Основы экологии человека
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

 

Биосфера - серьезно больна. Факты безумного, безответственного отношения к природе требуют не оставаться равнодушным всех граждан нашего государства. Поэтому возникла необходимость изменения характера образования подрастающего поколения от просветительского к поисковому и деятельному. Пока экология как предмет не включена в обязательную базовую программу образовывать, будить неравнодушие к состоянию окружающей среды можно через кружки, спецкурсы. Задача программы показать результат деятельности человека, подтвердить это глобальными и локальными фактами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ МОУ Тверская гимназия № 8

Программа курса «Основы экологии человека»

Для 9-10 классов

Автор программы Юдина  Т.И.,

учитель биологии и экологии

г. Тверь 2012 год

Гимназия № 8,

Учитель биологии и экологии

Юдина Т.И.

Программа

«Основы экологии человека»

Биосфера - серьезно больна. Факты безумного, безответственного отношения к природе требуют не оставаться равнодушным всех граждан нашего государства. Поэтому возникла необходимость изменения характера образования подрастающего поколения от просветительского к поисковому и деятельному. Пока экология как предмет не включена в обязательную базовую программу образовывать, будить неравнодушие к состоянию окружающей среды можно через кружки, спецкурсы. Задача программы показать результат деятельности человека, подтвердить это глобальными и локальными фактами.

Итогом же деятельности человека явилось неблагоприятное влияние изменения окружающей среды на самого человека.

Изучение этого предмета должно помочь в дальнейшем школьникам определить свое место в окружающей среде, правильно и рационально использовать природные богатства. Это уже воспитательная задача.

Знакомясь с влиянием загрязнения биосферы на здоровье людей, ученики узнают об адаптационных возможностях к изменениям происходящих в окружающей среде.

Программа включает 4 главы. Помимо теоретического материала в программе предусмотрены наблюдения, опыты, экскурсии, практические работы. Программа рассчитана на учеников 6-9 классов.

Результатом работы с учениками по этой программе будет:

  1. Знания о современном состоянии природной среды и загрязнения сред обитания живых организмов и человека(почвы, воды, атмосферы).
  2. Знания об экологических проблемах и радиации в биосфере
  3. Понятия о рациональном управлении природными ресурсами и их использовании

1

Тематический план

Глава 1.

Современное состояние окружающей среды

Кол-во часов (18 часов)

1

Загрязнение сред обитания живых организмов и человека.

Антропогенные воздействия:

  1. Загрязнение воздуха
  2. Загрязнение почвы
  3. Загрязнение вод

1

2

Загрязнители антропогенной деятельности

  1. Соединения углерода, серы, азота, тяжелые металлы, различные органические вещества
  2. Искусственно созданные материалы (полиэтилен)
  3. Радиоактивные элементы
  4. Нефтепродукты

2

3

ПДС и ПДК (предельно-допустимый сбор; предельно-допустимая концентрация)

1

4

Истощение природных ресурсов

1

5

Изменение природных ландшафтов

1

2

6

Состояние природных биогеоценозов

              1

7

Биогеоценозы Тверской области

Структура биогеоценозов:

  1. Сосновый бор
  2. Ельники
  3. Смешанный лес
  4. Березняки
  5. Малые реки
  6. Полноводная река Волга
  7. Болота
  8. Суходольные луга
  9. Пойменные луга

1

8

Видовой состав природных сообществ:

  1. Продуценты
  2. Консументы трех порядков
  3. редуценты

               2

9

Многообразие видов

2

10

Пищевые цепи

1

11

Биологический круговорот веществ в биосфере

2

12

Антропогенные воздействия(причины гибели видов)

1

13

Красная книга Тверской области

2

3

Глава 2

Окружающая среда - как источник ресурсов

Кол-во часов(15)

1

Наращивание темпов материального производства

1

2

Изменение природных сообществ (сукцессии)

2

3

Отходы производства и их утилизация

1

4

Меры охраны окружающей среды

1

5

Практическая работа «Определение загрязнения воздуха»

2

6

Промышленные предприятия города Твери

2

7

Узлы напряженности города Твери

1

8

Загрязнители природной среды Заволжского района

1

9

Практическая работа-экскурсия в Краеведческий музей. Тема: «Видовой состав соснового бора»

2

10

Теоретическая база для реферата

1

11

Изучение и определение видов биогеоценозов Тверской области

1

4

Глава 3

Глобальные экологические проблемы

Количество часов(15)

1

Загрязнение атмосферы

1

2

Кислотные дожди

1

3

Загрязнение вод

1

4

Проблема пресных вод

1

5

Эрозия почв:

  1. водная
  2. ветровая

2

6

Массовое сведение лесов:

  1. пожары
  2. рубка

2

7

Истощение озонового слоя(озоновые дыры)

1

8

Практическая работа «Выявление источников загрязнения» (экскурсия)

2

9

Исследование растений обитающих близ автострад

2

10

Определение ПДК загрязнителей

2

5

Глава 4

Окружающая среда и здоровье человека

Количество часов

(19)

1

Влияние курения на здоровье человека

1

2

Влияние ландшафта на здоровье человека

1

3

Биологическое загрязнение

1

4

Особо опасные вирусные заболевания:

  1. Грипп и его штаммы
  2. Гепатиты и пути передачи болезни
  3. СПИД и его профилактика

4

5

Питание и здоровье человека

  1. Экологически чистые продукты
  2. Пищевые добавки

-красители

-консерванты

-разрыхлители

- Е-добавки

2

6

Шумовое загрязнение:

  1. Бытовой шум
  2. Промышленный шум
  3. Автострадный шум
  4. Шумовая болезнь
  5. Глухота
  6. Расстройства нервной системы

2

7

Меры охраны  окружающей среды:

  1. Приспособление человека к окружающей среде
  2. Удобства для существования
  3. Создание городского ландшафта пригодного для сохранения здоровья:

-парки

-скверы

-фонтаны

-детские площадки

4

8

Обобщение элективного курса

2

9

Резервные часы

2

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Сборник "Экология человека" к авторскому элективному курсу "Экология человека"

Программы к элективным курсам не редкость, а вот материалы у уроку - большая проблема. Даже если нравится программа, то сколько труда необходимо для того, чтобы подготовиться  к уроку по замыслу ...

формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально - значимого проекта "ОТ экологии природы до экологии человека".

Экологическое образование и здоровье необходимо рассматривать как основу благополучия и успешного развития ребенка - подростка - взрослого человека. Цель проекта "От экологии природы до экологии челов...

Презентация по экологии 8 класс. Тема: "ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ".

Экология человека – это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой.Экологические факторы – это экологические факторы воздействующие на организмы....

Методическая разработка. Программа предметного элективного курса "Человек и природа" (Основы экологии человека) для 9 класса (17 часов)

Программа  элективного  курса  "Человек  и  природа"  (Основы  экологии  человека)"  дополняет  знания  учащ...

Изучение состояния здоровья школьников на основе проектной деятельности при изучении регионального компонента "Экология человека"

Презентация показывает основные задачи проектной деятельности,  цели изучения регионального компонента, этапы работы, связь экологии с анатомией и физиологией человека....

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...