Конспект урока "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Разработка урока  с использование элементов проблемного обучения. по программе Понаморевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии: Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания

Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека;

установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи;

познакомить с гигиеной дыхательных путей;

развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи. 

Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”,  презентация к уроку (Приложение 1).

Тип урока
: урок-введение, знакомство с новым материалом. 

                                            Ход урока

  1. Организационный момент.

Просмотрите видеофрагмент, который поможет определить тему нашего урока. https://my.mail.ru/mail/onigen/video/438/458.html

Фильм «  Чудо строения дыхательной системы» ( 00 – 1.35)

Итак, тема нашего урока дыхание. Строение дыхательной системы.

  1. Актуализация опорных знаний.

  «Пока дышу – надеюсь» (Dum spiro, spero) – римский поэт Овидий.

Эта фраза станет эпиграфом к нашему уроку, т.к. дыхание действительно самая драгоценная и оберегаемая ниточка, от которой зависит наша жизнь.

Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.

Подробное определение:

Дыхание – это процесс поступления Ов клетки организма, участие Ов реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

А правильно ли названа дыхательная система? Предложите другой вариант названия.

1. Типы дыхания.

Различают внешнее и внутреннее дыхание.

А) внешнее дыхание: совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа. Внешнее дыхание осуществляется с помощью дыхательной системы у млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и других животных.

Б) клеточное дыхание (тканевое дыхание): использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток.

2. Функция дыхания.

 Сделайте вывод о функции дыхания

Учащиеся делятся на 3 группы, каждая из которых получает индивидуальное задание.

Решение задач:

А) Без пищи и воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить дольше 10 минут. Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может? В чём заключается функция органов дыхания?

Запишите в тетрадь: функция дыхательной системы сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из неё углекислый газ, т.е осуществлять газообмен.

Согласны ли вы с названием системы? Может предложите другое?

Б) Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких. Из перечня органов тела человека (правая колонка) выберите все части воздухоносного пути. Проверьте свой ответ.

Дыхательная система:  сердце, носовая полость, желудок, артерия, носоглотка, кровь, глотка, гортань, пищевод, трахея, бронхи, легкие

– Составьте схему дыхательной системы в тетради.

В) Используя знания, полученные при изучении курса «Зоология», вспомните и расскажите, у каких животных впервые появились органы дыхания? Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных? (слайды комментируются учащимися):

  • беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела;
  • у большинства насекомых появляется своеобразная дыхательная система – трахейная;
  • рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей;
  • с переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется: земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительное простое строение;
  • лёгкие птиц,  пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение.
  • По способу снабжения тканей организма кислородом различают кожное, трахейное, жаберное и лёгочное дыхание.
  • Эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути увеличения площади легочных перегородок, участвующих в газообмене, совершенствования транспортных систем доставки кислорода к клеткам, расположенных внутри организма, и развития систем , обеспечивающих вентиляцию органов дыхания.

   II. Изучение новой темы.

  Особенности строения органов дыхания.

1.Носовая полость

  1.Вот гора , а у горы

    Две  глубокие норы

    В этих норах воздух бродит

    То заходит, то выходит.

2 .Он  нужен для дыхания

Ещё для обоняния

Меж двух озёр стоит утёс

В нём две пещеры –это   ( - -  - )

 При нормальном дыхании человек дышит через нос. Подобно глазам, губам, ресницам нос – украшение лица, как бы критически мы к нему не относились. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте практически невозможно.

– «Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми да и вышвырни за окошко!» - так написал о носе Н.В.Гоголь.

– А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у его предков – человекообразных обезьян, его не было! Чтобы узнать об этом я вам предлагаю вам совершить необычное путешествие вместе с воздухом, который попадает в наш организм,  посмотреть видеофрагмент  (4.35-5.55) если есть время слизь (6.25-12.20)(Приложение 3).

– Итак, какую функцию играет нос? Какие особенности строения носа помогают справиться ему с данной функцией?

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется. 

-Представите, что у вас заложен нос. Что изменится в вашей жизни?

 обоняние (обыграть) и участие  в образовании звуков

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

Гигиена носового дыхания

На наши вопросы я попрошу кратко ответить нашего гостя, врача  лор

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом? 
Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему. 
Вопрос: Как вы считаете, почему из носа так часто идет кровь? 
Профилактика. Необходимо лечение у отоларинголога.

 В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения?


Опыт с двумя кроликами.
 Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему? 

  Гигиена носового дыхания

  1. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
  2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

Наблюдения

“Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Этот прием можно показать на испытуемом.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

2) носоглотка и гортань.

Но что же происходит  с воздухом дальше? Вместе с ним совершим свой путь  и мы.

– Какую функцию играет следующий орган дыхательной системы – носоглотка? Определите по названию органа.

 Внимание: мы пролетаем перекресток, где начинаются  два тоннеля – воздушный и пищевой. Воздушный начинается гортанью и имеет специальное приспособление -  надгортанник, который преграждает путь пиши в трахею.

 - Почему нельзя разговаривать во время еды? 

 Гортань выслана слизистой оболочкой и имеет множество рецепторов, которые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи или вредные газы. При этом возникаем кашель – усиленный выдох, благодаря которому полость гортани очищается.

! Воздух несется с огромной скоростью – до 960 км\ч.

Наблюдение

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать несколько глотательных движений. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта. 
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

Гигиена дыхания

  1. Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.
  2. При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.
  3.  Нельзя разговаривать во время приема пищи. Вспомните «Когда я ем, я глух и нем».

Образование звуков.

Сложность строения гортани обусловлена тем,  что она, помимо проведения воздуха, самым непосредственным образом участвует в голосообразовании. Итак, сейчас нам предстоит провести небольшое исследование, благодаря которому мы должны выяснить, как возникают звуки человеческой речи. Работа с учебником

– Какие особенности строения гортани помогают выполнять её функцию - образование звука?

-При каком положении голосовых связок и голосовой щели образуется звук?

- От чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин голос выше, чем у мужчин? Почему у детей голос тоже более высокий, чем у взрослых?.

Аудиофайл

- Сталкивались ли вы с этим в живом мире?( жук – муха)

- Какие органы ротовой и носовой полостей помогают в формировании звуков? Приведите примеры

- Почему у курящих людей голос становится хриплым и грубым, даже у женщин?

    У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). 

Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)

В головном мозге существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.
- Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту? 
Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

   Меры профилактики заболевания голосовых связок и гортани. (Рассказ учителя; самостоятельная работа учащихся по изучению строения гортани; беседа, составление памятки «Меры профилактики заболеваний гортани, голосовых связок»; видеоматериалы.)

 Гигиена голосового аппарата

Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат…

4) Трахея

А теперь мы несемся вниз по воздушной трубе, которая получила название трахея, что буквально с греческого означает «большая артерии». Древние анатомы приписывали, таким образом,  этим органам одинаковые функции. фильм (14.15-15.34)
 

Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. видео

5)Легкие фильм (15.57-30.00)

  В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой, грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Каково же строение легкого?

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыта легочной плеврой;

   Внутренне строение легкого

Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант, который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.
Отработанный сурфактант переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты.

  Гигиена дыхания

При легочных заболеваниях сурфактант может не выделяться, тогда альвеолы смыкаются и не участвуют в газообмене.

Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта.

  1. Общие выводы урока.

1. Дыхание– процесс обеспечения клеток кислородом , необходимый для биологического окисления , и выведения углекислого газа.

2. Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей (носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи) и лёгких.

В носовой полости воздух очищается, обеззараживается, увлажняется и согревается , в лёгких происходит газообмен.

Гортань является не только органом проведения воздуха, она участвует в голосообразовании.

Так верно ли название дыхательной системы?

  1. Закрепление изученного материала.

1) Расположите последовательно воздухоносные пути начиная с носовой полости.

    1. носовая полость.

    2.Трахея.

    3.Гортань.

    4..Носоглотка.

    5.Бронхи.

    6. Бронхиолы.

2)Найдите соответствие:

Орган

1. Носовая полость

2. Гортань

3. Трахея и бронхи

4. Легкие

5. Легочная и пристеночная плевра

Выполняемая функция

а) содержит жидкость, снижающую трение

б) увлажнение воздуха, задерживание пыли

в) обеспечивает свободное прохождение воздуха

г) образование звуков, рефлекторный кашель

д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану

 Составить синквейн по теме. Дыхание

Важное, внешнее, проводит, изменяет, обеспечивает,

Пока живу надеюсь. Газообмен.

V. Домашнее задание.

С. 138-141., заполнить таблицу. 

  • Приготовить сообщения: о влиянии табакокурения на органы дыхания,

о чистоте окружающего воздуха.

  • Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.
  • Провести практическое наблюдение «Определение частоты дыхания в разных ситуациях: сидя, лежа, стоя, после 10 приседаний, бега на уроках физкультуры. 


Литература:

  1. Единая коллекция ЦОР.
  2. Пепеляева О.В. Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биологгия. Человек», 8 (9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша, - М.: ВАКО, 2005.
  3. Семенцова В.Н. биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.
  4. Сонин Н.И. Сапин М.Р. Биология. 8 кл. человек: учебник для общеобр. Учебн. Заведений.- М.: Дрофа, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"

План конспект урока   по  программе для основной образовательной школы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова. Учебник "Биология. Человек", 8 класс....

. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания

Урок биологии в 8 классе. Комбинированный урок. Урок участвовал в конкурсе "Учитель года- 2008"...

Разработка открытого урока «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания»

Урок по теме "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс....

презентация к уроку "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания."

данная работа иллюстрирует работу на уроке. Ссылка на конспект урока: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/03/26/konspekt-uroka-dyhanie-ego-znachenie-stroenie-i-funktsii-organov...

Конспект открытого урока по теме: "Строение и функции органов дыхания."

Тема урока: "Строение и функции органов дыхания."Тип урока: изучение нового материала.Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.Цели урока: Образ...

План-конспект урока: "Строение и функции органов дыхания".

Урок  в  8 классе: конспект, презентация, инструктивные карточки, активные методы работы....