Рабочая программа по биологии 11 класс.
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Комарова Мария Дмитриевна

Рабочая программа по биологии 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_11_klass.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».

 .

Рабочая программа

по биологии 11 класс

составлена учителем биологии

 Комаровой М.Д.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных программ по биологии, примерной программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006г.( Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов).

Программа рассчитана на  1 час классных занятий в неделю при изучении предмета в течении двух лет (10 и 11 классы) или на 2 часа в неделю в течении одного учебного года (в 10 или 11 классе). Согласно действующему в вечерней школе учебному плану  курс «Общая биология» разбит на три года обучения (10, 11 и 12 классы). В 11  классе предусматривается  обучение в объёме 0,5 час в неделю (всего за год 18 часов).

Особенности организации учебного процесса:

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.

Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области биологии, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по биологии составлена так, чтобы дать возможность  компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной

                     Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

Организм

18

17

Заключение

0

1

Итого

18

18

В рабочей программе предусмотрено распределение часов, отличающееся от  авторской программы.

Добавлен 1 час на Заключение, для проведения итогового тестирования за курс 11 класса.

В рабочей программе нашли отражение цели изучения биологии:

Изучение курса «Общая биология» на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни. на воспитание бережного отношения у окружающей среде. Именно по этому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.  Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, их причины и профилактика.

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устные и письменные зачетные работы.

итоговый -  контроль в конце изучения зачетного раздела.

формы: устные и письменные зачетные работы.

 Формы занятий

1. групповые консультации

2. зачет

Формы  и методы проведения зачета:

1. Тест.

2. Письменный зачет.

3. Устно-индивидуальный опрос.

Формы промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестации проводится в форме тестов.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология . 10-11 классы. М.: «Дрофа» 2007 г.

Дополнительная литература для учителя:

1. А.Ю. Гаврилова. Биология 11 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006 г.

2. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.

3. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.

4. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.: «Илекса», 1997 г.

5. Соколовская Б.Х. 120 задач по генетике. М.: Центр РСПИ,1991 г.

Учебный комплекс ученика:

1.Учебник:  В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология . 10-11 классы. М.: «Дрофа» 2007 г.

2. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. Пособие по биологии. Минск «Вышейшая школа» 1997г.

3. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

4. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У., Биология . Т 1-3. М.: Мир, 2001г.

5. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа, 1989г.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса по биологии.

3нать и понимать:

  1. основные положения хромосомной теории наследственности; сущность законов Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства. закономерностей изменчивости; сцепленного наследования; взаимодействия генов и их цитологических основ;
  2. сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращение энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение, онтогенез, взаимодействие генов.

уметь:

  1. объяснять: отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организма и окружающей среды.
  2. устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза.
  3. решать генетические задачи различной сложности.
  4. сравнивать процессы и явления обмена веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; внешнее и внутреннее оплодотворение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  1. соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;
  2. оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.

Основное содержание:

Организм.

Многообразие организмов. Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Типы питания. Пластический обмен. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Мейоз. Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Онтогенез человека. Наследственная изменчивость – свойства организма. Г. Мендель – основоположник генетики. Законы Менделя. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Генетика пола. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение генетики для медицины.

Заключение.

Итоговое тестирование за курс 11 класса. Контроль знаний, умений, и навыков обучающихся.

Контроль уровня облученности.

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

   «5»- правильно выполнено 100-83% заданий;                         «3» - 66 – 50%;                                                                                                          

   «4» - 82-67%;                                                                                «2» - менее 50%.

Тематическое планирование   на 2011-2012 уч. год

 

Предмет: Биология

Класс: 11  

 

Учитель:  Комарова Мария Дмитриевна

Количество часов в год –  18

Количество часов в неделю – 0.5

 

Зачетов – 2

Практических работ – 1

 Планирование составлено на основе минимума содержания образования по биологии и программы по биологии для общеобразовательных учреждений  5-11 классы автор-составитель : Морзунова И. Б. М.: «Дрофа» 2008г.

Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология . 10-11 классы. М.: «Дрофа» 2007 г.

№ урока

                    Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

1. Организм  –  17 часов.

1

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Лекция, с элементами беседы.

§3.1

2

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.

Комбинированный

§3.2

3

Пластический обмен. Фотосинтез.

комбинированный

§ 3.3, записи в тетради.

4

Деление клетки. Митоз.

комбинированный

§ 3.4, записи

в тетрадях

5

Размножение: бесполое и половое.

комбинированный

§3.5

6

Образование половых клеток. Мейоз.

комбинированный

§ 3.6,

7

Оплодотворение.

комбинированный

§ 3.7

8

Индивидуальное развитие организмов.

комбинированный

§3.8

9

Онтогенез человека.

Комбинированный

§ 3.9

Зачет № 1 «Обмен веществ и энергии. Размножение. Онтогенез человека».

Контроль ЗУН

10

Генетика. Г. Мендель  - основоположник генетики.

комбинированный

§ 3.10

11

Моногибридное скрещивание. Решение задач.

комбинированный

§3.11, карточки

12

Дигибридное скрещивание. Решение задач.

комбинированный

§3.12, карточки

13

Хромосомная теория наследственности. Решение задач

комбинированный

§3.13, карточки

14

Современные представления о гене и геноме. Генетика пола.

комбинированный

§3.14 – 3.15, карточки

15

П/Р № 1 «Решение генетических задач».

контроль ЗУН

16

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

комбинированный

§3.16 – 3.17

17

Селекция. Биотехнология.

комбинированный

§3.18 – 3.19

Зачет № 2 «Генетика и селекция».

Контроль ЗУН

подготовка к итоговому тестировании.

4. Заключение – 1 час

18

Итоговое тестирование за курс 11 класса.

Контроль ЗУН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...