Паспорт проекта "Летняя школа "Юный натуралист"
методическая разработка по биологии (5,6,7 класс) по теме

Фокина Ирина Геннадьевна
В паспорте проекта показана организация летней практики школьников по биологии. Актуальность проекта заключается в сочетании различных видов организации досуга детей с многообразием форм образовательной деятельности, в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний в области биологического образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Фокина И.Г.

  1. Паспорт проекта

  2. «Летняя школа «Юный натуралист»

Руководители:         Ирина Геннадьевна Фокина, учитель биологии;

        Ольга Александровна Бадигина, учитель химии;

        Елена Геннадьевна Краснокутская, учитель химии;

        Татьяна Александровна Лазаревская, учитель химии.

Образовательное учреждение: ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации».

Год разработки: 2011.

Опыт использования: внутри училища.

Заказчик проекта: Департамент военного образования Министерства обороны РФ.

Учебный предмет: биология.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: экология, краеведение, география.

Участники: 17 человек

                      5 класс – 7 человек

                      6 класс – 5 человек

                      7 класс – 5 человек

Состав проектных групп: группы по 4 – 5 человек.

Время работы над проектом: 23.05.11 – 14.06.11

Режим работы: внеурочный.

Тип проекта: практико-ориентированный, творческий.

Продукты проекта: гербарии растений, коллекция насекомых, поделки из природного материала, рефераты, мультимедийные материалы.

Цель проекта: углубление и расширение знаний учащихся по различным вопросам биологической науки, развитие интереса к биологии, креативных способностей учащихся.

Задачи проекта:

-вызвать интерес к живым объектам природы; расширить, структурировать и конкретизировать знания учащихся о растениях и животных;

- способствовать решению задач экологического воспитания учащихся;

- формировать бережное отношение к природе;

- реализовывать краеведческий подход в школьном биологическом образовании;

- развивать интеллектуальные способности, специальные биологические умения, творческие навыки учащихся;

- организация активного летнего отдыха учащихся.

Формы и методы работы:

- экскурсии;

- практические занятия;

- наблюдения;

- трудовая и творческая деятельность.

Форма презентации результатов: сообщения учащихся, демонстрация мультимедийных материалов, выставка наглядных пособий.

Материально-техническое оснащение: ПК, мультимедийный проектор, фотоаппарат, сачки, морилки, папки для гербариев, прессы, препаровальные иглы, булавки для накалывания насекомых, картон, пластилин, цветная бумага, клей, атласы-определители растений, насекомых.

Этапы работы над проектом

Подготовительный (23.05.11 – 31.05.11): определены цель и задачи летней школы, выбраны направления деятельности; заказаны необходимые экскурсии.

Планирование работы (1.06.11). Открытие летней школы «Юный натуралист», ознакомление с программой. Определены формы и методы работы, виды отчетности. Участники проекта были разделены на группы и получили задания.

Группа 1 (ботаника)

1. Вспомните признаки классов однодольных и двудольных растений. Найдите растения, принадлежащие к данным классам.

2. Соберите для гербариев травянистые растения:

а) с различными типами корневых систем (по 2 3 вида);

б) с разными видами жилкования листьев (по 2 3 вида).

3. Определите видовое название собранных вами растений.

Группа 2 (ботаника)

Выберите на участке 4-5 растений с различными видами стеблей:

а) травянистыми и древесными;

б) прямостоячими, вьющимися, стелящимися, ползучими и т.д.

2. Определите тип листорасположения.

3. Соберите эти растения для гербариев, определите их видовые названия.

Группа 3 (ботаника)

1. Рассмотрите листья на травянистых, кустарниковых, древесных растениях. Определите тип листа (простой, сложный), форму листа и край листовой пластинки.

2. Соберите различные листья для гербариев, определите названия растений.

Группа 4 (зоология)

1. Какие отряды насекомых вы знаете? Вспомните признаки отрядов.

2. Соберите для коллекции насекомых, принадлежащих к различным отрядам.

3. Определите видовые названия пойманных насекомых.

Практический (1.06.11 – 10.06.11):

1.06.11. Обзорная экскурсия на Новый Венец. Участие в празднике «День защиты детей».

2.06.11. Посещение Ульяновского государственного педагогического университета, где прошла встреча с кандидатом биологических наук, доцентом кафедры ботаники УлГПУ А.В. Масленниковым. Также А.В. Масленников провел экскурсию в парке Дружбы народов, во время которой юные натуралисты узнали об особенностях флоры Ульяновской области. Работая по заданиям в группах, ребята собрали материал для гербариев растений и коллекций насекомых, который пополнялся и обрабатывался в последующие дни.

3.06.11. ГОУДОД Областная станция юных натуралистов.

Практическое занятие «Многообразие однолетних и многолетних цветочно-декоративных культур учебно-опытного участка». Ребята узнали об основных агротехнических правилах выращивания декоративных растений и помогли в работе на участке.

4.06.11. Творческая мастерская. Конкурс поделок из природного материала «Зеркало природы».

6.06.11. Посещение клуба «Махаон» Областной станции юных натуралистов. Руководитель клуба В.Б. Исаева провела практическое занятие, на котором ребята узнали интересные факты из жизни тропических насекомых и помогли за ними ухаживать.

7.06.11. ГУК «Областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова». Познавательная игра «Вся правда о табаке».

8.06.11. Экскурсия в Областной центр экологического воспитания школьников: юные натуралисты познакомились с особенностями строения и жизнедеятельности некоторых видов губок, иглокожих, моллюсков, насекомых, пресмыкающихся. Посещение парка культуры и отдыха «Победа».

9.06.11. Экскурсия на ФГУ Государственную заводскую конюшню «Ульяновская» с ипподромом: ребята познакомились с разными породами лошадей, узнали, как за ними ухаживают, а также смогли покататься на лошадях.

10.06.11. Экскурсия в Ульяновский государственный палеонтологический заказник (с. Ундоры, Ульяновский район). Ребята посетили музей, где узнали о геологическом и палеонтологическом прошлом Ульяновской области. Побывали на Городищенском разрезе и источниках минеральной воды.

Оформление результатов (11.06.11):

- изготовление коллекции «Отряды насекомых»;

- изготовление гербариев «Типы корневых систем», «Жилкование листьев», «Виды стеблей», «Листорасположение», «Простые и сложные листья», «Форма и край листовой пластинки»;

- написание рефератов «Породы лошадей», «Удивительные животные», «Растения Ульяновской области»;

- создание мультимедийной презентации «Живое прошлое Ульяновской области».

Представление результатов (14.06.11):  каждая группа отчитывалась о результатах своей работы, ребята демонстрировали изготовленные наглядные пособия (гербарии, коллекции), защищали рефераты.

Рефлексия результатов: каждый новый день начинался с того, что ребята через мультимедийный проектор просматривали фотографии предыдущего дня. Свои впечатления они записывали на «листьях», сделанных из цветной бумаги, прикрепляли их на «ветки», нарисованные на доске, и в итоге к окончанию летней школы выросло «Дерево открытий».

После представления результатов летней школы каждый участник ответил на вопросы анкеты:

1. Понравилось ли тебе заниматься в летней школе «Юный натуралист»?

2. После окончания летней школы стал ли ты больше интересоваться биологией?

3. Научился ли ты чему-то новому в летней школе?

4. Чему ты научился в летней школе?

Актуальность проекта заключается в сочетании различных видов организации досуга детей с многообразием форм образовательной деятельности, в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний в области биологического образования. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках летней школы позволяет ребенку уйти от стереотипов обучения, что делает процесс обучения более увлекательным и повышает образовательный потенциал. Воспитательная ценность проекта состоит в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга учащихся, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, деятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии с применением ИКТ.Тема:"Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки"

Звуковые файлы к уроку можно найти в разделе "аудиозапись" и презентация "Амазония" также размещена отдельно....

Презентация к уроку географии. Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки».

Прзентация к уроку географии. Пришлось разбить ее на 2 части . Тема.  «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки»....

Программа дополнительного образования детей "Юный натуралист"

Программа по экологическому воспитанию детей с использованием произведений Виталия Бианки. Программа рассчитана на 4 года.для учащихся 1-4 классов....

Юный натуралист

Программа составлена на два года с учетом курса биологии «Бактерии. Грибы. Растения» «Животные». Курс рассчитан на 68 занятия в год (по 1 часу в неделю)....

Классный час (5-6 класс) по теме "Юные натуралисты"

Познавательный материал, представленный в виде викторины и занимательных заданий....

Программа кружка "Юный натуралист"

Программа кружка "Юный натуралист" составлена для дополнительных занятий по практической биологии с детьми 6-7 классов....

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 5-6 классов "Школаюных математиков"

Для занятий  кружка «Школа юных математиков» предлагаются часы, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами...