Главные вкладки

    Урок биологии 6 класс по теме: грибы
    план-конспект урока биологии (6 класс) по теме

    Урок биологии 6 класс по теме: грибы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, самоанализ и приложения  к уроку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon griby_konspekt_uroka.doc37.5 КБ
    Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc25 КБ
    Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc24.5 КБ
    Microsoft Office document icon samoanaliz.doc31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по теме: Грибы. 6 класс(программа В.В.Пасечник)

    Цель: создать условия для формирования понятия – грибы как самостоятельные представители отдельного царства организмов.

    Задачи:

    - формирование нового биологического понятия;

    - совершенствование умения работы с микроскопом и микропрепаратами;

    - воспитание бережного отношения к представителям царства.

    Оборудование: микроскопы, микропрепараты, проектор, компьютер, учебник.

    Технология: ТРКМ, урок изучение нового знания.

    Ход урока:

    n/n

    учитель

    учащиеся

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    Предлагает видеоряд с изображением  представителей грибов.

    Задает вопрос что это?

    Предлагает загадки и пословицы по теме.

    Фиксируют тему урока.

    СТАДИЯ ВЫЗОВА:

    Предлагает поделиться на группы и ответить на вопрос грибы это….

    (корзина идей) Фиксирует идеи на доске.

    После предлагает заполнить таблицу верю, не верю.(приложение 1)

    СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ:

    Работают с текстом и делают пометки. (приложение 2) (инсерт)

    Спрашивает что нового узнали из текста…

    Формирует понятие грибы, показывает фрагмент о внутреннем строении шляпочного гриба  и предлагает поработать с микроскопом и рассмотреть микроскопические грибы дрожжи.

    Предлагает сформулировать вывод по уроку.

    СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ:

    Предлагает вернуться к таблице верю не верю и сопоставить ответы уже с полученными знаниями.

    Возвращает к началу и первому вопросу  грибы это…? И предлагает сделать окончательный вывод.

    Задает домашнее задание на выбор.

    Смотрят

    Высказывают свои предположения. Формулируют тему урока.

    Обсуждают в группе и предлагают свои идеи

    Заполняют таблицу.

    Работа с текстом.

    Отвечают на вопросы.

    Фиксируют в тетради и работают с микроскопами.

    Формулируют вывод

    Проводят рефлексию по таблице.

    Отвечают на вопрос.

    Выбирают домашнее задание.



    Предварительный просмотр:

    Карточка 1.

             1.Пользуясь рисунком учебника стр. 29, рисунок 25 и 26. , определите географические координаты:

    Лондона

    Владивостока

    2. Пользуясь глобусом, определите какие объекты имеют географические координаты 78 с.ш. и 104 в.д.

    Карточка 2.

    1. Пользуясь рисунком учебника стр. 29, рисунок 25 и 26. , определите географические координаты:

    Санкт-Петербурга

    Мыса Игольного

    2. Пользуясь глобусом, определите какие объекты имеют географические координаты 35  ю.ш. и 20 в.д.

    Карточка 3.

    1. Пользуясь рисунком учебника стр. 29, рисунок 25 и 26. , определите географические координаты:

    Москвы

    Мыса Мирного

    2. Пользуясь глобусом, определите какие объекты имеют географические координаты  66 с.ш. и 170 з.д.

    Карточка 4.

             1.Пользуясь рисунком учебника стр. 29, рисунок 25 и 26. , определите географические координаты:

    Мыса Челюскина

    Москвы

    2. Пользуясь глобусом, определите какие объекты имеют географические координаты 52 с.ш. и 0 д.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 2

    Грибы — это довольно многочисленная группа живых организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов. Традиционно грибы относили к растениям. Но в настоящее время они выделены в отдельное — третье — царство живых организмов.

    Грибы сочетают в себе признаки как растений, так и животных. Основное отличие грибов от растений состоит в том, что они не способны к фотосинтезу. Это гетеротрофные организмы. Грибы произрастают всюду — в поле и в лесу, в пустынях и в горах, в почве и в воде. Споры грибов есть в воздухе, они встречаются даже на расстоянии 10 км от поверхности Земли.

    Телом гриба является грибница, или мицелий, состоящий из грибных нитей — гифов.

    У низших грибов мицелий лишен перегородок и представляет собой одну гигантскую разветвленную клетку. Некоторые микроскопические грибы состоят из одной клетки и мицелия не имеют. Например, дрожжи.

    У высших грибов мицелий многоклеточный, а плотно сплетенные гифы образуют плодовое тело, в котором созревают споры. Грибы размножаются спорами. Споры разнообразны по форме и размеру. Шляпочные грибы являются представителями высших грибов. Их грибница растет с весны до  осени и вырастает за это время на 10 — 30 см. Грибница залегает в почве на глубине 6-12 см. За сезон грибница дает  несколько плодовых тел. Плодовые тела шляпочных грибов — ценные питательные продукты.

    По форме и окраске плодовые тела шляпочных грибов очень разнообразны и весьма причудливы. Особенно много таких грибов в тропических лесах.

    Некоторые грибы приспособились к совместному проживанию с другими организмами (симбиозу) растениями или животными. Микориза — широко распространенный в природе симбиоз гриба и растения. Кроме сожительства с растениями известны и формы сожительства грибов с насекомыми. Примером могут служить бразильские муравьи и термиты, которые разводят грибы, подобно тому как человек разводит шампиньоны. В других случаях грибы постоянно присутствуют в теле насекомого, не причиняя вреда.

    Грибы являются возбудителями многих болезней у растений и животных. К ним в первую очередь относят головневый гриб, поражающий зерна злаков, паршу яблони, груши, картофеля и многих других паразитов.

    Некоторые грибы вызывают заболевания животных и человека.

    Особую группу среди грибов представляют хищные грибы. Некоторые виды хищных грибов могут поражать простейших животных.

    Некоторые грибы светятся, например опенок.

    Помимо пенициллина из грибов были выделены многие антибиотики. С помощью грибов получают некоторые витамины.

    Самым ядовитым грибом является бледная поганка.



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ урока: данный урок является первым в теме.

    Цель урока: создать условия для формирования понятия грибы как самостоятельные представители отдельного царства.

    Урок изучения нового знания – тип урока.

    Урок построен по технологии развития критического мышления.

    Для формулирования темы урока учащимся был предложен видео ряд, просмотрев который нужно было понять, что это? УЧАЩИЕСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА – ГРИБЫ.

    Для достижения цели урока использовала технологию ТРКМ. Считаю, что все этапы я выдержала.

    На первом этапе вызова использовался прием корзина идей: учащиеся отвечая на вопрос предлагают свои идеи, которые фиксируются на доске.

    Далее предлагается таблица верю-не верю.

    На втором этапе осмысления при работе с текстом используется прием инсерт – учащиеся читают текст и делают пометки.

    На третьем этапе – рефлексии возвращаются к таблице верю-не верю.

    Домашнее задание предлагается на выбор.

            В ходе урока предусмотрена смена деятельности учащихся, что положительно отражается на здоровье.(просмотр видеоряда, работа с текстом, практическая работа с микроскопами ).

    Используется принцип доступности и научности.

    Соблюдаются особенности подросткового возраста.

    Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цель, проводят рефлексию в конце урока.  

    Совершенствуется умения работы с микроскопом.

    В ходе урока использовано несколько информационных источников: видеоряд, статья из справочника по биологии, микропрепараты, цифровые ресурсы.

    В качестве источника получения знаний мной использовались словесные, наглядные и практические методы.

    СЛОВЕСНЫЕ – для актуализации знаний на этапе формулирования темы и работе с текстом;

    ПРАКТИЧЕСКИЕ – на этапе осмысления при работе с микроскопом;

    НАГЛЯДНЫЕ – на этапе формулирования темы урока – видео ряд и на этапе осмысления – видео ресурс;

    ДЕДУКТИВНЫЙ – работа с текстом;

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ – работа с текстом;

    Для активизации познавательной деятельности использовала исследовательский метод, когда учащиеся должны были работать с текстом и микроскопом и выбрать информацию. Учащиеся справились.

    В ходе урока использовала различные формы:

    На начало урока использовала фронтальную беседу; на этапе осмысления – групповая работа с микроскопами, так как она является оптимальной для данного содержания урока. В ходе урока мной была предусмотрена смена деятельности, что позволило мне не допустить перенапряжения учащихся.

    Содержание урока отработано мной в соответствии с программой и задачами темы, с учетом возрастных особенностей детей данного класса и предполагаемыми мною возможностей.

    Эффективности работы на уроке способствовало и соблюдение мною принципов обучения, воспитания и развития:

    - для определения содержания урока я руководствовалась принципом сознательности и активности, мне удалось связать ранее изученный материал с новым(все организмы состоят из клеток и тканей и имеют особенности в зависимости от среды обитания).

    - для организации успешной поисковой деятельности учащихся руководствовалась принципом наглядности; представляя мультимедиа ресурс на этапе вызова и осмысления;

    - принципом систематичности и последовательности повторяя ранее изученное перешла к новому материалу;

    - принципом прочности – сначала формировала интерес к вопросу через видео ряд, потом добавляла отношение и только тогда предлагала приступить к поиску решения;

    - принципом связи с практикой – для использования грибов в народном хозяйстве;

    Средствами обучения на уроке были мультимедиа ресурсы и текст из справочника по биологии.

    Оптимальный результат урока выразился в хорошем качестве знаний и умений(нашли клетки дрожжей) и определили особенности грибов.

    Объем материала соответствовал программным требованиям.

    Считаю, что при изложении материала присутствовала логика, последовательность, высказывания были эмоциональными.

    На уроке я использовала компетентностно-ориентированный подход: личнопрактикоориентированное обучение я подразумевала при постановке цели, выборе содержания, форм и методов, которые я использовала на уроке. Считаю, что мне это удалось.

    В ходе урока я формировала у учащихся:

    - коммуникативные компетентности (умение организовать работу в группе)

    - информационные(умение работать с текстом и выбрать нужную информацию)

    - учебно-познавательные(умение ставить цель, найти ответ на вопрос, провести рефлексию, дать оценку себе и товарищу)

    - общекультурные (при работе в группе слушали и принимали точки зрения всех).

    Компетентностное обучение считаю, применила при постановке вопроса и готовности найти решение с использованием принципа научного мышления:

    ДОКАЗАЛИ, ЧТО ГРИБЫ ЭТО ОРГАНИЗМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЦАРСТВА.

    При использовании на уроке мультимедиа ресурсов соблюдала нормы САНПинов. Считаю, что мультимедиа ресурсы были использованы уместно и дали свои плодотворные результаты, т.к. внимание детей было сосредоточено на проникновении во внутрь организма, что невозможно представить другими средствами.

    В ходе урока я управляла деятельностью детей, считаю что мне это удалось.

    Новое знание открыто, содержание урока грамотно отработано мной под цель и способствовало развитию специальных биологических понятий и обще-культурных навыков учащихся.

    Считаю, что я цели урока достигла.

    По моему мнению, урок по результативности был проведен на высоком уровне.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий урока по биологии в 5 классе на тему "Грибы"

    Цель урока   Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностяхстроения и жизнедеятельности грибов. Задачи урокаОбучающие:  Систематизировать знания учащихся по тем...

    Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Грибы-паразиты"

    Тема: «Грибы – паразиты»Цель: изучить строение грибов-паразитов.Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.Личностные УУД: формируется познавательная самостоятель...

    Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме "Грибы-паразиты"

    Тема: «Грибы – паразиты»Цель: изучить строение грибов-паразитов.Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.Личностные УУД: формируется познавательная самостоятель...

    Конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Грибы"

    Конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Грибы"...

    Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Грибы-паразиты"

     Презентация знакомит с грибами - паразитами. Грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счёт, нанося им большой вред.   На растениях паразитируют около 10 ты...

    Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,

    Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,.  Урок проводится в кабинете биологии с использованием ...

    Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

    Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...