Технологическая карта урока в 6 классе по теме Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме
учебно-методический материал по биологии (6 класс)

Урок с применением карт понятий  в 6 классе  по теме "Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название предмета:   Биология

Класс : 6 

Дата: 12 мая 2021г

№ урока:

Тема урока: Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме

Цели урока

 Способствовать формированию представлений о природном сообществе (биогеоценозе), экосистеме, биотопе  и структуре природного сообщества.

Образовательные: познакомить учащихся с природными сообществами, раскрыть причины их появления в природе, показать структуру сообщества и роль каждого ее звена, сформировать понятие о биогеоценозе как совокупности живых организмов и абиотических условий среды на определенной территории 

Развивающие:  развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.   Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Основные термины и понятия:  природное сообщество (биогеоценоз), экологическая система (экосистема),  круговорот веществ и поток энергии, биотоп

Межпредметные связи: география

Формы работы на уроке:  индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, словесно-логический, частично-поисковый, самостоятельная работа с  учебником

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение, карта понятий.

Оборудование:  таблицы: «Природное сообщество», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Растения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», гербарии растений, характерных для различных растительных сообществ.

Наглядность:  презентация, таблицы, фотографии местных пейзажей луга, леса, реки. ИКТ.

УУД

Личностные:  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; формирование ответственного отношения к учению; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, отбирать  необходимую информацию, ее структурировать,  делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности, управление познавательной и учебной деятельностью  посредством постановки целей, планирования, контроля.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: освоение знаний о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме, ознакомление с приспособленностью живых организмов  к жизни в условиях определенного сообщества.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, сохранять  мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, формирование навыка смыслового чтения.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание

Виды деятельности

Формируемые УУД

Планируемые результаты

учителя

обучающихся

I

Орг.момент

Приветствие учеников, готовность к уроку.

Приветствие учителя.

II

Мотивация к учебной деятельности

Фронтальная и индивидуальная

На доске размещены таблица «Природное сообщество», «Растения елового леса» и гербарные экземпляры некоторых растений, произрастающих в еловом лесу.

 - Что изображено на таблице?

 - Почему именно эти организмы изображены?

Отвечают на вопросы

 - на таблице изображен еловый лес, в котором произрастают ель, пихта, лиственница, черника, обитают куницы, глухари, зайцы лоси.

 - в тайге определенные условия, от которых зависит видовой состав

Личностные: опора на жизненный опыт.

Регулятивные: определение темы урока

высказывать суждения, ознакомление с приспособленностью живых организмов  к жизни в условиях определенного сообщества.

III

Актуализация знаний.

Фронтальная и индивидуальная

актуализация знаний учащихся о жизни растений, животных в природе, о типах взаимоотношений

формулирование темы урока

- Какие растения преобладают в природных условиях нашего края?

 

- Какие взаимоотношения существуют между организмами в природе?

 - Какова тема урока?

что будем изучать сегодня на уроке

Приходят к выводу, что организмы в природе существуют не одиночно, а совместно, взаимодействуя друг с другом. образуют комплексы - сообщества

  - Складываются разнообразные взаимоотношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм и др.

- Формулируют тему урока "Природное сообщество"

Личностные–проявление интереса к новому содержанию.

Регулятивные – участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение.

Коммуникативные – выражать свои мысли.

высказывать суждения, ознакомление с приспособленностью живых организмов  к жизни в условиях определенного сообщества.

IV

Принятие учебных целей и условий их достижения

Фронтальная и индивидуальная

Работа с учебником

Постановка цели урока

Правильно сегодня на уроке мы будем изучать природные  сообщества.

Посмотрите как сформулирована тема в учебнике (параграф 30, стр.159),запишите тему в тетрадь

 -  почему в теме между природным сообществом и биогеоценозом стоит тире? Эти понятия означают одно и тоже? Или есть разница? И что такое экосистема?

 

 - Какая  цель сегодня стоит перед нами на уроке?

 - что мы можем изучить в природном сообществе?

Читают и записывают тему урока в тетрадь

"Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме"

Высказывают свое мнение

Формулируют цель:

Изучить природное сообщество, причины возникновения, структуру, условия и взаимосвязи в сообществе

Личностные–проявление интереса к новому содержанию.

Регулятивные – участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение.

Познавательные – находить отличия, сходства.

Коммуникативные – выражать свои мысли.

высказывать суждения, умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

V

Изучение нового материала

Работа с учебником наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Групповая

Выполнение записей в тетради.

С помощью учебника п.30 стр 159-161, таблиц, рисунков, схем, дополнительной информации, выполните задания в группах

1 группа: выясните, что такое природное сообщество, какими свойствами обладает, из каких состоит компонентов, приведите примеры.

Составьте схему(карту понятий), подготовьте выступление группы по заданию

2 группа: : выясните, что такое биогеоценоз, какими свойствами обладает, из каких состоит компонентов, приведите примеры.

Составьте схему(карту понятий), подготовьте выступление группы по заданию

3 группа: выясните, что такое экосистема, какими свойствами обладает, из каких состоит компонентов, приведите примеры.

Составьте схему(карту понятий), подготовьте выступление группы по заданию

На рабочих листах указаны страницы в учебнике, приведены рисунки, схемы, определения.

Представление результатов работы в

группах, корректировка, запись схем в рабочие тетради,

 сравнение понятий природное сообщество, биогеоценоз и экосистема, составление схемы, отражающей взаимосвязь между этими понятиями

Выбор наиболее удачной схемы и запись схемы в тетрадь

 для начала разберемся что же такое природное сообщество, биогеоценоз и экосистема.

Для этого организуем работу в группах.

(организует работу в группах, руководит, направляет)

Приглашаю 1,2 и 3 группы для представления результатов работы в группах

Продолжите работу в группах, сравните понятия природное сообщество, биогеоценоз и экосистема, составьте  схемы, отражающей взаимосвязь между этими понятиями

Что у вас получилось? Как взаимосвязаны эти понятия?

Какая наиболее удачная? Почему?

Выполните схему в тетради.

Работают а группах составляют схему (карту понятий)

Представляют результаты работы, схемы размещают на доске,

1 группа: природное сообщество, обладает свойствами: конкретные (определенные) природные условия;

состоит из компонентов:

сообщество разных живых организмов (определенные растения, животные, бактерии, грибы),

абиотические факторы (определенные природные условия)

определенная территория

Примеры: луг, болото, степь

2 группа: биогеоценоз,

 обладает свойствами: взаимосвязан круговоротом веществ и потоком энергии,

своеобразие видового состава;

состоит из компонентов:

растительное сообщество (однородная растительность),

участок суши (территория),

определенные однородные абиотические условия среды

Примеры: сосновый бор, дубрава, березняк

3 группа: экосистема,

 обладает свойствами: единство компонентов и их взаимодействие;

состоит из компонентов:

взаимосвязанных живых организмов и  абиотических условий среды

Примеры: муравейник, мировой океан

сравнивают, составляют схемы,

представляют

результаты работы,

Выбирают, высказывают аргументы, рисуют в тетради

Взаимосвязь между этими понятиями сложная. Природное сообщество = биогеоценоз. Каждый биогеоценоз = экосистема, но не каждая экосистема = биогеоценоз. Можно выделить несколько уровней экосистем:

Экосистема 1 уровня - крупная (мировой океан, биосфера), 2 уровня - средняя (природное сообщество болота, пруда, биогеоценоз - ельник, березняк)), 3 уровня - мелкие (экосистема лужи, гниющего пня, муравейника).

Познавательные:

извлечение необходимого материала из текста

Познавательные – находить отличия, сходства.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе информации

Логические уд. (построение логических рассуждений и доказательств )

Регулятивные:

контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование; Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: опора на жизненный опыт

освоение знаний о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме, ознакомление с приспособленностью живых организмов  к жизни в условиях определенного сообщества.

Высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, сохранять  мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, формирование навыка смыслового чтения.

VI

Физминутка

Определите что является биогеоценозом, что экосистемой.

Если назван биогеоценоз - наклонитесь влево, экосистема - вправо

Называет примеры

биогео-ценозов

и эко-систем:

дубрава, ельник, березовая роща, болото травянистое

болото сфагновое

ивняк

тундра моховая

тундра лишайниковая

березняк

лес тропический

лес сосновый

лужа,

гниющий пень, аквариум

биосфера

муравейник,

ферма

тундра,

мировой океан,

капля прудовой воды, луг, лес

Определяют и выполняют наклоны

наклон

 влево

наклон вправо

дубрава, ельник, березовая роща, болото травянистое

болото сфагновое

ивняк

тундра моховая

тундра лишайниковая

березняк

лес тропический

лес сосновый

лужа,

гниющий пень, аквариум

биосфера

муравейник,

ферма

тундра,

мировой океан,

капля прудовой воды, луг, лес

Личностные: опора на жизненный опыт

Регулятивные:

контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование;

освоение знаний о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме,

сохранять  мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу

Фронтальная

Словесно-логический наглядно-иллюстративный, частично-поисковый

Групповая

Структура природного сообщества на примере елового леса рассматривается

Формирование понятия биотоп

С помощью рисунка 141 Структура природного сообщества на стр. 161, и таблицы на доске

охарактеризуйте структуру природного сообщества елового леса

Условия среды в природном сообществе отличаются от условий среды за его пределами, как вы думаете, почему?

_ Верно! Т.о. формируется внутренняя среда природного сообщества, место обитания живых организмов или биотоп

биос -жизь

топос - место

Сформулируйте определение понятия БИОТОП

 - Биотоп или внутренняя среда прир. сообщества является своего рода ДОМОМ для его обитателей, а мы лишь гости в этом ДОМЕ

Поэтому мы должны соблюдать правила, принятые в в этом доме, чтобы не навредить его ЖИЛЬЦАМ  и условиям их обитания

-  Какие правила мы должны соблюдать в лесу?

Учащиеся характеризуют структуру природного сообщества елового леса с помощью рисунка 141 Структура природного сообщества на стр. 161,

Усл. нежив.прир.: темно, влажно, прохладно, отсутствует ветер, почвы дерново-подзолистые

Продуценты -создают орг.в-ва: ель, малина, черника

Консументы - поедающие орг. в-ва: глухарь, белка, куница, лось

Редуценты - перерабатывающие орг. в-ва до нерг. - грибы, жуки, черви, бактерии

  - обитатели сообщества влияют на среду, изменяя ее

подходят к определению понятия  "биотоп" - это внутренняя среда природного сообщества, место обитания живых организмов

https://images.ru.prom.st/607681939_w640_h640_komplekt-plakatov-prirodnye.jpg

VII

Закрепление

Фронтальная

Закрепление знаний о природном сообществе, о биогеоценозе как целостном природном сообществе, о структуре природного сообщества

В чем отличие биогеоценоза и экосистемы?

Как взаимосвязаны эти понятия?

Что входит в структуру природного сообщества?

Закончите предложение:

Лес и водоем имеют много общего, так как они.......

Отвечают на вопросы с помощью схем, составленных на уроке

........ представляют собой природные сообщества

Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: делать выводы

Личностные – устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

освоение знаний о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме,

сохранять  мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу

Высказывать суждения, анализировать связи, сопоставлять

VII

Домашнее задание

§ 30.На выбор задание с карточки

Слушают учителя и записывают задание. Получают инструктаж по заданию.

Личностные – оценивание собственного результата

VIII

Рефлексия

Дополнение

утверждений

Итак, биогеоценоз, или природное сообщество живых организмов и условий абиотической среды на определенной территории, проявляется в природе как единое целое. Существенным свойством биогеоценоза  является круговорот веществ. Названия «биогео-ценоз», «биосистема» и «экосистема» характеризует с разных позиций одно и то же явление – совокупность живых организмов и условий окружающей среды.

        Организует беседу с классом по вопросам

  1. Достигли ли мы цели урока?
  2. Что было главным на уроке?
  3. Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
  4. Что нового вы узнали?
  5. Что было интересным?
  6. Чему научились?

Лист самооценивания

Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания

1. Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________

2.  Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) ______________

3. Сегодня на уроке на научился (лась) лучше делать (что?) _____________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________

5. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________

6.  Осталось непонятным (что?) ____________________________

7.  Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) ___________

Регулятивные - выработка критериев, оценивание работы в группах, парах.

Личностные – устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, оценивать собственный вклад в работу группы.

Высказывать суждения, сохранять  мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу

https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/a15/a153c442dd43a45a88f75b919866173f.pdf

https://www.yaklass.ru/p/biologia/obschie-biologicheskie-zakonomernosti/osnovy-ekologicheskikh-znanii-13908/nadvidovye-biologicheskie-sistemy-13954/re-5662f786-ff91-4b3d-b3c1-a6a2ffecbb86

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока для 5 класса "Понятие о местоимении"

Конспект урока в 5 классе «Понятие о местоимении»...

Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс

ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс...

Технологическая карта урока в 9 классе "Дальний Восток: природные условия и ресурсы

Методическая разработка урока "Дальний Восток: природные условия и ресурсы" 9 класс с технологической картой...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии на тему «Природно – ресурсный потенциал мира» (практическое занятие) 8класс

Урок разработан на основе ФГОС. Цели урока:1. Формировать знания учащихся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умени...

Технологическая карта урока географии по теме: "Особо охраняемые природные территории"

Технологическая карта поможет при создании урока по теме ООПТ...

Методическая разработка урока: Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме

Методическая разработка урока: "Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме"...