Рабочая программа по биологии 7 класс.
рабочая программа (биология, 7 класс) на тему

Комарова Мария Дмитриевна

Рабочая программа по биологии 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».

 

Рабочая программа

по биологии 7 класс

                                                           составлена учителем биологии

                                    Комаровой М.Д.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерных программ по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236),  примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии 5-11 класс (авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко,В.М. Константинов, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. Составитель: Кучменко В.С. – М.: Дрофа, 2001г.).

Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю). Согласно действующему в вечерней школе учебному плану  для 7  класса предусматривает обучение в объёме 0.2 часа в неделю (всего за год 8 часов), по этому темы проходятся обзорно, а остальной материал выводится на самостоятельное изучение.

Особенности организации учебного процесса:

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.

Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области биологии, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по биологии составлена так, чтобы дать возможность  компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной

                     Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Самостоятельное изучение

Предмет зоология. Строение тела животных.

8

1

7

Подцарство Простейшие. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные.

7

1

6

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Тип Моллюски.

10

1

9

Тип Членистоногие

8

1

7

Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные.

9

1

8

Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы.

11

1

10

Класс Млекопитающие.

9

1

8

Развитие животного мира.

6

1

5

Итого

68

8

60

Школьный курс зоологии имеет комплексный характер включая основы различных экологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о живом мире.

В рабочей программе нашли отражение цели изучения зоологии:

1. Образовательная: познакомить учащихся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами историю развития животного мира.  Сформировать представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том что их согласованная деятельность  осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.  

Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету «Биология»,  понимание важности науки в современной жизни.

Развивать умения сравнивать, анализировать, находить межпредметные связи, работать с учебным оборудованием.

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устные и письменные зачетные работы.

итоговый -  контроль в конце изучения зачетного раздела.

формы: устные и письменные зачетные работы.

 Формы занятий

1. групповые консультации

2. зачет

Формы  и методы проведения зачета:

1. Тест.

2. Письменный зачет.

3. Устно-индивидуальный опрос.

Формы промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестации проводится в форме тестов.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко  Биология 7 класс М.: Вентана-Граф, 2007 г.

Дополнительная литература для учителя:

1. Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. Издательский дом «Дрофа», 1996 г.

2. Е.Н. Дмитров. Познавательные задачи по зоологии позвоночных. Тула «Родничок», 2000 г.

3.Биология в таблицах.  Москва «Дрофа», 2002 г.

4. В.В. Латюшин. Биология.Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование. М.: Дрофа. 2001г.

5. Кучменко В.С. Биология. Животные 7 класс. Методическое пособие. Москва «Вентана-Граф», 2003г.

6. Г.И. Лейнер. Биология животных. Тесты и задания. Москва «Аквариум» 2000 г.

Дополнительная литература для ученика:

1. И. Акимушкин Мир животных. Москва «Мысль», 1995.

2. Книга для чтения по зоологии.

3.Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. Пособие по биологии. Минск «Вышейшая школа» 1997г.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по биологии.

Знать и понимать:

  1. основные систематические категории царства Животные;
  2. ведущие признаки изучаемых типов и классов животных;
  3. характер усложнения организации животных
  4. особенности строения систем органов животных и осуществляемые ими процессы жизнедеятельности;
  5. основные этапы исторического развития животного мира;
  6. значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
  7. основные меры, предпринимаемые для охраны животных.

Уметь:

  1. приводить примеры животных изученных типов и классов;
  2. различать на рисунках органы внешнего и внутреннего строения, стадии индивидуального развития животных;
  3. установленных связи между строением органов и их функциями, строением животного организма и его образом жизни;
  4. приводить доказательства происхождения животных основных типов и классов типа Хордовых от предполагаемых древних предков;
  5. узнавать в природе и на рисунках распространенные местные виды животных, устанавливать по определительным карточкам их систематическую принадлежность.

Основное содержание:

1. Предмет зоология. Строение тела животных.

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и местообитания животных. Место и роль животных в природных сообществах. Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Краткая история развития зоологии.

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Органы и системы органов организмов.

2. Подцарство Простейшие. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные.

Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечниках животных. Болезнетворные простейшие. Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Разнообразие клеток. Питание, дыхание, размножение гидры. Значение в природе. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

3. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Тип Моллюски.

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей. Их значение и место в истории развития животного мира. Значение червей в природе.

Общая характеристика типа моллюски. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины в пассивной жизни.

4. Тип Членистоногие

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс насекомые.

5. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные.

Краткая  характеристика типа хордовые. Надкласс рыбы. Общая характеристика. Особенности строения. Внешнее и внутреннее строение. Части тела. Покровы. Расположение и значение органов чувств. Значение рыб.

Класс земноводные. Общая характеристика. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Размножение и развитие. Многообразие земноводных. Значение в природе и жизни человека.

6. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы.

Общая характеристика класса. Наземно-воздушные условия обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека.

7. Класс Млекопитающие.

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.  Значение млекопитающих.

8. Развитие животного мира.

Историческое развитие животного мира. Доказательства исторического развития животного мира. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

Естественные природные и культурные сообщества организмов. Место и роль животных в природных сообществах. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Трофические связи в природных сообществах. Цепи питания. Экологические ниши. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

Контроль уровня обученности.

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

   «5»- правильно выполнено 100-83% заданий;                         «3» - 66 – 50%;                                                                                                          

   «4» - 82-67%;                                                                                «2» - менее 50%.

Тематическое планирование   на 2011-2012 уч. год

 

Предмет: биология

Класс: 7  

 

Учитель:  Комарова Мария Дмитриевна

Количество часов в год –  8

Количество часов в неделю -0.2

 

Зачетов – 4

 Планирование составлено на основе минимума содержания образования по биологии и программы по биологии для общеобразовательных учреждений  6-9 классы. Составитель В. С. Кучменко М.: Дрофа 2004г

 

Учебник: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко  Биология 7 класс М.: Вентана-Граф, 2007 г.


урока

                     Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

1

Предмет зоология. Строение тела животных.

Лекция

§ 1-8

2

Подцарство Простейшие. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные.

Лекция

§ 9- 14, тест

Зачет № 1 по темам: «Строение тела животных. Подцарство Простейшие. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные».

Контроль ЗУН

3

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Тип Моллюски.

Лекция

§15-23

4

Тип Членистоногие

Лекция

§24-29, тест

Зачет № 2 по темам: «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие»

Контроль ЗУН

5

Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные.

Лекция

§30-39

6

Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы.

Лекция

§40-50, карточки

Зачет № 3 по темам: «Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы».

Контроль ЗУН

7

Класс Млекопитающие.

Лекция

§51-59, составить кроссворд

8

Развитие животного мира

Лекция

§60-61

Зачет № 4 по темам «Класс Млекопитающие. Развитие животного мира».

Контроль ЗУН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...