Развитие познавательных УУД обучающихся на уроках биологии
методическая разработка по биологии по теме

Цырендоржиева Наталия Николаевна

Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения.

Вопросы активной познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

На сегодняшний день активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии направлена на запросы учащихся, связанные с необходимостью подготовки выпускника, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны. Для формирования познавательных интересов учащихся, их активизации на уроках биологии необходимо найти те средства, которые привлекли бы внимание ученика, располагали его к совместной деятельности, активизировали его учение.

Цель – создание условий для развития  познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цырендоржиева Наталия Николаевна,

 учитель биологии МБОУ «Сосново-Озерская

средняя общеобразовательная школа №2»

Развитие познавательных УУД обучающихся на уроках биологии

Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

На сегодняшний день активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии направлена на запросы учащихся, связанные с необходимостью подготовки выпускника, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны. Для формирования познавательных интересов учащихся, их активизации на уроках биологии необходимо найти те средства, которые привлекли бы внимание ученика, располагали его к совместной деятельности, активизировали его учение.

Цель – создание условий для развития познавательнойУУД учащихся на уроках биологии.

Задачи:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.

2) поиск средств развития познавательного интереса, самостоятельности учащихся, умения преодолевать трудности в учении.

4) проанализировать и обобщить полученные результаты использования методов активизации познавательной активности на уроках биологии.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Степень познавательной активности учеников зависит от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий. Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врождённое и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, семьи, товарищей. 
Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности. 

Современная педагогика, ведущие учёные методисты И. Д. Зверев и А.Н. Мягкова предлагают для активизации учебного процесса использовать проблемно – поисковые варианты словесных, наглядных и практических методов, индивидуальную и групповую форму работы, различные дидактические наглядные пособия и многое другое. Для поддержания интереса учащихся в изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.

Что же такое познавательная активность? Познавательная активность-это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.

Познавательная активность включает:

1.Мотивы и цели деятельности.

2.Интерес к предмету.

3.Внимание к изучаемому объекту.

4.Волевые усилия.

5.Положительные эмоции.

6.Творческую самостоятельность.

7.Владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности.

8.Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.

Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от результатов его деятельности, не видит или не знает путей применения знаний на практике.

Как правило, учитель использует различные формы урока, однако в каждом конкретном случае он должен стремиться выбрать такой метод или методический прием, который бы максимально стимулировал развитие познавательной активности учащихся.

Наиболее эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации.

В своей работе использую приемы и методы разных технологий. Поскольку преобразующая деятельность ученика может быть эффективно реализована только в процессе самостоятельной работы, то часто использую задания проблемного характера.

Например, для актуализации знаний по теме «Земноводные» даю учащимся такие утверждения:

  • Им установлено 2 памятника (в Париже и Токио) как «мученикам науки».
  • В старину их пускали плавать в бидон с молоком, чтобы оно не скисло.
  • Яд кокоа сильнее яда кураре.
  • О них рассказывают небылицы: от них могут появиться бородавки (жабы), они могут прыгать на человека, присасываться к коже и пить кровь (квакши).
  • Их с удовольствием едят французы.
  • В сказках в них превращали царевну.

Для мотивации к изучению темы «Круглые черви» можно показать такой рисунок, который лучше всяких слов может сказать о том, что личная гигиена очень важна.

Или такой рисунок, который говорит о том, что мясо необходимо подвергать тщательной термической обработке.

При изучении темы «Работа сердца» можно поставить проблему: Почему сердце работает непрерывно в течение всей жизни, не утомляясь?

Поэзия тоже может стать средством развития познавательного интереса:

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово - красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому – то нет ему покоя,

До всего ему есть дело. (Межелайтис Эдуардас)

Для развития нравственно-этических норм, для вовлечение в беседу-обсуждение можно использовать художественные произведения:

  • М.Горький  «Данко»  («Старуха Изергиль»)- сердце-факел
  • Г.Х.Андерсен «Снежная королева» - сердце превратилось в кусочек льда
  • А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города» - утраченное сердце Железного Дровосека, трусливый Лев.

Стихи и песни:

  • Сердце, тебе не хочется покоя

            Сердце, как хорошо на свете жить!

            Сердце, как хорошо, что ты такое

               Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!

  • Кто-то слабого обидел и хохочет

            Кто-то подлость совершает и молчит

            А нейлоновое сердце не клокочет

            А нейлоновое сердце не болит.

Или «Сердце – вечный двигатель», «Сердце – насос» и т.д.

На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся использую биологические задачи. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

Задача 1. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях.

Задача 2. Если разложить на опушке леса на досках насекомых нескольких видов, то птицы склевывают, лишь тех из них, которые не имеют предостерегающей окраски. Объясните ситуацию.

Задача 3. Говорят, что, если с неба упадет иголка, то орел ее увидит, олень услышит, а медведь почует. Почему так говорят?

Несомненно, развивают познавательную активность у учащихся лабораторно-практические занятия и самостоятельные исследования.

Наблюдение и эксперимент… Какие это могущественные методы исследования природы! Разве не с их помощью добыты все те значения, которыми обладает современная биология.

Изучение основ науки предполагает не только усвоение определённой суммы знаний, но и овладение её методами; они воспитывают у учащихся строгость и честность мысли, уважение к истине, умение самостоятельно добывать знания в непосредственном соприкосновении с природой.

А что такое наблюдение и что такое эксперимент – встаёт вопрос. Классически простой, и образный ответ дал великий И. П. Павлов: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берёт у природы то, что он хочет».

Так, наблюдая, мы собираем то, что «открывает» перед нами природа; экспериментируя же, воссоздаём происходящие в ней процессы и познаём, что она «скрывает» от нас. Сопоставляя процесс исследования в науке и процесс изучения его в школе, можно сказать: то положение, которое изучается в науке, можно изучать и в школе, путём наблюдения и опыта, хотя бы и более упрощённого, облегчённого.

Можно использовать такой оценочный лист по результатам лабораторной работы:

Оценочный лист

по   выполнению   лабораторных  и   практических  работ.

Номер

работы.

Дата

Оценка за оформление  работы

Оценка за выполнение работы.

Итоговая оценка

самооценка

Оценка учителя

самооценка

Оценка учителя

Лабораторные работы.

1. 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

4.

5. 

 

 

 

 

Наиболее полному раскрытию биологических теорий, закономерностей научных фактов способствует применение в профильных классах лекционно-семинарской системы обучения. Воспитательная функция этой технологии реализуется в том случае, если лекция логична, доказательна, эмоционально окрашена, содержат в себе научные трактовки, оценку результатов научных исследований. Так как лекция в чистом виде утомительна, то лучше всего использовать лекции-беседы. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, я стараюсь подвести их самостоятельному формированию выводов. Лекция- беседа кажется мне эффективной еще потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. В качестве примера можно привести такие лекции: «История развития науки генетика», «Развитие представлений об эволюции живых организмов», «Мутационная изменчивость», «Экологические факторы среды», «Эволюция человека. Антропогенез», «Наследственные заболевания и их профилактика» и др.

     В целях развития логического мышления учащихся предлагается им самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение. Приведу примеры упражнений для развития логического мышления:

  1. Проанализировать связь между словами одной из частей равенства и найти недостающее слово.

:

                 *     Машина   -   мотор  =   Человек   -     ? (Сердце)

                 *     Думать  - голова  =  Шевелить  -       ?(Рука)

                 *     Дерево  -  короед  =  Человек  -        ? (Чесоточный клещ)

  1. Развивающий канон – упражнение, состоящее из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими связями.

Рыбы

2

?

Жабры

Земноводные

?

?

?

Птицы

4

Перья

?

  1. Найдите в каждой строке лишнее слово, вычеркните его, а оставшиеся в строке слова объедините одним общим названием.

                 *   Орел, страус, гриф, сокол……………….(хищные птицы)

                 *   Кобра, саламандра, змея , ящерица…. (пресмыкающиеся)

                 *   Альбатрос, рогатка, чайка, буревестник………..(птицы)

                 *   Воронок, стриж, касатка, береговушка…….(ласточки)

                 *   Бесполое, разнополое, половое…………..(размножение)

Заключение.

Применение всего разнообразия методических приемов способствует обогащению методов обучения биологии, более эффективному их использованию в целях прочного усвоения учащимися системы биологических знаний, умений и навыков.

Активизация познавательной деятельности  учащихся привела к заметным изменениям в способах умственной деятельности, в мотивах учения, а также в умениях школьников. При этом улучшилась систематическая подготовка учащихся к урокам, качество знаний на уроке и работа учащихся с дополнительной литературой. Дети на уроке были более активны, высказывали много своих суждений и проявляли интерес к предмету. Таким образом, можно сказать, что используемые методы явились  средством активизации познавательной деятельности учащихся.

Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии.

Литература

  1. Дендебер, С.В. Современные технологии в процессе преподавания биологии / С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. – М.: 5 за знания, 2009. – 112 с.
  2. Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Замов. – М.: Просвещение, 2007. – 238 с.
  3. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. 2000. № 7. С.18.
  4. Кочкарова, М.К. О способах формирования интереса к процессу познания / М.К. Кочкарова // Биология в школе, 2002. - №7. - С.25.
  5. Организация познавательной деятельности учащихся / Под ред. В.Д Семенов. - Свердловск: Амалфея, 1985. – 140 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты как форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.

В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников как проекты. Данная форма работы не является инновационной, так как возникла ещё в 20-е годы прошлого ...

Мастер-класс "Видеофильмы как средство повышения уровня развития познавательного интереса обучающихся к предмету «Биология»

Применение видеофильмов на уроках биологии повышают уровень развития познавательного интереса к предмету....

Методический семинар «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии, биологии и во внеурочной деятельности».

Методический семинар «Развитие познавательной активности обучающихся  на уроках географии, биологии и во внеурочной деятельности»....

Модульные уроки как средство развития учебно-познавательных компетенций обучающихся на уроках биологии

В статье представлен материал исследования по организации и проведению модульных уроков....

Система работы учителя по развитию познавательной активности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации нацпроекта «Образование».

Представлена презентация системы работы учителя по развитию познавательной активности на уроках биологии...