Проблемное обучение как механизм развития УУД у обучающихся на уроках биологии.
статья по биологии на тему

Следуя потребностям современного общества , будущим выпускникам необходимо осваивать универсальные учебные действия,что позволяе тпроявлять  активность в познании окружающегомира,быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение, быть терпеливым к мнению других, работать в коллективе,предотвращать конфликтные ситуации,быть успешной личностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл safronova_t.p._statya_1.rar11.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

САФРОНОВА Т.П.

Россия, с. Большая Рига Курганской области, МКОУ «Рижская средняя общеобразовательная школа»

"Единственный путь,

ведущий к знаниям, - это деятельность»

Бернард Шоу

Сегодня благодаря использованию новейших информационных технологий, у людей происходит разрушение целого комплекса способностей, обеспечивающих работу теоретического мышления (например, способностей рефлексии, способностей проблематизации и самоопределения, способностей целеполагания и т.д.). Формирование привычки к быстрому получению информации по поводу заданных и даже еще не заданных вопросов, а также привыкание к тому, что эту информацию можно постоянно обновлять и микшировать, отказываться от глубокого анализа проблем и свыкание с тем, что их всегда можно закрыть и «снять», составив самое общее представление о них, но так и не изучив. Все это резко снижает интеллектуальный потенциал общества и отучает его от культуры работы с теоретическим учебным материалом. Вымывание, вычеркивание из пространства информационно-коммуникативной среды, вопросов, требующих медленных режимов работы, теоретического мышления и выработки личностного знания, приводит к тому, что теоретическое знание, которое все еще пытается культивировать школа, оказывается в обществе невостребованным.

Следуя потребностям современного общества, будущим выпускникам необходимо осваивать универсальные учебные действия:

  1. уметь выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, уметь адаптироваться в реальных условиях;
  2. проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников информации, её анализировать, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях;
  3. обладать навыками общения, быть контактными в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимыми к мнению других, работать в коллективе, предотвращать конфликтные ситуации.

На такой результат направлена модернизация российского образования, стандарты второго поколения, реализующие системно-деятельностный подход. В Стандарте существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. В Стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

Однако, очевидно противоречие между необходимостью формирования универсальных учебных действий и неразработанностью механизмов приёмов их формирования в образовательной практике школы.

На основе противоречия можно сформулировать проблему: каким должен быть механизм формирования и развития УУД в процессе обучения?

Идея, которую я реализую в своей деятельности, заключается в проблематизации процесса обучения, что, с моей точки зрения, будет способствовать формированию и развитию УУД.  А особенно таких, как:

  1. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  2. установления причинно-следственных и родовидовых связей и обобщения на различном предметном материале;
  3. умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
  4. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Цель деятельности: включение в процесс обучения проблемных ситуаций, способствующих его проблематизации, и обеспечение формирования и развития у обучающихся универсальных учебных действий.

Алгоритм проблематизации выстраивается в соответствии с уровнями проблемности (по Лернеру):

Первый шаг - учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учениками.

Второй шаг - учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.

Третий шаг - ученик ставит проблему, преподаватель помогает её решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

Четвертый шаг - ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

При реализации каждого шага данного алгоритма проблематизации на уроках биологии все обучающиеся включаются в процесс формирования УУД.

Биология как учебная дисциплина создаёт предпосылки, которые при условии их обобщения превращаются в основу формирования УУД. Ни с точки зрения содержательного аспекта, ни с точки зрения процессуального биология как учебный предмет не может взять на себя целиком задачу формирования УУД и проблематизацию процесса обучения. Их формирование есть результат всего учебно-воспитательного процесса в школе. Биология как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями формирования УУД школьников. Данный опыт может быть применён любым учителем, профессионально владеющим методикой преподавания предмета на II и III ступени обучения, активно занимающимся самообразованием, самосовершенствованием, самореализацией.

Сложность внедрения проблематизации процесса обучения в практику связано с недостаточной разработанностью её методики и сложностью подготовки всего учебного материала, с возникновением трудностей в формулировании учебной проблемы, так как не весь учебный материал можно построить в виде проблем.

Организация относительно самостоятельной поисковой деятельности учащихся на уроках биологии при проблемном обучении:

  1. позволяет проявлять активность в познании окружающего мира;
  2. быть контактным в различных социальных группах;
  3. уметь отстаивать собственное мнение;
  4. быть терпеливым к мнению других;
  5. работать в коллективе;
  6. предотвращать конфликтные ситуации;
  7. быть социально успешной личностью.

Литература

  1. http://evy.teach.omskedu.ru/home - сайт учителя биологии.
  2. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010 г.
  3. Стандарт второго поколения: примерная программа по биологии для основной школы// Биология в школе.- 2009.- №5.С.16-33.
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Проект. –М.,2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личност...

Анисимова В. В. "Проблемное обучение: поиски путей развития познавательных способностей учащихся на уроках физики"

В статье раскрывается понятие "проблемное обучение" и приводятся примеры применения проблемных ситуаций на уроках физики средней школы....

"Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"

Выступление на педсовете: "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"...

Доклад по теме: "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"

Материал интересный, поможет  педагогу грамотно выступить с докладом    на семинаре...

Развитие познавательных УУД обучающихся на уроках биологии

Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность &ndash...

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Статья даёт описание  проблемно-диалогичесой педтехнологии, рассматривает её положительные и отрицательные стороны, характеризует различные виды проблемных заданий и приводит их примеры....

«Технология проблемного обучения как средство формирования исследовательских компетенций обучающихся на уроках биологии и химии»

Актуальность опыта обусловлена изменениями, которые происходят в сфере образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к  развитию творческой личности. Воспитать такую лич...