающими, и аквариум, и природный водоем и планету Земля. Многие ученые ставят знак равенства между понятиями биогеоценоз и экосистема. Но многие не считают эти термины синонимами, понимая под биогеоценозом конкретное, исторически сложившееся природное сообщество, а экосистема — понятие более размытое, «безразмерное». То есть любой биогеоценоз является экосистемой, но не всякая экосистема может считаться биогеоценозом.

Слайд 5

Характеристика биогеоценоза. Источник энергии Для существования любого биогеоценоза необходима энергия . Источником энергии для большинства биогеоценозов является солнечный свет , энергия которого используется для синтеза органических соединений из неорганических веществ.

Слайд 6

Некоторые экологические системы существуют в полной темноте (морское дно, куда не доходит солнечные свет, пещеры). Источником энергии для их существования будет попадающее в эту экосистему органическое вещество погибших или живых организмов. Кроме того, некоторые экосистемы существуют за счет хемоавтотрофных организмов , способных образовывать органическое вещество, используя энергию окисления неорганических соединений . Характеристика биогеоценоза. Источник энергии

Слайд 7

Все живые организмы экосистемы по способу получения энергии делятся на автотрофов и гетеротрофов . Автотрофы способны образовывать органическое вещество, используя неорганический источник углерода и энергию света ( фотоавтотрофы ) или энергию окисления неорганических веществ ( хемоавтотрофы ). Гетеротрофы используют энергию окисления органических веществ и используют органические источники углерода. Характеристика биогеоценоза. Источник энергии

Слайд 8

Функциональные группы организмов в сообществе Основу биоценоза составляют автотрофные организмы — продуценты (образователи) органического вещества. Сообщество растений называют фитоценозом , животных — зооценозом . В процессе фотосинтеза происходит образование органического вещества, за счет которого питаются гетеротрофы.

Слайд 9

Функциональные группы организмов в сообществе Гетеротрофные организмы делятся на две группы: консументы — потребители и редуценты — разрушители органического вещества. Консументы 1-го порядка — растительноядные, консументы 2-го порядка — плотоядные животные, консументы 3-го порядка — хищники .

Слайд 10

Функциональные группы организмов в сообществе Редуценты разлагают органическое вещество до углекислого газа и минеральных веществ, замыкают круговорот биогенных элементов в природе. Мелкие животные, питающиеся неживыми органическими веществами — дождевые черви, жуки-мертвоеды, навозники относятся к консументам—детритофагам.

Слайд 11

Функциональные группы организмов в сообщест ве Живые организмы биоценоза связаны в цепи питания . Простой пример пищевой цепи: растительность — насекомое, питающееся растительностью — хищное насекомое — насекомоядная птица — хищная птица.

Слайд 12

Функциональные группы организмов в сообществе Но растительноядное насекомое питается на нескольких видах растений, хищное насекомое — многими видами насекомых, насекомоядная и хищная птицы — многими видами животных. Таким образом, цепи питания образуют пищевые сети, сети питания .

Слайд 13

Функциональные группы организмов в сообществе Чем сложнее сети питания, чем больше видов в экосистеме, тем устойчивее данная экосистема. Назовите консументов 1-го и 2-го порядка в данной экосистеме.

Слайд 14

Функциональные группы организмов в сообществе Кто относится к редуцентам в данной экосистеме?

Слайд 15

Характеристика лесного биогеоценоза Источник энергии? Характеристика биоценоза: Продуценты? Консументы 1-го порядка? Консументы 2-го порядка? Консументы 3-го порядка? Редуценты? Цепи питания? Устойчивость биогеоценоза?

Слайд 16

Характеристика пресноводного биогеоценоза Источник энергии? Характеристика биоценоза: Продуценты? Консументы 1-го порядка? Консументы 2-го порядка? Консументы 3-го порядка? Редуценты? Цепи питания? Устойчивость биогеоценоза?

Слайд 17

Повторение Дайте определение биогеоценозу. Что такое биоценоз? Что такое биотоп? Какие организмы относятся к продуцентам? Кто относится к продуцентам в данной экосистеме? Назовите консументов 1-го порядка в данной экосистеме. Какие организмы можно отнести к консументам 2-го порядка? Какие организмы относятся к редуцентам? Какие редуценты изображены на рисунке? Сколько ярусов у растений данного биогеоценоза? Каково отношение к свету у растений различных ярусов?

Слайд 18

Повторение Перечислите основных продуцентов пресноводного водоема. Назовите консументов первого и второго порядка водоема. Какие организмы относятся к редуцентам водоема? Составьте цепь питания в данном водоеме, состоящую из 5 звеньев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

Учебные элементы к модульному уроку....

Презентация "Сообщество, экосистема, биогеоценоз. 9 класс"

Презентация для проведения урока по теме  "Сообщество, экосистема, биогеоценоз" в 9 классе....

Тест по теме "Сообщество, экосистема, биогеоценоз" 9 класс

Удобный тест для проверки знаний учащихся по пройденной теме "Сообщество, экосистема, биогеоценоз", содержит осоновные понятия, рассчитан на 10 минут...

Методическая разработка урока: Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме

Методическая разработка урока: "Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме"...

Сообщество. Экосистема. Биоценоз. Биогеоценоз.

Сообщество. Экосистема. Биоценоз. Биогеоценоз.   Использовать на уроках биологии в 7 классе для проверки знаний. В 9 классе можно для атуализации знаний....

Технологическая карта урока в 6 классе по теме Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме

Урок с применением карт понятий  в 6 классе  по теме "Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме"...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Замечательная презентация! Обязательно воспользуюсь на своих уроках.