Юный натуралист
рабочая программа (биология, 7 класс) по теме

Программа составлена на два года с учетом курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения» «Животные».

Курс рассчитан на 68 занятия в год (по 1 часу в неделю). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_po_biologii.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 40 г. Твери

Согласовано на заседании МО естественно – математического цикла

«_____» сентября 2012 г.

Руководитель МО

_______________/Иванова О.В./

Утверждаю.

Директор МОУ СОШ № 40

________________/Гулина И.А./

Приказ № ___________ от

«_____» сентября 2012 г.

Рабочая программа к учебному курсу

«Юный натуралист»

Подготовил учитель биологии –

Удалова Надежда Васильевна

2012-2013 уч. год


Пояснительная записка.

Программа составлена на два года с учетом курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения» «Животные».

Курс рассчитан на 68 занятия в год (по 1 часу в неделю).

Цель:

 Создать условия для формирования и развития у обучающихся:

  1. Естественного интереса к природе;
  2. Лучшему усвоению программного материала;
  3. Творческих способностей;
  4. Умения работать в группе.

Виды деятельности учащихся.

  1. Работа с научно-популярной литературой;
  2. Выращивание и уход за растениями;
  3. Содержание животных;
  4. Наблюдение и постановка опытов;
  5. Охрана зеленых насаждений, птиц;
  6. Помощь животным, попавшим в беду;
  7. Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

Формы итогового отчета.

  1. Сообщения о результатах своих наблюдений;
  2. Выставка рисунков;
  3. Викторины;
  4. Конкурсы;
  5. Оформление наглядных пособий;
  1. Проведение массовых мероприятий.

Прогнозируемые результаты.

Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира;

об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Раскроет перед юннатами деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.

Критерии эффективности курса.

Теоретическая часть.

  1. Знание основных понятий материала курса;
  2. Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты;
  3. Знание правил техники безопасности при работе с острым инструментом и сельскохозяйственным инвентарем.

Практическая часть.

  1. Умение ухаживать за комнатными растениями, животными;
  2. Умение изготовить наглядные пособия;
  3. Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе.

Содержание программы

Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий первого и второго года сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков юннатов второго года занятий.

1год

  1. Вводное занятие.
  2. Осень в природе.
  3. Осенние работы на участке.
  4. Осенние работы в уголке живой природы.
  5. Природа зимой.
  6. Охрана и привлечение зимующих птиц.
  7. Работа в уголке живой природы зимой.
  8. Весна в природе.
  9. Охрана и привлечение птиц.
  10. Весенние работы в уголке живой природы.
  11. Лето в природе.
  12. Уход за овощными и цветочными растениями.
  13. Сорные растения.
  14. Полезные и вредные животные огорода.
  15. Уголок живой природы летом.
  16. С/х растения и домашние животные.
  17. Итоговое занятия.

2 год

  1. Вводное занятие.
  2. Осень в природе.
  3. Почва и ее роль в жизни растений.
  4. Птицы осенью.
  5. Осеняя, работа в уголке живой природы.
  6. Домашние животные.
  7. Зима в природе.
  8. Охрана и привлечение зимующих птиц.
  9. Работа в уголке живой природы зимой.
  10. Весна в природе.
  11. Птицы весной.
  12. Весенняя работа в уголке живой природы.
  13. Лето в природе.
  14. Уход за овощами, полевыми, цветочными и полодово-ягодными растениями.
  15. Работа в уголке живой природы летом.
  16. Охрана природы.
  17. Подведение итогов.

Примерный тематический план первого года занятий.

N

П\п

Тема

Всего

часов

В том числе

теория

практика

экскурсия

Вводное занятие

1

1

2.

Осень в природе

1

1

1

3.

Осенние работы в цветнике

1

1

1

4.

Осенние работы в уголке живой природы

4

2

2

5.

Природа зимой

1

1

1

6.

Охрана и привлечение зимующих птиц

3

2

2

7.

Работа в уголке живой природы зимой

3

1

2

8.

Весна в природе

1

1

1

9.

Охрана и привлечение птиц

3

1

2

10

Весенние работы в уголке живой природы

4

2

2

11

Лето в природе

3

1

2

12

Уход за овощами и цветочными растениями

2

1

1

13

Сорные растения

2

1

1

14.

Полезные и вредные животные огорода

2

1

1

15

Уголок живой природы летом

3

1

2

16

Сельскохозяйственные растения и домашние животные

1

1

17

Итоговое занятие

1

1

Итого                                                     34                19             16       6

             Практические работы.

1.Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях.

2.Наблюдения за поспеванием овощных культур. Образованием плодов, их созреванием.

3.Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений.

4.Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно.

5.Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, имеющихся в уголке живой природы.

6.Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками.

7.Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек (пакетов из-под молока).

8. Наблюдение за погодными изменениями в природе весной.

9.Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий.

10. Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов.

11.Рыхление почвы, полив цветочных и овощных растений, их подкормка, проведение опытов.

12. Борьба с вредными насекомыми (ручной сбор).

Экскурсии

1.В природу (лес, парк, сад) осенью, зимой, летом, весной.

2.На поля в колхоз или совхоз (по возможности).

3.По возможности на животноводческие фермы.


Примерный тематический план второго года занятий.

N

П\п

Тема

Всего

часов

В том числе

теория

практика

экскурсия

1

Вводное занятие

1

1

2.

Осень в природе

2

1

1

3.

Почва и ее роль в жизни растений

1

1

4.

Птицы осенью

2

1

1

5

Работа в уголке живой природы осенью

3

3

6.

Домашние животные

2

1

1

7.

Зима в природе

2

1

1

8.

Охрана и привлечение зимующих птиц

3

1

2

9.

Работа в уголке живой природы зимой

4

1

3

10

Весна в природе

2

1

1

11

Птицы весной

2

1

1

12

Весенние работы в живом уголке

2

1

1

13

Лето в природе

1

1

1

14.

Уход за овощами, цветочными, пло дово-ягодными растениями

1

1

1

15

Работа в уголке живой природы летом

3

1

2

16

Охрана природы

2

1

1

17

Подведение итогов работы

1

1

Итого:        34        14        17        5


Практические работы.

1.Определение погоды по метеорологическим приборам, предсказание погоды по облакам, ветру, растениям, по поведению животных.

2.Наблюдение за деятельностью воды и других природных факторов в местных условиях

 ( разлив, образование оврагов).

3 Определение состава почв.

4.Сбор семян многолетних растений. Их сушка, очистка, хранение.

5. Изготовление определителя плодово-ягодных растений по листьям, гербарию, муляжам плодов.

6. Изготовление коллекций насекомых-вредителей.

7. Оформление альбомов с фотографиями и рисунками птиц, посещающих кормушки, зимующих птиц своего города.

8. Составление этикеток для комнатных растений.

9. Оформление альбомов с иллюстрациями домашних животных, коллекций кормов.

10. Наблюдение за подснежным развитием травянистых растений, распознавание следов животных на снегу, зарисовка их.

11. Определение птиц по внешнему виду.

12. Составление календаря прилета птиц по своим наблюдениям.

13. Наблюдение над растворимостью минеральных удобрений в воде.

14. Закладка опытов по выявлению влияния удобрений на рост, развитие и урожайность овощных и цветочных культур.

Экскурсии

  1. В природу (лес, парк, сад) осенью, зимой, весной, летом.
  2. На поля в совхоз.
  3. По возможности на животноводческую ферму.

Поддержкой курса является литература по данной теме:

1.Балдыш Г.М.Посев и всходы. – М.: Знание, 1983.

2.Беме Р.Л., Кузнецова А.А. Птицы разных материков. – М.: Просвещение, 1986.

3.Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1983.

4.Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – Л.: Детская литература, 1974.

5.Жизнь животных Т.1-4. – М.: Просвещение, 1983-1987.

6.Жизнь растений Т.1-4.-М, Просвещение, 1974-1983.

7.Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М. Е.Аспиз.-М.: Педагогика,1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Летняя школа "Юный натуралист"

В паспорте проекта показана организация летней практики школьников по биологии. Актуальность проекта заключается в сочетании различных видов организации досуга детей с многообразием форм образова...

Программа дополнительного образования детей "Юный натуралист"

Программа по экологическому воспитанию детей с использованием произведений Виталия Бианки. Программа рассчитана на 4 года.для учащихся 1-4 классов....

Классный час (5-6 класс) по теме "Юные натуралисты"

Познавательный материал, представленный в виде викторины и занимательных заданий....

Программа кружка "Юный натуралист"

Программа кружка "Юный натуралист" составлена для дополнительных занятий по практической биологии с детьми 6-7 классов....

Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности объединения "Юный натуралист"

Предлагается вариант адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности для работы объединения "Юный натуралист", рассчитанная на три года ...

Презентация к игре "Юный натуралист"

Игра по курсу природоведения 5 класс...

Насекомые вредители на Станции Юных Натуралистов

Порой природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. И любой живой организм в ней – есть великая красота, тайна и великая загадка. И некоторые загадки, быть может, никогда не ...