"Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
План конспект урока по программе для основной образовательной школы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова. Учебник "Биология. Человек", 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Строение и функции органов дыхания.doc | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока биологии в 8 классе на тему:
«Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания»
Цель урока: Изучить строение и функции органов дыхания, значение дыхания для организма человека.
Образовательная задача: раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека, познакомиться со строением органов дыхания в связи с их функциями, процессом образования голоса, мерами профилактики заболеваний голосовых связок.
Развивающая задача: продолжить работу по изучению строения и функций организма человека, активизируя мыслительную деятельность и самостоятельное добывание знаний, умение связывать строение и функции организма.
Воспитательная задача: обратить внимание на бережное отношение к здоровью; своему и близких людей. Воспитывать чуткость и внимательное отношение к людям.
Оборудование: модель торса человека, таблицы «Органы дыхания, гортань», «Органы полости рта при дыхании и глотании».
Ход урока:
- Актуализация знаний
(Самостоятельная работа по карточкам по теме «Первая помощь при кровотечениях»)
2. Изучение нового материала
2.1. Понятие о дыхании. Беседа по вопросам:
Учитель: Ребята, мы закончили изучение главы «Кровь и кровообращение» А с какими системами органов тесно взаимосвязана эта система?
Ученик:С органами пищеварения, дыхания, выделения.
Учитель: А в каких органах происходит газообмен?
Ученик:В органах дыхания.
Учитель: А что называется дыханием?
Ученик:Организм живого существа получает кислород, для того, чтобы его использовать.
Учитель: А как?
Ученик:В процессах обмена веществ в клетках.
Учитель: Правильно. А как называются реакции присоединения кислорода?
Ученик:Реакции окисления.
Учитель: С какими веществами в живом организме взаимодействует кислород?
Ученик: С органическими: белками, жирами, углеводами.
Учитель: Коротко процесс дыхания можно записать вот так (запись на доске): Д: Кислород - Окисление - Углекислый газ.
Запишем в тетрадях: «Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа». . 2.2. Механизм дыхательного процесса. (Самостоятельная работа с последующим обсуждением)
Учитель: Расположите в правильной последовательности перечисленные ниже процессы:
а) поступление воздуха в легкие;
б) удаление воздуха из легких;
в) перенос кровью углекислого газа от тканей к легким;
г) перенос кровью кислорода от легких к тканям;
д) переход кислорода в капилляры, расположенные в легких;
е) поступление кислорода в тканевую жидкость;
ж) поступление кислорода в клетки тела человека;
з) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;
и) окисление органических веществ с освобождением энергии;
к) поступление углекислого газа в капилляры, расположение в тканях.
Ответ: а, д, г, е, ж, и. з, к, в, б;
(Дальше идет сравнение и разбор ответов)
2.3.Строение органов дыхания.(Беседа по вопросам)
Учитель: Органы дыхания состоят из воздухоносных путей. Они представлены на рис учебника. Изучите их расположение. (На доске вывешивается таблица «Строение органов дыхания» )
Учитель: Покажите их в таблице и назовите.
Учащийся вызывается к доске.
Учитель: Покажите их в модели торса человека.
Учитель: А теперь сделаем небольшую экскурсию по воздухоносным путям. Первая остановка - носовая полость
2.3.1.Строение носовой полости (Самостоятельная работа с текстом учебника на странице 79 первый абзац, далее биологический диктант для закрепления)
Учитель: А теперь устный биологический диктант: «Дышать нужно через нос, а не через рот. В носовой полости температура воздуха нагревается, Носовая полость выстлана слизистой оболочкой, покрыта многочисленными ресничками. Клетки носовой полости выделяют слизь, которая обезвреживает микробов и задерживает частички пыли».
Учитель: Крупные частички пыли вызывают рефлекс чихания и вместе с микроорганизмами сильным током удаляются из организма.
2.3.2.Строение и гигиена гортани. ( Рассказ учителя)
Учитель: Продолжим экскурсию по воздухоносным путям и сделаем следующую остановку в гортани Гортань расположена между носоглоткой и трахеей. Состоит из надгортанника, спереди покрыта щитовидным хрящом. Здесь расположены голосовые связки. Голосовые связки и воздухоносные пути защищаются надгортанником в момент глотания пищи, так как проход через верхние дыхательные пути и ротовую полость соединяются и чтобы пища не попала в трахею надгортанник закрывает проход с помощью мышц. Голосовые связки участвуют при издавании звуков. Могут сделать от 80 до 1000 колебаний в секунду. Возможности голосовых связок не ограничены. Об этом говорит следующий пример. Выдающийся оперный певец Федор Шаляпин имел природный дар исполнения . Он регулярно тренировал свои голосовые связки. Известный рассказчик Ираклий Андронников рассказывал о нем: «Будучи мальчишками, мы были наслышаны о голосовых связках Шаляпина. Мы прибегали за кулисы театра и просили его открыть и показать рот. Перед нами простиралось огромное пространство в глубину, подобное мне никогда не случалось увидеть». Человеческие способности безграничны. Но возможности нет. Голосовые связки нужно беречь. Нельзя громко кричать, можно сорвать голос. Вредно и курение, спиртные напитки и горячее питье.
2.3.3. Строение трахеи и бронхов.(Рассказ учителя с последующей самостоятельной работой)
Учитель: Все легкие состоят из пузырьков - альвеол, которые при вдохе наполняются воздухом, при выдохе уменьшаются, а чтобы поверхность не слипалась, имеется пленка, которая не дает смыкаться и обезвреживает микробы. В учебнике на странице 104 найдите сведения, которые предупреждают повреждение этой пленки.
3. Закрепление пройденного материала. (Беседа по вопросам)
3.1.Расположите последовательно органы образующие воздухоносные пути.
3.2.В чем проявляется связь строения и функций органов дыхания?
- Задание на дом: Изучить текст учебника на стр. 138-139 и ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания
Урок биологии в 8 классе. Комбинированный урок. Урок участвовал в конкурсе "Учитель года- 2008"...
Урок по биологии 8 класс "Строение и функции органов дыхания"
На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разн...
Разработка открытого урока «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания»
Урок по теме "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс....
"Строение и функции органов дыхания"
Разработка урока путешествия по органм дыхания....
Конспект урока "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс
Разработка урока с использование элементов проблемного обучения. по программе Понаморевой....
презентация к уроку "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания."
данная работа иллюстрирует работу на уроке. Ссылка на конспект урока: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/03/26/konspekt-uroka-dyhanie-ego-znachenie-stroenie-i-funktsii-organov...
Дидактические карточки по биологии на тему "Значения дыхания. Строение и функции органов дыхания" (8 класс)
Документ содержит карточки с вопросами по данной теме....