Игра "Грибное лукошко"
план-конспект урока биологии (6 класс) по теме

Данная разработка может быть исрпользована при проведении обобщающего урока по "Царство Грибы" на уроках биологии 6 класс, а также для подготовки внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gribnoe_lukoshko.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсно – развлекательное мероприятие «Грибное лукошко»

I. Грибы в загадках.

  1. Под сосною у дорожки
    Кто стоит среди травы?
    Ножка есть, но нет сапожек,
    Шляпка есть –
    Нет головы
    (гриб).

  1. Сбоку у грибочка –

           Бугорочек – почка,

           Бугорочек свалился –

           Новый гриб родился   (дрожжи)

  1. Вот лесная модница

           За народом гонится:

           То с бордовым,

           То с лиловым,

           Или с алым покрывалом

           У тропы появится -

           Хочет всем понравиться  (сыроежки).

  1. А вот кто-то важный
    На беленькой ножке,
    Он с красною шляпкой,
    На шляпке – горошки
     (мухомор.)

  1. Под осиной мужичок,

          На нем красный колпачок (подосиновик)

  1. Пока молода, она седа,

                                А постареет – вся почернеет (мукор)

  1. Зашёл мужик в сосняк,

          Нашел слизняк.

                               Бросить жалко, съесть сыро (масленок)

  1. Он бревном питается,

           За стену хватается,

          Он по стенке скачет,

         Бревна ест и плачет (домовой гриб)

  1. Есть гриб почти домашний -

                   Сажайте хоть на пашне,

                   Хоть под яблоней в саду,

                   Хоть у стежки на ходу   (шампиньон)

  1. Пришли пареньки,

           Присели на пеньки;

           Сидят гуртом –

           Не сгонишь кнутом  (опята)

  1. Весь грибок – с пчелиный бок,

                   А в нем подряд – и лекарство и яд

                   А растет на весу и совсем не в лесу (спорынья)

     12.Рано - рано весной, на полянке лесной,

У канавки глинистой, сел старик морщинистый:

Греется на солнце в сереньком суконце (сморчок)

  1. Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу (дрожжи)

  1. Конское копыто – к дереву привито (трутовик)

  1. Росла заячья картошка

Да не взял никто в лукошко;

А теперь прорвешь бочок –

Пыхнет темный табачок (дождевик)

  1. Выросли на палочке

Кисточки - метелочки,

Кисточки зеленые – лекари хваленые (пеницилл)

  1. Есть старуха вредная,

На ней шляпка бледная

А нога в ботинке,

На чулке пестринки

Вокруг ворота – пораспорото;

Кто к ней прикоснется

Тот не проснется (поганка)

  1. Это что за дело: просо обгорело!

И в метелках сажа,

И на листьях даже (головня)

  1. Из травки на опушке

Торчат свиные ушки,

А не видно свинки –

Ни боков, ни спинки (свинушка).

  1. Растут на опушке
    Рыжие подружки,
    А зовут их
    (волнушки).

  1. Из-под травки прошлогодней
    Вылезают на свободу
    Неразлучные сестрички –
    Рыжеватые
    (лисички).

  1. Царь грибов на толстой ножке –
    Самый лучший для лукошка.
    Он головку держит смело,
    Потому что гриб он
    (белый).

  1. Я в красной шапочке расту
    Под стройною осиною,
    Меня узнаешь за версту,
    Зовусь я
    (подосиновик).

  1. Вдоль лесных дорожек
    Много белых ножек
    В шляпках разноцветных,
    Издали заметных,
    Собирай, не мешкай, Это –
    (сыроежки).

  1. Он на толстой ножке белой.
    В яркой шляпке загорелой,
    Кто его в лесу найдет,
    Тот от радости поет.
    (Белый гриб).

  1. Красная шапочка
    С белым горошком,
    В фартучке белом,
    Высокая ножка,
    Внешне весьма
    Привлекательный вид,
    Помните все:
    Этот гриб ядовит
    (мухомор).

II Переставьте в словах буквы так, чтобы получились названия грибов.

к о н е м а с л  (масленок)

р и к ж ы  (рыжик)

с а ч л и к и (лисичка)

с и н п о к д о в о и  (подосиновик)

III.Игра « Кто лишний? »

 

Груздь                         опята                        чага

Масленок                    шампиньон              трутовик

Моховик                      поганка                    спорынья

Подберезовик             белянка                    волнушка

IV Напишите названия грибов, заканчивающихся буквой «К», и буквой «А»

V. Словарь юного миколога

1. Гриб –.

2. Грибница -

3. Грибокорень -

4. Гифы –

5. Головня –

6. Дрожжи –

7. Микология –

8. Микориза -

9. Мицелий –

10. Мукор –

11. Паразиты –

12. Пеницилл –

13. Пенициллин –

14. Плодовое тело –

15. Сапротрофы –

16. Симбиоз –

17. Спора –.

18. Спорынья –

19. Трутовик –

20. Хитин –

VI.“Пословицы и поговорки о грибах”.

Люди всегда собирали шляпочные грибы, употребляли их в пищу в сухом, соленом, жареном виде. Они выручали их длинные зимние посты: рождественский и великий. Люди уважительно к ним относились и поэтому грибы часто упоминаются в пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки, где упоминаются грибы, вы знаете?

  1. Назвался груздем – полезай в кузов.
  2. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
  3. Без счастья в лес по грибы не ходи.
  4. Затянули дожди – груздей не жди.
  5. Человек не грибок в день не вырастет.
  6. Не поклоняясь до земли, и гриба не подымешь.
  7. Гриб быстро растет под дубом.
  8. Грибы в деревне родятся, а и в городе их знают.
  9. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
  10. Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.
  11. Гриб растет ночью.
  12. Грибы- не хлеб.
  13. Лучше рыжик, чем ничего.

VII.  Биологические задачи

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. Во время уборки урожая (хлеба) комбайнеры обнаружили, что некоторые колосья пшеницы похожи на обуглившуюся головешку. Зерновки превратились в черно-фиолетовые “рожки”. Что же произошло? Помогите разобраться в этом явлении.

3. Задача для “мозгового штурма”. Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое “доброжелательное соседство” грибов и деревьев.

4. Задача “мозговой штурм”. На Украине в 1996 году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?

5. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?

Пусть в нашем журнале будет страница, с помощью которой другие ученики смогут проверить свои знания по этой теме – тест, который я предлагаю и вам.

VIII. Тест по теме “Царство Грибы”

1. Грибы – широко распространены в почве... (воде, живых организмах, мертвых останках на стволах деревьев на поверхности металлических, резиновых изделий).

2. У грибов запасным питательным веществом является... (гликоген), а у растений... (крахмал).

3. Наука, изучающая грибы называется... (микология).

4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются... (гифами), а в сумме эти нити составляют... (мицеллий) гриба, или его грибницу.

5. Дрожжевой гриб размножается путем... (почкования).

6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат... (хлорофилла).

7. Пеницилл используют в медицине для получения... (пенициллина).

8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и... (шляпки и пенька).

9. Грибы размножаются тремя способами... (вегетативным, бесполым, половым).

10. По способу питания грибы можно разделить на две группы... (сапрофиты и паразиты).

11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха... (влага, тепло).

12. Взаимовыгодная связь двух организмов: гриба и дерева называют... (симбиоз).

13. В борьбе с паразитическими грибами используют... (ядохимикаты).

14. Грибы применяют...

IX. Памятка грибнику

  1. Старые плодовые тела не брать, могут быть ядовитыми.
  2. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь, так как среди них могут оказаться ядовитые.
  3. Когда собираешь грибы, нельзя разрывать мох около грибов, оказавшись под лучами солнца, грибница может погибнуть.
  4. Грибы срезают ножом, чтобы не повредить нити грибницы.
  5. Если нет ножа, осторожно раскачать плодовое тело и вытянуть, а ямку засыпать землей.
  6. В грибах накапливаются вредные вещества, поэтому не рекомендуется собирать их у дорог, вблизи предприятий, в городах.
  7. Настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную (с его точки зрения) “поганку”, ведь она может пригодиться в качестве лекарства для лося, кроме того, именно эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный “мусор
  8. Лучше собирать утром.
  9. Собирать лучше в корзину.

Х.  Почему грибы не объединили в одно царство с бактериями?

Ответ:

многоклеточные

ядерные

строение иное

ХI. Первая помощь при отравлениях:

  1. При любом, даже очень легком отравлении грибами или подозрении на него следует немедленно обратиться к врачу или доставить пострадавшего в больницу.
  2. Оказывая помощь до прибытия врача, больному очищают желудок и кишечник, укладывают его в постель.
  3. Желудок промывают теплой водой, солевым раствором или слабым раствором марганцего-кислого калия.
  4. Для очищения кишечника используют слабительное (касторовое масло или горькую соль).
  5. Выпить активированный уголь.
  6. Потерю жидкости необходимо восполнить, поэтому больному дают выпить небольшими глотками подсоленную воду.
  7. приложить теплую грелку к рукам и ногам
  8. При отравлении грибами ни в коем случае нельзя употреблять алкогольные напитки, так как они способствуют более быстрому всасыванию в организм грибных ядов.

ХII. Придумайте синквейн по теме  мероприятия

  1. 1 строка – название синквейна
  2. 2 строка – два прилагательных
  3. 3 строка – три глагола
  4. 4 строка – фраза на тему синквейна
  5. 5 строка – существительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по природоведению и экологии:"Лечебное лукошко"

Разработка о целебных растениях с помощью загадок и кроссворда......

Классный час "Лукошко добрых дел"

Итоговый классный час в 5 классе,на котором подводятся итоги жизнедеятельности класса за учебный год...

Мастер-класс "Грибное лукошко"

Так много возможностей запомнить лето! И наша презентация поможет в этом. Попробуем сделать из ваты, клейстера и основы-проволоки замечательные грибы!...

Презентация "Целебное лукошко"

Информация о лекарственных растениях и их использовании....

Методическая разработка открытого занятия к программе «Самоделки +» Тема: Модульное оригами – подснежники в лукошке.

Занятие по теме «Модульное оригами - подснежники в лукошке» относится к 5 разделу программы «Самоделки +» - «Работа с бумагой» и рассчитана на 2 учебных часа. Занятие проводится с использованием ...

План кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки - ладошки" (знакомство с малыми фольклорными формами)

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки-ладошки". Планирование расчитано на воспитанников младшего возраста и включает в себя сле...

ПРОГРАММА кружка по лозоплетению «Лукошко»

Кружок по лозоплетению- это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит поср...