Движение, как свойство живых организмов. Виды движений
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме

Щур Наталья Кузьминична

 

Открытый урок

Учителя биологии МБОУ СОШ пос.Жилино

Для муниципального конкурса «Учитель года 2006»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_uchitel_goda.plan_..doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Учителя биологии МОУ СОШ п.Жилино

Щур Натальи Кузьминичны

Для муниципального конкурса «Учитель года 2006»

Тема:   «Движение, как свойство живых организмов.

               Виды движений»

Задачи:

  1. Продолжить ознакомление школьников с движением животных за счет раскрытия особенностей передвижения многоклеточных животных обитающих в водной среде, наземной и воздушной средах;
  2. Продолжить формирование умений узнавать животных на рисунках и в учебнике;
  3. Развивать наблюдательность и воображение учащихся;
  4. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
  5. Пропаганда здорового образа жизни.

Оборудование: классная доска с темой урока « Движение как свойство живых организмов. Виды движений», эпиграф /крылатое выражение/ «Движение есть жизнь, без жизни нет движения», перья птиц, таблица в картинках о живых организмах, проживающих на нашей планете в разных средах обитания, таблица к заданию «Убери лишнее», незаконченная таблица к заданию «Продолжи схему», раздаточный материал: тексты «По дороге домой», фломастеры, карандаши, бумага для рисунка животного из будущего, тесты , учебники.

План и ход урока:

  1. Организационный момент. (Знакомство).
  2.  Цели и задачи, план урока. Форма урока – путешествие.
  3. Проверка знаний о движении организмов, разнообразии способов передвижения одноклеточных животных, об особенностях передвижения дождевого червя.
  4. Изучение нового материала.

Первый этап путешествия - водная среда.

  1.  Особенности передвижения животных в воде, черты приспособленности к плаванию. Передвижение рыб в водной среде, черты приспособленности к плаванию /учебник стр.100-101//фронтальная беседа/
  2.  Водоплавающие птицы, их приспособленность к плаванию./учебник стр.100-101/
  3. Реактивный способ передвижения морского гребешка и кальмара./учебник стр.100/
  4. Особенности передвижения китов и дельфинов в водной среде, отличающие их от плавания рыб. /учебник стр.100-101/

Второй этап путешествия - воздушная среда.

4.5.  Общий план строения скелета птицы и его функции. /учебник стр.102, рисунок в рамочке/

  1. Полёт – основной способ передвижения большинства птиц и насекомых, черты их приспособленности к полету, изучение строения пера. /раздаточный материал: перья//учебник стр.102/
  2. Летучие мыши, особенности их строения, связанные с передвижением воздухе  /учебник стр.103/

Третий этап путешествия – наземная среда обитания

  1. Особенности движения пресмыкающихся. /учебник стр.104/
  2. Группы наземных млекопитающих (Пальцеходящие, стопоходящие и копытные),  скелет, способы и черты приспособленности их к движению./учебник стр.104-107/
  3. Отличие движения растений от передвижения животных. /учебник стр. 105/
  1. Закрепление знаний.
  1. Какие утверждения верны? (учебник Стр.108)
  2. Таблица живых организмов. /на доске.//5-8 уч-ся с места/ Назовите изображенные живые организмы и расскажите, как они передвигаются. Обратить внимание на движения человека, которые обеспечивают здоровый образ жизни.
  3. Физминутка /на стопы/
  4. Учитель: Эволюция в природе продолжается. Одни виды исчезают, другие появляются. Интересно, кого можно будет встретить на земле через несколько миллионов лет. Задание: Нарисовать животное, которого пока не существует в природе и предложить метод его передвижения. / 2 уч-ся, раздаточный материал : бумага, фломастеры, карандаши, работа за партой/
  5. Закончить  схему у доски о приспособлениях передвижения в разных средах обитания /1 уч-ся/
  6. Таблица-задание «Убрать лишнее». /1-3 уч-ся у доски/
  7. Фронтальная работа с классом - наблюдательность. /раздаточный материал/ В тексте нужно найти (в середине слова, в окончании одного и начале другого слова) названия животных и рассказать в какой среде они обитают, и какие приспособления у них есть для этого.

По дороге домой.

Возвращаясь, домой из зоосада в свой посёлок ребята шли самой близкой дорогой – через лес, около левого притока Банчурки – реки, в которой водилось много рыбы краснопёрки.                                                  Вот и знакомый амбар. Сбоку от него красовался ствол клёна. Вдруг из-за дерева выбежал какой-то зверёк прямо под ноги идущим.

  1. Брысь!- крикнул шедший впереди и отскочил в сторону.
  2. Опять туча заслонила солнце!- воскликнула его сестра, услышав отдалённый гром.
  3. Ну и дела!- сказал один мальчик.
  4. Не понимаю, что за шутка природы – гром в конце зимы.

Не успел он договорить, как все сразу бросились, спасаясь от дождя, к одной из амбарных стен. Откуда появились эти тучки так быстро? – добавил кто-то.

   

  1. Тест
  1. Растения способны перемещаться с места на место:

А. Да

     Б. Нет

В. Не знаю

  1. Человек пальцеходящее животное:

А. Да

     Б. Нет

В. Не знаю

  1. Способностью к полёту не обладают:

А. Воробьи

Б. Сойки

     В. Сайгаки

  1. Реактивный способ движения используют:

А. Птицы

Б. Кальмары

В. Волки

5.Быстрее  всех  бегает:

А. Лошадь

Б. Заяц

     В. Гепард

  1. Эвглена  передвигается  при  помощи:

     А. Жгутика

Б. Ложноножек

В. Ресничек

  1. Вопросы для проверки./ учебник стр.109/
  2. Итоги урока, оценки.
  1. Задание на дом. (стр.100-105чит. переск., понаблюдайте за особенностями движения ваших домашних животных и никогда их не обижайте)
  2. Обращение учителя:

                                                 Природа не жалеет ничего,

 даря свои бесценные дары

 и требует взамен лишь одного,

 чтоб люди были к ней добры.

8. Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме Строение и свойства живых организмов

Контрольная работа предназначена для учащихся 6 - х классов, изучающих биологию по учебнику Н.И.Сонина "Живой организм" .Проводится после изучения темы "Органы цветковых растений" В работе использован...

Контрольная работа №1 по остаточным знаниям за 6 класс по теме: "Строение и свойства живых организмов"

Контрольная работа с 4 разными заданиями. (С ответами)1 задание: "Тест" 20 вопросов с одним вариантом ответа.2 задание: "Определите части цветка" 3 задание: "Определите виды листьев"4задание: "На...

«Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов».

Данная презентация является вспомогательным материалом для вводного урока по  биологии. Биология (от греч. bios — жизнь, logos — наука) — наука о жизни, об...

Общие свойства живых организмов

общие свойства живых организмов...

Методическая разработка урока по теме: Уровни организации живого и основные свойства живых организмов""

Данный урок дает возможность расширить понимание обучающимися свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии....

Тест по теме «Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов». 9 класс

Тест по теме  «Многообразие  живого мира.Уровни организации и основные свойства живых организмов».9 класс...

Проверочная работа по теме «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов»

Данный дидактический материал по теме «Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов» рекомендуется для учащихся 9 классов. Материал включает карточки, на которые учащи...


 

Комментарии

Щур Наталья Кузьминична

Урок биологии, проведенный на конкурсе "Учитель года 2006"