Статья "Формирование здоровья в современных условиях"
статья по биологии (8 класс) по теме

Актуальная тема в современных условиях, когда здоровье детей оставляет желать лучшего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_cennosti_zdorovya_v_sovremennyh_usloviyah.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в современных условиях».

                                                                                                          Долгалева М.О. учитель биологии МБОУ «СОШ №22»

            «Для того, чтобы человек мог соответствовать своей роли венца природы и выполнять историческую миссию на Земле и в космосе, он должен быть здоровым».        И. И. Брехман.

            Здоровье – одно из основных условий счастья человека. В 1968г. ВОЗ приняла следующую формулировку: «Здоровье – свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным. Подчеркнем: здоровье физическое невозможно без здоровья нравственного.

           Социальные, технические и экономические перемены в ХХв. Не решили ни морально – этических, ни культурных, ни семейных, ни личных проблем. Одно из важнейших открытий века – обнаружение мельчайших частиц материи не предотвратило возникновение тяжелейших проблем; загрязнение среды, наркомании, СПИДа, болезней цивилизации. Научно – технический прогресс превратил человека в робота и лишь обострил проблему одиночества человека в среде. Это привело к отчуждению человека от самого себя и от культуры усилило чувство изоляции и одиночества увеличило число разводов.

            Негативные факторы научно – технического прогресса (увеличение уровня механизации и автоматизации промышленных производств, внедрение новых технологий, урбанизация и городской образ жизни) привели к стремительному уменьшению физической активности. Следствием этого явилась глобальная гиподинамия и гипокинезия (уменьшение движения), связанные с характером трудовой деятельности, возросли требования к интеллектуальным и физическим возможностям человека в связи с кризисом цивилизации и глубоким несоответствием между реальным миром и адаптационными способностями человека к нему. Изменился характер питания человека – человек все больше питается рафинированными, высококалорийными продуктами, бедными или лишенными биологической информации.

             Психоэмоциональный стресс – одно из наиболее часто встречающихся состояний у современного человека оказывает всесторонне разрушительное влияние на жизнедеятельность организма, подрывает здоровье людей. Современный человек постоянно испытывает дефицит сна. Это является важной причиной нарушение его здоровья.

            Одной из самых серьезных проблем в сегодняшней России является злоупотребление алкоголем и табаком. Россия вышла на первое место по употреблению алкоголя. Особенно опасно снижение возраста приобщения молодежи к алкоголю и табаку.

            Единственный путь ведущий к здоровью каждого человека, нации, человечества – это изменение отношения человека к своему здоровью. Для этого нужно знать свой организм, желать быть здоровым и прикладывать к этому все условия. Иными словами, человек сам должен сделать выбор: здоровье или болезнь, он должен иметь четкую мотивацию на здоровье, ибо только здоровый человек может добиться высшей степени в иерархии потребностей – самореализации.[9.1.25.]

             Все это и породило потребность пересмотреть преподавание в учебных заведениях, начиная с общеобразовательных школ.

             Необходимость реформирования общеобразовательной средней школы – веление времени. Оно поддержано правительством и реализовано Министерством образования в концепции и программе осуществления реформ.

Оба документа широко обсуждаются всеми, кто имеет отношение к школе, особенно учителями.

          К сожалению, анализ концепции реформы позволяет выделить лишь одну строку в последнем абзаце раздела «Цели и принципы реформы», где написано: «Охрана здоровья молодого поколения». Косвенно аспекты здоровья вкладываются в понятия «гуманизация», «культура», «психофизическое развитие», «всестороннее развитие». В программе реализации школьной реформы проблемы сохранения и укрепления здоровья вовсе не заложены и не входят в число практических задач базового общего образования. Вместе с тем, формирование здоровья происходит в детские, школьные годы. Именно здоровье позволяет реализовать в жизни знания, умения, навыки, полученные в учебно-воспитательных учреждениях.[8.]

            Вызывает беспокойство факт, что ни на одном из 10 этапов реформирования общеобразовательной школы не запланировано участие врачей, и, прежде всего, научных работников профилактической медицины. Известное всем критическое состояние здоровья учащихся, низкая успеваемость из-за перегрузок. Сегодня еще нет методик преподавания, позволяющих улучшить усвоение материала за более короткий срок.

            Ухудшает здоровье учащихся игнорирование школой биоритмов (суточных, сезонных, возрастных), что проявляется при составлении расписания уроков, нагрузок по учебным четвертям.

             Исполнители реформы скорее формально, чем по существу, привлекают медицину для решения задач реформирования школы, создания школы, оберегающей здоровье. Содержание издающихся учебников, пособий не рецензируется гигиенистами. Вместе с тем каждый школьный предмет в определенной мере должен рассматриваться с позиций значимости его для каждого учащегося.[1.38.41.]

            В общеобразовательных учреждениях необходимо обеспечить комплексное оздоровление детей с включением в его структуру психо-педагогической коррекции. Любой учитель, а не только валеолог, должен обладать знаниями по возрастной физиологии и гигиене детей и подростков, постоянно пополняя их в институтах повышения квалификации учителей. Изъян образования по разделам здравоохранения затрудняет формирование у каждого учителя знаний, умений и навыков по сохранению собственного здоровья. По нашему мнению, требуется принципиально иной подход в образовании и принципиально иная методология преподавания вопросов здоровья для обучающих и обучаемых. В учебных планах школ достаточно предметов, через которые можно и должно обучать детей здоровью без введения дополнительных часов на валеологию («Биология», «Анатомия, физиология и гигиена», «Химия», «Охрана безопасности жизни», «Физическая культура»). Вклад окажется более весомым, если педагог переосмыслит отношение к здоровью, и прежде всего к собственному здоровью, если будет считать укрепление своего здоровья профессиональным качеством и ежедневно будет сам использовать движения.[3.97.145.]

            Таким образом, реформирование школьного образования не может состоять без нового направления деятельности школы, нацеленного на сохранение и укрепление здоровья обучаемых.

            В настоящее время всё настойчивее ведется поиск, и предпринимаются попытки создания такой системы образования, которая, наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка, способствовала бы формированию у него потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Особенно это актуально для общеобразовательной школы, которая нередко наносит ущерб здоровью детей. По статистике, 80-85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье, а к окончанию школы число здоровых детей уменьшается в 4 раза. [2.73.78.]

          Образовательные учреждения стали полигоном для испытания различных инноваций в обучении, которые внедряются без комплексных медико-психологических оснований, без учета состояния здоровья основной массы учащихся. Усугубляет проблему совокупность воздействия ряда неблагоприятных факторов: ухудшение материального положения многих семей учащихся; неправильно организованное школьное питание и расписание уроков; эмоционально-стрессовые перегрузки; нарушение валеологических принципов в самом педагогическом процессе; гиподинамия; ограничение жизненного пространства в переполненных классах; нарушение внутришкольных санитарнр-гигиенических условий и т. д.

            Крайне высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения. Здоровье школьников социально обусловлено и зависит от таких факторов, как: окружающая среда, наследственность, от условий жизни и воспитания в семье, характера питания, режима двигательной активности и т.д.

           Если учесть, что здоровье на 50% определяется образом жизни, на 20%-экологией, на 20%-наследственностью (которая, в свою очередь зависит от образа жизни и экологии) и только на 10%медицинским обслуживанием, то можно понять, что основное внимание в политики государства и общества должны занимать те ключевые факторы, которые могут привести к сохранению, формированию и укреплению здоровья.[7.237.342.]

             В связи с этим насущной проблемой является восстановление статуса образовательных учреждений, призванных растить физически и психически здоровых граждан, сформировать у учащихся потребность в хорошем здоровье, научить ответственно относится не только к своему здоровью но и к здоровью других людей, а также к сохранению среды обитания.

           Педагогическая стратегия формирования здорового образа жизни должна способствовать самостоятельной выработке убеждений учащегося на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создаются вначале устойчивая мотивация здорового образа жизни, затем валеогатовность и самоконтролируемая активность в созидании своего здоровья. В отличие от общепринятой незыблемой монументальной схемы «знания – умения – навыки» эта поведенческая система мобильна, динамична и легко вписывается в долговременную программу жизнедеятельности.[6.124.167.]

ЛИТЕРАТУРА

  1. Апанасенко Г Л / Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. – СПб.: «Петрополис»,1992.
  2. Баевский Р.М /Вестник АМН СССР. – Т.189,№8
  3. Веселов Н.Г. Социальная педиатрия. Актуальные проблемы. = Уфа, 1992г.
  4. Володько В.Ф. Суть и содержание предстоящей реформы школы.= Мн., 1996.
  5. Билич Г.Л. Назарова Л.В. Основы Валеологии
  6. Татарникова Л.Г. Поздеева М.В. Валеология подростка
  7. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология – «Петроградский и К»
  8. Программа реализации реформы общеобразовательной школы РБ//Учительская    

газета.- (Минск).-1997.-8февраля.

  1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье.[2е издание дополненное, и  

      переработанное] Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.

Краюхина  Светлана Валентиновна воспитатель Чкаловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната    Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниче...

I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»

I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»...

Здоровый образ жизни школьников в современных условиях

Методическая разработка включает в себя комплекс мероприятий, направленных на на предупреждение наиболее часто встречающихся заболеваний у школьников, меры профилактики. Методическая разработка предла...

«Сохранение здоровья школьников в современных условиях развития системы образования»

Физкультурно-оздоровительная работа в современной школе...

Духовно-нравственное здоровье дошкольников в современных условиях качества образования.

Нравственное здоровье ребёнкаЗадачи по формированию нравственного здоровья состоят в том, чтобы:обучать детей общению со взрослыми в духе добра и взаимопонимания;развивать у дошкольников саморег...